Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках якутского языка на основе использования изобразительно- выразительных средств «Өй- Сүрэх мөккүөрэ»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках якутского языка на основе использования изобразительно- выразительных средств «Өй- Сүрэх мөккүөрэ»
Автор: Павлова Вера Дмитриевна

Министерство Республики Саха (Якутия)Таттинское управление улусного образованияМБОО «Туора-Кюельская средняя общеобразовательная школа имени Ивана Николаевича Гуляева»Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках якутского языка на основе использования изобразительно- выразительных средств «Өй- Сүрэх мөккүөрэ» Автор: учитель якутского языка и литературы Павлова Вера Дмитриевна2018 Родной язык – это основа развития интеллекта, формирования духовных и нравственных качеств. Родной язык служит средством не только общения, но и познания, развития мышления, становления творческой личности. Человек становится личностью в процессе воспитания через воздействие родного языка, обычаев и традиций своего народа. Язык родного народа – живой родник, питающий духовные запросы растущего человека. Сегодня все реальнее подвижники духовности подчеркивают о приоритетном значении родного языка в становлении человека как личности, ибо только через родной язык можно пробудить в человеке естественные природные силы, могущие способствовать самоидентификации его потенциальных возможностей. На сегодняшний день в преподавании родного языка становятся актуальными такие задачи, как расширение образовательной среды; повышение интереса к народному искусству, традициям и обычаям; создание условий для непосредственного общения и преемственности поколений.Приобщение и обучение родному языку является важной составляющей частью процесса обучения и воспитания. Для повышения интереса к изучению родного языка и литературы в своей работе использую технологию педагогических мастерских, технологию развивающего обучения, игровую технологию, элементы олонхо и использование ИКТ. Для эффективной реализации обучения родному языку и литературе с 2016-2017 учебного года в урочной и внеурочной деятельности используется авторская технология проблемно-диалогического обучения на уроках якутского языка на основе использования изобразительно - выразительных средств в устной и письменной речи как эффективный способ развития учащихся «Өй - Сүрэх мөккүөрэ».Классики якутской литературы Алексей Елисеевич Кулаковский и Анемподист Иванович Софронов в своих бессмертных произведениях «Өй – Сүрэх мөккүөрэ» и «Дьол икки Сор икки» передали образ якутского человека, обладающего способностью к философскому мышлению, умеющему выразительно и метко излагать свои мысли. На мой взгляд в современном образовании важно учить ребят видеть красоту, образность родного языка в художественных текстах. Ведь не секрет, что у ребят мало читающих, но часами бороздящих просторы Интернета, речь скудная и бедная. Сообщения, которыми они обмениваются краткие и изуродованные. А уроки родного языка и литературы, внеклассные мероприятия по предмету (предметная неделя, театральные постановки, художественное чтение, конкурсы «Куолу») зачастую единственная возможность услышать грамотную правильную речь.Актуальность и перспективность опыта определяется не только изменениями, происходящими в последнее время в системе образования, но и необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся.Ведущей идеей моей педагогической деятельности является выявление и создание условий для развития учащихся (овладение знаниями, навыками, умениями, развитие мыслительных и творческих способностей, познавательной мотивации) через внедрение в педагогическую практику методики проблемно-диалогического обучения.Концептуальность опыта заключается в создании системы проблемных задач и ситуаций, обучающих тренингов по отработке навыков решения проблемных задач, разработке алгоритма подачи нового материала. Диалогическое взаимодействие рассматривается не как поочерёдный обмен информацией, а как совместный поиск верного решения проблемы, и поэтому предполагает уважительное отношение к мнению любого из его участников. Соотнесение и взаимное дополнение различных точек зрения на пути к правильному выводу и является целью проблемного диалога.Своеобразие и новизна опытаПроблемно-диалогический подход воздействует на все компоненты системы образования (образовательные и воспитательные цели обучения, содержание обучения, методы и приемы технологии обучения), способствуя созданию благоприятной для школьника обучающей и воспитывающей среды. Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках якутского языка на основе использования изобразительно- выразительных средств «Өй- Сүрэх мөккүөрэ» способствует эффективному развитию устной и письменной речи учащихся. Создание системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией на речевое развитие с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов. Современный педагог – не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребёнок учится, как проходит его становление. Он стремится путём размышлений, поиска, анализа жизненного и духовного опыта совершенствовать методы и приемы, применяемые в педагогической практике.Современное общество ставит перед учителем задачу развития личностно-значимых качеств школьника, а речь – это как раз тот критерий, по которому судят об образовании, статусе, воспитании человека. Наличие теоретической базы опытаТехнология проблемного диалога разработана психологом Е.Л. Мельниковой на основе исследований проблемы развития эвристического мышления – в контексте психологии мышления и творчества (С.