Интегрированный урок ПО ГЕОГРАФИИ И МАТЕМАТИКЕ: “Озеро Байкал” и “Действия с дробными числами”.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интегрированный урок ПО ГЕОГРАФИИ И МАТЕМАТИКЕ: “Озеро Байкал” и “Действия с дробными числами”.
Автор: Судакова Светлана Николаевна

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ГЕОГРАФИИ И МАТЕМАТИКЕ В 6 КЛАССЕ.ТЕМА: “Озеро Байкал” и “Действия с дробными числами”.ЦЕЛИ: 1) образовательные. На примере озера Байкал, показать многогранность, уникальность его природы, экономических и социальных особенностей, подтверждая точными математическими расчетами при закреплении действий с дробными числами.2) развивающие. Органично систематизировать знания по географии и математике. Развитие логического мышления, памяти, сенсорной сферы, продолжить развитие умений работать с первоисточниками.3) воспитательные. Воспитывать географическую культуру, устойчивое внимание при решении разноуровневых познавательных задач; бережное отношение к природе - экологическое воспитание.Форма урока: урок - путешествие по озеру Байкал.Тип урока: комбинированный урок.Оборудование: 1) выставка книг об озере Байкал, рисунки, фотографии, связанные с Байкалом; карта озера Байкал. 2) видеофильм, магнитофон.3) таблицы, раздаточный материал, разноцветные карточки для самоконтроля учащихся.Х О Д У Р О К А 1) Организационный момент (1 мин.) 2) Звучит песня “Славное море, священный Байкал ...”. Учитель математики: Звучит фрагмент из книги “Байкал сторона”:“... Посмотрел Господь: неласковая вышла земля, как бы не стала она на него обижаться!.. И , чтобы не держала обиды, взял и вымахнул ей не какую-нибудь подстилку для ног, а саму меру щедрот своих, которой мерил, чему сколько быть от него. Упала мера и превратилась в Байкал”.Учитель географии: Тема нашего интегрированного урока “Озеро Байкал” и действия с дробными числами"Учитель географии. Сегодня на уроке вы узнаете об уникальной природе озера Байкал, подтверждая это точными математическими расчетами, познакомитесь с его флорой и фауной , и одновременно закрепите действия с дробными числами.Обратите внимание на доску, здесь написаны новые для вас понятия, с которыми познакомитесь в течение урока.А теперь, откройте свои рабочие тетради и запишите тему урока. Перед вами контурная карта, ваша задача ее заполнить в течении урока. Ребята, сегодня на уроке, вы должны будете ответить на вопрос (проблема, написанный на доске): Почему озеро Байкал уникально и является великим памятником природы, которому нет равного на земном шаре? СлайдУчитель математики: Многим ребятам было дано опережающее задание. Кто нам скажет, что такое озеро? Ученик: Озеро - это впадина в земной коре, которая заполнилась водой и не имеет прямой связи с Мировым океаном.Учитель географии: Хорошо! А теперь, скажите, какое из этих трех контуров озер является Байкалом? (демонстрируется фрагмент 5-ти контурных карт). Слайд Как вы догадались, что именно это озеро Байкал?Ответ ученика: Так как только озеро Байкал вытянуто в длину и располагается в тектоническом разломе земной коры - впадине.Учитель географии: Кто покажет его на карте? Отметьте его на контурной карте .Космический снимок.Учитель математики: Ребята, а кто знает, как оно образовалось?Ученик: Озеро Байкал - самое глубокое озеро в мире. Его глубина 1637м /учитель записывает на доску/. Оно расположено в глубокой впадине земной коры и образовалось в результате землетрясения около 25 млнет назад. Ученые, доказали, что Байкал никогда не состарится, он является зарождающимся океаном.Учитель географии: Существует такой прогноз, что через млн. лет при сильнейшем землетрясении материк Евразия может расколоться на 2 части по разлому озера Байкал.Ребята! А кто знает, как озеро получило свое название?