Комплексный подход к синтаксическому анализу сложноподчиненного предложения


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Комплексный подход к синтаксическому анализу сложноподчиненного предложения
Автор: Валикова Надежда Николаевна

Комплексный подход к синтаксическому анализу сложноподчиненного предложенияВаликова Надежда Николаевна,методист, преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ СКСиПТОсновой синтаксического анализа языковых фактов является комплексный, многоаспектный подход, предусматривающий учет семантической (содержательной) стороны, структурных (формальных) показателей, функционирования различных синтаксических единиц в тексте или в речи.Представленный в грамматиках принцип структурно-семантического описания сложноподчиненного предложения учитывает всю совокупность формальных признаков и связывает эти признаки с определенными смысловыми отношениями между частями. Поэтому сложноподчиненное предложение рассматривается как смысловое, структурное и интонационное объединение двух и более синтаксически неравноправных предикативных единиц (частей).Прочное усвоение основных семантических и структурных признаков сложноподчиненного предложения формирует понимание его как целостной синтаксической единицы, создает базу для практического разбора этого типа предложений, а также способствует закреплению пунктуационных навыков.Структурно-семантическая классификация сложноподчиненного предложения находит выражение, прежде всего в выделении по степени расчлененности одночленных и двучленных структур. Различение их-одно из важных условий осуществления правильного синтаксического разбора. Напомним, что в одночленных сложноподчиненных предложениях придаточная относится к одному слову в главной, а в двучленных-ко всей главной. В одночленных предложениях части тесно связаны по смыслу. В главной есть опорные слова, предполагающие обязательное распространение их придаточной, которая является необходимой, например: Писатель не может пренебрегать ничем, что расширяет его видение мира (К. Паустовский). В двучленных предложениях главная и придаточная части обладают высокой степенью смысловой самостоятельности; придаточная часть обычно является необязательной. Так, в предложении Приятель мой и проводник еще спали, когда я проснулся и тихонько вышел из дома (Ю.Казаков) главная часть может функционировать самостоятельно как законченное предложение и распространяться различными типами придаточных частей.Например: Приятель мой так как очень устали (придаточная часть причины);и проводник хотя был уже полдень (придаточная часть уступки)еще спали, так что разговор с ними пришлось отложить (придаточная часть следствия)Во-вторых, сложноподчиненные предложения классифицируются по семантическому признаку, то есть между их частями устанавливаются различные смысловые отношения, что дает возможность выделить придаточные части с определенными значениями. Предложения с разными типами семантических отношений могут быть одночленными и двучленными. К одночленным обычно относятся предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной, образа действия, меры и степени; к двучленным- с придаточным обстоятельственным (места, времени, условия, цели, сравнительной, причины, уступки), а также с придаточной частью следствия и присоединительной.В-третьих, формальные признаки сложноподчиненного предложения выявляются при рассмотрении его структуры. Важным структурным показателем отношений в сложноподчиненном предложении служит средства связи его частей: подчинительные союзы, союзные слова в придаточной, указательные слова - в главной.Семантические союзы (союзные слова), достаточно полно передающие смысловые отношения, могут выступать в качестве признаков различения отдельных типов придаточных частей. Так, дифференцирующими являются союзы (союзные слова) придаточной части причины, уступки, условия, следствия. Например, союз так что указывает на семантические отношения следствия и является показателем придаточной части следствия: Веревка была длиною почти во всю комнату, так что один только противоположный угол мог быть безопасным от нападения страшного зверя (А.Пушкин); союзное слово как в сочетании с усилительной частицей ни передает обобщенно-уступительное семантические отношения: Как ни старался Левин преодолеть себя, он был мрачен и молчалив (Л. Толстой).Синтаксические союзы (союзные слова) в силу полифункциональности недифференцированно передают смысловые отношения между частями сложноподчиненного предложения. В таком случае определению типа придаточной части способствуют ее семантическая характеристика. Например, союз что указывает на отношения определительные, изъяснительные, присоединительные, образа действия, меры и степени: Сколько раз пытался я ускорить время, что несло меня вперед . Маршак); Каштанка уже привыкла к тому, что ее каждый вечер кормили вкусным обедом и звали Теткой (А. Чехов); Этот образ лесовода-романтика, поэтически влюбленного в деревья, был так дорог Чехову, что на протяжении нескольких лет он обращался к этому образу трижды (К. Чуковский).При синтаксическом разборе важно учитывать и такой формальный показатель синтаксических отношений, как указательные слова, выступающие компонентами главной части. Они нуждаются в распространении придаточной части и участвуют в оформлении семантики предложения в целом. Так, указательные или определительные местоимения главной части получают семантическое наполнение за счет приместоименно-определительной придаточной части. Например: Тот, кто любит детей, любит в людях будущее (В. Тендряков). Наличие в главной части местоименного наречия сигнализирует об обязательном его распространении придаточной частью места: Случается нередко нам и труд, и мудрость видеть там, где стоит только догадаться за дело просто взяться (И. Крылов).Конструктивная роль указательного слова выявляется тогда, когда оно включается в перечислительный ряд при противопоставлении или входит в состав устойчивого словосочетания, требующего выполнения изъяснительной придаточной частью. Например: Тут дело не в отдельных словах, а в том, что они вместе как нельзя лучше доносят до нас разговорную, рассыпчатую русскую речь (С. Маршак).Указательное слово может выступать в качестве дифференцирующего признака придаточной части образа действия и сравнительной, которые присоединяются к главной одними и теми же союзами: словно, точно, будто, как будто. Наличие в главной части конструктивно обязательного соотносительного слова указывает на смысловые отношения образа действия со сравнительным оттенком, отсутствие-на сравнительные семантические отношения. Например, придаточная часть образа действия: И все это маленькое растение так сверкало у наших ног, будто оно было действительно сделано из хрусталя (К. Паустовский); сравнительная придаточная часть: И все это маленькое растение сверкало у наших ног, будто оно было действительно сделано из хрусталя.