Влияние пальчиковых игр на речевое развитие детей дошкольного возраста с ЗПР
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Влияние пальчиковых игр на речевое развитие детей дошкольного возраста с ЗПР
Автор: Шестакова Екатерина Алексеевна
ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР. Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.В.А. СухомлинскийОсновной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются их духовные и физические силы: внимание, память, речь, воображение.Важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук: у него улучшается двигательная координация, преодолеваются скованность, зажатость. Развитие мелкой моторики рук положительно сказывается на становлении детской речи, а неумение ребенка «распознать» пальцы – прогностический признак будущих трудностей с чтением и письмом. Необходимо строго соблюдать одно условие – пальчиковые игры должны выполняться ребенком без затруднений и приносить ему только радость.Мелкая моторика рук – это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий, а отставание в таком развитии у детей препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности, препятствует речевому развитию.Теоретическая база немаловажна в работе каждого педагога. Именно обогащая свой опыт исследованиями специалистов, педагог может построить полноценный процесс работы с детьми.Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.Н.А. Бернштейн писал: «Представление, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов» Если вы хотите, чтобы речь ребенка соответствовала возрасту, помните слова Сухомлинского: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев» И наконец, предлагаю вам практический материал для развития мелкой моторики. Недостатки развития моторной сферы у детей с ЗПР отмечаются как отечественными, так и другими учеными.Эта тема затронута в трудах основоположников отечественной психологии Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. Так же исследованиями связи руки и мозга занимались такие ученые, как: физиологи И.П.Павлов, В.М.Бехтерев, И.М.Сеченов; исследователь детской речи – М.М.Кольцова, японские и китайские ученые - Намикоси Токудзиро и Йосиро Цуцуми; педагоги - В.А.Сухомлинский, М.Монтессори.Специалисты утверждают: за последние 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. А происходит это потому, что взрослые меньше говорят с детьми. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Теле-, аудио- и видеосистемы заставляют их выступать в роли потребителей наслаждающей зрителей информации, а не собеседников. Дети редко принимаются что-то мастерить своими руками – у них отсутствует навык практической ловкости. Ведь даже современные игрушки и вещи устроены максимально удобно для их использования, но не «работают» на развитие движений руки, детские пальчики недополучают элементарную техническую «подпитку», что, в свою очередь, оставляет пассивными клетки головного мозга. Выход здесь один – давать ребенку специальную дополнительную нагрузку на кисти и мускулы кистей рук.Был поставлен эксперимент на детях шести недель от роду, которым делали массаж ручек. И через 2 месяца у этих детей возросла активность двигательной и речевой зон головного мозга. Таким образом, эти данные свидетельствуют о том, что речевые области начинают развиваться благодаря импульсам, которые поступают от пальцев. Движения рук, особенно пальцев, стимулируют кору головного мозга, оказывают большое воздействие на мышечную составляющую речи, активизируя ее. Чтобы развивать речь необходимо вести работу по развитию мелкой моторики.Психологи подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи. Упражнения для развития пальцевой моторики следует проводить систематически 2-3 раза в день по 3-5 мин., а пальчиковую гимнастику – в комплексе с артикуляционной в специально отведенное время дня.Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Эти упражнения стимулируют развитие речи, пространственного мышления, воспитывает быстроту реакции. Пальчиковые игры в этом процессе неоценимы. В соответствии с целью сформированы основные задачи опыта:- использование пальчиковых игр, направленных на развитие мелкой моторики рук у детей с ЗПР;- обогащение предметно-развивающей среды нетрадиционными пособиями для развития у детей мелкой моторики рук;- повышение компетентности родителей в значимости пальчиковых игр для детей.При решении поставленных задач я основывалась на следующих принципах:-Принцип активности и самостоятельности – это активное сотворчество и взрослых детей.-Принцип наглядности. Используются наглядные средства (игрушки, пособия, картинки, технические средства), которые создают развернутую картину действий и результата.-Принцип поэтапности. Содержание комплексных познавательных занятий основывается на поэтапности, который вычленяет и интегрирует взаимосвязанные части.-Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания дошкольников. Главная цель образования – ребенок, со своими особенностями индивидуальной восприимчивостью, эмоциональностью и непосредственностью.-Принцип познавательной выразительности с приемами эмоционального подкрепления.-Принцип успешности. Дошкольники получают задания, которые способны успешно выполнить, доступны по форме и содержанию.-Принцип коммуникативности. У дошкольников воспитывается потребность в общении со сверстниками и взрослыми.Для работы по данному направлению в группе была создана предметно-развивающая среда, в соответствии с ФГОС ДО. Для развития мелкой моторики пальцев рук было собрано различного материала много материала на использование пальчиков игр:- большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое;- сделаны массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью и горохом;-игры с песком, водой;- пальчиковый театр;- раскраски, трафареты;- виды игр (мозаика, пирамидки, шнуровка, пазлы, бусины, крышки и пуговицы)Работа по развитию движений пальцев и всей кисти проводится во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром и после сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.В своей практике я использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения. Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.Существует много игр и упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук. Например:Пальчиковый театр - это увлекательная дидактическая игра, которая:1. стимулирует развитие мелкой моторики;2. знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;3. помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т. д.);4. развивает воображение, память, мышление и внимание;5. помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;6. формирует творческие способности и артистические умения знакомит с элементарными математическими понятиями.Игры – шнуровки:1. развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;2. развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»;3. формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант)4.способствуют развитию речи; развивают творческие способности; усидчивость;5. игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Оказывается, можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, веревочками. Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей.Метод проведения – имитационная игра. Детям (и родителям) предлагается отправиться в путешествие в страну, где живут игры, не дающие скучать рукам, – «Страну пальчиковых игр».Самомассаж кистей и пальцев рук (по Йосиро Цуцуми, модифицированный). Этот массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками («приговорками»), стихами.1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца.Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.Я возьму зубную щетку,Чтоб погладить пальчики.Станьте ловкими скорей,Пальчики - удальчики.2. Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками, прыгунками. Вертеть их в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости.Мячик мой не отдыхает,На ладошке он гуляет.Взад-вперед его качу,Вправо-влево – как хочу.Сверху – левой, снизу – правойЯ его катаю браво.3. Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.Карандаш в руках катаю,Между пальчиков верчу.Непременно каждый пальчикБыть послушным научу.4. Массаж грецкими орехами (каштанами).Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.Научился два ореха,Между пальцами катать.Это в школе мне поможетБуквы ровные писать. 5. Массаж «четками». Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. Считать количество «бус» (в прямом и обратном порядке).Дома я одна скучала,Бусы мамины достала.Бусы я перебираю,Свои пальцы развиваю.Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями: держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и мускулы кистей рук. В этом смысле пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития не только мелкой моторики, но и детской речи в их единстве и взаимосвязи. Пальчиковые игры и развлечения – это не только увлекательные и эмоциональные занятия с детьми, но и упражнения для развития мелкой моторики рук. А параллельно с этим действия пальчиками, способствуют развитию речи детей и их творческой деятельности.Тренинги мелкой моторики рук, координирующие органы речи, способствуют расширению словарного запаса детей, формированию у них правильного произношения. Потешки и скороговорки, которые обычно сопровождают пальчиковые действия, помогают избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учат соблюдению речевых пауз, снижают психическое напряжение за счет удовольствия, с которым дети занимаются пальчиковыми играми.Чтобы развить ручную умелость, а значит, и речевую активность ребенка можно: Запускать пальцами мелкие волчки Разминать пальцами пластилин, глину, мять руками поролоновые шарики, губку Рвать на мелкие куски бумагу Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок бутон цветка Делать кулачек мягким (его можно легко разжать) и крепким Ходить по столу указательным и средним пальцами правой и левой руки, сначала медленно, затем быстро Показать отдельно только большой палец Махать в воздухе только пальцами Кистями рук делать фонарики Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе Собирать все пальцы в щепотку Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нити Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, спиралькой Закручивать шурупы, гайки Играть с конструктором, мозаикой, кубиками Складывать матрешек, играть с вкладышами Рисовать рукой и пальцами в воздухе Играть с песком и водой Рисовать мелом, гуашью, углемДостичь хороших результатов в работе по данной теме мне помогает использование разнообразных форм работы с родителями, это: • Индивидуальные беседы;• Консультации: «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»; «Игры на развитие мелкой моторики рук»; «Для чего необходима пальчиковая гимнастика»;• Сообщение на родительском собрании «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей с ЗПР»• Рекомендации родителям определяю в виде памяток «С пальчиками играем, речь развиваем», «Игры из сундучка»; «Говорящие прищепки». Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки у детей с ЗПР при тесном взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму, осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений. Считаю, что работа в данном направлении будет продолжена, ведь она является частью моего педагогического мастерства.