"Компетентностный подход в оценке качества образования"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Компетентностный подход в оценке качества образования"
Автор: Мартемьянова Елена Валерьевна

Компетентностный подход в оценке качества образования.Вопрос качества получаемого образования всегда являлся одним из важнейших вопрос педагогики. В 21 веке его роль возросла еще больше. что привело к реформированию систем образования во многих странах мира, в том числе и в РФ. Приоритетной задачей государственной политики РФ в области образования является обеспечение высокого качества образования, основанного на фундаментальности знания и развития творческих компетентностей обучающихся в соответствии с потребностями личности, общества и государства, безопасности образовательного процесса и обеспечения здоровья детей при постоянном развитии профессионального потенциала работников образования. В настоящее время "знаниевый" подход, при котором основным критерием качества является освоение обучающимся системы предметных знаний, должен уступить и уступает место деятельностному подходу, при котором во главу угла ставится овладение учащимся различными видами деятельности. Во многих культурах, в том числе и у нас, делался особый акцент на важность приобретения подрастающим поколением навыков, необходимых для функционирования в обществе. В настоящее время при трактовке качества образования приоритеты сместились на способности адаптации в обществе, развитие когнетивных и креативных способностей учащихся, формирования гражданской ответственности, духовности, культуры, здорового образа жизни, самосознания. Качество образования оценивается непосредственно потребителями и заказчиками образовательных услуг, а так же всеми заинтересованными и участвующими в нем сторонами, что делает само понятие комплексным и многогранным. Международные организации, занимающиеся стандартизацией на основе ИСО 9001 приняли следующее определение качества образования: совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. В образовании качество рассматривается с двух сторон: это и результат деятельности, и процесс, направленный на достижении запланированных результатов с учетом внутреннего потенциала и внешних условий объекта. Понятие "качество образования" носит комплексный характер. Диверсификация образования проявляется в значительном расширении объема его содержания в условиях научно-технической революции начала 21 века, введения новых методов обучения и информатизации на всех уровнях образования. В управлении качеством образования диверсификация приводит к необходимости интенсивного развития механизмов управления и увеличения числа факторов, нуждающихся в учете при управлении и влияющих на устойчивость образовательных систем. Интернационализация образования вызвана политическим и экономическим сближением стран мира и требует обеспечения общего образовательного пространства с сохранением позитивных национальных традиций учебных заведений России. Одним из следствий процесса интернационализации стало присоединение России к болонской декларации, для реализации принципов которой потребовалось реформирование системы образования на различных уровнях.В своей педагогической практике я придерживаюсь коммуникативно-деятельного подхода. Качеством образования при данном подходе являются практические навыки учащихся, их компетентности, способности к адаптации в языковой среде, возможности общения (письменного, устного, с использованием ИКТ и современных технических средств), а также способы получения этих знаний, то есть непосредственно сам учебный процесс, который должен быть динамичным, индивидуальным, личностно-ориентированным, целостным, гуманным. Во время обучения мои ученики должны быть заинтересованы как в само процессе получения знаний, так и в результатах, в возможности применить их на практике для удовлетворения коммуникативных, культурных, познавательных личных потребностей. Важной составляющей качества образования является творчество, самореализация, креативный подход, постоянное стремление к совершенствованию навыков. Нельзя забывать о здоровье учащихся. Процесс образования, на мой взгляд, никак не может быть назван качественным, если при его реализации создаются неблагоприятные условия для здоровья учащихся.