Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов УД Обществознание
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов УД Обществознание
Автор: Шеборова Людмила Викторовна
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ЛИПЕЦКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»по профессиям СПО:13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)15.01.25 Станочник (металлообработка)22.01.03 Машинист крана металлургического производства22.01.08 Оператор прокатного производства23.01.09 Машинист локомотиваЛипецк-2018Методические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине ОУД.12Обществознание для профессий:13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)15.01.25 Станочник (металлообработка)22.01.03 Машинист крана металлургического производства22.01.08 Оператор прокатного производства23.01.09 Машинист локомотиваОрганизация-разработчик: ГОБПОУ «ЛПТ»Разработчик: Шеборова Людмила Викторовна, преподаватель ГОБПОУ «Липецкий политехнический техникум»Рассмотрено на заседании ЦК общественно-гуманитарных дисциплинГОБПОУ «Липецкий политехнический техникум»Председатель ЦК______________ Л. В. ШебороваВведениеМетодические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов составлены в соответствии с содержанием рабочей программы учебной дисциплины «Обществознание»для профессий СПО:13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)15.01.25 Станочник (металлообработка)22.01.03 Машинист крана металлургического производства22.01.08 Оператор прокатного производства23.01.09 Машинист локомотива Общий объем времени, отведенный на выполнениесамостоятельной работы, составляет в соответствии с учебным планом и рабочей программой – 85 часов.Методические указания призваны помочь студентам правильно организовать самостоятельную внеаудиторную работу и рационально использовать свое время при овладении содержанием дисциплины «Обществознание», закреплении теоретических знаний и умений. Все задания в методической разработке носят практико-ориентированный характер.Самостоятельная работа направлена на освоение студентами следующих результатов обучения согласно ФГОС СПОпо программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и требованиям рабочей программы учебной дисциплины:личностных:сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;метапредметных:умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;предметных:сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.Методические указания по организации и проведению самостоятельной работы содержат методические рекомендации для студентов по конкретным видам самостоятельной работы, критерии оценки выполнения заданий, задания внеаудиторной самостоятельной работы по каждой теме учебной дисциплины.Виды самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Обществознание»Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.Подготовка опорного конспекта. Выполнение практических заданий.Написание и защита доклада; подготовка к сообщению или беседе на занятии по заданной преподавателем теме (с учетом использования Интернет-ресурсов).Выполнение творческих заданий (написание эссе, создание презентаций, кроссвордов).Выполнение индивидуальных проектов.Составление и разработка словаря (глоссария).Работа со справочной литературой.Подготовка к контрольным работам, дифференцированному зачету.Методические рекомендации по выполнению различных видов заданий самостоятельной работы:1. Подготовка конспектаИнструкция по выполнению самостоятельной работы Хорошо составленный конспект помогает усвоить материал. В конспекте кратко излагается основная сущность учебного материала, приводятся необходимые обоснования, табличные данные, схемы, эскизы, расчеты и т.п. Конспект целесообразно составлять целиком на тему. При этом имеется возможность всегда дополнять составленный конспект выписками из журналов, газет, статей, новых учебников, брошюр по обмену опытом, данных из Интернета и других источников. Таким образом, конспект становится сборником необходимых материалов, куда обучающийся вносит всё новое, что он изучил, узнал. Такие конспекты представляют, большую ценность при подготовке к урокам. 1. Первичное ознакомление с материалом изучаемой темы по тексту учебника, дополнительной литературе. 2. Выделение главного в изучаемом материале, составление обычных кратких записей. 3. Составление опорного конспекта. Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:- «5» Полнота использования учебного материала. Объём конспекта – 1 тетрадная страница на один раздел. Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, схем, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Самостоятельность при составлении. -«4» Использование учебного материала не полное. Объём конспекта – 1 тетрадная страница на один раздел. Не достаточно логично изложено (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, схем, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Самостоятельность при составлении. -«3» Использование учебного материала не полное. Объём конспекта – менее одной тетрадной страницы на один раздел. Не достаточно логично изложено (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Самостоятельность при составлении. Не разборчивый почерк. -«2» Использование учебного материала не полное. Объём конспекта – менее одной тетрадной страницы на один раздел. Отсутствуют схемы, количество смысловых связей между понятиями. Отсутствует наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Допущены ошибки терминологические и орфографические. Не самостоятельность при составлении. Не разборчивый почерк. 