«Готовность ребенка к школьному обучению»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Готовность ребенка к школьному обучению»
Автор: Подъянова Ирина Ивановна
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение города Ростов-на-Дону Детский сад №304
Готовность ребенка к школе
Родительское собрание в подготовительной группе
Выполнила
педагог-психолог:
Подъянова И. И.
г. Ростов-на-Дону
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение г. Ростов-на-Дону Детский сад №304
Готовность ребенка к школе
Родительское собрание в подготовительной группе
Выполнила
педагог-психолог:
Каширова О.В.
г. Ростов-на-Дону
Родительское собрание в подготовительной к школе группе
Готовность ребенка к школе
Дорогие родители! Мы очень рады видеть вас. Начинаем наше собрание. Все познакомились с названием темы – Готовность ребенка к школе. Скоро наши дети пойдут в школу. И каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребёнок как можно лучше был подготовлен к этому событию. Поступление ребёнка в первый класс – это всегда переломный момент в его жизни. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений.
Тест для родителей
Готовы ли вы отдавать своего ребенка в школу?
Готовность родителей определяется умением
- все время поддерживать ребенка;
- сопереживать с ребёнком тяжёлые моменты;
- удержаться от замечаний и претензий;
- относится к ребёнку крайне деликатно;
- много разговаривать, искренне интересоваться мыслями маленького школьника, его чувствами, а не только тем, сделал ли он уроки и что ел на обед;
- относится с уважением к педагогу
Тогда ребенок сможет преодолеть все сложности достаточно быстро и легко.
А что это значит – готовность ребёнка к школе? Давайте сегодня мы все вместе попробуем понять, что это такое и насколько наши дети готовы к школе.
готовность ребенка к школе состоит из нескольких составляющих.
1. Физиологическая
2. Психологическая:
Мотивационная
Коммуникативная
Волевая
Интеллектуальная
Речевая
Рассмотрим одну из них – физиологическая готовность.
Физическое развитие детей также оказывает влияние на школьное обучение. Поэтому двигательная активность, прогулки необходимы ребенку всегда.
Слабые стороны в физиологической готовности
1. Быстрое истощение запаса энергии;
2. Опасность искривления позвоночника;
3. Недостаточно развита мелкая моторика кистей рук
1. Строгое соблюдение режима дня;
2. Дозированные нагрузки;
3. Профилактика сколиоза
Теперь поговорим о психологической готовности.
1. Личностная готовность. Она выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Обычно дети с желанием идут в школу.
В психологии существует такое понятие – мотивация – причина, по которой человек поступает так, а не иначе. Так же и у будущего школьника есть мотивы, по которым он желает идти в школу.
Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (форма, портфель, учебники, тетради, а возможностью получать новые знания, а значит,
развитие познавательных интересов.
Мы в нашей группе также провели исследование на выявление школьной мотивации у наших детей. Получилось, в школу х отят идти из 11 опрошенных 10 человек, или 91 %. Школьная мотивация есть у 8 человек, это 72%.
Важно, чтобы школа привлекала ребенка своей главной деятельностью — учением. Быть школьником для ребенка – это ступенька вверх, к взрослости, да и учеба в школе воспринимается им как ответственное дело. У него появляется круг прав и обязанностей.
Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, ему трудно в школе. Еще хуже, если дети не хотят идти в школу, они вызывают особую тревогу. Нет, не хочу в школу, там двойки ставят, дома ругать будут, Хочу, но боюсь!, Не хочу в школу — там программа трудная и играть будет некогда. Причина такого отношения к школе, как правило, результат ошибок воспитания,
запугивание детей школой, что очень опасно, вредно, особенно по отношению к робким, не уверенным в себе детям (Ты же двух слов связать не умеешь, как ты в школу пойдешь?, Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!).
Намного разумнее — сразу сформировать положительное отношение к школе, к учителю, книге. В присутствии детей ни в коем случае нельзя критиковать школу, учителей, трудную программу. Вообще в детях важно воспитывать положительное отношение к жизни, оптимистический настрой ко всему, в том числе и к школьному обучению. (Не жаловаться в их присутствии на жизнь, на судьбу. Пусть растут счастливыми)
2. А мы переходим к следующему аспекту – эмоционально- волевая готовность. Справляться с эмоциями даже взрослому человеку бывает трудно. Поэтому необходимо воспитывать в детях
эмоциональную устойчивость. Не менее важным является воспитание воли.
Волевой готовности будущего первоклассника должно уделяться серьезное внимание. Ведь его ждет напряженный труд, от него понадобится умение делать не только то, что ему хочется, но то, что требуется. А это не так-то просто, когда так хочется поделиться с товарищами по парте последними важными новостями. Но чтобы делать не только приятное, но и необходимое, нужно волевое усилие, способность управлять своим поведением, своей умственной деятельностью.
К концу дошкольного возраста ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить, реализовать его, проявить определенное усилие в процессе преодоления
препятствия, оценить результат своего волевого действия. Бывает, что ребенок прикладывает усилия воли, чтобы получить вознаграждение, этот прием можно иногда использовать, но не
злоупотреблять им.
3. Есть еще одна составляющая готовности ребенка к школе – интеллектуальная готовность. Что такое интеллект?
Интеллектуальный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, но наиболее важными становятся умения сравнивать, анализировать, обобщать,
делать самостоятельные выводы, достаточно развитые познавательные процессы, речь.
К интеллектуальной готовности относится:
-дифференцированное восприятие;
- аналитическое мышление (способность постижения основных
признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести
образец);
- рациональный подход к действительности (ослабление роли
фантазии);
- логическое запоминание;
- интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных
усилий;
- овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и
применению символов;
- развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных
координаций.
К 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, где он живет; знать имена и отчества своих родных и близких, кем и где они работают; хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках; знать месяцы, дни недели; различать основные виды деревьев, цветов, животных. Он должен ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении.
Если говорить о математике, то o знать прямой и обратный счет до 10 o предыдущие и последующие числа в пределах 10 o геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат,
прямоугольник) – называть, изображать, отличать от других o названия 7 цветов и оттенков;
o уметь по части узнавать целое, находить недостающие элементы, видеть предмет через зашумленное восприятие; o уметь сравнивать числа (понимать какое больше, какое меньше)
o уметь хорошо ориентировался в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди, сзади и т. д.
Игра с пособием Блоками Дьенеша и тремя обручами.
Цель: классификация геометрических фигур по трем свойствам.
Коммуникативная готовность ребенка проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает
способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить. Кроме всего прочего, ребенку необходимо умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками, с учителем, умение общаться в детском обществе, действовать совместно с другими, умение уступать
и защищаться. В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
Речевая готовность заключается в
- умении общаться в диалоге,
- умении задавать вопросы,
- отвечать на вопросы,
- иметь навык пересказа
- обладать довольно обширным словарем,
- обладать основами грамматического строя речи,
- обладать связным высказыванием,
- обладать элементами монологической речи
Обсуждая прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами.
Не довольствуйтесь ответом “да” или “нет”, уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца.
Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их.
Учить грамотно отвечать на поставленные вопросы (простыми и сложными предложениями
Ребёнок собирается в школу, это очень серьёзный и ответственный момент, и без вашей родительской поддержки и помощи никак не обойтись. Любите своих детей, уделяйте им должное внимание, больше общайтесь с ними, обнимайте, беседуйте, выслушивайте, отвечайте на вопросы, поддерживайте их во всём, давайте им понять, что вы – самые лучшие их друзья.