Оценивание результатов обучения является одним из старейших и неотъемлемых компонентов образовательного процесса. Споры велись и ведутся о формах, методах и системе его проведения. При проверке качества успеваемости необходимо выявлять, как решаются основные задачи обучения, то есть в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, а также способами творческой деятельности. Необходимо учитывать также и стремление ученика к знаниям, его старание, усердие или их отсутствие, а это обуславливает применение всех методов оценивания знаний: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), письменная проверка, поурочный балл, контрольные работы, проверки домашних заданий учащихся. Результаты проверки неизменно находили свое отражение в системе оценок (баллов). На современном этапе развития образования появились и новые средства оценивания результатов обучения. Они во многом носят более активный, индивидуальный, гуманный характер. К подобным средствам относятся, например, программированный контроль, тестирование, эссе. Традиционная система оценки характеризовалась тем, что оценка являлась процессом субъективно-объективного взаимодействия, оценивался конечный результат, оценка производилась дискретно, оценка выражается количественным показателем (баллом), она сфокусирована на отдельном предмете, теме, аспекте, носит фрагментарный характер. В данной системе учитель выступает в роли судьи, контролера, истины в последней инстанции. Оценка жестко структурирована внешними факторами и подчеркивает незнания и неумения учащихся. Суть оценки - демонстрация ошибки. При всем стремлении к объективности, оценивание часто происходит в сравнении в рамках одного класса, группы. Оценка фиксирует конечный результат, а не процесс обучения. одним из главных недостатков, на мой взгляд, является формирование так называемого "иждивенческого" менталитета у учащегося: я буду учить только то, что оценивается, за что ставится оценка. В новом понимание система оценки это процесс субъективно-объективного сотрудничества. В ней оценивается процесс движения к результату, оценка производится непрерывно, а сам результат оценивания количественно-качественная многомерная характеристика учебных достижений. Здесь оценка носит системный, метапредметный характер. Оценивается широта и глубина прикладных (жизненных) навыков, знаний и умений. К лучшему меняется и роль учителя. В новой системе оценивания он выступает не в качестве судьи, а выполняет функции адвоката, консультанта, помощника, взаимодействие учителя и ученика не прерываются в процессе оценки, а напротив продолжаются и поощряются. Сама оценка гибко структурирована и представляет собой открытую систему. Акцент переносится с ошибок на успехи ученика, его достижения, стремление к знаниям, усердие. Суть оценки - предупреждение ошибки и обучение на ошибках. Оценивается и индивидуальная работа и результаты всего класса. группы. Новый подход более гуманный, гибкий, индивидуальный, соответствующий принципам ЗОЖ и здоровье-сберегающих технологий. В ней учащийся занимает не пассивную, а активную позицию. У него появляется возможность выявлять, осознавать свои пробелы в знаниях и совместно с учителем их ликвидировать. В практике преподавания французского языка я стараюсь придерживаться новых средств оценивания результатов обучения. Освоение иностранного языка это длительный процесс. Основной его характеристикой является многогранность, включение в себя множества аспектов, навыков, которые необходимо освоить учащимся. Он ни в коем случае не является линейным. его сложно разделить на отдельные этапы и привязать к жесткой оценки результатов. Качества знаний иностранного языка нельзя оценивать, сравнивая знания одного учащегося языковой группы (класса) с другим. Однако пока пятибальную систему оценки в наших школах никто не отменял. При выставлении оценок, придерживаясь новой системы оценивания знаний, я стараюсь максимально учитывать старание ученика, творческий подход, прогресс в освоении моего предмета, успехи, достижения, полученные практические навыки (сумел объясниться в учебно-бытовой ситуации, правильно ответил, сформулировал свою мысль). Освоение иностранного языка не возможно без ошибок, но на них следует учиться, анализировать их, исправлять, а не делать акцент и выставлять жесткую конечную оценку, тем самым "убивая" в учащемся все желание и надежду выучить французский язык. Более близки мне и современные средства оценивания результатов. например, мы часто пишем эссе, позволяющие активизировать творческие способности учащихся, навыки связно и грамотно выражать свои мысли, доводить их до других участников коммуникации. Тесты помогают мне быстрее и точнее проверить понимание учащимися учебного текста, или аудиозаписи на французском языке, усвоение ими той или иной грамматической темы.Таким образом, современные подходы к оценке качества образования являются более гуманными, всесторонними, комплексными, оценивающими как результат, так и процесс достижения учебного результата. Данные системы позволяют наладить более тесные, партнерские, уважительные отношения между учеником и учителем, стимулируют их к совместной, плодотворной работе, поиску новых путей и подходов к освоению учебного материала. Они имеют ярко-выраженный личностно-ориентированный, индивидуальный подход к учащимся.Литература:1) Курс лекций "Педкампус" Московская Академия профессиональных компетенций.2) Аксентова С.М., Андреева В.В., Аникин В.Ю.: "Внутренняя система оценки качества образовани.