2. Составить таблицу Инструкция по выполнению самостоятельной работы Внимательно прочитать текст лекции или соответствующий параграф учебника. Продумать «конструкцию» таблицы, расположение порядковых номеров, терминов, примеров и пояснений (и прочего). Начертить таблицу и заполнить ее графы необходимым содержимым. Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:-«Отлично» выставляется в случае, если таблица выполнена аккуратно, все термины и определения записаны понятно и правильно.-«Хорошо» выставляется в случае, если таблица содержит 1-2 неточности или недостаточно полно раскрыта тема. -«Удовлетворительно» - в случае, если таблица выполнена неаккуратно, примеры приведены с многочисленными неточностями. -«Неудовлетворительно» - таблица выполнена небрежно, примеры с ошибками, названия неполные. 3.Подготовка презентации на темуРекомендации к содержанию презентации. По содержанию На слайдах презентации не пишется весь тот текст, который произносит докладчик (во-первых, в этом случае сам факт произнесения доклада теряет смысл, так как аудитория обычно умеет читать, а во-вторых, длинный текст на слайде плохо воспринимается и только мешает слушанию и пониманию смысла). Текст на слайде должен содержать только ключевые фразы (слова), которые докладчик развивает и комментирует устно. Если презентация является основой устного доклада, то по европейским и американским правилам второй слайд должен содержать краткое перечисление всех основных вопросов, которые будут рассмотрены в докладе. Это нечасто встречается у нас даже на «взрослых» конференциях, но практика показывает, что правило – чрезвычайно полезное: дисциплинирует докладчика, концентрирует внимание слушателей, а, кроме того, во время создания такого слайда от автора требуется очень четко выделить и сформулировать ключевые проблемы доклада. Если презентация имеет характер игры, викторины, или какой-либо другой, который требует активного участия аудитории, то на каждом слайде должен быть текст только одного шага, или эти «шаги» должны появляться на экране постепенно. По оформлению На первом слайде пишется не только название презентации, но и имена авторов (в ученическом случае – и руководителя проекта) и дата создания. Все схемы и графики должны иметь названия, отражающие их содержание. Подбор шрифтов и художественное оформление слайдов должны не только соответствовать содержанию, но и учитывать восприятие аудитории. Например, сложные рисованные шрифты часто трудно читаются, тогда как содержание слайда должно восприниматься все сразу – одним взглядом. В конце презентации представляется список использованных источников, оформленный по правилам библиографического описания. Правила хорошего тона требуют, чтобы последний слайд содержал выражение благодарности тем, кто прямо или косвенно помогал в работе над презентацией. Общие правила оформления презентации Дизайн Выберите готовый дизайн или создайте свой так, чтобы он соответствовал Вашей теме, не отвлекал слушателей. Титульный лист 1. Название презентации. 2. Автор: ФИО, обучающегося, место учебы, год. 3. Логотип (по желанию). Второй слайд «Содержание» – список основных вопросов, рассматриваемых в содержании Лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации). Заголовки 1. Все заголовки выполнены в едином стиле (цвет, шрифт, размер, начертание). 2. В конце точка НИКОГДА не ставится (наверное, можно сделать исключение только для учеников начальной школы). 3. Анимация, как правило, не применяется. Текст 1. Форматируется по ширине. 2. Размер и цвет шрифта подбираются так, чтобы было хорошо видно. 3. Элементы списка отделяются точкой с запятой. В конце обязательно ставится точка. После двоеточия все элементы списка пишутся с маленькой буквы! Если список начинается сразу, то первый элемент записывается с большой буквы, далее –маленькими.4. На схемах текст лучше форматировать по центру. 5. В таблицах – по усмотрению автора. 6. Выделяйте главное в тексте другим цветом (желательно все в едином стиле). Анимация Используйте только в том случае, когда это действительно необходимо. Лишняя анимация только отвлекает. Список литературы Пример: Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей. Практикум. — М., 2017.Интернет-ресурсы: указывается полный адрес в виде гиперссылки, например: www.openclass.ru Для правильной работы презентации все вложенные файлы (документы, видео, звук и пр.) размещайте в ту же папку, что и презентацию. Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы: -«Отлично» выставляется в случае, если презентация выполнена аккуратно, примеры проиллюстрированы, полностью освещены все обозначенные вопросы. -«Хорошо» выставляется в случае, если работа содержит небольшие неточности . - «Удовлетворительно» - в случае, если презентация выполнена неаккуратно, не полностью освещены заданные вопросы. -«Неудовлетворительно» - работа выполнена небрежно, не соблюдена структура, отсутствуют иллюстрации.4. Выполнение практических заданий 1.Внимательно прочитайте теоретический материал - конспект, составленный на учебном занятии. 2.Обратите внимание, как выполнялось аналогичное задание на занятии с помощью преподавателя.3.Выпишите ваш вариант задания, предложенного в данных методических указаниях. 4.Выполните предложенную задачу, используя конспект лекций или другие рекомендуемые источники информации. 5.В случае необходимости воспользуйтесь справочными данными.6.Проанализируйте полученный результат (сопоставив известные теоретические положения в специальной литературе и конспекте лекций с полученным результатом). 7.Выполнение задания должно сопровождаться необходимыми пояснениями (теоретическим обоснованием) при необходимости ссылками на справочную и специальную литературу. Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:- грамотное использование справочной литературы;- правильность выполнения задания;- обоснование выполнения задания.5.Написать реферат на определенную темуИнструкция по выполнению самостоятельной работы Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов, обзор литературы по теме. Изложение материала носит проблемно-тематический характер, показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблему. Содержание реферата должно быть логичным. Объём реферата, как правило, от 5 до 15 машинописных страниц. Темы реферата отражены в таблице «Виды самостоятельной работы и формы отчетности и контроля». Перед началом работы над рефератом следует наметить план и подобрать литературу. Прежде всего, следует пользоваться литературой, рекомендованной учебной программой, а затем расширить список источников, включая и использование специальных журналов, где имеется новейшая научная информация. Структура реферата: Титульный лист. Оглавление. Введение (дается постановка вопроса, объясняется выбор темы, её значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, даётся характеристика используемой литературы). Основная часть (состоит из глав и подглав, которые раскрывают отдельную проблему или одну из её сторон и логически являются продолжением друг друга). Заключение (подводятся итоги и даются обобщённые основные выводы по теме реферата, делаются рекомендации). Список литературы. В списке литературы должно быть не менее 4–6 различных источников. Допускается включение таблиц, графиков, схем, как в основном тексте, так и в качестве приложений. Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; правильность и полнота использования источников; владение терминологией и культурой речи; оформление реферата. Рефераты могут быть представлены на теоретических занятиях в виде выступлений. Требования к оформлению реферата Текст работы пишется разборчиво на одной стороне листа (формата А4) с широкими полями слева, страницы пронумеровываются. При изложении материала нужно четко выделять отдельные части (абзацы), главы и параграфы начинать с новой страницы, следует избегать сокращения слов. Если работа набирается на компьютере, следует придерживаться следующих правил (в дополнение к вышеуказанным): набор текста реферата необходимо осуществлять стандартным 12 шрифтом; заголовки следует набирать 14 шрифтом (выделять полужирным); межстрочный интервал полуторный; разрешается интервал между абзацами; отступ в абзацах 1-2 см.; поле левое 2,5 см., остальные 2 см.; нумерация страницы снизу или сверху посередине объем реферата 5-15 страниц. Подготовка к защите и порядок защиты реферата Необходимо заранее подготовить тезисы выступления (план-конспект). Порядок защиты реферата: 1. Краткое сообщение, характеризующее задачи работы, ее актуальность, полученные результаты, вывод и предложения. 2. Ответы обучающихся на вопросы преподавателя. Советы при защите реферата: На всю защиту реферата отводится чаще всего около 10 минут. При защите постарайтесь соблюсти приведенные ниже рекомендации. - Вы должны вспомнить материал максимально подробно, и это должно найти отражение в схеме Вашего ответа. Но тут, же необходимо выделить главное, что наиболее важно для понимания материала в целом, иначе Вы сможете проговорить все 10 минут и не раскрыть существа вопроса. Особенно строго следует отбирать примеры и иллюстрации. - Вступление должно быть очень кратким. Строго следите за точностью своих выражений и правильностью употребления терминов. - Прежде чем отвечать на дополнительный вопрос, необходимо сначала правильно его понять. Для этого нужно хотя бы немного подумать, иногда переспросить, уточнить: правильно ли Вы поняли поставленный вопрос. И при ответе следует соблюдать тот же принцип экономности мышления, а не высказывать без разбора все, что Вы можете сказать. Образец оформления содержания Содержание Введение ……..…………………………………………… 3 Глава 11.1. ………………………………………………………….. 1.2. …………………………………………………………..Глава 22.1. ….………………………………………………………. Заключение ………………………………………………… Приложение ……………………………………………….. Список используемой литературы ……………………… .15 Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работыРефераты выполняются на листах формата А4 в соответствии с представленными в методических рекомендациях требованиями. -«Отлично» выставляется в случае, когда объем реферата составляет 10-12страниц, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, полностью раскрыта тема реферата, отражена точка зрении автора на рассматриваемую проблему, реферат написан грамотно, без ошибок. При защите реферата обучающийся продемонстрировал отличное знание материала работы, приводил соответствующие доводы, давал полные развернутые ответы на вопросы и аргументировал их. -«Хорошо» выставляется в случае, когда объем реферата составляет 8- 10 страниц, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, встречаются небольшие опечатки, полностью раскрыта тема реферата, отражена точка зрения автора на рассматриваемую проблему, реферат написан грамотно. При защите реферата обучающийся продемонстрировал хорошее знание материала работы, приводил соответствующие доводы, но не смог дать полные развернутые ответы на вопросы и привести соответствующие аргументы. -«Удовлетворительно» - в случае, когда объем реферата составляет менее 8 страниц, текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема реферата раскрыта неполностью, не отражена точка зрения автора на рассматриваемую проблему, реферат написан с ошибками. При защите реферата обучающийся продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог привести соответствующие доводы и аргументировать на свои ответы. -«Неудовлетворительно» - в случае, когда объем реферата составляет менее 5страниц, текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема реферата не раскрыта, не отражена точка зрения автора на рассматриваемую проблему, много ошибок в построении предложений. При защите реферата обучающийся продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог раскрыть тему не отвечал на вопросы.6.Составить кроссворд по темеИнструкция по выполнению самостоятельной работы Правила составления кроссвордов: 1.Составьте словник, то есть список (перечень) слов, которые должны войти в кроссворд. 2.Для этого найдите в своем конспекте основные понятия и подчеркните их. 3.Выпишите эти понятия на отдельный лист, желательно в клетку. 4.Подчеркните в них одинаковые повторяющиеся буквы. 5.Расположите слова так, чтобы повторяющееся буквы одновременно использовались в словах, написанных по вертикали и по горизонтали. 6.Пронумеруйте слова. 7.В соответствии с номерами выпишите определения понятий.8.Начертите сетку кроссворда (количество клеток должно соответствовать количеству букв в слове). 9.Разметьте сетку кроссворда цифрами (номерами понятий). 10.Оформите кроссворд. Подпишите его. 11.Слова-задания – это существительные в единственном числе, именительном падеже; 12.Слов должно быть достаточно много (как правило, более 15), чтобы как можно полнее охватить всю тему (допустимо использование терминов из других тем и разделов, логически связанных с изучаемой темой). При составлении кроссвордов не допускается:1. Наличие незаполненных клеток в сетке кроссворда. 2. Случайные буквосочетания и пересечения.3. Сокращения (РУ и т.д.) Требования к оформлению: 1. Рисунок кроссворда должен быть четким. 2. Сетки всех кроссвордов должны быть выполнены в двух экземплярах: 1-й экз. - с заполненными словами; 2-й экз. - только с цифрами позиций. . Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы При оценке кроссворда учитывается точность формулировок. Если определение понятий записано неточно, оценка снижается. Преподаватель анализирует ошибки, допущенные обучающимися в процессе работы над дидактическим кроссвордом, и включает понятия, требующие дальнейшего запоминания, в следующие варианты кроссворда для решения. Работа по составлению кроссвордов завершается конкурсом кроссвордов. Оценка «5» (отлично) выставляется в случае полного выполнения работы, отсутствия ошибок, грамотного текста, точность формулировок и т.д.; Оценка «4» (хорошо) выставляется в случае полного выполнения всего объема работ при наличии несущественных ошибок, не повлиявших на общий результат работы и т.д.; Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется в случае недостаточно полного выполнения всех разделов работы, при наличии ошибок, которые не оказали существенного влияния на окончательный результат, при очень ограниченном объеме используемых понятий и т.д.; Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется в случае, если допущены принципиальные ошибки, работа выполнена крайне небрежно и т.д.7. Подготовить докладИнструкция по выполнению самостоятельной работы Доклад– это устное выступление на заданную тему. В учебных заведениях время доклада, как правило, составляет 5-7 минут. Цели доклада: Научиться убедительно и кратко излагать свои мысли в устной форме. Донести информацию до слушателя, установить контакт с аудиторией.План и содержание доклада Ядром хорошего доклада является информация. Она должна быть новой и понятной. Важно в процессе доклада не только сообщить информацию, но и убедить слушателей в правильности своей точки зрения. Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работыДоклады выполняются на листах формата А4 в соответствии с представленными в методических рекомендациях требованиями. «Отлично» выставляется в случае, когда объем доклада составляет 5-6 страниц, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, полностью раскрыта тема доклада, информация взята из нескольких источников, доклад написан грамотно, без ошибок. При защите доклада обучающийся продемонстрировал отличное знание материала работы, приводил соответствующие доводы, давал полные развернутые ответы на вопросы и аргументировал их. «Хорошо» выставляется в случае, когда объем доклада составляет 4-5 страниц, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, встречаются небольшие опечатки, полностью раскрыта тема доклада, информация взята из нескольких источников, реферат написан грамотно. При защите доклада обучающийся продемонстрировал хорошее знание материала работы, приводил соответствующие доводы, но не смог дать полные развернутые ответы на вопросы и привести соответствующие аргументы. «Удовлетворительно» - в случае, когда объем доклада составляет менее 4 страниц, текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема доклада раскрыта не полностью, информация взята из одного источника, реферат написан с ошибками. При защите доклада обучающийся продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог привести соответствующие доводы и аргументировать сои ответы. «Неудовлетворительно» - в случае, когда объем доклада составляет менее 4 страниц, текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема доклада не раскрыта, информация взята из 1 источника, много ошибок в построении предложений. При защите доклада обучающийся продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог раскрыть тему не отвечал на вопросы. 8.Составление тестов и эталонов ответов к ним Инструкция по выполнению самостоятельной работы Составление тестов и эталонов ответов к ним – это вид самостоятельной работы обучающегося по закреплению изученной информации путем ее дифференциации, конкретизации, сравнения и уточнения в контрольной форме (вопроса, ответа). В ходе выполнения задания необходимо составить как сами тесты, так и эталоны ответов к ним. Тесты могут быть различных уровней сложности, целесообразно предоставлять обучающемуся в этом свободу выбора, главное, чтобы они были в рамках темы.. Задание оформляется письменно. Затраты времени на составление тестов зависит от объема информации, сложности ее структурирования и определяются преподавателем. При составлении тестов и эталонов ответов к ним необходимо: • изучить информацию по теме; • провести ее системный анализ; • создать тесты; • создать эталоны ответов к ним; • представить на контроль в установленный срок. Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работыФормой контроля выполнения самостоятельной работы является тестирование по теме самостоятельной работы.• соответствие содержания тестовых заданий теме; • включение в тестовые задания наиболее важной информации; • разнообразие тестовых заданий по уровням сложности; • наличие правильных эталонов ответов; • тесты представлены на контроль в срок. 9.Выполнение проектаИнструкция по выполнению самостоятельной работы Индивидуальный проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках учебной дисциплины с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую).Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося по ФГОС второго поколения.Цели индивидуального проектаПродемонстрировать способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции.Выявить у обучающегося способность к сотрудничеству и коммуникации.Сформировать у обучающегося способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику.Оценить у обучающегося способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития.Определить уровень сформированности у обучающегося способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.Требования к содержанию и направленности проектаРезультатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад);художественная творческая ( компьютерная анимация);отчетные материалы по проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты. 10.Написание эссеИнструкция по выполнению самостоятельной работы Эссе – творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук.Признаки эссе:наличие конкретной темы либо вопроса;личностный характер восприятия проблемы и её осмысления;Эссе – жанр субъективный, оно интересно и ценно именно тем, что даёт возможность увидеть личность автора, своеобразие его позиции, стиля мышления, речи, отношения к миру.небольшой объём;Каких-либо жестких границ, конечно, не существует, но для хорошего эссе бывает достаточно и одного листа, нескольких ёмких, побуждающих к размышлению фраз.свободная композиция;Эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок; оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом «Всё наоборот!»непринуждённость повествования;Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем, чтобы быть понятным, он избегает намеренно усложнённых, неясных, излишне «строгих» построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит её с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.парадоксальность;Эссе призвано удивить читателя – это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Отправной точкой для размышления, воплощённых в эссе, нередко являются афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимно исключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы.внутреннее смысловое единство;Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, внутренней гармоний аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.открытость.Эссе остаётся незавершённым – не в том смысле, что автор останавливается на полуслове и намеренно не высказывает своего мнения до конца, а в том, что он не претендует на исчерпывающее её раскрытие, на полный, законченный анализ.Этапы написания:выбор темы;определение смысла предложенного высказывания (что по вашему мнению хотел сказать автор);осмысление проблемы в контексте базовых наук (с какими проблемами обществознания связана тема, что вы должны знать, чтобы её раскрыть);формулирование своего отношения к высказыванию;использование определений, обществоведческих терминов, обобщение, теоретическая обоснованность понятий и теорий;использование фактов, примеров из общественной жизни, обосновывающих вашу позицию;вывод.Начинать эссе целесообразно с ясного и чёткого определения личной позиции: «Я согласен(а) с данным мнением», «Я не могу присоединиться к этому утверждению», «В данном высказывании есть то, с чем я согласен, и то, что кажется мне спорным (способов выразить своё согласие или несогласие, естественно, очень много).Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять утверждение, важно так сформулировать его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определяет её содержание и сущность.Очень тщательно необходимо подходить к подбору аргументов для подтверждения своей точки зрения. Аргументы должны быть убедительными, обоснованными. В качестве аргументов используются данные соответствующих наук, исторические факты, факты из общественной и личной жизни. Количество аргументов в эссе не ограничено, но наиболее оптимальным для раскрытия темы являются 3-5 аргументов.Завершать эссе необходимо выводом, в котором кратко подводится итог размышлениям и рассуждениям: «Таким образом, на основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что автор был прав в своем высказывании».Показатели оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работыпредставление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемыраскрытие проблемы на теоретическом (в связях и с обоснованиями) или бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.Перечень рекомендуемой литературыОсновная литератураВаженин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. – М.: 2017 Дополнительная литератураКосаренко Н.Н. под ред., Шагиева Р.В. под ред. и др. Обществознание (для СПО) +Приложение: Дополнительные материалы: учебник – М., 2017Губин В.Д., Буланова М.Б., В.П. Филатов В.П.. Обществознание: учебник. – М.: 2017Сычев А.А. Обществознание : учебное пособие. — М:2017.Смоленский М.Б., Алексеева М.В. Административное право : учебник . — М: 2017Смоленский М.Б. Теория государства и права : учебник . — М: 2017Гольцов В.Б., Озеров В.С., Платонов Е.В.. Трудовое право : учебник— М: 2017. Липиц И.В.. Экономика : учебник — М: , 2017Смоленский М.Б., Алексеева М.В. Семейное право : учебник . — М: 2017Нормативные правовые актыКонституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря . – М., 2010.Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 № 74-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381.Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом от 30.11.1994 № 51-Фз) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от 26.01.1996 № 14-Фз) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.Гражданский кодексРФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом от 26.11.2001№ 46-ФЗ) // СЗ РФ. —2001. — № 49. — Ст. 4552.Гражданский кодексРФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом от 18.12.2006№ 230-ФЗ) // СЗ РФ. —2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496.Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 1.Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3.Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. — 1992. — № 15. — Ст. 766.Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. — 1991. — № 18. — Ст. 566.Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1995. — № 10. — Ст. 823.Закон РФ от 11.02.1993 № 4462-1 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1993.Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2012.Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650.Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» // Российская газета. — 1995. — 4 мая.Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. — 1999. — № 18. — Ст. 2222.Указ Президента РФ от 16.05.1996 № 724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» // Российские вести. — 1996. — 18 мая.Интернет-ресурсы:www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно -правовой портал).www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»).Задания для самостоятельного выполнения по учебной дисциплине «Обществознание»Вопросы и задания составлены в соответствии разделами и темами рабочей программы учебной дисциплины «Обществознание» для удобства при самостоятельной подготовке студентов к учебным занятиям. В скобках указаны часы, отведенные на самостоятельную работу по данной теме, согласно рабочей программы дисциплины.Введение(1 час)Составить таблицу «Общественные науки»Раздел 1. Человек.Человек в системе общественных отношений(18 часов)Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества(6 часов)Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы–1 час2) Написание эссе - 3 часаТемы:Можно ли жить в обществе и быть свободным от общества?Свобода – это выборСвобода, сопряженная с ответственностьюМои социальные и идеальные потребности3) Оформление отчетов по практическим работам – 2 часаТема 1.2. Духовная культура личности и общества (3 часа) Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы по теме - 1 часЗадание:1.Подготовить информацию из СМИ о том, как функции духовной культуры реализуются в современной жизни российского общества.2. Существует мнение, что в современном обществе народная культура занимает весьма скромное мест, что времена фольклора прошли. Согласитесь с этой позицией или опровергните ее.2) Оформление отчетов по практическим работам – 2 часаТема 1.3. Наука и образование в современном мире (3 часа)Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы по теме – 1 часОформление отчетов по практическим работам и подготовка к их защите – 2 часаТема 1.4. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры (6 часов)Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы по теме – 1 часЗаполнить часть таблицы «Нормативно – ценностная система общества», составить тезисы пункта «Что заставляет нас делать выбор в пользу добра?»- 1 часНормативно – ценностная система общества Заполнить сравнительную таблицу «Религии в России» (религия, время возникновения, место возникновения, с чьим именем связана, основные идеи) -1 часОформление отчетов по практическим работам- 2 часа Повторение всех тем раздела 1 и подготовка к контрольной работе – 1 часТемы индивидуальных проектов:Современная массовая культура: достижение или деградация?Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?