Программа по внеурочной деятельности «Занимательный этнос» - этнокультурная составляющая учебно-воспитательного процесса в начальной школе.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа по внеурочной деятельности «Занимательный этнос» - этнокультурная составляющая учебно-воспитательного процесса в начальной школе.
Автор: Янишевская Реана Рустамовна
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ ЭТНОС» - ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.Учитель начальных классов: Янишевская Р.Р.Муниципальная общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Малоярославца» Малоярославецкого района Калужской областиАННОТАЦИЯ СТАТЬИ: Статья посвящена программе внеурочной деятельности «Занимательный этнос» в начальной школе, изучающей происхождение народов, расселение, быт, культуру, обычаи, традиции, как часть общемирового развития, как значимую часть общечеловеческой цивилизации. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: народы, быт, культура, обычаи, традиции. К составлению данной программы меня подтолкнуло моё ключевое направление воспитательной деятельности «Воспитание толерантности у учащихся в начальной школе». Ранее я подбирала материал и включала его в свою учебно-воспитательную работу. Но со временем захотелось выделить ему своё особое место. Таким образом, и появилась мысль о введении курса по внеурочной деятельности, который даст возможность изучать культурное наследие народов, возможность прикоснуться к истокам традиций, обычаев, обрядов, верований, воззрений народов, населяющих нашу планету. И основная цель всей этой работы быть не просто учителем, а стать духовным посредником между обществом и ребенком в освоении духовной культуры, накопленной человечеством. При составлении программы за основу я взяла авторскую программу по внеурочной деятельности «К истокам» Наговицыной Ольги Викторовны - учителя начальных классов, заместителя директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ № 1 Республики Тыва. Выбор был не случаен, так как сама концепция программы как нельзя лучше отражала мой замысел. В ходе работы я изменила название, тематику и количество часов, внесла коррективы в содержание, так как хотела более углублено изучить многочисленные народности России и мира в целом на отдельном занятии с учётом познавательных, физических и психологических особенностей учащихся начальных классов. Актуальность программы обусловлена оторванностью молодого поколения от духовных корней отечественной культуры, утратой культурных традиций; падением уровня духовно-нравственных ценностей, не востребованностью духовного потенциала культуры разных народов; утратой семейных форм культурного сотворчества; взаимонепониманием детей и взрослых, негативным отношением детей к традициям и ценностям не только своего народа, но и других народов, проживающих в мире. Значимость программы «Занимательный этнос» открывает детям нравственные ценности народов: трудолюбие, милосердие, любовь к природе и к родной земле. Обращение к народной культуре предоставляет ребенку возможность попробовать себя в разных ролях и видах деятельности, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребёнка, а также формирует навыки межличностного общения, помогает педагогу вести работу с младшими школьниками, вовлекая в воспитательный процесс родителей. Новизна программы заключается в том, что:·она позволяет расширить образовательную область культуры народов и представить ее целостно;·дает возможность эффективно решать задачу общего развития ребенка;·в авторском отборе учебного материала и авторского подхода к структурированию;·в ориентированности на творческую работу учителя и ученика (тесная взаимосвязь в процессе усвоения теоретических знаний, формирования практических навыков). Целью программы по внеурочной деятельности «Занимательный этнос» является развитие у учащихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений. Предлагаемая программа должна обеспечить реализацию следующих задач:развивать художественно-творческие способности; интерес к изучению народных традиций, художественных ремесел, устного народного творчества;расширять знания о культурном наследии крупнейших народов России и мира;формировать способность воспринимать исторические, национальные особенности народов;использовать полученные знания в окружающей жизни;воспитывать уважительное отношение к культуре другого народа;содействие укреплению и развитию общенационального сознания, высокой нравственности, гражданской солидарности россиян, воспитание у граждан чувства гордости за исторические и современные достижения страны, уважения к культуре, традициям и истории народов, улучшение межэтнических и межконфессиональных отношений. Данная программа составлена мной в объеме 203 часов. Таблица 1. Содержание программы. Вариативность программы проявляется в многообразии индивидуальных подходов к выполнению заданий учащимися, в представлении свободы учителю в выборе практических заданий. Программа предусматривает частые переключения деятельности с одного вида на другой, что делает работу динамичной, неутомительной. Содержание разделов и тем подобрано таким образом, что на всех этапах обучения носит познавательный и творческий характер. Содержание программы реализуется на занятия следующих видов: учебные (теоретические и практические занятия), экскурсии, игры и упражнения, в том числе на свежем воздухе, тренинги); контрольные (подготовка и проведение выставки, проектная деятельность). Таблица 2. Структура занятий. В ходе занятий мои основные задачи дать общее представление о отличиях различных этнокультур, их самобытности, традициях, звучания языка, местах проживания, вероисповеданиях, символики. Это и есть те планируемые результаты, которые я хочу достичь на конец каждого года. Данная программа реализуется через занятия внеурочной деятельности, оказывает положительное влияние на развитие учащихся начального звена. Преемственность и интеграция учебной и внеурочной деятельности проявляется при изучении учебных дисциплин, как в начальной, так и в основной школе. Она прослеживается в организации досуговой деятельности (конкурсы, праздники, выставки, экскурсии). Литература.Список литературы для учителяПрограмма по внеурочной деятельности «К истокам» Наговицына Ольга Викторовна Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, «Внеурочная деятельность школьников». Методический конструктор, Москва «Просвещение» 2010.Русская семья, Москва. «Белый город», 2008 .Календарь народных примет, обычаев и обрядов, Москва, «Издательство Мир книги», 2008 (обязательная).Ю.Г. Дорожин, Национальные узоры и орнаменты, Москва, 1999.Энциклопедия детского фольклора, Москва, «Белый город», 2008 .М. Власова. Русские суеверия.Е.Левкиевская. Мифы русского народа. Москва, Астрель, АСТ, .«Современная школьная энциклопедия» Губина А. И. «Традиции и обычаи народов мира» ,М.: Мир книги, 2008«Народы мира» (историко-этнографический справочник), М., «Советская энциклопедия», 1988.Самые известные мифы народов мира. – М.: Белый город, 2011. Самые известные мифы народов мира. – М.: Белый город, 2011. «Города России» А.Голубев. Рисовал-познавалка. 2015г.«Карты России» А. Голубев – издательство «Речь», 2015 г.Александр Голубев: Вокруг света за 80 штрихов. Страны и континенты. Всемирная бродилка-находилка. Издательство «Речь», 2015 г.«Города Европы» А.Голубев. Рисовал-познавалка. 2015г. Электронные ресурсы сети ИНТЕРНЕТ.