«Логическое развитие детей старшего дошкольного возраста через организацию конструктивно-модельной деятельности с «Сотами Кайе»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Логическое развитие детей старшего дошкольного возраста через организацию конструктивно-модельной деятельности с «Сотами Кайе»
Автор: Марянинова Елена Сергеевна

  • Обоснование необходимости проекта (анализ проблемной ситуации; актуальность проекта).
  • На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников. В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада, человека любознательного, активного, понимающего живое, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи. Развитие логического мышления – это залог успешности выпускника детского сада в школе. От уровня состояния компетентности, успешности, логичности зависит наше будущее. Повышенная познавательная активность дошкольников и тесно связанная с ней проблема развития логического мышления старших дошкольников является актуальной в настоящее время. В современных условиях значение компьютерной грамотности возрастает, одной из теоретических основ которой является логика. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности. Актуальность данной темы обусловлена еще и тем, что необходимым условием качественного обновления общества является умножение интеллектуального потенциала, недостаточность развития логического мышления у детей и интересом педагогов к новым формам развития логического мышления у детей. Логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления, которое необходимо начать формировать в дошкольном возрасте. Но почему именно дошкольнику нужна логика? Потому что на каждом возрастном этапе создается определенный «этаж», на котором создаются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Навыки и умения, приобретенные в дошкольный период. Будут служить фундаментом для получения знаний и развития логических способностей в старшем возрасте – в школе. Овладев логическими операциями ребенок научится правильно и четко мыслить, «действовать в уме». Логические примеры – сравнение, синтез, анализ – применяются во всех видах деятельности для выработки правильных умозаключений. На современном этапе воспитания и обучения широко используются логико-математические игры - это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. В процессе игр дети овладевают мыслительными операциями: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение.В настоящее время предлагается множество логико-математических игр различных авторов:
  • Игры на развитие интеллектуальных способностей. (А.З. Зак).
  • Обучающие игры с элементами информатики и моделирования. (А.А. Столяр).
  • Игры на развитие познавательных процессов с элементами моделирования. (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко).
  • Игры на развитие конструктивного и творческого мышления, комбинаторных способностей (Б.П. Никитин, З.А. Михайлова, В.Г. Гоголева).
  • Игры с блоками Дьенеша.
  • Игры с цветными палочками Кюизенера.
  • Игры Воскобовича
  • Игры-головоломки
  • Виктор Кайе с технологией «Соты Кайе».
  • Логико – математические игры развивают у детей: самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности. Также данные игры способствуют развитию психических процессов, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к обучению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации. Поэтому цель моей работы: развитие логического мышления через организацию конструктивно-модельной деятельности с «Сотами Кайе». Логико-математические игры специально разработаны таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, способности, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применение к решению различного рода задач. Наблюдая за детьми во время непосредственной образовательной деятельности, в самостоятельной игровой деятельности, я обратила внимание, что они не могут провести анализ и сравнение. Плохо развито пространственное, логическое и образное мышление. Как сделать так, чтобы сформировать и развить у детей логическое мышление и при этом, чтобы дети самостоятельно мыслили, а так же доставить им радость от процесса познания. Поэтому в свою работу по развитию логического мышления я стала включать технологии и методики как: игры-головоломки на выкладывание изображений из геометрических деталей - это Танграм, Колумбовое яйцо, Архимеда, Квадратная мозайка, Волшебный квадрат…, а также логико-математические игры и пособия, заимствованные из сети интернет и изготовленные мною из подручного материала. Благодаря использованию игровых технологий, процесс обучения дошкольников пройдет в доступной и привлекательной форме.
  • Цели и задачи проекта.
  • Цель: развитие логического мышления через организацию конструктивно-модельной деятельности с «Сотами Кайе».Задачи: развитие у детей логических операций: анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, обобщение;разработать и апробировать систему  логических  игр, способствующих развитию у дошкольников логического мышления как структуры взаимосвязанных компонентов; вызвать интерес у детей к логическим играм через знакомство с новой технологией «Соты Кайе»; пополнить игротеку группы играми-головоломками, лабиринтами, логическими настольными играми.
  • Основное содержание проекта (описание путей и методов достижения поставленных целей, выработка механизма реализации проекта)
  • Этапы работы проекта.1 этап – начальный (констатирующий) – сентябрь 2 этап – основной (формирующий) - октябрь – апрель 3 этап – заключительный (контрольный) – май Начальный этап предполагает обнаружение проблемы, подбор диагностического материала, с целью изучения уровня развития логического мышления детей, их познавательной активности, выявления уровня развития операций логического мышления, таких, как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (по методике Э.Ф. Замбацявичене на основе словесного материала, тест «Абстрактное логическое мышление» Л.А. Ясюковой), а также проведение анкетирования с родителями «Логическое мышление дошкольников». На формирующем этапе было проведено:1. Отбор и моделирование форм работы с детьми;2. Преобразование предметно – развивающей среды.3. Апробация авторских разработок.На заключительном этапе повторная диагностика, для выявления результативности проведения педагогического образовательного проекта. Провести анализ эффективности проделанной работы.
  • План реализации проекта «Логическое развитие детей старшего дошкольного возраста через организацию конструктивно-модельной деятельности с «Сотами Кайе»