Ученик: В далеком прошлом, народы, населяющие берега озера Байкал, каждый по-своему именовали озеро. Китайцы называли его “Бэйхай” - “Северное море”, эвенки - “Ламу” - “Море”, бурят-монголы “Байгаал-далай” - “большой водоем”. Происхождение названия “Байкал” - точно не установлено. Наиболее распространенная версия, что “Байкал” - слово тюркоязычное, происходит от “бай” - богатый; “куль” - озеро, что значит “богатое озеро”. Первые русские путешественники называли его “Байгаал”, но постепенно буква “г” заменилась на “к” - более привычное для русского языка. Учитель математики: А какова площадь озера?Ученик: по площади Байкал - занимает 8 место в мире среди озер. Его S= 31,5 тысм2. СлайдЗапись всех параметров Байкала в тетрадьУчитель географии: Ребята, докажите, что озеро Байкал- уникально по запасам пресной воды.Ученик: Так как озеро Байкал самое глубокое, значит оно самое крупное хранилище пресной воды на планете; в его котловине находится около 20% Мировых запасов пресных вод Земли. СлайдУчитель математики: Молодцы ребята! Интересны были ваши сообщения. А чем же еще уникален Байкал? Далее, в ходе урока мы с вами это выясним, доказывая математическим расчетами. Учитель географии: В Сибири говорят : «Кто на Байкале не бывал, тот Сибири не видал». Только увидев это озеро своими глазами, вы почувствуете его красоту и уникальность. Это единственное море-озеро в мире, которое полностью покрывается льдом. Лед такой прозрачный, что можно сквозь него увидеть дно на глубине 3-4 м. Нагромождения льда называются торосами, они голубого цвета.(обратите внимание на доску-новое понятие!) СлайдУчитель математики А теперь, ребята, решим задачу: “Толщина льда, чтобы по нему мог ходить человек, должна быть не менее 5 см, а чтобы ездить на санях - 15-20см. Какой толщины должен быть лед, чтобы по нему мог ездить автотранспорт?” Выполните выполнения с помощью блок-схемы (на партах - раздаточный материал).При толщине льда равной 35см, по Байкалу начинают прокладывать автотрассу, связывающую его правый и левый берег. Если заморозить всю воду Байкала и нарезать ледовые кубики объемом1 кубм уложить их в один ряд, то эта полоса протянется от Северного до Южного полюса и ещё за полюс примерно на 2,5 тыс.км Слайд А чем еще уникален Байкал?Ученик: Вода в озере отличается удивительной прозрачностью. Можно разглядеть камни на дне озера на глубине 40 м Ученик Площадь водного зеркала Байкала примерно равна площади таких стран, как Бельгия или Дания 31722 кв. км СлайдУчитель географии: Еще один интересный факт - это реки. Ребята, а что вы знаете о реках Байкала?Ученик: В него впадает много рек, их 336. СлайдУчитель математики: А сколько точно, вы узнаете , выполнив правильно следующие действия: (Схема № 2) ( (12,59 - 8,09) + (3 21 + 5 17 ) ) х 40 = 50 25 Ответ: 544реки., оказывается, что 208 рек не были учтены, т.к. их длина не превышала 4км.- Ребята, а знаете ли вы, сколько рек из него вытекает? Ученик: Да - это единственная река Ангара. СлайдУчитель географии:Работа в контрных картах. Молодцы! Правильно! Об этой реке древние жители сложили легенду. Послушайте ее. Будьте внимательны, после легенды вам предстоит решить математическую задачу. Звучит легенда: Инсценировка “ В старые времена могучий Байкал был веселым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее ее не было на Земле. Днем она светла - светлее неба, ночью темна-темнее тучи. И кто бы не ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили ее. Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело небо от горя, звери в страхе разбежались, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от нее скалу и бросил вслед убегающей дочери. Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить: -Отец, я умираю от жажды, прости меня, и дай мне хоть одну капельку воды... . Байкал гневно кинул: - Я могу дать только свои слезы!... . Тысячи лет течет Ангара в Енисей, водой-слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скале, которую Байкал бросил вслед дочери, сегодня дали название. Учитель математики: А какое, вы узнаете, проведя математическую разминку. Под правильным ответом “спрятана” буква, входящая в его название: 1ряд-решает 1-5 задание, 2ряд - 6-10задание; 3ряд - 11-15задание.