"Как проводить пальчиковые речевые игры"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Как проводить пальчиковые речевые игры"
Автор: Антонова Елена Павловна
Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игрыНа всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи — до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук. Кисть руки — орган речи.Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой. Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.4. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.5. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.Итак, речь ребёнка совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее от — пальцев. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита речь.Можно использовать следующие игры, сопровождающиеся стихами:Игры со счетными палочками, развивающие внимание, воображение, знакомящие с геометрическими фигурами и понятием симметрии.Выкладывание букв из различных материалов (мозаика, семена, орехи, пуговицы, веточки и др.).Игры с пластилином.Игры с бумагой.Игры с шестигранными карандашами, крупой, бусами, орехами.Игры-манипуляции («Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока»), Сюжетные пальчиковые упражнения («Распускается цветок»);Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой (с произношением звуков).Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук («Моем руки под струей горячей воды»).Театр в руке («Сказка» — дети обыгрывают персонаж сказки).Рекомендации по проведению пальчиковых игр:— перед игрой с ребенком необходимо обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;— выполнять упражнения следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой;— при повторных проведениях игры дети нередко начинают производить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;— выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша;— не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре;— вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений, поэтому отрабатываются движения постепенно и пассивно, с помощью взрослых;— никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру;