Формирование у дошкольников представлений о времени


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование у дошкольников представлений о времени
Автор: Кужеватова Светлана Викторовна


Формирование у дошкольников представлений о времени
Выполнила:
Кужеватова С. В
План
HYPER13 TOC \o "1-3" \h \z \u HYPER14
ВведениеHYPER13 PAGEREF _Toc220490731 \h HYPER143HYPER15
История календаряHYPER13 PAGEREF _Toc220490732 \h HYPER145HYPER15
Основные временные понятияHYPER13 PAGEREF _Toc220490733 \h HYPER147HYPER15
Ознакомление детей с частями сутокHYPER13 PAGEREF _Toc220490736 \h HYPER1418HYPER15
Методика ознакомления с календарем и мерами календарного времениHYPER13 PAGEREF _Toc220490737 \h HYPER1421HYPER15
Развитие чувства времени у дошкольников старшего возрастаHYPER13 PAGEREF _Toc220490738 \h HYPER1424HYPER15
Список литературыHYPER13 PAGEREF _Toc220490739 \h HYPER1430HYPER15
HYPER15Приложения
Введение
В период дошкольного детства необходимо воспитать интерес к явлениям природы, научить ребенка наблюдать и выделять существенные признаки в том или ином явлении, накопить определенный запас знаний о природе.
Знания о временах года можно условно разделить на три группы: знания о сезонных изменениях в живой природе, в неживой природе, изменения жизни и труд людей в разные сезоны. При ознакомлении с временами года, надо познакомить детей с названиями месяцев, с их последовательностью, дать представления, что двенадцать месяцев составляют год. Знания о временах года лучше давать в сравнении с предыдущим сезоном, обязательно опираясь на жизненный опыт детей. Неоценимы наблюдения и экскурсии в разные сезоны.
Точность восприятия времени, адекватность временных ориентировок имеет большое значение. В жизни человека такая способность позволяет использовать свое время с большей эффективностью, бережливее относиться ко времени окружающих. Точность в нашей жизни, утверждал А.С. Макаренко, это производительность труда. В работах психологов В. Котова, П. Горбулина и других убедительно доказано, что умелое ограничение во времени трудовых операций повышает производительность труда, точность, развивает умение ценить и рационально использовать каждую минуту рабочего и учебного времени, дисциплинирует, способствует большей активизации учебного процесса. Рациональное использование времени, точное его восприятие и оценка важны также в организации досуга.
Значимость полноценного развития временных ориентировок у взрослого человека очевидна. Столь же очевидна необходимость своевременного их развития и у детей, начиная с дошкольного возраста.
Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью. Сложно для детей понимание смысла слов, обозначающих временные отношения: теперь-сейчас, сегодня-вчера-завтра. Младшие дошкольники связывают понятие времени с событиями, хорошо им знакомыми и привлекательными: елка бывает зимой, на море поедем летом. Дети 4-5лет относительно точно определяют небольшие промежутки времени, о содержании которых имеют представлении на основе личного опыта, после выходных бывает занятие по математике. Однако дети еще не имеют представления о длительности этих занятий.
В формировании представлений о времени большую роль играет слово, в нем обобщаются различные отрезки времени по их длительности: секунда, минута, час, сутки, неделя. Понимание смены суток служит основой для ознакомления дошкольников со значением других временных эталонов (неделя, месяц, сезон и др.)
История календаря
Потребность измерять время возникла у всех народов, в том числе и у славян.
Известно, что счет времени велся по сезонам. Календарь включал в себя знания о природе, обрядах. Это был своеобразный дневник крестьянского быта с его праздника и буднями. Народный календарь сохранял языческий взгляд на природу. В рассказах крестьян времена года представлялись ближайшими родственниками, обычными людьми: Жили у брата три сестрицы: весна – молодица, зима – белолица и осень – водяница. Собственное имя было у большинства недель: пестрая, всеядная, сырная и др. Одни и те же месяцы, в зависимости от климата, получали разные названия. Так, январь назывался, где сечень (время вырубки леса), где просинец (после зимней облачности появлялось синее небо).
В конце 10 века Древняя Русь приняла христианство. Одновременно с этим к нам пришел юлианский календарь с римскими названиями месяцев и семидневной неделей.
В течение многих веков на Руси началом года считалось 1 марта, но в 1492 году Новый год стали справлять по церковному календарю – 1сентября. И вот 20 декабря 1699 года Петр 1 подписал Указ, что новый год отныне будет наступать с 1 Генваря. Чтобы привлечь народ к новому обычаю, Петр распорядился устроить пышные гуляния с иллюминацией и с украшением домов ветвями сосновыми и еловыми. С этого времени в нашей стране установился обычай – ежегодно 1 января праздновать день Нового года и наряжать в этот день елку.
Для того чтобы формировать у детей первоначальные понятия об основных календарных единицах времени и дать правильное толкование этих мер, воспитателю необходимо знать об истории происхождения мер времени.
Семидневная неделя как промежуточная единица измерения времени между сутками и месяцем возникла в Древнем Вавилоне. Ее возникновение было связано с суеверным почитанием числа семь - по числу видимых небесных тел (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Луна, Солнце). В те времена дни недели так и определялись: понедельник – день Луны, вторник – Марса и т.д.
Происхождение недели связывалось и с четырьмя фазами Луны: первая – от зарождения серпа до формы луны в виде полукруга; вторая – от полукруга до полного круга: третья – от круга вновь к форме полукруга; четвертая – от полукруга вновь к форме серпа. На каждую из этих фаз падает приблизительно 7дней, что и называлось седмицей.
Каждый день недели по-разному называется на разных языках. В языках европейских народов сохранились названия дней недели, в основном, названию планет. На Руси еженедельный, свободный праздничный день назывался неделей - днем, когда не делают, - отсюда произошло название понедельник – день, следующий после недели; среда – средний день; вторник, четверг, пятница названы были порядковыми номерами этих дней недели. Суббота получила название от тех времен, когда этот день был у некоторых народов выходным (назывался сабат, т. е. отдых).
Основные временные понятия
Что же такое сутки?
Это продолжительность одного оборота земного шара вокруг своей оси. Сутки как мера времени имеют свою определенную количественную характеристику – 24 часа. Сутки принято делить на четыре части: утро, день, вечер, ночь. Продолжительность каждой части суток бывает различной (например, зимой ночь длиннее, день короче, а летом наоборот). Поэтому их смена принята условно.
Необходимо помочь детям осознать, что день, вечер, ночь и утро – это части целого – суток, что отсчет последовательности частей суток можно проводить, начиная с любого из них.
В течение первых лет жизни у ребенка из собственного опыта складываются более или менее определенные представления о реальной продолжительности таких промежутков времени, как утро, день, вечер, ночь. Именно поэтому первая единица измерения, с которой надо познакомить малыша, - это сутки.
В повседневной жизни взрослому надо чаще использовать названия частей суток, а также давать конкретные характеристики временных отрезков. Например: Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, оделись, умылись, и теперь будем завтракать.
После того как ребенок научился различать и называть части суток и их смену, вводят такие понятия, как сегодня, вчера, завтра. На основе ознакомления с сутками ребенку надо объяснить, что смена суток происходит ночью, те сутки, которые мы ждем, называются завтра, а те сутки, которые прошли, называются вчера.
Слово время происходит от древнерусского, что означает вращение.
Характерными особенностями времени является его текучесть, необратимость, отсутствие наглядных форм. Затем необходимо познакомить ребенка с такими мерами времени, как неделя, месяц, год. Достаточно чтобы он усвоил последовательность дней недели, месяцев и времен года, знал и мог пользоваться их названиями.
Если смена дня и ночи обусловливается вращением Земли вокруг своей оси, то смена времен года определяется вращением Земли вокруг Солнца, Год – это время полного оборота Земли вокруг Солнца, которое равно 365 суткам и 6 часам.
Неделя
В неделе 7 дней. Это число не разделишь ни на два, ни на три, ни на четыре части без остатка. Оно делится только на самого себя или на единицу. Вот его и назвали – неделя. Это еще одно толкование названия.
Промежуток времени между двумя одинаковыми фазами Луны, от новолуния до новолуния, в древние времена определялся в 30 дней. Так возникла единица измерения времени – лунный месяц. Первоначально месяцы не имели названий, обозначались порядковыми номерами (год состоял из 10 месяцев). Затем первый месяц года (год начинался с марта) стали называть Мартиус, в честь бога войны Марса, второй месяц – априлис, что означало раскрытие почек на деревьях. Третий месяц был посвящен богине Майе, четвертый – богине Юноне. Так появились названия месяцев: март, апрель, май, июнь. В 7 веке до н. э. была проведена реформа римского календаря, в году стало 12 месяцев, первый из них январь – в честь двуликого бога Януса, который мог одновременно созерцать прошедшее и предвидеть будущее.
Что же такое календарь?
Календарь – это система счисления продолжительных промежутков времени. Длительные промежутки подразделяются на сутки, недели, месяцы, годы и века.
Зачем нам нужен календарь?
Слово календарь в переводе с латинского языка означает первый день месяца. Календарь указывает не только число месяцев и день недели. Взгляните на отрывной листок, и узнаете, когда сегодня взошло и зайдет Солнце, какая нынче фаза Луны, годовщина какого важного события.
Календарем мы пользуемся каждый день, он наш верный помощник, когда мы хотим назначить срок исполнения наших дел.
Как и другие привычные вещи, он только кажется простым. На самом-то деле над созданием календаря трудились многие люди в течение тысячелетий.
В древности люди обожествляли и одухотворяли природные явления. Небесные обитатели и боги: Солнце, Луна, звезды – помогали ориентироваться во времени и пространстве.
Так, большинство древних народов почитало Солнце как одно из главных или даже самое важное божество. Всесильна власть бога Солнца, творца света и жизни, верховного владыки всего мира.
В Древней Руси поклонялись властителю неба, светлому духу Солнца. Каких только сказок не сочиняли о Солнце-женихе и Земле-невесте! У чехов Солнце – золотоволосый дед Всевед: все ведомо ему с высоты.
Китайцы в древности тоже боготворили небо, отца Поднебесной. Для японцев и теперь их родина – Страна Восходящего Солнца. Многие народы поклонялись Луне. Монголы считали, что мать их Солнце, а отец – молодой месяц.
По звездам и Солнцу находили путь древние пастушеские племена. Чтобы совершать далекие путешествия, надо было уметь ориентироваться. И небесные тела стали надежными путеводителями не только в пространстве, но и во времени.
Легко было по ним догадаться о наступлении утра и ночи, а по высоте Солнца судить о времени дня. Поэтому первой естественной единицей измерения времени были сутки.
Как узнать, когда, когда холодное время смениться теплым, - это особенно важно было предвидеть земледельцам, чтобы не опоздать с севом. Где та граница, что отделяет зиму от весны? Когда начинается лето и когда – осень? Правда, весной Солнце встает не в том месте, где осенью, и все выше поднимается в полдень. Удобнее время считать по Луне. Изменчив облик ее: то едва заметен бледный серп, то серебрится полумесяц, то блестит светлый диск, то снова виден только узенький серп. Узнавали время и по звездам: некоторые из них, что ярко сияют в зимние месяцы, скрываются летом. Смену сезонов определяли и по природным изменениям. Только эти приметы очень отличаются у разных народов.
Мы привыкли к четырем сезонам, а в Эфиопии их только два: сухой наступает в октябре и до февраля, а с марта становится прохладнее и начинается дождливый сезон. В Египте три времени года: дождливое, теплое и сухое. Как у каждого народа свой язык, так был и свой календарь, непонятный и непригодный в других местах. Народных календарей придумывали много, но все они были сезонные и связаны с определенным местом проживания. Тогда люди вспомнили о сутках. Сутки - надежная единица времени. И люди стали отмечать счет дней либо зарубками на палке, либо узелками. Узелковыми календарями пользовались многие народы: инки, полинезийцы, манси, якуты. Во многих губерниях царской России еще в конце 19 века большое распространение имели деревянные календари различных конструкций. Они представляли собой палку с 6 гранями. На гранях делались зарубки по числу дней для двух очередных месяцев. Против некоторых зарубок вырезались условные значки, означавшие дни религиозных праздников.
Прошли тысячи веков, прежде чем открылась вторая мера – месяц. Она-то и помогла разработать древнейший календарь.
Стремление согласовать между собой сутки, месяц и год привело к тому, что в разные эпохи были созданы три рода календарей: солнечные, основанные на движении Солнца; лунные, основанные на движение Луны; лунно-солнечные, в которых попытались согласовать между собой все три единицы времени: сутки, солнечный год, лунный месяц.
Лунный календарь.
Изменение облика Луны от новолуния до новолуния легло в основу лунного месяца. Родиной календаря Луны считают Вавилон. Год состоял из 12 месяцев по 29 и 30 дней. Первоначальный счет дней и ночей ограничивался пятью первыми числами – по количеству пальцев на одной руке. Так зародилась пятидневная неделя – малая неделя. В дальнейшем по числу пальцев на обеих руках возникла и Большая неделя - десятидневная.
Солнечные календари.
Древнеегипетский календарь.
Примерно за 4 тысячи лет до нашей эры зародился один из первых солнечных календарей. Отличался простотой и удобством. Год делился на 12 равных месяцев, каждый из которых содержал по 30 дней. Месяцы получили свои названия в честь различных божеств. Так, тот 1 месяц года – был посвящен богу Луны и мудрости. Каждый месяц делился на 3 больших недели, и на 6 малых. Кроме деления на месяцы, год был разделен на 3 сезона по 4 месяца в каждом.
Римский календарь.
Во времена Ромула римляне пользовались календарем, в котором год состоял только из 10 месяцев и содержал 304 дня. Первоначально месяцы не имели названия и обозначались порядковыми номерами, позже они получили названия.
Юлианский календарь.
В основу календаря было положено годовое перемещение Солнца между звездами. Созиген разделил год на 12 месяцев, за которыми сохранил их древние названия: январь, февраль, март…
Григорианский календарь
Продолжительность года была установлена в 365 дней 6 часов. Но эта величина была не точной. В1582году римский папа Григорий 8 поручил комиссии разработать проект новой календарной системы. Луиджи Лилио итальянский математик и врач разработал новый проект.
Ознакомление детей с календарем в детском саду облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели. Дети узнают, в какие недели какие проводятся занятия.
С помощью календаря определяется время наступления праздников, вызывающих повышенный интерес у детей. Знакомство с календарем поможет детям осознать последовательность времен года, с которыми связаны сезонные изменения, являющиеся предметом изучения.
У детей старшего дошкольного возраста развивается познавательный интерес к различным особенностям понятия времени. Ребенка 6-7 лет интересует длительность того или иного явления, количественная характеристика мер времени, приборы измерения времени.
Знакомство с календарем необходимо при подготовке детей к школе, когда приучают их к твердому распорядку занятий по часам и по дням недели.
Если с детьми не проводилась систематическая работа по ознакомлению со временем и способами его измерения, то у детей старшего дошкольного возраста складываются отрывочные, неточные представления о календарном времени. Неравномерность в усвоении детьми названий месяцев и дней недели объясняется разным содержанием деятельности, эмоциональных переживаний, отчего одни месяцы и дни недели запоминаются больше других. Заучивание названий дней недели, месяцев носит формальный характер, оно не связано с формированием основных понятий о длительности, емкости мер времени, о текучести, необратимости, о смене и периодичности времени. Сведения об отдельных временных обозначениях являются поверхностными, находятся вне системы временных отношений.
Такие дни недели, как воскресенье, суббота, пятница, понедельник дети знают лучше, чем вторник, среда, четверг. Дети часто путают, заменяют название одного дня недели другим, или вместо дня недели называют месяц, время года и даже какой-либо праздник, или говорили сегодня, завтра.
Знания и навыки, связанные с характеристикой временных промежутков, с овладением четкой системой временных эталонов, довольно сложные. Овладение знаниями о календарных временных эталонах предполагает ряд умений:
Измерять время, пользуясь общепринятыми приборами измерения времени; знать временные эталоны, их количественную характеристику, воспринимать их продолжительность; осознавать зависимость между отдельными звеньями сложной системой временных эталонов.
В Программе воспитания в детском саду в разделе Развитие элементарных математических представлений для старшей группы рекомендуется научить детей последовательно называть дни недели. Определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра. В подготовительной к школе группе рекомендуется закреплять знание последовательности дней недели и времен года. Знакомить с названием текущего месяца.
Считается, что знакомство детей с календарем должно происходить в старшей группе, потому что в этом возрасте у них уже есть необходимый запас количественных представлений, они уже знакомы с продолжительностью суток. Сутки могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем. Детям старшей группы уже возможно в комплексе давать знания о числах месяца, днях недели, о месяцах. В подготовительной группе, продолжив эту работу, можно дать знания о календарном годе.
Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М.А.
Во 2 младшей группе учить различать и называть: утро, день, вечер, ночь;
В средней группе – закреплять представление о частях суток, учить детей правильно пользоваться словами сегодня, завтра, вчера, раскрывать на конкретных примерах понятие быстро, медленно;
В старшей группе – учить последовательно, называть дни недели, определять какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра;
В подготовительной группе закреплять знания о последовательности дней недели и времени года; знакомить с названием текущего месяца.
Чтобы успешнее реализовать требования программы, следует использовать различные виды занятий, а также свободное от занятий время.
В индивидуальных беседах с детьми целесообразно попросить их рассказать о том, что они делали днем, когда было светло, или вечером, когда пора домой.
Большую помощь в работе воспитателя может оказать Альбом для словесно-логических упражнений на занятиях по родному языку. Рассматривают в альбоме картинки, выясняя при этом, что делают изображенные на них люди, когда они это делают.
Ребенку очень трудно усвоить такие временные понятия как сегодня, завтра, вчера. Поэтому в разговоре с детьми начиная с младшей группы, следует чаще пользоваться этими словами, включать их в вопросы.
На прогулках можно сравнивать скорость движения пешехода, велосипедиста, автомобиля и поезда.
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста включает в себя как составную часть развитие ориентировки во времени.
Дети рано сталкиваются со временем пора идти в детский сад, завтра выходной. Это и многое другое о времени ребенок слышит часто и пытается разобраться в них. В детском саду проводится большая работа по формированию у детей умения ориентироваться во времени. Дети наблюдают за сезонными изменениями в природе, за изменениями в течение дня или нескольких дней: сравнивают, что было утром и вечером, вчера и сегодня, слушают и воспроизводят рассказы, стихотворения, загадки о времени, изображают в рисунках различное время и разные времена года.
В старших группах во время различных режимных моментов воспитатели учат детей экономно расходовать время, чувствовать длительность небольших отрезков времени. Знания о времени, о длительности различных его отрезков, умение рассчитывать свою деятельность во времени формируется у детей постепенно.
На занятиях по формированию математических представлений воспитатель обобщает, углубляет, уточняет и систематизирует эмпирические знания о времени, которые дети получают повседневно, добивается, чтобы вся группа овладела программными требованиями.
Работа по формированию ориентировки времени проводится на ряде занятий в каждой возрастной группе. Материал дается с постепенным усложнением. Работу по формированию у детей умения ориентироваться во времени необходимо проводить, как указывает А. М. Леушина, в единстве с работой над количеством, числом, величиной и пространственными ориентирами.
С 2 младшей группы воспитатель добивается того, чтобы дети различали характерные признаки частей суток, называли их. Рассматривание картинок с изображением контрастных отрезков времени: день-ночь, утро-вечер, беседы уточнение признаков.
Полученные знания закрепляются на другом занятии. Можно рассказать сказку, с ярко выраженными признаками, характерными для различных частей суток. На следующем занятии детям предлагаются картинки с частями суток и дети должны самостоятельно выделить признаки, характерные для различных частей, провести анализ не одной, а сразу четырех картинок и определить последовательность. На четвертом занятии закрепляются знания о частях суток. Это проводится в виде дидактической игры. Угадай, когда это бывает. Воспитатель называет характерные признаки, а дети определяют, когда это бывает.
В средней группе программные требования усложняются. Ребята учатся различать и называть вчера, сегодня, завтра. Используются игровые приемы, иллюстративный материал, активизируют представления детей о характерных природных явлениях, действиях людей в те или, иные отрезки времени. Можно использовать элементы символической наглядности. Части суток изображаются кружками разного цвета. Например, белый кружок обозначает день,.черный - ночь, желтый - утро, синий – вечер. Используются загадки. Позднее дети учатся определять последовательность частей суток, усваивают понятие сутки. На занятии сначала уточняются знания детей о последовательности частей суток. Расположение кружков в следующем порядке: желтый, белый, синий, черный и предлагается детям объяснить, что они обозначают. На следующем занятии проводится работа по формированию у детей знаний о последовательности частей суток от любого из них. Дальше дети знакомятся со сменой суток, усваивают понятие вчера, сегодня, завтра. Используются круги – символы частей суток, они выкладывают сутки, начиная с любой части, и называют все части по порядку. Воспитатель объясняет детям, что сутки всегда сменяют друг друга, кончаются одни сутки, наступают другие. Дети учатся определять в общих чертах скорость действий: быстро, медленно.
В старшей группе основное внимание уделяется сознательному усвоению дней недели. Дети учатся называть их, определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра, называть количество дней в неделе, их порядковые номера. Кроме того, дети выделяют характерные признаки времен года, определяют зиму, лето, весну, осень.
Начинать знакомство с понятием неделя, лучше с усвоения какой день был вчера, какой будет завтра. Дальше воспитатель вводит более легкие для усвоения дни недели, воскресенье, понедельник. Следует обращать внимание на связь дня недели с его порядковым номером. В дальнейшем можно начинать работу над усвоением названий всех дней недели в последовательности. На этом этапе для запоминания последовательности дней недели целесообразно использовать картинки – символы с изображением всех дней недели. Работа с календарем должна проводиться после знакомства с порядковым счетом. Используя календарь, воспитатель, с одной стороны, добивается более глубокого понимания сущности понятия неделя, с другой, упражняет детей в количественном и порядковом счете. Следует также показать детям различие не только названий дней недели, но и их порядковых номеров, прямую и обратную связь между днями.
Работа продолжается в подготовительной группе. Для закрепления и углубления знаний детей о недели в подготовительной группе используются более сложные игры и упражнения. ( Неделя, стройся).
В старшей и подготовительной группе проводится работа по формированию у детей представлений о временах года. Широко используются картинки, словесный материал. Для лучшего усвоения можно использовать символ года и его сезонов. Это круг, разделенный на четыре равные части, каждая из которых окрашена в иной цвет. Белая – зима, красная – лето, зеленая – весну, желтая – осень. В подготовительной группе это пособие используется для закрепления знаний детей о месяцах. Учатся называть зимние, весенние, летние, осенние месяцы. Знакомятся с текущим месяцем, называют, отмечают характерные признаки.
В подготовительной группе детей учат укладываться на занятии в отведенное время. При использовании песочных часов, дети наглядно убеждаются в текучести времени, длительности его небольших отрезков.
Ознакомление детей с частями суток
В словаре русского языка С. И. Ожегова дается такое определение частей суток: день – часть суток от утра до вечера; вечер – часть суток перед наступлением ночи, следующая после окончания дня; ночь – часть суток от вечера до утра; утро – начало дня.
При обучении детей распознаванию частей суток с соответствующим промежутком времени и научить определять этот промежуток по характерной для него деятельности и внешним признакам. Поэтому в детском саду рекомендуется начинать развитие представлений о времени в младшем дошкольном возрасте с различения отдельных частей суток, а в средней группе на этой основе показать последовательность, сменяемость суток.
В процессе эмпирического опыта, самостоятельно дети приобрести эти знания не могут.Дети 1 младшей группы довольно успешно определяют время хорошо знакомой и постоянно повторяющейся деятельности. При показе картинок, доступных и близких по содержанию.
Различение утра и ночи способствуют и типичные объективные показатели: свет или темнота за окном, восход солнца или луны. Различение и называние дня и вечера как частей суток больше затрудняет детей. Объем знаний об этих понятиях почти не увеличивается от одной возрастной группы к другой. Вероятно, это связано с тем, что дети реже слышат эти слова, к тому же слово День используется в разных значениях (день как сутки, как половина суток и как часть суток.
Слова день и вечер заменяются часто указанием конкретных действий, совершаемых в данное время.
Детям в среднем дошкольном возрасте уже доступно усвоение последовательности частей суток и текучести времени, но в представлении многих из них последовательность частей суток имеет одну постоянную точку отсчета – утро.
В процессе обучения необходимо в большей мере включать объективные показатели для распознавания частей суток – положение солнца, в разное время дня, различную силу освещенности земли, неба, а также различную окраску всего окружающего в разные части суток.
Можно показать преобладание голубого цвета в утренние часы, желтого в дневные, серого в вечерние и черного в ночное время.
При овладении дошкольниками навыком различать, называть части суток и определять их последовательность отмечены особенности: неравномерность в овладении названиями частей суток; выделение раньше тех частей суток, которые называются чаще взрослыми; соотнесение показателей частей суток с собственным опытом жизни и деятельности; определение последовательности частей суток, как правило, начиная с утра.
Конкретным определителем времени для детей является в первую очередь их собственная деятельность.
Ознакомление с частями суток начинаем со второй младшей группы. В этом возрасте надо научить детей различать и обозначать словами все четыре части суток. После того как дети научились определять части суток по разнообразной деятельности, их внимание сосредоточили на объективных показателях, символизирующих время. В этих целях организованы наблюдения за этими явлениями на прогулках.
Используются карточки с изображением цвета неба и положением солнца в различные части суток. На последующих занятиях прикрепляются соответствующие по цвету квадратик: для утра – голубой, для дня – желтый, для вечера – серый, для ночи – черный. В дальнейшем предлагаются только цветные знаки и по ним закрепляются названия времени суток. Когда дети отчетливо усвоили представления о всех частях суток, научились определять по характерной деятельности и объективным показателям и правильно называть каждую из них, приступают к уточнению знаний о последовательности. В последующем используем цветные знаки. Еще не раскрываем количественную характеристику суток. Слово сутки должно выступить как обобщение, т. е. сутки состоят из четырех частей - день, вечер, ночь, утро. Необходимо помочь детям осознать, что день, вечер, ночь и утро – это части целого – суток.
Методика ознакомления с календарем и мерами календарного времени
Для того чтобы эта сложная система взаимосвязанных единиц времени могла быть четко осознана детьми, она представлена в виде модели календаря, отражающей в материальной форме отношения между единицами времени. Знакомя детей с календарем, необходимо так строить систему работы, чтобы они, активно действуя с материалами модели календаря и переживая длительность всех представленных промежутков времени, осознанно овладели эталонами времени.
Календарь поможет детям наглядно представить сравнительно длительные промежутки времени: неделю, месяц и даже год. Блехер Ф. Н. писала, что отрывной календарь дает наглядное представление о том, что дни уходят, события приближаются, прошел год – наступил новый. Ожидание дает ребенку почувствовать течение времени, не может быть речи о заучивании с детьми последовательности времен года, месяцев и их названий. Блехер ф.Н. рекомендовала использовать в работе с детьми отрывной календарь, как наиболее наглядный прибор измерения времени. Дети легко усваивают, что листок это день; чтобы сорвать следующий листок надо ждать целые сутки.
При создании модели календаря как наглядного пособия можно использовать рекомендации Ф. Н. Блехер. Листки календаря надо закрепить так, чтобы их можно было легко снимать со стержней. На лицевой стороне каждый листок должен иметь цифру (число), название дня недели и месяца. Но так как еще не все дети старшей группы умеют читать, надо каждый листок календаря отметить полоской соответствующего цвета, чтобы каждый день недели имел свой цвет. ( Понедельник – синий; Вторник – желтый; Среда – зеленый; Четверг – голубой; Пятница – фиолетовый; Суббота – коричневый; Воскресенье – красный). Запомнив соответствие цветных полосок семи дням недели, по цвету полоски на листе календаря, дети смогут определить название каждого дня недели. Календарь на планке повесить на стене.
Для съемных листков календаря надо изготовить коробку с 18 отделениями по размеру листков (3 ряда по 6 ячеек). В ячейки нижнего ряда каждый день дети будут складывать последовательно снятые листки – дни недели, по 7 листков в каждое отделение нижнего ряда. 7 листков – 7 дней недели в каждом отделении должны создать у детей образ прошедшей недели. По окончании месяца необходимо подсчитать количество недель, а воспитатель считает и количество дней прошедшего месяца. Листки, собранные за месяц, сложить стопкой, можно написать название прошедшего месяца и положить в первое (слева) отделение верхнего ряда коробки. Так, постепенно будут заполняться 6 отделений верхнего ряда, а затем точно также заполнятся и 6 отделений второго ряда. Таким образом, стопки в двух верхних рядах коробки будут показывать порядок следования месяцев, а в нижнем ряду – дней недели и недель. По окончании года, уже в подготовительной группе, подсчитывается количество месяцев в году, определяется порядок их следования.
Такое пособие может служить моделью календарного года, с его помощью наглядно отражается взаимосвязь всех мер календарного времени. Дети сами должны снимать листки с календаря и складывать из дней неделю, из недель месяц, затем определять место данного месяца среди других. Из месяцев постепенно, и, следовательно, складывают год.
В любой момент дети могут подойти к коробке и по разложенным в ней листкам календаря определить, сколько дней прошло с начала недели, сколько недель прошло с начала месяца, сколько месяцев прошло с начала года, а по пустым ячейкам определить, сколько еще осталось до его окончания.
Производя все эти действия, дети постепенно постигают и осознают сложные количественные взаимосвязи между отдельными мерами времени.
Необходимо провести четыре организованных занятия для детей старшей и подготовительной групп, на которых сообщаются необходимые знания о временных эталонах, связанных с календарным временем. Этого бывает достаточно для обучения навыку пользования календарем. Усвоение и дальнейшее закрепление полученных знаний происходит в самостоятельной работе детей с моделью календаря.
Меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) представляют определенную систему временных эталонов, в которой каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство ребенка с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности.
Развитие чувства времени у дошкольников старшего возраста
У детей старшего дошкольного возраста можно формировать навык регуляции деятельности во времени. Необходимо создавать специальные ситуации, заостряя внимание детей на длительности различных жизненно важных временных интервалов, показать, что можно успеть сделать за эти отрезки времени, приучать в процессе деятельности измерять, оценивать временные промежутки, рассчитывать свои действия.
Факторы, на которых формируется чувство времени: знание временных эталонов, понимание о какой временной длительности ему говорят, знать меры времени на часах и научиться пользоваться часами; переживание – чувствование детьми длительности временных интервалов; развитие умения оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени.
Со старшей группы начинать развивать чувство времени на интервалах в 1, 3, 5 и 10 минут. 1минута – та первоначальная, доступная единица времени.
Знакомство с длительностью 1, 3, 5 и 10 минут, используя секундомер, песочные часы. Переживание длительности интервалов в разных видах деятельности. Учить выполнять работу в указанный срок.
На 1 этапе - учить определять окончание срока выполнения деятельности по песочным часам.
На 2 этапе учить оценивать по представлению длительность интервала времени в процессе деятельности.
На 3 этапе учить оценивать, предварительно планировать объем деятельности на указанный отрезок времени на основе имеющегося представления о его длительности.
На 4 этапе учить переносить умения оценивать длительность временных отрезков в жизнь.
1 этап. На 1 занятии выявление представлений детей об 1 минуте. На следующем занятии наблюдение на песочных часах за протеканием 1 минуты, усложняются задания. В последующих занятиях учить оценивать длительность своей деятельности по их представлению об 1 минуте, учить правильно выбирать объем работы, соответствующий интервалу в 1 минуту.
2этап. Задания те же, но задача - поупражнять детей в оценке времени уже без часов.
Ознакомление с длительностью 3, 5 минут интервалов проводить по той же методике.
На 3 этапе. Одним планирование работы на интервал в 1 минуту, а другим тот же вид работы на интервал в 3 минуты. После выполнения сравнение. Ознакомление с интервалом в 5 минут проводилось по той же системе.
Ознакомление с 10 минутным интервалом проводить на занятиях не по математике, а в других видах деятельности. (изобразительная деятельность, физкультурные занятия).
Обучение умению определять время на часах и ознакомление со строением часов осуществляется на занятии. Большую стрелку ставить на 12, а маленькую переводить с цифры на цифру и определять, что она показывает. Затем переводить большую стрелку на одну-две цифры и определять и на этих часах время. Следующие занятия предлагать называть время на стенных часах, переводить минутную стрелку на 5 минут, каждый раз определяя который час показывают их часы. Далее пояснять, что минутная стрелка, двигаясь по кругу, за 1 час проходит целый круг, половину круга за полчаса, каждый из четырех отрезков круга минутная стрелка проходит за четверть часа- 15 минут.
Приучая к точности во времени, необходимо строго соблюдать намеченные сроки.Понимание детьми временной последовательности
Восприятие временной последовательности в дошкольном возрасте имеет ряд особенностей. У дошкольников на первый план выступает эмоционально более сильные раздражители, тормозя остальные. У детей необходимо формировать умение определять начальную точку, от которой и будет выстраиваться цепь расчлененных звеньев, где каждое звено должно занять свое определенное по времени место.
Дети среднего дошкольного возраста доступно установление последовательности событий по времени, в основе которой лежат внешние, находящиеся на поверхности связи и связи, основанные на знание данного объекта. Дошкольники этого возраста способны практическим путем установить последовательность 3-4 звеньев и обосновать ее.
Дети старшего дошкольного возраста уже могут установить последовательность, способны анализировать взаимосвязь , практически установить порядок их следования и объяснить данную последовательность.
Временную последовательность ряда звеньев ребенок может постигнуть тогда, когда он будет практически действовать с предложенными для упорядочивания звеньями.
При обучении установлению последовательности необходимо дать направление ряда.
При обучении выдвигаются следующие задачи: научить детей вычленять временную последовательность в предложенном материале; воспроизводить порядок следования предложенных звеньев; самостоятельно устанавливать последовательность.
Этапы работы:
Объяснение материала в необходимой последовательности; воспроизведение последовательности на стреле воспитателя, а потом по мере обучения и самими детьми; восстановление нарушенной последовательности на стреле; выполнение в последовательности задания с последующей проверкой по модели. Результат такой работы дети привлечены к вычленению временной последовательности, они отыскивают ее в любом содержании.Вывод
Систематическая работа с детьми по усвоению календаря способствует формированию у детей знаний не только о текущей дате, но и о текучести времени, его периодичности, о повторяемости календарного года и его необратимости (прошедший год не возвращается, а начинается следующий, новый). Меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) представляют определенную систему временных эталонов, в которой каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство ребенка с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности.
Мы знакомим детей с окружающим миром, в котором все события, изменения явлений протекают во времени. Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени, определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать длительность. Развивается организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимые ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
В результате каждодневной работы по формированию и закреплению знаний о временных отрезках, к концу дошкольного возраста у большинства детей должны быть сформированы, систематизированы знания. Работа должна проводиться с раннего возраста, с постепенным усложнением. Знакомство должно проходить не только на занятиях, но и в свободной деятельности: беседы, проводятся для уточнения и закрепления знаний детей. Они проходят на основе знакомых примеров из жизни. Так же применяются вопросы, уточнения.
В вечернее время предлагаются детям различные дидактические игры, упражнения. Что сначала, что потом, тик – так, Времена года.
В свободное время утром можно разучивать короткие стишки, отгадывать загадки. Во время прогулки детям предлагаются подвижные игры Чья неделька быстрей построится, День – ночь и др.
Большая роль отводится в работе наглядному материалу, т. к. у детей развито наглядно – образное мышление. В группе представлен наглядный материал в виде альбомов, стендов, книжной литературы, моделей и схем.
В течение дня небольшим группам детей 3-5 человек предлагаются разные варианты (дид.игры, другие виды игр, чтение литературы). Это позволяет охватить вниманием всех детей и не в принужденной форме закреплять полученные знания.
Используется индивидуальная работа для детей, у которых возникают трудности в усвоении временных понятий или наоборот проявляют повышенный интерес к получению знаний.
В работе по формированию понятий о времени возникают трудности, связанные с тем, что некоторые дети не регулярно посещают детский сад, и знания не выстроены в систему, некоторые дети приходят из дома, и у них отсутствует понятие сутки, последовательности суток, временах года.
Остро стоит проблема со временем, большая нагрузка различными занятиями, мало времени на свободную деятельность.
Воспитателю вместе с методистом необходимо тщательно продумывать каждодневную работу с детьми, чтобы не перегружать, не вызывать переутомления у ребенка. Находить компромисс, выстраивая систему так, чтобы находить время на каждый вид деятельности. Не всегда это удается.
Список литературы
Мат-ская подготовка детей в дош. Учреждения: семинар., практ. И лаб. Занятия по курсу Методика формирования элементарных мат. представлений у детей: учебное пособие для студентов пед. Ин-тов по специальности №2110 Педагогика и психология (дош.) /Р. Л. Березина, В. В. Данилова, Т. Д. Рихтерман и др.; сост. В. В. Данилова. – М.: Просвещение 1987г. С. 120-128.
Болотова А. Формирование восприятия времени // Дош. Воспитание. 1980. -№11. с. 34-35
В. Н. Волочкова, Н. В. Степанова Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно- методическое пособие для воспитателей и методистов в ДОУ. – Воронеж: ТЦ Учитель, с.169-172
Данилова В. В.; Рихтерман Т. Д.; Михайлова З.А. и др. Обучение математике в детском саду: Практические семинарские и лабораторные занятия: Для студентов сред. Пед – учебных заведений. – М.; Издательский центр. Академия, 1997г. С. 111-118.
Математика в детском саду. Пособие для воспитателя дет. Сада. М., Просвещение, 1997г.
Кононенко И. Знакомство детей со временем //Дош. Воспитание. 1981. - №7. – с.11-13
Новикова В. П. Математика в детском саду. Подготовительная группа. – М.: Мозаика – Синтез. С.81-91
Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей дет. Сада. – М.: Просвещение, 1982г.
Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 1982г.
Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. Детям о времени. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. 240с., ил.
Чуднова Р. П. Обучение детей ориентировке во времени / Дош. Воспитание.- 1979. - № 1.- с.24-29
ПРИЛОЖЕНИЯ
Занятия по ознакомлению с календарем.
Первое занятие по ознакомлению с календарем надо провести в январе. На нем детей знакомят с календарем, показывают, как пользоваться изготовленной для них моделью.
Ход занятия.
- Дети, какой праздник мы все отмечали недавно?
- Новый год. Кончился старый год и начался следующий.
-Какого числа наступил новый год?
-Первое января - первый день нового года. Первое – это число, а январь – это название месяца.
Далее беседа по таким вопросам, какой день недели был первого января? Какое сегодня число и день недели? Как все это можно узнать? Показываем разные виды календарей, поясняем их назначение. Зачем нам нужен календарь?
Затем показываем детям модель календаря, и объясняет ее назначение:
- По календарю мы каждый день будете узнавать, какое сегодня число, какой день недели. По календарю можно определить, сколько дней осталось до субботы или до праздника, увидеть, когда закончится январь и наступит следующий месяц, узнать, как он будет называться.
Посмотрите, как много листков в календаре. Каждый листок – это день. Вот как много должно пройти дней, чтобы опять наступил новый год.
-Что вы видите на листке календаря?
-Цифра показывает число. Какое число?
Под цифрой написано, какой это день недели? На нашем календаре есть цветные полоски, для тех, кто не умеет читать. Для каждого дня недели полоска определенного цвета. Понедельник – первый день недели – мы узнаем его по синей полоске. Этот день уже прошел, мы снимаем этот листок. А вторник еще не кончился, мы его снимать не будем. Кончаться сутки, мы завтра придем в детский сад, снимем листок календаря и узнаем, какой будет день недели и какое число.
После занятия мы повесим календарь на стенку, и каждый день перед занятиями будем снимать листок и узнавать, какое наступило число, какой день недели.
В следующие недели проводим второе занятие, на котором уточняем представление о днях недели и учим связывать название их с порядковым местом дня. На этом занятии дети должны как бы увидеть всю неделю, представленную в виде последовательно разложенных на доске семи листков календаря. Связь между названием дня и его место в неделе помогает запомнить последовательность дней недели и их название. Знание порядкового номера дня в неделе – прием, позволяющий понять и запомнить названия дней недели.
На третьем занятии, надо уточнить представления о недели и месяце. На этом занятии дошкольники действуют с листками календаря, называют дни недели, соотносят с ними те или иные занятия, называют предшествующий и последующий день названному.
В подготовительной группе, продолжается работа с календарем, в первые дни нового года проводится последнее, четвертое, обобщающее занятие по календарю. Уточняются представления о календарном годе.
Занятие по знакомству с днями недели
-Дети, сосчитайте, сколько листков календаря мы положили на доске. Семь листков, семь дней составляют неделю. Посмотрите, какие это дни недели. Листки по порядку расположены на доске. Первый листок, первый день недели – это понедельник, мы его узнаем по синей полоске. Как называется второй день недели? Как называется второй день недели? Как вы думаете, почему второй день недели называется вторник? Вторник мы узнаем по желтой полоске. Теперь находим третий день недели. После вторника, какой день недели? Какого цвета полоска на листе среды?
Как называется четвертый день недели? И так далее. Эти пять дней рабочие, родители ходят на работу, а вы в детский сад. Назовем их.
Найдите третий день недели. Как он называется? Кто скажет, почему он так называется? Потому что он в середине пяти рабочих дней. В недели есть еще два выходных дня, они называются суббота и воскресенье. Какого цвета полоски их обозначают? Шестой день недели – суббота. Как называется седьмой день? Семь листков, семь дней вместе называются неделя. Что такое неделя? Сколько в ней дней? Назовите их. В какие дни недели у нас музыкальные занятия? В какие дни недели вы не ходите в детский сад?
Семь листков календаря, первую неделю, положим в коробку, в первое нижнее отделение, а во второе начнем складывать листки следующей недели, посмотрим, сколько в ней будет дней и каких. Потом будем складывать листки следующих недель января, а в конце его узнаем, сколько в месяце недель января, а в конце его узнаем, сколько в месяце недель и сколько дней.
На третьем занятии, которое следует провести в первых числах февраля, надо уточнить представления детей о недели, о названиях его дней, о цветных полосках, по которым дети их узнают. Учить детей соотносить те или иные занятия или события своей жизни с определенными днями недели.
- Каждый день мы снимали с календаря один листок. Что мы узнавали? Листы календаря мы складывали в коробку, в нижние отделения. Сосчитай, Андрей, сколько листков лежит в первом отделении, втором, третьем, четвертом и пятом. Почему мы раскладывали листки по 7? ( В неделе 7 дней, раскладывали по неделям). Как называется первый день недели? Какой день следует после понедельника? Как называется третий день недели? Какой день до среды? Как называется четвертый день недели?
Усвоение последовательности дней недели поможет наглядный материал, представленный в виде листков календаря или цветных карточек, соответствующих цветным полоскам на календаре. Например, карточку среда положить между днем до среды и после среды; положить два дня после четверга или предложить назвать пятый день недели и проверить свой ответ пользуясь карточками. Определить какой день был вчера, какой будет завтра. Варианты игровых заданий могут быть различные. Можно предложить поставить дни недели парами с рядом стоящим днем (игра Найди пару), к названному дню найти дни, стоящие рядом с ним (игра Найди соседей), предложить разложить карточки по порядку дней недели, начиная с любого из дней (игра Чья неделька быстрее соберется?).
Занятие Части суток
Цель: Расширить временные представления детей, уточнить отношения раньше-позже.
Ход занятия
1.Работа с картинками Перепутаница
На доске представлены картинки о разных частях суток: утро, день, вечер, ночь. Воспитатель предлагает установить, что было раньше, а что позже, и назвать части суток по порядку.
2.Загадки Когда это бывает?
-Вился, вился белый рой,
Сел на землю – стал горой. (снег)
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей – пчела Что раньше, а что позже: весна или зима?
Первый мед принесла.
Кто скажет,
Кто знает,
Когда это бывает? ( весной)
Солнце печет,
Липа цветет.
Рожь поспевает.
Когда это бывает? (летом)
-Что раньше, а что позже: весна или лето? Может ли лето придти сразу после зимы?
- О каком времени года не было загадки?
-Назовите времена года по порядку, начиная с зимы.
3.Работа с раздаточным материалом.
Дети организуются в 3-4 группы. Им раздают наборы картинок по которым можно устанавливать временные отношения раньше - позже.
Иллюстрации к сказкам Репка, Колобок и другим известным в этом возрасте сказкам;
Бытовые зарисовки о режиме дня – мальчик просыпается, делает зарядку, завтракает, сидит за партой, играет и т. Д.;
Наблюдение за ростом растений – дети посеяли семена, поливают маленькие росточки, цветущее растение, собирают урожай;
Цветы в вазе – букет ярок и красив, цветы по одному увядают – пустая ваза.
После непродолжительного обсуждения задания в группах дети рассказывают о событиях в правильной последовательности. Воспитатель задает дополнительные вопросы о том, что было раньше, что позже.
Активизация в речи отношений раньше – позже
Дети рассказывают по картинкам, что было раньше, а что потом. На картинке отношение раньше – позже обозначается стрелкой.
- Раньше был хлебный колосок, позже его зерна смололи, из муки замесили тесто, из теста испекли хлеб.
-Одуванчик золотой
Постарел и стал седой.
- Сначала было яйцо, а потом из него вылупился цыпленок.
Здесь можно обратить внимание детей на явление круговорота в природе:
-Сначала были семена - парашютики, позже они проросли и расцвели желтые цветы, потом отцвели и появились семена…
- Вылупился цыпленок, потом выросла курица, снесла яйцо, и из него вылупился цыпленок…
- А может ли хлеб снова стать колоском?
5. Дети вспоминают сказку о Колобке и рассказывают, с кем встретился Колобок раньше волка, а с кем – позже. Сказку можно инсценировать, распределив роли.
Итог занятия
-Что вам больше всего понравилось на занятии, что вызвало затруднение?
-Что бывает раньше – дождь или радуга?
-Что бывает позже – день или вечер?
Предложить нарисовать картинки про то, что было раньше, а что позже.
Занятие Ориентировка во времени
Цель: Закрепление названия месяцев, знать, что 12 месяцев составляют год.
Уточнить знания детей о годе, как временном отрезке, сформировать представления о необратимости времени; уточнить знание о календаре;
Материалы
Разные календари, листочки календаря, скрепленные по месяцам за истекший год, цифры, счетные палочки.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Пришел на день,
А ушел через год.
(Новый год)
Вопросы детям:
Какой последний месяц в году? (декабрь)
Какой праздник в этом месяце отмечают? (новый год)
Когда приходит Новый год? (1января)
Что будет после 1 января? (2января, 3 января)
Что будет, когда закончился январь? (наступит февраль)
А потом? (март)
Сколько всего месяцев в году? (12 месяцев)
Назови все месяцы.
В году 12 месяцев, которые сменяют друг друга. Начинается Новый год с 1 января. Январь – холодный зимний месяц. Его сменяет февраль, тоже зимний месяц. За февралем идут весенние месяцы: март, апрель, май. Их сменяют летние месяцы: июнь, июль, август. Потом идут осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь. Последний месяц в году – декабрь. И опять наступит январь. Какой он будет по счету? (первый)
Примечание. Если дети не смогут самостоятельно ответить, сколько всего месяцев в году, покажите им листочки календаря, скрепленные по месяцам, и попросите пересчитать их.
Напомнить детям, что 31 декабря кончается старый год, а 1 января в 00час.00 мин. Начинается новый год.
Выслушав ответы детей, воспитатель предлагает им отгадать загадку:
Дни за днями круглый год –
Утром по привычке,
Эту книжку папа рвет
По одной страничке.
(Календарь)
Вопросы детям:
Когда мы узнаем, какой сегодня день недели, число, месяц, год?
Для чего нужны календари? Что с их помощью можно узнать?
Чем похожи календари? ( Показывают число, месяц, дни рождения, рабочие, воскресные и праздничные дни. Рабочие дни отмечены черным цветом, воскресные и праздничные – красным.)
Чем отличаются календари? (оформлением, размером, величиной, цветом).
Как называют календарь, который висит на стене? (настенный, отрывной).
Как называется календарь, который носят в кармане? (карманный).
Покажите руками на отрывном календаре, сколько дней в году?
Кто покажет, сколько дней в году и сколько в месяце на этом календаре? (Показывает плакатный календарь).
Кто может сказать, какого числа день его рождения?
Кто может показать день своего рождения на календаре?
Если дети затрудняются, помогите им.
- Наступил новый год, в домах стали вывешивать новые календари. Как вы думаете, где лучше всего повесить наш календарь? Каждый день мы будем отрывать один листок календаря и класть в коробочку.
Примечание. В конце занятия воспитатель дарит детям карманные календарики, предлагает найти и показать первый месяц года.
Занятие Получас
Цель занятия: Учить определять время по часам с точностью до получаса.
Материал: макет часов с движущимися стрелками. У детей макет часов
Ход занятия
Воспитатель показывает детям макет часов.
- Сколько времени показывают мои часы? (час)
- Как расположены стрелки, когда часы показывают ровно час? (Минутная длинная стрелка указывает на 12, а часовая короткая – на 1)
- Кто помнит, как двигаются минутная и часовая стрелки? (Минутная длинная стрелка должна сделать полный круг, это означает, что прошел час, а часовая короткая стрелка при этом передвинется к следующей цифре).
- Поставьте на ваших часах стрелки так, чтобы они показывали ровно час. Если пройдет еще один час, как будут стоять стрелки? (Минутная длинная пройдет полный круг и опять вернется на 12, а часовая короткая передвинется к цифре 2. Часы будут показывать 2 часа).
- Как передвинутся стрелки, если прошел не полный час, а только половина? (Минутная длинная стрелка должна пройти половину круга).
- Минутная стрелка на ваших часах прошла половину круга. На какую цифру указывает стрелка? (На цифру 6).
- Минутная стрелка указывает на цифру 6, когда прошло полчаса, а часовая стрелка за половину часа тоже должна пройти половину пути. Кто догадается, где должна стоять часовая стрелка? (Между цифрами 2 и 3).
- Кто сможет определить, который час показывают часы? Они показывают два полных часа и половину часа. Половина часа – это 30 минут. Значит на ваших часах 2часа 30 минут. Когда пройдет еще полчаса, сколько будет полных часов? (три полных часа). Сейчас до трех часов не хватает половины часа, поэтому мы можем сказать, что часы показывают 2 часа 30 минут или по-другому: половина третьего.
Затем педагог предлагает детям поставить стрелки так, чтобы часы показывали половину пятого, половину восьмого, ровно 10, 6, 12 часов.
Занятие История часов
Цель занятия: Познакомить детей с историей изобретения часов; учить узнавать время по часам.
Материалы.
Иллюстрации с изображением необычных часов (солнечные, водяные, часы-свеча, часы-цветы, песочные). Часы с движущимися стрелками.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Я напрасно не хожу,
Когда надо, разбужу.
(часы)
Перед детьми иллюстрации с изображение часов.
- Сегодня мы поговорим о старинных часах. Как вы думаете, часы существовали всегда? Кто-нибудь из вас знает, как люди узнавали время раньше, когда не было часов?
Дайте детям возможность высказаться, а затем подведите итог. Свой рассказ сопровождайте иллюстрациями.
- Давным-давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Всходило солнце, значит, пора вставать, и так до самого вечера. Однажды человек обратил внимание на то, что тени от всех предметов двигаются, становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца на небе, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг и разделил его на равные части. Каждая часть равнялась одному часу. Солнце всходило, и тень от столба медленно двигалась по кругу. Назывались эти часы солнечными. Как вы думаете, всегда ли человек мог ими пользоваться?
Солнечные часы имели недостаток – они показывали время только в солнечный день. Это было очень неудобно, поэтому люди изобрели водяные часы. Они состояли из двух сосудов, по капелькам вода перетекала из одного сосуда в другой и потому, сколько воды вытекло, определяли, сколько прошло времени.
Кроме водяных часов есть еще и песочные. Они показывают время и днем и ночью, и летом и зимой, в любую погоду. У них нет стрелок и циферблата, сделаны они из стекла. Два стеклянных конуса соединены вместе, внутри насыпан песок. Когда часы работают, песок из верхнего конуса сыплется в нижний. Высыпался весь песок, значит прошло 3, 5, 10 минут. Песочными часами люди пользуются и сейчас. Сейчас, когда мы будем одеваться на прогулку, мы проверим, за сколько минут вы оденетесь.
Были когда-то еще часы-свеча. На свечу наносили деления, в нижнее деление втыкали булавку с привязанным к ней грузиком. Когда свеча догорала до этого деления, грузик падал на металлический поднос или просто на пол – это означало, что прошел определенный отрезок времени.
Ну а самые необычные, пожалуй, - цветы – часы. Это живые цветы, бутоны некоторых раскрываются утром, а днем закрываются, у других цветки раскрыты только ночью, а днем всегда закрыты. По ним тоже можно определять время.
Занятие Что такое время
Цель: дать представление о времени; познакомить с понятием минута, Час, время суток, Дни недели, времена года
Ход занятия
-Ребята, сегодня мне позвонил Буратино и сказал, что он придет к нам на занятие ровно в 9 часов. Но почему-то он опаздывает. (Воспитатель смотрит на часы, раздается стук в дверь, приходит Буратино)
- Буратино, ты почему опаздываешь? Надо начинать занятие, а мы тебя ждем.
- А что, разве нельзя было придти позже?
- Мы начинаем заниматься строго по времени. И в школе дети салятся за уроки в определенное время. У нас есть расписание занятий, а в школе – расписание уроков. Все рабочие идут на работу в определенное время, магазины открываются в определенное время по расписанию. Если не было бы часов и люди не соблюдали время, могла бы произойти вот какая история.
Приходит, например, командир экипажа самолета на аэродром, смотрит, а в самолете никого нет. Рано я пришел, - думает командир. – Пойду пока пообедаю. Только он ушел, пришли пассажиры. Ах, - говорят пассажиры, - командира еще нет. Пойдем пока что-нибудь еще в магазине купим. Не успели они уйти, возвращается голодный и сердитый командир. Без часов никто не знал, во сколько открывать столовую. Посмотрел командир, в салоне опять никого нет. Раз так, говорит он, - улечу один. Будут знать, как опаздывать! И улетел бы, если бы не было часов.
- Отгадайте загадки:
Оно весь век бежит вперед
И никогда не устает.
(время)
Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.
(часы)
Занятие Сутки, неделя, месяц
Цель: уточнение знаний детей знаний о времени суток, неделя, месяцы.
Ход занятия
Ребята на прошлых занятиях мы с вами познакомились с историей происхождения часов. Узнали, что раньше были разные часы, и время люди определяли, взглянув на движение солнца, по длине тени в разное время дня, песочными часами. В наше время механические часы и электронные.
Время постоянно бежит из прошлого в будущее, а бежит оно через настоящее.
-Как измерять время по длительности? Время измеряется секундами, минутами, часами. Определяют время по часам. Время определяется сутками, неделями, месяцами, годами. (рассмотреть механические часы, календарь). Время определяется веками, эпохами.
Отгадайте загадку:
Гляжу в окошко-
Ходит черная кошка.
(ночь)
Поутру оживает,
К вечеру умирает.
(день)
-Когда вы приходите в детский сад? (утром) А уходите (вечером)
-Как назвать одним словом утро, день, вечер, ночь? (сутки)
- Продолжительность каждой части суток бывает различной и в зависимости от времени года. Вспомните, зимой ночь длиннее, а день короче. А летом наоборот.
Упражнение с картинками Когда это бывает? (день- ночь, утро-вечер, утро-день, вечер-ночь)
Отгадайте еще загадку:
Братцев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом
(дни недели)
- Правильно, это дни недели. Название дней недели в основном связано с порядковыми номерами. Вторник – второй, среда – средний и т.д.
-Дети, а какой день недели сегодня? Какой был вчера?
Какой будет завтра?
Через сколько дней суббота? А воскресенье?
Есть ли у тебя любимый день недели? (ответы детей).
Загадка:
Друг за другом ходят,
Друг друга не обходят.
(месяцы)
Правильно, это месяцы. А сколько всего месяцев в году? (12) Какие вы знаете месяцы?
-Только кончается один месяц, следом начинается другой. Месяцы идут один за другим. 12 месяцев составляют год. В году различают 4 времени года.
- Ребята, а вы знаете какое сейчас время года? Какое было до него? А какое будет после? Если у тебя любимое время года? Какое? Почему нравится?
Предложить детям картинку – перепутаницу, какое время года изображено? Найди ошибки.
- А теперь давайте разделимся на четыре группы. Каждая группа нарисует свое время года: зиму, весну, осень, лето.
Занятие Ознакомление с длительностью 3-минутного интервала
Цель: Познакомить детей с длительностью 3-минутного интервала
Задачи:
Учить контролировать время по песочным часам, в процессе выполнения разнообразной деятельности.
Формировать чувство удовлетворения от умения выполнять задание на время.
Материал: секундомер и песочные часы.
Ход занятия
-Ребята, вы знаете, сколько длится одна минута? Минута – это 60 секунд. Вы знаете, что можно успеть сделать за 2 минуту?
Как вы думаете, что больше – 1минута или 3 минуты.
- Правильно ребята, 3 минуты больше, чем 1 минута. 3 минуты – это 1минута, еще 1 и еще 1 минута, 3 раза по 1 минуте.
Предложить детям задание показать 3 минуты на 1 минутных песочных часах ( 3раза перевернуть).
_ Как вы думаете, что можно успеть сделать за 3 минуты? Давайте проверим, что мы успеем сделать за 3 минуты.
1 задание. Из листа бумаги сложить лодочку за 3 минуты. Следить за песочными часами и закончить с окончанием 3 минут.
2 задание. 3 минуты рисовать на листе бумаги в клетку круги по строчкам. Оценить своевременность окончания. Сосчитать, кто сколько строчек кругов успел нарисовать за 3 минуты.
3 задание. Рисовать, кто что хочет 3 минуты. Следить по песочным часам и кончить вовремя. Оценить своевременность окончания. Рассказать, кто что успел нарисовать за 3 минуты.
4 задание. В раздевальной комнате в течение 3 минут одеваться, следя за временем по песочным часам. Рассказать, сколько вещей успели надеть за 3 минуты. Сравнить с тем, что успели надеть за 1 минуту.
Ознакомление с календарем в повседневной жизни
Игры и упражнения на закрепление представлений о частях суток.
Игра Назовите пропущенное слово
Цель: закрепление знаний о частях суток
Взрослый говорит предложение, пропуская названия частей суток: Мы завтракаем, утром, а обедаем…, Мы пойдем гулять … и т.д. Ребенок называет части суток, за каждый правильный ответ – награда, например картинка с изображением названной части суток.
Игра Что мы делали.
Ведущий говорит предложение-задание: Покажите, что вы делали утром. Играющие изображают разные действия, но не называют их. Задача ведущего угадать, что изображает играющий.
Такую же игру можно провести со словами вчера, сегодня, завтра.
Игра Вчера, сегодня, завтра.
Воспитатель бросает мяч по очереди всем детям, говоря короткую фразу, например: Мы лепили…. Поймавший заканчивает фразу, отвечая на вопрос когда?. Мы пойдем гулять в парк …(Сегодня).
Задание – игра Что было, есть и будет
По очереди составляем рассказы. Их содержание может быть как реальным, так и вымышленным.
Что со мною было вчера.
2. Что я делал сегодня.
Что со мною будет завтра.
Темы рисования
Что я люблю делать утром.
Солнце ложится спать.
Кто поет на закате. И т. д.
Загадки
Что за гость, что прогоняет ночь прочь?
(Утро)
Старенькая бабушка всю землю черным покрывалом укрыла, спать уложила. Как ее зовут? (ночь)
Сестра к брату в гости идет, а он от нее прячется. Как их зовут?
(День и ночь)
Стихи
Солнце яркое встает,
Петушок в саду поет,
Наши детки просыпаются,
В детский садик собираются.
Ночь. Вокруг тишина.
В природе все спит.
Своим блеском луна
Все вокруг серебрит.
Игры и упражнения на закрепление знаний недели.
Емелина неделя.
Мы спросили у Емели:
- Назови нам дни недели.
Стал Емеля вспоминать.
Стал Емеля называть.
- Дядька крикнул мне Бездельник! -
Это было в понедельник.
На забор я лез, и дворник
Гнал метлой меня во вторник.
В среду я ловил жука
И свалился с чердака.
Воевал в четверг с котами
И застрял под воротами.
В пятницу дразнил собаку –
Изорвал себе рубаху.
А в субботу – вот потеха! –
На свинье верхом поехал.
В воскресенье отдыхал –
На мосту сидел, дремал.
Да с моста свалился в реку.
Не везет же человеку!
Так у нашего Емели
Дни недели пролетели.
Игра Лови, бросай, дни недели называй
(Упражнение с мячом)
По очереди подбрасывая мяч, последовательно называть дни недели. Взрослый может начать с любого дня: Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда….
Игра А ну-ка угадай
Эту игру можно проводить в любое свободное время. Взрослый говорит: Я – среда. Какой день следующий? Или: Я – понедельник. Какой день был вчера? Какой день будет послезавтра?
Загадка
Братцев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний –
Появляется передний.
Дни недели
Стихи. Дж. Родарри
В понедельник я проснулся,
А во вторник я зевнул,
В среду сладко потянулся,
А в четверг опять заснул.
Спал я в пятницу,
В субботу не ходил я на работу,
Но зато уж в воскресенье
Спал весь день без пробужденья!
***
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед!
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев-
Стая жирных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Прилетел гонец весенний-
Путешественник-скворец.
Вот и песенке конец.
Игры на закрепление знаний о временах года.
Игра Бывает - не бывает
Дети встают в круг, воспитатель – посередине. Ведущий называет время года, например осень, затем называет явление природы, например иней, - бросает мяч, а ребенок должен сказать, бывает - не бывает. Мяч бросают по кругу. Кто ошибся, выходит из игры.
Игра Что за чем
Дети встают в круг. Ведущий стоит в центре круга, он бросает мяч по очереди детям. Бросая, задает вопрос. Поймавший мяч, отвечая, бросает его назад. Например, ведущий: Зима, а за нею? Ребенок: весна, - бросает мяч обратно. Вопросы задаются о временах года, о последовательности месяцев.
Игра Необыкновенное путешествие по временам года в круглый год (А. И. Сорокина) стр.82
Цель: Научить слушать содержание описательного текста и соотносить его со временем года. Закрепить представления о каждом времени года по его основным признакам, отраженным в тексте. Познакомить с обобщающим понятием круглый год, с постоянством смены времен года.
Игра Поможем Незнайке
Цель: Закрепляем знания о последовательности дней недели, месяцев в году. Закрепить знания о последующих и предыдущих днях недели, месяцах в году.
Игра Какое время года?
Цель: Учить детей слушать поэтический текст. Воспитывать эстетические эмоции и переживания. Закреплять знания о месяцах каждого времени года и основных признаках разных времен года.
Стихи. Загадки. Пословицы и поговорки
****
Весна красна цветами, лето - снопами,
Осень - пирогами, а зима – снегами.
Двенадцать братьев
Друг за другом ходят,
Друг друга не находят.
Кто такие?
(месяцы)
В году у дедушки четыре имени. Кто это?
(Зима, весна, лето, осень)
Зима не лето – в шубу одета
Весна - цветами красна.
Худо лето, когда солнца нет.
Весна дает цветы, а осень – плоды.
Времена года А. Кузнецова.
Придумала мать дочерям имена:
Вот – Лето и осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса.
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло – все под солнцем цветет,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды-
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.
Рассказы и сказки о временах года.
Солнце и календарь Н. Юркова;
Двенадцать месяцев С. Я. Маршак;
Календарь Н. Подлесова;
Где ежик зимовал В. Бирюкова;
Четыре художника Г. Скребицкий;
Старик – годовик В. Даль.
HYPER13PAGE HYPER15
54