«Использование технологии мнемотехника в развитии связной речи детей 6-7 лет»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование технологии мнемотехника в развитии связной речи детей 6-7 лет»
Автор: Звонова Вероника Сергеевна

«Использование технологии мнемотехника в развитии связной речи детей 6-7 лет»“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. К.Д.УшинскийЧТО ТАКОЕ МНЕМОТЕХНИКА?Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже - техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины - матери девяти муз.Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается не запоминаемой.Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.-МНЕМОНИКА - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.-МНЕМОТЕХНИКА: 1) то же, что мнемоника; 2) цирковой и эстрадный номер, основанный на искусстве запоминания («отгадывание» чисел, предметов, дат и имен). Исполняется двумя артистами при помощи специально разработанного кода.Можно дать и третье определение мнемотехники, которое наиболее точно отображает современную мнемотехнику.-МНЕМОТЕХНИКА - это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.В педагогике и психологии под «МОДЕЛЬЮ» понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства, качества и связи предметов.АКТУАЛЬНОСТЬНе для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.Поэтому передо мной встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.Поэтому тему свою считаю актуальной.Учитывая важность существующей проблемы , я поставила перед собой цель работы: Развитие связной речи, памяти , мышления детей 6-7 лет средствами мнемотехники.Для достижения этой цели поставила следующие задачи : 1.Способствовать развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);3. Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения , использования средств технологии.4. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;5. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.6. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;7. Способствовать развитию мелкой моторики рук; 8. Способствовать формированию целостного восприятия окружающее го мира; 9. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач;
  • Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.
  • При экспериментальном обследовании дошкольников (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова, Д.Б. Эльконин) выяснилось, что многие знания, которые ребёнок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений.В своей работе опиралась на работы Т. В. Большевой (коллаж), Т.В. Воробьевой, (сенсорно-графические схемы) В. П. Глухова, (блоки-квадраты ) Л. Н. Ефименковой (схемы составления рассказа), Т. А. Ткаченко (предметно - схематические модели ).На основании анализа научной литературы выделила следующие подходы в работе с технологией мнемотехника:- Системный - технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания;- Личностный - с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка;- Деятельностный - развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои;- Диалогический - процесс обучения происходит в форме диалога;- Культурологический- ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить;- Информационный - ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире;- Аксиологический - образовательная деятельность основана на идеях гуманистической педагогики, субъект - субъектное взаимодействие с детьми.Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:
  • Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;
  • Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.
  • В дидактике выделены три вида моделей:
  • Предметная модель в виде физической конструкции предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения. Например, план постройки.
  • Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Структура такой модели должна быть подобна главнейшим компонентам изучаемого объекта и тем связям, отношениям, которые становятся предметом познания. Предметно - схематическая модель должна обнаружить эти связи, отчётливо представить их в изолированном, обобщённом виде. Примером простой предметно - схематической модели может служить модель для раскрытия детям понятия о покровительственной окраске, как проявлении связи животного со средой обитания (лист картона определённой расцветки и фигура животного; если их цвета совпадают, то животное не видно).
  • Графические модели - обобщённо передающие разные виды отношений (графики, формулы, схемы). Этот вид моделей используется в школе, хотя последние исследования свидетельствуют о доступности их в детском саду.
  • Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:а) чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;б) ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;в) быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;г) должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель - такая, какую он себе мыслит и представляет;д) не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности;е) нужно создать такую ситуацию, в которой бы дети почувствовали необходимость создания модели, поняли, что без модели им будет трудно.Алгоритм работы с моделью:В работе с опорными схемами можно выделить несколько этапов:
  • этап. Это введение элементов схем, символов.
  • Например, обозначения:
  • цвета:
  • формы:
  • величины:
  • действия:
  • этап. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т.к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области потому что символ универсален.
  • этап. Введение отрицаний.
  • Например,
  • не большой
  • не круглый
  • не съедобный
  • этап. Сочетание символов, «чтения» цепочки символов.
  • этап. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.
  • этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  • этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
  • этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших самостоятельно.
  • МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОТЛИЧАЕТСЯ:- Интегративностью - образовательная деятельность реализуется в нескольких областях - «коммуникация», «познание», «безопасность» и др;- Экономичностью - используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат;- Процессуальностью - развитие ребенка рассматривается как процесс;- Здоровьесбережением - проявляются и реализуются потенции ребенка, исходя из его потребностей и возможностей, ребенок не испытывает давление со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника, тьютера.- Универсальностью - может использоваться педагогами других групп и детских садов;Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и личностном плане доводиться до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно. Я придаю большое значение общению с родителями, т.к. успех воспитания во многом зависит от единства требований, просвещения родителей в вопросах воспитания ребенка. Провожу консультации, беседы по данной теме. Провела педагогическое обследование , составила перспективный план.Таким образом, на основе проделанной работы, я увидела, что , использование мнемотехники расширяет представления детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, обогащает активный словарь, закрепляет навыки словообразования, формирует и совершенствует умения детей использовать в их речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе.