Программа дополнительного образования физкультурно-оздоровительной направленности для детей младшего дошкольного возраста « Веселая зверобика» (1 год обучения)


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа дополнительного образования физкультурно-оздоровительной направленности для детей младшего дошкольного возраста « Веселая зверобика» (1 год обучения)
Автор: Ульзутуева Лариса Геннадиевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеБелоярского района «Детский сад комбинированного вида «Снегирек» г. Белоярский»Программа дополнительного образования физкультурно-оздоровительной направленностидля детей младшего дошкольного возраста« Веселая зверобика» (1 год обучения)Авторы: инструктор по физической культуре:Лыскова Анна Петровна музыкальный руководитель: Ульзутуева Лариса Геннадиевнаг. Белоярский2016 г.Содержание
  • Пояснительная записка……………………………………………………………….3
  • Учебно-тематический план……………………………………………………………..9
  • Содержание изучаемого курса……………………………………………………….....9
  • Материально-техническое обеспечение………………………………………………13
  • Список литературы……………………………………………………………………..14
  • Приложение 1.Календарный план работы кружка «Веселая зверобика»……………….15Приложение 2.Выявление уровня подготовленности………………………………………36Приложение 3.Самомассаж…………………………………………………………….…38I.Пояснительная запискаВозможно, самое лучшее, самоесовершенное и радостное, что есть в жизни - это свободное движение под музыку И научиться этому можно у ребенка…А.И. БуренинаВ государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа–Югры «Развитие образования вХанты-Мансийском автономном округе–Югре на 2014-2020 годы» большое внимание уделяется развитию системы дополнительного образования детей, системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей. С целью реализации основных направлений данной программы, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста разработана программа дополнительного образования для детей 3-4 лет « Веселая зверобика» (Далее – Программа).Программа разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов: п.6 ст.12, ст. 75, Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении ФГОС», Концепцией о правах ребёнка, Конституцией Р.Ф., Санитарными правилами и нормами САН ПИН от 15 мая 2013, постановление № 26.Актуальность разработки программы обусловлена тенденцией к ухудшению состояния здоровья детей, живущих в районах Крайнего севера (какими являются дети г.Белоярский).Сильное влияние оказывают специфические экологические и климатические факторы, в результате чего снижаются иммунологические свойства организма, интенсивность обменных процессов, расстраиваются физиологические функции, повышается утомляемость и сонливость, появляется склонность к аллергическим состояниям и авитаминозам.Одним из путей в решении проблемы оздоровления детей и профилактике заболеваний являются дополнительные занятия физическими упражнениями. Наиболее распространенная форма их организации в ДОУ - это кружок, который позволяет воспитывать интерес к занятиям физкультурой и спортом, основываясь на передовых методах обучения, способствующих проведению занятий при высокой их привлекательности.«Веселая зверобика» в детском саду - это грамотно подобранные направления, технологии с учетом возраста ребенка, его уровня развития и физической подготовки, способствующие повышению уровня тренированности организма, интереса детей к физической культуре и спорту за счет введения в структуру занятия упражнений игроритмики,подвижных игр, содействующие развитию и совершенствованию мышечной силы, гибкости, координации движений, выносливости, психомоторных способностей, умению согласовывать движения с музыкой и т.д., что в конечном итоге способствует профилактике и исправлению тех или иных отклонений в развитии, повышению качества обучения и воспитания. Поэтому и возникла необходимость создания этой программы.Особенности развития движений детей 3-4 лет.В этом возрасте ребенок обладает уже сравнительно большим запасом движений, но он еще не заботится о результатах своих действий, он поглощен процессом самих движений, их эмоциональным воздействием. Наряду с этим движения ребенка постепенно приобретают все более преднамеренный характер. Ребенок уже в состоянии проделывать, повторять движение по своему усмотрению или по предложению воспитателя, соблюдать направление движения, отличать некоторые его способы. Детям этого возраста свойственно желание включаться в новые и разнообразные виды движений.Формирование двигательных навыков и умений продолжается на основе подражания действиям знакомых образов. Он лучше воспринимает объяснения в форме диалога, направленного на упражнения с предметами.Ребенок более сознательно следит за показом движения воспитателем, изложение предстоящих действий.Направленность дополнительной образовательной программы: физкультурно-оздоровительная.Новизна.Новизна и оригинальность программы состоит во взаимодействии различных видов двигательной активности, с целью развития у детей мотивации к двигательной активности и совершенствования физических качеств; в продуктивном внедрении в образовательный процесс здоровьесберегающих и оздоровительных технологий; в сочетании на каждом занятии элементов познавательного и физического развития; в раскрытии творческого потенциала личности и социализации личности в детском коллективе; в воспитании толерантного отношения к другим людям, а также бережного отношения к себе.Актуальность и педагогическая целесообразность.Современный образовательный процесс, строится с учетом мнения и пожелания родителей. В детском саду «Снегирёк» проводился опрос родителей по их предпочтению относительно организации дополнительных услуг. Как показало анкетирование, большинство родителей отдают предпочтение физкультурно-оздоровительной работе.