(на доске заранее написаны примеры, ответы закрыты “перевернутыми буквами”). Время у вас - 2 минуты. СХЕМА № 3. 1. Ш 10. К2. 3,2 + 4,5 = 7,7 А 11. А 3. 4,5 х 2 = 9 М 12. М 4. А 13. Е5. Н 14. Н 6. С 15. Ь 7. К8. 4,7 : 0 = нельзя И9. Й Ответ: Шаманский камень.Ребята, а знаете ли вы, что длительное время была угроза уничтожения этого камня. Как вы думаете, что бы произошло если его уничтожили?Ученик: Я думаю, если бы взорвали Шаманский камень , то очень сильно пострадали бы растения и животные этого озера, были бы затоплены многие селения. Учитель математики: Ребята, но это еще не все уникальные особенности природы озера Байкал. А чем же он еще знаменит?Ученик: Наверное, тем, что в озере обитает много различных растений и животных.Учитель географии: Да, конечно же - это уникальная флора и фауна Байкала. В фауне Байкала представлены почти все типы животных, обитающих в пресных водоемах. Из 2635 известных видов и растений озера, почти 2/3 - эндемики - те, которые не встречаются больше нигде в мире (обращают внимание на доску, запись в тетрадь). Слайд Поэтому Байкал можно считать одним из географических центров происхождения биологических видов. А кто знает, какие животные обитают в озере?Ученик: Я знаю, что в озере водится много рыб, такие как байкальский омуль, сиг, хариус, налим, таймень, осетр. Очень интересная рыба- голомянка- прозрачная, состоит из жира , не имеет чешуи, сквозь нее можно читать газету. Есть в озере и байкальский тюлень, или нерпа Слайд(Демонстрируется фрагмент фильма “Байкал”).Учитель математики: Ребята, ставлю перед вами следующую задачу:Вид какой очень ценной рыбы водится в Байкале, вы узнаете, разгадав кроссворд”. (На партах раздаточный материал, схема №4)Учитель проверяет правильные ответы. И так по вертикали в выделенном столбце читаем правильный ответ - ^ Осетр.А чем интересны осетровые?Учитель географии: Осетровые - деликатесная белая рыба. Длина осетра достигает 2м, а вес - 2-кг.Учитель математики: В 1823г. улов осетра составлял 1000 пудов. Вычислите, сколько кг в 1000 пудах? (схема № 5 - решает 1 ряд) Ответ : 1 пуд - 16,4кг1000 пудов - 16 400кг2ряду задача: “В 1911г в Иркутск привезли осетра весом 12 пудов. Сколько это схема №5 кг?”Ответ: 12 пудов 16,4 кг = 196,8 кг.3 ряду задача: “Рыбные промышленники скупали осетра на Байкале по 2 руб. серебром за пуд, а в Иркутске продавали по 4 руб за пуд. Какой % прибыли получал промышленник?Ответ :%; % = 200% Сверяют ответы.Учитель математики Если выловить всю рыбу в Байкале и раздать всем жителям России поровну, то каждому достанется по 1,5 кг Учитель географии Ребята, но как вы думаете, все ли так хорошо и красиво на Байкале, как кажется с первого взгляда?Ученик: Я думаю нет, т.к. в наше время все и озера очень сильно загрязнены человеком, мне кажется что и на Байкале существует экологическая проблема. Учитель географии: Да, ты совершенно права. Цивилизация шагнула и сюда. По побережью Байкала началось строительство заводов, комбинатов. Задымили трубы, отравляя всех; начались всевозможные эпидемии, начала гибнуть рыба. А что происходит с животными на озере?Ученик: Я знаю, что несколько лет назад какая-то болезнь обрушилась на нерпу. Ученые не знают до сих пор причину этой болезни.Учитель математики: Да, в 1987г из 70 000нерп, обитающих в Байкале погибло 10%. Сколько это нерп, подсчитайте? Ответ : 7000 нерп.Учитель географии: В начале нашего века после появления Транссибирской магистрали резко ухудшило состояние флоры и фауны, вырубили лес, уничтожили соболя, снизилось численность лося, марала и др. 30 лет назад на Байкале построен ЦБК. Это самый крупный загрязнитель озера. Уже долгое время экологи г. Иркутска ведут борьбу с различными министерствами и ведомствами о закрытии комбината. Со сточными водами в Байкал ежегодно попадает много отравляющих веществ. Только разумное использование природы Байкала может дать экономические выгоды, сохраняя эту природную святыню для России и всего мира. Ребята, скажите, а как вы думаете, страдает ли местное население?Ученик: Я думаю, что страдают и люди. Они , наверное, начинают больше болеть и чаще умирать.Учитель математики: Да, конечно, такая острая экологическая ситуация тяжело отразилась на здоровье населения.Ученик:Байкал как зеркало лежит.Гора в него глядитсяТо туча воды затемнит, То солнце в них лучится.О нем писали: «Чаша вод»Да. Но какая чаша!Как грозен там водоворот,Когда ветра идут в походИ волны дико пляшут.Как море чаша глубокаПрозрачная водица!Россия очень велика, А вся могла напиться.. Учитель географии: Итак, ребята, мы заканчиваем наш урок, но вам предстоит ответить на главный его вопрос. “В чем уникальность озера .... “.Дети отвечают: это самое древнее озеро, никогда не состарится оно самое глубокое в мире, на его берегах много заповедников, здесь много эндемиков органического мира. - Что нового вы узнали на уроке? Что было особенно интересно; Кому урок очень понравился? Поднимите - красные карточки. Кому было скучно? - зеленую карточку. Кто считает, что он не доработал, не понял, что-то? - желтую карточку.Оценки за урокУчитель географии: А теперь запишите домашнее задание. Д/з: по географии - Повторить по карте России: реки, озера, водохранилища. по математике - стр. ПРОЕКТ УРОКА.ТЕМА: “Озеро Байкал и действия с дробными числами”. Урок является текущим в разделе “Гидросфера” курса начала физической географии и разделе “Дробные числа” курса математики 6 класса.ЦЕЛИ: 1) образовательные. На примере озера Байкал, показать многогранность, уникальность его природы, экономических и социальных особенностей, подтверждая точными математическими расчетами при закреплении действий с дробными числами.^ 2) развивающие. Органично систематизировать знания по географии и математике. Развитие логического мышления, памяти, сенсорной сферы, продолжить развитие умений работать с первоисточниками.^ 3) воспитательные. Воспитывать географическую культуру, устойчивое внимание при решении разноуровневых познавательных задач; бережное отношение к природе - экологическое воспитание.Форма урока: урок - путешествие по озеру Байкал.Тип урока: комбинированный урок.Методы:Словесные: объяснения-иллюстрации, сообщения учащихся; рассказ с элементами беседы.Наглядные: демонстрация карт, таблиц, книг, фотографий, связанный тематикой Байкала;Практические: заполнение к/к и решение математических задач с использованием раздаточного материала.^ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА1 этап. Организационный момент (1 мин).II этап. Урок построен в форме комбинации изучения нового материала и закрепление действий с дробными числами с использованием песни “Славное море, Священный Байкал” и в/ф “Байкал зимой”. 1). Учитель географии сообщает детям тему и цели урока; ставит перед ними проблему. И в виде беседы закрпляет знания об озерах. По ходу беседы учащиеся делают сообщения, опережающего задания о происхождении названия озера и запасами пресной воды. 2) На фоне видеофильма учитель математики рассказывает, что Байкал - замерзает и дети решают математическую задачу на определение толщины льда озера Байкала используя блок-схемы. 3). Задача на определение количества рек впадающих в озеро. 4) Учитель географии рассказывает легенду о реке Ангара, по окончанию которой учащиеся выполняют математическую разминку на определение названия “Шаманский камень”. 5). Сообщение учителя географии об уникальности органического мира. Понятие “эндемики”. Дети называют рыб и животных озера, о которых узнали из дополнительной литературы. 