Развитие коммуникативной компетентности учащихся через художественные чтения


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие коммуникативной компетентности учащихся через художественные чтения
Автор: Гуляева Алина Ивановна

Развитие коммуникативной компетентности учащихся через художественные чтенияВ наше время по ФГОС востребована личность, обладающая креативностью, умеющая творчески решать задачи, с которыми сталкивается в жизни. Для этого требуется овладение коммуникативной компетентностью, потому что многие задачи решаются только в процессе общения. Под компетентностью понимается способность, необходимая для эффективного выполнения конкретных действий и достижения требуемого результата в конкретной области деятельности. Компетентность включает специальные знания, навыки, способы мышления, а также принятие ответственности за свои действия.Коммуникативная компетентность трактуется как овладение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения.Актуальность деятельности по формированию коммуникативной компетентности учащихся обусловлена результатами диагностики, которые показывают, что ученики не всегда умеют чётко выразить мысль, их речь недостаточно выразительна, образна. Есть проблемы в ведении диалога (в умении строить высказывание, использовать аргументы и пр.). Одним из способов преодоления данной проблемы может стать развитие коммуникативной компетентности учащихся путем организации и проведения художественных литературных чтений. Таким образом, целью педагогической деятельности является организация и проведение литературных чтений для формирования у учащихся коммуникативной компетентности.Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:
  • усиление интереса к предмету Родной язык и литература и к овладению коммуникативной культурой;
  • обучение детей результативному общению и техникам результативного общения для решения познавательных и других жизненных задач;
  • формирование необходимых знаний по предмету, овладение понятиями «Стили и типы речи», «Средства языковой выразительности» и др.;
  • формирование компетенций: выслушивать и принимать взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать на публике, самовыражать себя в литературном произведении;
  • формирование сценического мастерства, умения придавать образ персонажам.
  • Для решения этих задач используются технологии, направленные на развитие у детей коммуникативных компетенций. Это система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека. В соответствии с концептуальными положениями данной системы, знание формируется через общение, а общение – через знание; урок литературы – это общение, а не просто работа, это совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении. Изучение материала осуществляется через создание проблемных ситуаций («деталь»- «вопрос»- «проблема»), ответ на поставленные проблемы организуется в форме коллективного поиска, раскрепощённого обсуждения, дискуссии.Художественное чтение – публичное исполнение произведений литературы (стихов, прозы, а также публицистики), драматических отрывков. Устным творчеством поэтов-импровизаторов славилась античная Греция. Искусство декламации культивировалось в Древнем Риме. Так, например, в эпоху Французской революции 1848 актриса Рашель прославилась исполнением «Марсельезы». Её традиции продолжала актриса Агар. В жанре Х. ч. выступали выдающиеся западно-европейские актёры — братья Коклен, В. Дежазе (Франция), И. Кайнц (Германия), Г. Ирвинг (Англия) и др. Выразительное устное слово составляло основу искусства якутских олонхосутов. Особое место занимают авторские чтения. Замечательными исполнителями своих произведений в были А.Е.КулаковскийОксокулээх Олоксой, А.И.СофроновАлампа, П.А.СлепцовОйунский и др. Основоположниками профессионального искусства были якутские сказочники, певцы, олонхосуты. Большой популярностью пользовались выступления импровизатора-олонхосута И.Н.ВинокуроваТабаахырова. Все направления внеурочной деятельности связаны с темой моей работы и способствуют достижению поставленных целей – приобретению опыта речевой деятельности. Вся внеурочная деятельность по родному языку и литературе направлена на развитие познавательной мотивации к родному языку и литературе. Являясь неотъемлемой частью учебного процесса, внеурочная деятельность способствует решению поставленных задач в моей работе по формированию языковых, лингвистических, коммуникативных компетентностей.Приобщение и обучение родному языку является важной составляющей частью процесса обучения и воспитания. Для повышения интереса к изучению родного языка и литературы я в своей работе использую технологию педагогических мастерских, элементы развивающего обучения на уроках родного языка и литературы и использование ИКТ.Постановка спектаклей, художественной композиции – это один из главных методов стимулирования творческой активности детей и повышения мотивации речевого общения. Правильно организованное развивающее пространство прекрасно способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию детей.Как показали результаты работы, занятия художественным чтением делают жизнь детей в школе более эмоциональной и привлекательной, дают возможность почувствовать уверенность в своих силах, раскрепоститься.Таким образом, художественно – театральная речь позволяет формировать опыт нравственного поведения и умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Занятия устным художественным чтением ликвидируют болезненные переживания, связанные с дефектами речи, укрепляют психическое здоровье, способствуют улучшению социальной адаптации.Гуляева Алина Ивановна, учитель родного языка и литературы МБОО «ТуораКюельская СОШ имени Ивана Николаевича Гуляева». Таттинский улус.