При сопоставлении составного союза так что и указательного слова так и союза что следует учитывать, что союз так что определяет в сложноподчиненном предложении отношения следствия, находится в придаточной части, которая поясняет всю главную часть: Небо часто облачно, так что мы не можем видеть ни восхождения, ни захождения солнца (И. Гончаров). Указательное слово так помещается в главной части предложения, а союз что-в придаточной части образа действия: У этого маяка фонари были устроены так, что на разных расстояниях от порта они давали огонь разного цвета (К. Паустовский). Выполняя выделительную или усилительную функцию, указательное слово является конструктивно необязательным в главной части. Ср.: Помните о том, что наука требует от человека всей его жизни (И.Павлов).- Помните, что наука требует от человека всей его жизни.В-четвертых, определение семантики сложноподчиненного предложения базируется также на учете морфологического состава его частей, их лексического наполнения. При этом определяющим может быть и лексический и морфологический показатель. Так, изъяснительная придаточная часть распространяет в главной части слова определенной семантики (речи, мысли, восприятия, желания, чувства, побуждения, приказания): Я почувствовал, что без нее мне ка будто скучно и что вся эта милая семья близка мне (А.Чехов). Дифференцирующим признаком в сложноподчиненном предложении с придаточной частью образа действия, меры и степени является морфологический состав компонентов словосочетания главной части, значение которой конкретизируется придаточной частью. Например, придаточная часть образа действия распространяет слово так и глагол: Левитан стремился писать так, чтобы был ощутим воздух, обнимающий своей прозрачностью каждую травинку, каждый лист и стог сена (К. Паустовский); придаточная часть меры и степени поясняет слово так и существительное: В русской земле столько прелести, что всем художникам хватит на тысячи лет (К. Паустовский).Определение семантики придаточных частей, присоединяемых к главной части союзными словами где, куда, откуда, также взаимосвязано с характером морфологического выражения тех слов главной части, которые нуждаются в обязательном пояснении придаточной частью. Так, союзные слова где, куда, откуда присоединяют определительную придаточную часть в том случае, если определяемое существительное главной части имеет пространственное значение. Например: Я давно мой край оставил, где цветут луга и чащи (С. Есенин). Опорой для определения придаточной части места с этими же союзными словами служит обстоятельственное наречие места, примыкающее к глаголу-сказуемому главной части: Есть повсюду хорошие люди, где есть небо, земля и вода (Л. Ошанин).В-пятых, смысловой вопрос также помогает установить семантические отношения между главной и придаточной частями, однако необходимо все же учитывать семантические и структурные признаки предложения. Например, в сложноподчиненном предложении Перед бухтой они опустили парус и вошли на веслах, вошли, как входят рыбаки в залив после отличного улова белуги (А. Куприн) придаточная часть как входят рыбаки в залив после отличного улова белуги отвечает на вопрос как?,но это еще не дает оснований с полной определенностью говорить о придаточной сравнительной части. Важно также установить содержание предложения в целом.Следует помнить, что смысловой вопрос можно поставить не ко всем придаточным частям. Например, в сложноподчиненных предложениях с семантическими отношениями уступки, следствия и присоединительными не допускается постановка вопроса к придаточной части.Приведем образец разбора сложноподчиненного предложения с учетом всего вышесказанного: Лес, в который я вошел, был очень част и глух, так что я с трудом добрался до места, где упала подстреленная птица (И. Тургенев).Это сложноподчиненное предложение с семантическими отношениями определительными и следствия, с неоднородным и последовательным подчинением. Состоит из четырех предикативных частей-одной главной и трех придаточных.Главная часть: Лес был очень част и глух, первая придаточная часть: в которой я вошел, вторая придаточная часть: так что я с трудом добрался до места,третья придаточная часть: где упала подстреленная птица.Первая придаточная часть относится к существительному главной части лес, отвечая на вопрос какой лес был част или глух?, присоединяется к главной части предложно-падежной формой союзного слова в который; главная и придаточная части образуют одночленную структуру относительного типа; между частями определительные семантические отношения; придаточная часть находится в интерпозиции по отношению к главной. Вторая придаточная часть относится ко всей главной, присоединяется к ней при помощи союза так что; главная и придаточная части образуют двучленную структуру союзного типа; между частями семантические отношения следствия; придаточная часть находится в постпозиции по отношению к главной.Третья придаточная часть относится к существительному с предлогом до места второй придаточной части, которая является главной по отношению к ней, отвечает на вопрос до какого места он с трудом добрался?, присоединяется ко второй придаточной части при помощи союзного слова где; обе части образуют одночленную структуру относительного типа; между частями определительные семантические отношения; третья придаточная часть находится в постпозиции по отношению ко второй придаточной.Пунктуация: каждая предикативная часть отделена от другой запятой.Применение комплексного подхода к изучению сложноподчиненного предложения с учетом его дифференцирующих смысловых и формальных признаков дает возможность преодолеть те трудности, которые возникают в процессе синтаксического анализа.Библиографический список:1.Беднарская Л.Д., Константинова Л.А., Щенникова Е.П. Грамотный человек. Пособие по русскому языку. Тулос.ун-т.-Тула, 2006;2.Безрук Л.П. «Анализ сложноподчиненного предложения».-Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР.-1991.-№8;3.Валгина Н.С. и др., Полный академический справочник РАН «Правила русской орфографии и пунктуации», 2007;4.Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы.- М.: Издательство «ОНИКС 21 век», «Мир и Образование», 2004.