Кем быть? Проблема выбора профессииСовременные религииРоль искусства в обществеЧеловек, индивид, личность: взаимосвязь понятийВлияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьмиПроблема познаваемости мира в трудах ученыхРаздел 2. Общество как сложная динамическая система (7 часов)Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы по теме –1 часа2) Оформление отчетов по практическим работам – 2 часа3) Подготовка презентаций -1 часТемы:Общественный институт семьи и брака;Государство – политический институт общества;Производство – главный экономический институт общества;Образование как общественный институт;Религия как общественный институт.4)Написание эссе по теме «Глобализация»– 1 часТемы:Глобализация, как ведущая тенденция мирового развития;Основные направления глобализации (деятельность транснациональных корпораций, глобализация финансовых рынков);Международная экономическая интеграция (МВФ, Всемирный банк, Всемирная торговая организация);Последствия процесса глобализации;Глобальные проблемы человечества. Информационное и виртуальное пространство: наши ориентиры в их освоении;Как изменила мир глобальная информационная экономика?5) Подготовить презентации – 1 часТемы:Международные террористические организации («» (Исламское движение сопротивления), «Хизбаллах», «Аль-Джихад» (Священная война), «Аль-Каида» (она же «Международный исламский фронт джихада против иудеев и христиан»), «АУМ Синрике» (ныне «Алеф»);Организации, признанные террористическими в России.6) Повторение всех тем раздела 2, подготовка к контрольной работе – 1 час.Темы индивидуальных проектов:Я или мы: взаимодействие людей в обществеИндустриальная революция: плюсы и минусыГлобальные проблемы человечестваРаздел 3. Экономика (16 часов)Тема 3.1.Экономическая жизнь общества (4 часа)Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы - 3 часаЗадание: 1.В России действуют многие тысячи общественных объединений. Обратитесь к Интернету, периодической печати, и подберите примеры их участия в решение тех или иных экономических проблем общества. 2. Заполните в тетради таблицу «Разделы экономической науки».Напишите перечисленные проблемы в соответствующие графы таблицы: условия заключения предпринимательской сделки, оборот международного валютного рынка, конкуренция производителей, снижение темпов экономического роста, взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров, углубление международного разделения труда, занятость населения, издержки и рентабельность предприятия, внешнеторговая политика стран, уровень и темпы инфляции, причины экономического кризиса, причины роста заработной платы в нефтедобывающей отрасли.3.В приведенной ниже таблице вы найдете индексы, характеризующие уровень жизни населения субъектов Российской Федерации (2008). Вычислите индекс развития человеческого потенциала этих субъектов и сравните с показателями по России в целом.Оформление отчета по практической работе– 1 час Тема 3.2.Рынок, фирма, роль государства в экономике (6 часов)Систематическая проработка конспектов занятий,учебной литературы, написание эссе – 2 часаТемы:Рынок – благо или зло?Что делает «Невидимая рука» рынка?Российская экономика конкурентная или еще нет?Задание:1.Выберите верное суждение.Экономический рост измеряется как:А) увеличение реального объёма национального производства за определенный период времени;Б) увеличение реального объёма производства на душу населения за определенный период времени;В) все ответы неверны.2. Опираясь на материалы параграфа и Интернета, например, обзоры состояния российской экономики, заполните в тетради таблицу.Подготовить презентацию, используя материалы Интернета, СМИ о деятельности известной вам фирмы или предпринимателе, презентация «Мое дело» (создание бизнес-плана: сфера деятельности, организационно-правовая снова, участники, капитал, прибыль, расходы) – 1 часСоставить памятку «Слагаемые успеха в бизнесе» - 1 часПодготовить развернутый план ответа– 1 часТемы:История появления денегФункции денег в экономикеБанки и банковская системаДеятельность финансовых организацийКредитование в экономике5) Оформление отчета по практической работе– 1 часТема 3.3. Рынок труда и безработица (2 часа)Систематическая проработка конспектов занятий,учебной литературы– 1 часЗадание:на основании материала учебника, сообщений СМИ и материалов Интернета составить памятку «Советы молодежи по вопросам трудоустройства», учитывая региональные особенности рынка труда – 1 часКонтрольные вопросы:1.Для чего необходим рынок труда? 2.Как действуют спрос и предложение на рынке труда? 3.Почему трудно достичь равновесия на рынке труда? 4.Каковы причины безработицы? 5.В чем проявляются особенности различных видов безработицы? 6.Почему безработица – неизбежная спутница рыночной экономики? 7.Как государство регулирует занятость населения?2) Оформление отчета по практической работе– 1 час Тема 3.4. Основные проблемы экономики России (4 часов)1) Систематическая проработка конспектов занятий,написать эссе по высказыванию «Конкуренция — единственный метод взаимной координации наших индивидуальных действий без принуждения или произвольного вмешательства со стороны властей». (Ф. Хайек) -1 часПодготовить проект «Как связаны общая и экономическая культура личности»- 1 час Оформление отчета по практической работе– 1 час4 ) Повторение всех тем раздела 3, подготовка к контрольной работе – 1 час.Темы индивидуальных проектов:Экономика современного обществаСтруктура современного рынка товаров и услугБезработица в современном мире: сравнительная характеристика уровня и причин безработицы в разных странахРаздел 4. Социальные отношения. Социальная сфера (14 часов) Тема 4.1.Социальная роль и стратификация (2 часа)1) Систематическая проработка конспектов занятий, сообщение по теме «Значение норм и правил в регулировании поведения людей» - 1 час2) Оформление отчета по практической работе– 1 час Тема 4.2.Социальные нормы и конфликты (3 часа)1) Систематическая проработка конспектов занятий – 1 часЗадание: составить список причин преступности в молодежной среде, расположив эти причины по степени убывания важности, на основании материалов СМИ и сети Интернет.2) Оформление отчета по практической работе– 2 часаТема 4.3.Важнейшие социальные общности и группы (9 часов)Систематическая проработка конспектов занятий– 1 часНаписание реферата- 1 часТемы:Национальные конфликты как социальное явление.