Программа по внеурочной деятельности «Занимательный этнос» - этнокультурная составляющая учебно-воспитательного процесса в начальной школе.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа по внеурочной деятельности «Занимательный этнос» - этнокультурная составляющая учебно-воспитательного процесса в начальной школе.
Автор: Янишевская Реана Рустамовна

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ ЭТНОС» - ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.Учитель начальных классов: Янишевская Р.Р.Муниципальная общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Малоярославца» Малоярославецкого района Калужской областиАННОТАЦИЯ СТАТЬИ: Статья посвящена программе внеурочной деятельности «Занимательный этнос» в начальной школе, изучающей происхождение народов, расселение, быт, культуру, обычаи, традиции, как часть общемирового развития, как значимую часть общечеловеческой цивилизации. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: народы, быт, культура, обычаи, традиции. К составлению данной программы меня подтолкнуло моё ключевое направление воспитательной деятельности «Воспитание толерантности у учащихся в начальной школе». Ранее я подбирала материал и включала его в свою учебно-воспитательную работу. Но со временем захотелось выделить ему своё особое место. Таким образом, и появилась мысль о введении курса по внеурочной деятельности, который даст возможность изучать культурное наследие народов, возможность прикоснуться к истокам традиций, обычаев, обрядов, верований, воззрений народов, населяющих нашу планету. И основная цель всей этой работы быть не просто учителем, а стать духовным посредником между обществом и ребенком в освоении духовной культуры, накопленной человечеством. При составлении программы за основу я взяла авторскую программу по внеурочной деятельности «К истокам» Наговицыной Ольги Викторовны - учителя начальных классов, заместителя директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ № 1 Республики Тыва. Выбор был не случаен, так как сама концепция программы как нельзя лучше отражала мой замысел. В ходе работы я изменила название, тематику и количество часов, внесла коррективы в содержание, так как хотела более углублено изучить многочисленные народности России и мира в целом на отдельном занятии с учётом познавательных, физических и психологических особенностей учащихся начальных классов. Актуальность программы обусловлена оторванностью молодого поколения от духовных корней отечественной культуры, утратой культурных традиций; падением уровня духовно-нравственных ценностей, не востребованностью духовного потенциала культуры разных народов; утратой семейных форм культурного сотворчества; взаимонепониманием детей и взрослых, негативным отношением детей к традициям и ценностям не только своего народа, но и других народов, проживающих в мире. Значимость программы «Занимательный этнос» открывает детям нравственные ценности народов: трудолюбие, милосердие, любовь к природе и к родной земле. Обращение к народной культуре предоставляет ребенку возможность попробовать себя в разных ролях и видах деятельности, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребёнка, а также формирует навыки межличностного общения, помогает педагогу вести работу с младшими школьниками, вовлекая в воспитательный процесс родителей. Новизна программы заключается в том, что:·она позволяет расширить образовательную область культуры народов и представить ее целостно;·дает возможность эффективно решать задачу общего развития ребенка;·в авторском отборе учебного материала и авторского подхода к структурированию;·в ориентированности на творческую работу учителя и ученика (тесная взаимосвязь в процессе усвоения теоретических знаний, формирования практических навыков). Целью программы по внеурочной деятельности «Занимательный этнос» является развитие у учащихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений. Предлагаемая программа должна обеспечить реализацию следующих задач:
  • развивать художественно-творческие способности; интерес к изучению народных традиций, художественных ремесел, устного народного творчества;
  • расширять знания о культурном наследии крупнейших народов России и мира;
  • формировать способность воспринимать исторические, национальные особенности народов;
  • использовать полученные знания в окружающей жизни;
  • воспитывать уважительное отношение к культуре другого народа;
  • содействие укреплению и развитию общенационального сознания, высокой нравственности, гражданской солидарности россиян, воспитание у граждан чувства гордости за исторические и современные достижения страны, уважения к культуре, традициям и истории народов, улучшение межэтнических и межконфессиональных отношений.
  • Данная программа составлена мной в объеме 203 часов. Таблица 1. Содержание программы. Вариативность программы проявляется в многообразии индивидуальных подходов к выполнению заданий учащимися, в представлении свободы учителю в выборе практических заданий. Программа предусматривает частые переключения деятельности с одного вида на другой, что делает работу динамичной, неутомительной. Содержание разделов и тем подобрано таким образом, что на всех этапах обучения носит познавательный и творческий характер. Содержание программы реализуется на занятия следующих видов: учебные (теоретические и практические занятия), экскурсии, игры и упражнения, в том числе на свежем воздухе, тренинги); контрольные (подготовка и проведение выставки, проектная деятельность). Таблица 2. Структура занятий. В ходе занятий мои основные задачи дать общее представление о отличиях различных этнокультур, их самобытности, традициях, звучания языка, местах проживания, вероисповеданиях, символики. Это и есть те планируемые результаты, которые я хочу достичь на конец каждого года. Данная программа реализуется через занятия внеурочной деятельности, оказывает положительное влияние на развитие учащихся начального звена. Преемственность и интеграция учебной и внеурочной деятельности проявляется при изучении учебных дисциплин, как в начальной, так и в основной школе. Она прослеживается в организации досуговой деятельности (конкурсы, праздники, выставки, экскурсии). Литература.Список литературы для учителя
  • Программа по внеурочной деятельности «К истокам» Наговицына Ольга Викторовна
  • Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, «Внеурочная деятельность школьников». Методический конструктор, Москва «Просвещение» 2010.
  • Русская семья, Москва. «Белый город», 2008 .
  • Календарь народных примет, обычаев и обрядов, Москва, «Издательство Мир книги», 2008 (обязательная).
  • Ю.Г. Дорожин, Национальные узоры и орнаменты, Москва, 1999.
  • Энциклопедия детского фольклора, Москва, «Белый город», 2008 .
  • М. Власова. Русские суеверия.
  • Е.Левкиевская. Мифы русского народа. Москва, Астрель, АСТ, .
  • «Современная школьная энциклопедия»  Губина А. И. «Традиции и обычаи народов мира» ,М.: Мир книги, 2008
  • «Народы мира» (историко-этнографический справочник), М., «Советская энциклопедия», 1988.
  • Самые известные мифы народов мира. – М.: Белый город, 2011.
  • Самые известные мифы народов мира. – М.: Белый город, 2011.
  • «Города России» А.Голубев. Рисовал-познавалка. 2015г.
  • «Карты России» А. Голубев – издательство «Речь», 2015 г.
  • Александр Голубев: Вокруг света за 80 штрихов. Страны и континенты. Всемирная бродилка-находилка. Издательство «Речь», 2015 г.
  • «Города Европы» А.Голубев. Рисовал-познавалка. 2015г.
  • Электронные ресурсы сети ИНТЕРНЕТ.