«Логическое развитие детей старшего дошкольного возраста через организацию конструктивно-модельной деятельности с «Сотами Кайе»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Логическое развитие детей старшего дошкольного возраста через организацию конструктивно-модельной деятельности с «Сотами Кайе»
Автор: Марянинова Елена Сергеевна
Обоснование необходимости проекта (анализ проблемной ситуации; актуальность проекта). На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников. В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада, человека любознательного, активного, понимающего живое, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи. Развитие логического мышления – это залог успешности выпускника детского сада в школе. От уровня состояния компетентности, успешности, логичности зависит наше будущее. Повышенная познавательная активность дошкольников и тесно связанная с ней проблема развития логического мышления старших дошкольников является актуальной в настоящее время. В современных условиях значение компьютерной грамотности возрастает, одной из теоретических основ которой является логика. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности. Актуальность данной темы обусловлена еще и тем, что необходимым условием качественного обновления общества является умножение интеллектуального потенциала, недостаточность развития логического мышления у детей и интересом педагогов к новым формам развития логического мышления у детей. Логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления, которое необходимо начать формировать в дошкольном возрасте. Но почему именно дошкольнику нужна логика? Потому что на каждом возрастном этапе создается определенный «этаж», на котором создаются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Навыки и умения, приобретенные в дошкольный период. Будут служить фундаментом для получения знаний и развития логических способностей в старшем возрасте – в школе. Овладев логическими операциями ребенок научится правильно и четко мыслить, «действовать в уме». Логические примеры – сравнение, синтез, анализ – применяются во всех видах деятельности для выработки правильных умозаключений. На современном этапе воспитания и обучения широко используются логико-математические игры - это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. В процессе игр дети овладевают мыслительными операциями: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение.В настоящее время предлагается множество логико-математических игр различных авторов:Игры на развитие интеллектуальных способностей. (А.З. Зак).Обучающие игры с элементами информатики и моделирования. (А.А. Столяр).Игры на развитие познавательных процессов с элементами моделирования. (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко).Игры на развитие конструктивного и творческого мышления, комбинаторных способностей (Б.П. Никитин, З.А. Михайлова, В.Г. Гоголева).Игры с блоками Дьенеша.Игры с цветными палочками Кюизенера.Игры ВоскобовичаИгры-головоломкиВиктор Кайе с технологией «Соты Кайе». Логико – математические игры развивают у детей: самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности. Также данные игры способствуют развитию психических процессов, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к обучению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации. Поэтому цель моей работы: развитие логического мышления через организацию конструктивно-модельной деятельности с «Сотами Кайе». Логико-математические игры специально разработаны таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, способности, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применение к решению различного рода задач. Наблюдая за детьми во время непосредственной образовательной деятельности, в самостоятельной игровой деятельности, я обратила внимание, что они не могут провести анализ и сравнение. Плохо развито пространственное, логическое и образное мышление. Как сделать так, чтобы сформировать и развить у детей логическое мышление и при этом, чтобы дети самостоятельно мыслили, а так же доставить им радость от процесса познания. Поэтому в свою работу по развитию логического мышления я стала включать технологии и методики как: игры-головоломки на выкладывание изображений из геометрических деталей - это Танграм, Колумбовое яйцо, Архимеда, Квадратная мозайка, Волшебный квадрат…, а также логико-математические игры и пособия, заимствованные из сети интернет и изготовленные мною из подручного материала. Благодаря использованию игровых технологий, процесс обучения дошкольников пройдет в доступной и привлекательной форме. Цели и задачи проекта.Цель: развитие логического мышления через организацию конструктивно-модельной деятельности с «Сотами Кайе».Задачи: развитие у детей логических операций: анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, обобщение;разработать и апробировать систему логических игр, способствующих развитию у дошкольников логического мышления как структуры взаимосвязанных компонентов; вызвать интерес у детей к логическим играм через знакомство с новой технологией «Соты Кайе»; пополнить игротеку группы играми-головоломками, лабиринтами, логическими настольными играми.Основное содержание проекта (описание путей и методов достижения поставленных целей, выработка механизма реализации проекта)Этапы работы проекта.1 этап – начальный (констатирующий) – сентябрь 2 этап – основной (формирующий) - октябрь – апрель 3 этап – заключительный (контрольный) – май Начальный этап предполагает обнаружение проблемы, подбор диагностического материала, с целью изучения уровня развития логического мышления детей, их познавательной активности, выявления уровня развития операций логического мышления, таких, как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (по методике Э.Ф. Замбацявичене на основе словесного материала, тест «Абстрактное логическое мышление» Л.А. Ясюковой), а также проведение анкетирования с родителями «Логическое мышление дошкольников». На формирующем этапе было проведено:1. Отбор и моделирование форм работы с детьми;2. Преобразование предметно – развивающей среды.3. Апробация авторских разработок.На заключительном этапе повторная диагностика, для выявления результативности проведения педагогического образовательного проекта. Провести анализ эффективности проделанной работы.План реализации проекта «Логическое развитие детей старшего дошкольного возраста через организацию конструктивно-модельной деятельности с «Сотами Кайе»