Л. Рубинштейн, Ю.Н. Кулюткин, А.М. Матюшкин, О.К. Тихомиров и др.), проблемного обучения (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, М.И. Махмутов и др.), учебного диалога (В.С. Библер, С.Ю. Курганов, А.А. Леонтьев, В.В. Давыдов и др.).Стержень проблемного диалога – диалогическое взаимодействие субъектов при выявлении проблемных ситуаций (когда ученики обнаруживают дефицит своих знаний и желание преодолеть возникающее в процессе учебной деятельности противоречие) и при их разрешении.Чтобы внедрить в практику данную технологию обучения, необходимо владеть её теоретическими основами или базовыми понятиями.Система педагогических фактов и условий, влияющих на достижение цели.Наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:Проблемная ситуация - проблема - поиск способов ее решения - решение проблемы.Полный цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов: - возникновение проблемной ситуации, - осознание сущности затруднения и постановка проблемы, - нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы, - доказательство гипотезы, - проверка правильности решения проблем.Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. Это значит, что ученик проходит четыре этапа творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализация продукта – на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний. С чего же начинается постановка проблемы на уроке? С проблемной ситуации. Что же такое проблемная ситуация?Проблемная ситуация –  это средство организации проблемного обучения, начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности. Оптимальность и эффективность применяемой технологииДля определения эффективности внедряемой технологии проблемно-диалогического обучения на уроках якутского языка на основе использования изобразительно- выразительных средств в устной и письменной речи как эффективного способа развития учащихся «Өй - Сүрэх мөккүөрэ» было разработано и проведено в 5 классе (2016-2017 уч.г.), а затем в 6 классе (2017-2018 уч.г.) две формы диагностики:Диагностика № 1. «Способность ученика действовать в условиях проблемной ситуации».Цель диагностики: – проследить за действиями учащихся в условиях проблемной ситуации;– выявить, на каком уровне (не обнаруживает, обнаруживает удовлетворительно, обнаруживает хорошо) обнаруживает учащийся проблему, может ли найти путь решения проблемной задачи. При этом учитывается самостоятельность этих действий. Для этой диагностики даны четыре проблемные ситуации из разных учебных дисциплин (якутский язык, литература). После проведения данного исследования выяснилось, что большинство учащихся сразу же замечают проблемную ситуацию, многие самостоятельно осознают существующую в ней проблему. Диагностика № 2. «Отношение учащихся к учению». Цель диагностики:- через анкетирование учащихся выяснить эмоциональное отношение детей к учебе, характер возникающих трудностей в учении, а также отношение учащихся к этим трудностям. Анализ второй диагностики показал, что у детей повысился интерес к новым знаниям, исчез страх перед преодолением трудностей, усилилось желание самостоятельного поиска разных подходов к выполнению заданий.Таким образом, результаты двух исследований показали, что дети способны видеть и воспринимать проблемные ситуации самостоятельно, но нуждаются в помощи и руководстве по освоению модели поведения в проблемной ситуации, повысился интерес к приобретению новых знаний.Технология проблемно - диалогического обучения на уроках якутского языка на основе использования изобразительно- выразительных средств в устной и письменной речи «Өй - Сүрэх мөккүөрэ» является здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.Результативность опытаОбобщая работу по использованию технологии проблемно-диалогического обучения на уроках якутского языка на основе использования изобразительно- выразительных средств в устной и письменной речи «Өй - Сүрэх мөккүөрэ», могу сделать вывод, что отношение детей к изучаемому предмету изменилось в лучшую сторону: - для основной части учащихся характерно положительное отношение к предмету; - у многих появилась положительная реакция не только на новый материал (новизна эта относится и к практической, и к теоретической части), но и на способ решения новой задачи; - на уроке формируется благоприятный психологический климат, позволяющий ученикам свободнее и увереннее чувствовать себя на уроке; - ученики с увлечением включаются в работу, охватывая все большие объемы материала; - отмечается повышение качества знаний учащихся (при 100% успеваемости); - развиваются творческие способности.На уроках царит атмосфера сотрудничества. В результате дети открывают и осваивают «новое знание». Благодаря проблемному диалогу, на уроке нет пассивных, все думают и выражают свои мысли. Диалог приводит к интенсивному развитию речи. Решение одной и той же задачи разными группами детей позволяет сопоставлять и критически оценивать работу, рождает взаимный интерес к работе друг друга. Роль учителя превратилась в роль наставника, который разделяет общую ответственность за результат, и он по праву является равноправным участником диалога. Стараюсь, чтобы каждый на уроке был услышан.Самое главное - это стремление идти в ногу со временем, строить свою педагогическую деятельность так, чтобы урок отвечал не только современным требования, но и запросам образовательной среды, в частности, запросам учеников. Ведь диалог выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но и становится приоритетным принципом образовательного процесса.