Национальный вопрос в современном мире.Межнациональные конфликты: причины и пути преодоления.Межнациональные браки.Оформление отчета по практической работе– 3 часаПодготовить сообщение - 1 час Тема:Значение норм и правил в регулировании поведения людейСоставить тезисы с привлечением информации из СМИ и сети Интернет – 1 час Темы:Гендерные стереотипы и роли.Гендер и социализация.Гендерные отношения в современном мире.6) Подготовить презентацию - 1 часТемы:Спортивные молодежные субкультуры (паркур, фрисби, скейтбординг, ноубординг, турникэнство и другие).Арт-деятельностные субкультуры (стрит-данс, файер-шоу, граффити).Игровые субкультуры (ролевые игры, реконструкции, городское ориентирование, компьютерные онлай-игры).Хиппи.Растаманы.Анимэ.7) Повторение всех тем раздела 4, подготовка к контрольной работе – 1 час.Темы индивидуальных проектов:Я и мои социальные ролиСовременные социальные конфликтыСовременная молодежь: проблемы и перспективыЭтносоциальные конфликты в современном миреСемья как ячейка обществаРаздел 5. Политика как общественное явление.Политическая сфера общества (12 часов) Тема 5.1.Политика и власть. Государство в политической системе (2часа)1) Систематическая проработка конспектов занятий, подготовить сообщение - 1 часТемы:Взаимосвязь различных направлений политики.Чем различаются властные отношения в прошлом и в наше время?Может ли осуществляться власть без политики и политика без власти?Оформление отчета по практической работе – 1 час Тема 5.2.Участники политического процесса (10 часов)Систематическая проработка конспектов занятий -1 часНаписание эссе - 1 часТемы:Роль молодежи в становлении гражданского общества.Возможно ли функционирование правового государства без гражданского общества?Гражданское общества в России: миф или реальность?3)Работа с учебником - §23, с. 250-260, вопросы к документу (№1-2 с.260), задание №3 – 1 час 4)Подготовить презентацию о современной российской политической партии на выбор, где указать: дата основания, лидер, цели партии, программные требования – 1 час 5)Подготовить устное сообщение - 1 часТема: Современный политический лидер России 6)Написание эссе - 1 часпо афоризму «Идеи вообще ничего не могут осуществить. Для осуществления идей требуются люди, которые должны употребить практическую силу». К.Маркс, немецкий мыслитель 7)Оформление отчета по практической работе– 3 часа8) Повторение всех тем раздела 5, подготовка к контрольной работе – 1 час.Темы индивидуальных проектов:Политическая власть: история и современностьПолитическая система современного российского обществаСодержание внутренних и внешних функций государства на примере современной РоссииФормы государства: сравнительная характеристика (два государства на выбор: одно — из истории, другое — современное)Формы участия личности в политической жизниПолитические партии современной РоссииРаздел 6. Право (18 часов) Тема 6.1.Правовое регулирование общественных отношений (3 часа)1.Систематическая проработка конспектов занятий – 1 часЗадание:заполнить сравнительную таблицу «Современные подходы к пониманию права» 2) Подготовить развернутый тезисный план-1 часТема:Право в системе социальных нормПравонарушениязадание №2, с. 206 выполнить письменно3)Написание эссе – 1 часТема:Правомерное поведение Тема 6.2.Основы конституционного права Российской Федерации (3 часа)1)Систематическая проработка конспектов занятий – 1 часЗадание:подготовить развернутый тезисный план ответа по теме «Конституционное право» 2)Оформление отчета по практической работе–2 часаТема 6.3 Отрасли российского права (12 часов)1) Систематическая проработка конспектов занятий- 2 часаЗадание: 1.Составить развернутый план по теме «Основные источники семейного права»2. Специалисты готовят к выпуску сборник, рабочее название которого «Защита интересов школьников и студентов при получении образования». Комментарии и рекомендации профессионального юриста должны оказать практическую помощь будущему, в том числе и при выборе образовательного учреждения.Какие разделы на ваш взгляд должны быть в этом справочнике? Подумайте, образцы каких документов было бы необходимо в него включить?3. Подумайте можно ли оспорить решение Конституционного суда РФ?2) Написать небольшой очерк о тех природоохранных мероприятиях, которые проводились в Липецкой области, на основании сообщений СМИ и сети Интернет – 1 час 3) Заполнить таблицу «Стадии гражданского процесса»(этап и содержание), где описать следующие этапы: исковое заявление, возбуждение производства по делу, подготовка к судебному разбирательству, разбирательство дела, вынесение и объявление решения, выдача исполнительного листа – 1 часСтадии гражданского процесса4) Подготовить сообщение– 1 час Темы:ООН и защита прав человекаОрганизация ОБСЕДеятельность Международной Хельсинской организации по правам человекаПравозащитная деятельность ЮНЕСКОДеятельность Красного Креста и Красного Полумесяца по защите граждан.Молодежные правозащитные организацииЗащита военнослужащих и призывников в России5)Привлекаяинформацию СМИ и сети Интернет, знания из курса ОБЖ с опорой на рекомендации гражданам по действиям при угрозе совершений террористического акта, размещенные на портале НАК (http: // personal_safety.html), подготовьте презентацию как вести себя в любой из описанных ситуаций - 1 час6)Оформление отчета по практической работе–4 часа7) Повторение всех тем раздела 6, подготовка к контрольной работе, подготовка к дифференцированному зачету – 2 часа.Темы индивидуальных проектов:Право и социальные нормыСистема права и система законодательстваРазвитие прав человека в ХХ — начале XXI векаХарактеристика отрасли российского права (на выбор)