Нетрадиционная техника рисования
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Нетрадиционная техника рисования
Автор: Родина Ирина Сергеевна
Нетрадиционная техника рисования .Ведущими целями дошкольного образования в условиях ФГОС является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.А.И. Сорокина считает родной язык средством общения, выражения и формирования мыслей и, таким образом, он служит «активным, могучим средством всестороннего развития личности ребёнка».Все речевые нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, мешают в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. У большинства дошкольных организаций снимают статус комбинированных и специализированных, а все дети включаются в общеобразовательные сады. Во многом это происходит из-за введения инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с отсутствием во многих ДОУ логопунктов, отмечается рост детей имеющих проблемы в речевом развитии. Низкая осведомленность родителей и нехватка времени, приводит к недооцениванию важностей раннего выявления речевых дефектов и начала своевременного оказания коррекционной помощи.Наблюдая за детьми дошкольного возраста, часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы. Одной из причин задержки речи, как подтверждают современные научные данные, является низкий уровень развития кистевой моторики. Проанализировав рисунки, у детей с нарушением речи, были обнаружены нарушения тонких, дифференцированных движений пальцев, что отрицательно сказывается на овладении техникой рисования. Отмечается ослабление и обеднение зрительных представлений о предмете, трудности в соотнесении воспринятого на слух слова с его зрительным предоставлением. При рисовании тех или иных предметов опускаются, не дорисовываются значимые для их опознания детали. Дети не могут правильно держать карандаш, кисть, регулировать силу нажима. Все это затрудняет полноценную изобразительную деятельность. В целом, у детей с различными речевыми нарушениями из-за несовершенства моторики наблюдается несформированность техники рисования. Практика показала, что включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования даёт им возможность попробовать разнообразные способы передачи изображения, даёт толчок к исследованиям и эксперименту, обогащает знания детей о предметах, материалах, их свойствах и способах применения. Кроме того, развивается сенсорная сфера, эстетическое мировосприятие, совершенствуются графические навыки и умения. Происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизируется самостоятельная мыслительная и речевая деятельность детей.Использование нетрадиционных техник рисования является одним из способов, позволяющих развивать мелкую моторику пальцев рук, что в свою очередь, оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга. В нетрадиционных техниках рисования используют необычные сочетания материалов и инструментов. Технология выполнения таких работ интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, само выражаться.Все этапы изобразительной деятельности сопровождаются речью. Показ, объяснение - основные приёмы, гарантирующие успешное решение изобразительных задач.На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник дети получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развивается воображение, мышление, речь. Дети с удовольствием выполняют задания по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник, ведь эти задания им по силам, и результат своей работы они видят сразу. Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:игра, которая является основным видом деятельности детей;сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребят отправиться в путешествие;просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь персонажу, им важно почувствовать себя значимыми;музыкальное сопровождение. Нетрадиционные техники рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получить забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе, а перечисленные нетрадиционные приемы способствует этому. Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности детей. Благодаря изодеятельности развивается зрительно- двигательная координация, происходит развитие функции руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи. Формированию психофизиологической основы речи способствует совместная деятельность педагога и детей. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности.