"Технология проблемного обучения как средство развития личности на уроках географии"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Технология проблемного обучения как средство развития личности на уроках географии"
Автор: Пояскова Наталья Геннадьевна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кувак-Никольское
Технология проблемного обучения как средство развития личности на уроках географии
Подготовила учитель географии
Пояскова Н.Г.
с. Кувак-Никольское, 2018 г.
Основной принцип моей профессиональной деятельности заключается в том, чтобы научить ребенка учиться. Чтобы он не привыкал получать знания в готовом виде, а приучался добывать их сам, и это было бы для него увлекательно и интересно. Это чётко отражено в ФГОС, по которому я работаю 3 года.
В условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации; творчески решать возникающие проблемы; применять на практике полученные знания, умения и навыки. Технология обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность.
Поэтому на уроках географии я применяю проблемный метод обучения, способствующий развитию познавательного интереса, формированию глубоких и прочных знаний. При этом формируется творческая личность, умеющая искать и находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, способная к саморазвитию. Проблемный метод позволяет ребёнку решать поставленную проблему своим путём, своим темпом, при необходимости сопоставлять свою точку зрения с одноклассниками или даже изменить её.
Что же такое проблемная ситуация?
Проблемная ситуация – психологическое состояние умственного затруднения ученика при решении учебной проблемы или вопроса, поставленного учителем. Перед учащимися ставится определенная проблема, сформулированная учителем или самими учащимися, которую они должны осмыслить, самостоятельно найти способы ее решения. Включение учащихся в ходе проблемного занятия в формулирование проблемы, выдвижение гипотез по ее решению углубляет интерес к самостоятельному процессу познания, процессу открытия истины:
факт –> гипотеза –> теория –>знание (истина).
Он оказывается в положении исследователя (гидролога, климатолога, почвоведа), вырабатывает мышление свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности. Проблемные задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих учеников.
В обучении географии использую несколько видов проблемных или творческих заданий.
Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса). Так, в начальном курсе физической географии учащиеся усваивают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем тепла больше, и наоборот. В следующем курсе при изучении Африки они узнают, что в тропическом поясе летние температуры (+32 С) выше, чем в экваториальном (+24 С). Этот факт вступает в противоречие с ранее усвоенной зависимостью и составляет основу для формулирования проблемного задания: Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше?
Задания на установление многозначных причинно-следственных связей. Особенности объектов и процессов, изучаемых географией, обычно обусловлены комплексом причин и порождают комплекс следствий. При этом учащиеся должны самостоятельно отобрать и применить по-разному широкий круг знаний, в том числе и из других учебных предметов. Задание приобретает проблемный характер, например: Какие изменения наступают в природе в средней полосе России после рубки леса? (Назовите не менее 8-9 следствий).
Задания, требующие понимания диалектических противоречий. В логике такие ситуации называются ситуациями противоположных суждений, например: Какое влияние оказывает большая территория на экономику страны – благоприятствует развитию хозяйства или затрудняет его. Особенность таких видов заданий состоит в том, что они требуют рассуждения по принципу и то, и другое одновременно (а не одно вместо другого), т.е. нужно рекомендовать школьникам не отбрасывать ни одного из утверждений, попытаться обосновать оба.
Задания, в основе которых лежит научная гипотеза, например, о происхождении вечной мерзлоты, об изменении климатов на Земле и др. Раскрывая эту гипотезу, учащимся необходимо высказать свои суждения по ней, обосновать ее научно-практическое значение.
Задания-парадоксы, например: Реки европейской части России и Сибири разливаются один раз в год. Реки же, пересекающие пустыни, - Амударья, Сырдарья, Зеравшан – имеют два паводка в год – весной и летом. Как это можно объяснить?
Несмотря на то, что решение многих реальных проблемных задач требует применения знаний из других учебных предметов, существуют проблемы и сугубо географического характера. Возникнув на уроках географии, они могут перерасти в географическое исследование. Так, изучение темы: Население в 9 классе дало начало исследовательской работе учащихся : Село Кувак-Никольское в зеркале демографических проблем России. Ребята изучили показатели естественного и механического движения населения села, путём социологического опроса и анкетирования выявили причины оттока молодёжи из села. Сделали вывод, что отсутствие социальных гарантий, стремление людей к получению более высоких доходов заставляет жертвовать такими ценностями, как семья и дети. В связи с миграционном оттоком в поисках лучших условий для жизни и естественной убылью населения происходит стремительный процесс вымирания деревень. Исследовательскую деятельность учащихся применяю и в классном руководстве. Работа Борковой Н. Дитя поля славы помогла родственникам нашего земляка, которого считали пропавшим без вести, найти место его захоронения в Голландии. Данная исследовательская работа подтолкнула ребят к тому, чтоб как можно больше узнать о Голландии. Таким образом, в моей образовательной деятельности реализуется и краеведческий подход, который направлен на развитие личности в условиях национально-региональных традиций, воспитание гражданственности, патриотизма, экологической культуры личности. Работы моих учеников занимали призовые места в региональных и муниципальных конкурсах научно-исследовательских работ Старт в науку и Земля родная.
Через технологию проблемного обучения осуществляю развитие навыков проектной деятельности, которую организую на основе самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся с различными источниками географической информации: картами, статистическими материалами, справочной и научно-популярной литературой. Проект учащихся 7 класса Семиклассный остров в 2013 г принял участие во Всероссийском фестивале педагогических идей Открытый урок (Презентация к уроку) и был признан лауреатом конкурса. В 2014 г. мы стали победителями с проектом Путешествие по Атлантическому океану. Также в своей работе применяю метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).
На конкурсном уроке был представлен фрагмент работы с кейсами путём метода разбора деловой информации. При этом необходимо было отобрать нужную информацию, характеризующую только горную или только равнинную реки для достижения поставленной цели: Какая существует взаимосвязь между рельефом местности и характером течения реки?
При изучении спорных территориальных вопросов, этнических споров, экологических проблем в старших классах применяю кейс-стади (анализ конкретных учебных ситуаций). Систематически на таких уроках использую материалы из газет, журналов, книг. По этим материалам организуется работа по группам, парам или индивидуальная, а затем проходит коллективное обсуждение вопросов.
Метод активного проблемно – ситуационного анализа ориентирует на выявление ключевых проблем, решение практических задач, улучшает владение теорией, развивает коммуникативные навыки, аналитическое мышление. У учащихся формируются экспертные умения и навыки.
Исходя из результатов, полученных после проведения проблемных уроков, можно выделить следующие критерии постановки проблемы на уроке:
1) эмоциональная окраска самого материала и формы его подачи, постоянное стремление вызвать у школьника сопутствующие материалу эмоции, впоследствии переходящие в устойчивые чувства, которые во многом определяют наличие интереса;
2) опора на опыт и имеющиеся у ученика знания и умения для того, чтобы проблема стала для него не только учебной, но и реально значимой;
3) творческий подход учителя к постановке проблемы, а также развитие творческого мышления учащихся (т.е. умения найти выход в нестандартных ситуациях).
4) учет возрастных и психологических особенностей учащихся при моделировании проблемной ситуации.
Такой подход к обучению даёт положительные результаты: мои ученики участвуют во всех предметных олимпиадах. Являются призёрами и победителями муниципальных олимпиад по географии и географии Пензенского края. Многие мои выпускники являются студентами различных Пензенских ВУЗов факультета экологии. И нет большей награды для меня, чем успехи моих учеников.
Проблемное обучение способствует развитию самостоятельности и активности школьников, что, в свою очередь, позволит им стать конкурентоспособными во взрослой жизни. Умение искать и находить пути решения возникающих проблем – одно из качеств успешной личности .
Список литературы:
1. Андреева Е.Ю. Проблемное обучение в географии // География в школе,
1999, № 7.
2. Панчешникова Л.М. Методика обучения географии в средней школе. –
М.: Просвещение,1983.
3. Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней
школе. –М.: Просвещение, 1991.
4. Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе. – М.: АСТ: Астрель,
2007.