6) Математический кроссворд и задачи на определение веса рыбы, % и др. 7) Экологические проблемы озера Байкал. Сообщения учащихся о массовой гибели нерп несколько лет назад, математические задачи на %. Анализ графика рождаемости и смертности в г. Иркустке с 1985 по 1996г.^ III этап. Закрепление. Коррекция. Учитель вновь ставит перед детьми проблемный вопрос на который учащиеся самостоятельно отвечают; учитель делает вывод урока.^ IY этап. учащиеся записывают домашнее задание в дневники.Y этап. Рефлексия с использованием разноцветных карточек для самоконтроля учащихся.YI этап. Подводится итог урока, выставляются оценки за работу по ходу урока, учителя благодарят класс за урок, собирают контурные карты на проверку.^ САМОАНАЛИЗ УРОКА.ТЕМА: “Озеро Байкал и действия с дробными числамиЗамысел: показать уникальность природы озера Байкал; используя математические знания учащихся.План урока и структура: 1. Организационный момент (1мин) 2. Изучение нового материала + закрепление действий с дробными числами. (30мин) 3. Домашнее задание (2мин). 4. Подведение итогов урока, рефлексия, выставление оценок учащихся (7мин) Данный урок является текущим в разделе “Гидросфера” физической географии 6 кл. и текущим в главе “дробные числа” математики 6 кл. Урок тесно связан с предыдущими, т.к. учащиеся дают характеристику географическим объектам и выполняют действия с дробными числами по ранее изученному плану. учащиеся самостоятельно по ходу урока заполняют контурные карты и работают с раздаточным математическим материалом. Особенностью урока явилось то, что дети принимали активное участие в подборе дополнительного материала, работали по опережающим заданиям, делали сообщения и высказывали свои предположения, активно работали с раздаточным материалом.^ Тип урока: комбинированныйФорма урока: урок-путешествие по озеру Байкал.ЦЕЛИ: 1) образовательные. На примере озера Байкал, показать многогранность, уникальность его природы, экономических и социальных особенностей , подтверждая точными математическими расчетами при закреплении действий с дробными числами.^ 2) развивающие. Органично систематизировать знания по географии и математике. Развитие логического мышления, памяти, сенсорной сферы, продолжить развитие умений работать с первоисточниками.^ 3) воспитательные. Воспитывать географическую культуру, устойчивое внимание при решении разноуровневых познавательных задач; бережное отношение к природе - экологическое воспитание. В ходе урока удачно сочетались методы рассказа с элементами беседы, демонстрация наглядный пособий (таблицы, картины, карты, видеофильм); сообщения учащихся; практическая работа с контурными картами и раздаточным материалом. Дифференцированный подход к учащимся планировался заранее, (учителя предложили детям сделать сообщения, предполагающие самостоятельную подготовку дома и выступление на уроке). Также продумывалась и учебная работа с контурными картами, блок-схемами, рабочими тетрадями. Мы считаем, что структура и форма проведенного урока были выбраны верно, т.к. дети хорошо усвоили и закрепили знания о озерах, на примере Байкала, узнали много интересного о его происхождении, органическом мире, выполняя математические действия; хорошо поработали на опережающем задания, используя дополнительный материал и работу с первоисточниками , закрепили знания и умения работы с дробными числами в интересной и увлекательной форме. Обратная связь на уроке была выражена активной работой учащихся, выполнением действий, способствующих развитию памяти, мышления, сенсорные сферы в области глазомерного ориентирования. Коррекция знаний осуществлялись по ходу изложения материала. Успешно подведены итоги урока. Учащиеся хорошо восприняли применение на уроке современной техники ( магнитофон и демонстрация видеофильма). Дети самостоятельно провели рефлексию своих знаний, используя разноцветные карточки, что соответствовало их уровню развития. Особо активные получили оценки за работу на уроке.