Оптимизировать работу в данном направлении можно с помощью различных оздоровительных методик и технологий, т.к. доказано, что систематические занятия дошкольников физическими упражнениями, планомерное повышение нагрузок при текущем медико-педагогическом контроле дают устойчивое повышение двигательной активности, помогают противостоять всевозможным заболеваниям. Одной из эффективных форм повышения двигательной активности детей является «Весёлая зверобика», который соединяет в себе элементы хореографии, гимнастики, танцевальных уроков, включающих различные стили и направления, а также элементы театральности, с использованием масок и одежды.. Занятия «Весёлой зверобикой» разрабатываются в форме игры. А игра, как известно, является мощным и незаменимым средством воспитания и развития ребенка. Преимуществом игры среди различных физических упражнений является ее: - эмоциональная насыщенность, предающая ей особую привлекательность, мобилизующая силы детей, доставляющая радость и удовлетворение;- разнообразие движений, устраняющие опасность переутомления; - возможность регулирования самими детьми темпа и энергии в движении; - проявление личной инициативы и развития психических качеств - смелости, дисциплины, находчивости и т.д. Занятия «Весёлойзверобикой» оказывают всестороннее влияние на физическое развитие и оздоровление организма ребенка. Двигательная активность детей в процессе игры вызывает деятельное состояние организма: усиление всех жизненно важных функций, обменных реакций.Разнообразные игровые движения требуют вовлечения всех мышечных групп в работу, усиливают кровообращение, активизируют работу легких, способствуют насыщению организма ребенка кислородом, повышение общего жизненного тонуса. Интенсивная мышечная деятельность содействует развитию гибкости скелета, суставов, скелетных мышц, увеличивает их мускульную силу, развивает необходимую координацию, способствуют развитию моторики ребенка, уменьшению заторможенности, умению соизмерять движения в соответствии с задачей. Использование разнообразных действий и движений в игре активизирует деятельность всей двигательной области коры головного мозга. Следовательно, целостно воздействует на ребенка, активизирует взаимосвязанные функции органов и систем, в том числе и нервной системы, что в свою очередь повышает функциональный уровень всей психической деятельности ребенка.Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении упражнений, тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка.Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподнятость настроения, воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма. Стремление детей к достижению общей для всех целей выражается в ясном осознании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях, в ускоренном темпе выполнения заданий. При такой увлеченности детей и захватившей их радостной устремленности к достижению цели повышается роль воли, помогающей преодолевать различные препятствия.А также «Весёлаязверобика» развивает мышление, воображение, чувство ритма, учит соблюдать правила, быть искренним, хорошим товарищем, сопереживать, помогать друг другу. Формирует чувство справедливости, дисциплинированность, помогает овладеть пространственной терминологией, освоиться в коллективе, пополняет словарный запас детей, что в будущем поможет ребенку стать гармоничной частью социокультурного общества.Таким образом, «Весёлаязверобика» является наиболее эффективным средством для развития физических качеств детей младшего дошкольного возраста. А профилактическая работа по укреплению организма детей создает фундамент формирования здоровой личности.Программа «Весёлая зверобика» составлена на основании ряда положений изложенных:-  в  программе по ритмической пластике для детей  Бурениной  А.И. «Ритмическая мозаика», рекомендованной Министерством образования РФ;-  в учебно-методическом пособии по танцевально-игровой гимнастике для детей Фирилевой Ж.Е., Сайкиной Е.Г. «Са-фи-дансе», рекомендованной отделом дошкольного образования Экспертного совета Комитета по образованию администрации Санкт-Петербурга.Цельюданной программы является всестороннее развитие личности ребёнка, через средства ритмической гимнастики, формирование мотивации детей младшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни, через активизацию двигательной активности. Задачами программы являются:Основные задачи-обогащать  двигательный  опыт  за  счет   овладения двигательными действиями;совершенствовать функциональные возможности организма;развивать основные двигательные качества: силу, выносливость, быстроту, гибкость, координационные способности.Оздоровительные задачи-содействовать укреплению и сохранению психического и физического здоровья детей, полноценного их развития; укреплять дыхательный и опорно-двигательный аппараты (формирование правильной осанки, укрепление мышц стопы и голени); формировать ценностное отношение к своему здоровью.Образовательные задачи-формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности движений; формировать умение согласовывать свои движения с поставленной задачей; развивать чувства ритма, памяти, внимания; развивать индивидуальные способности.Воспитательные задачи -воспитывать потребность в ежедневных занятиях физическими упражнениями; содействовать воспитанию умения эмоционального выражения, раскрепощённости и творчества в движениях, умению анализировать свои действия и действия товарищей; развивать позитивное отношение к движению.Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих:Данная программа отличается от других программ тем, что занятия проводятся с использованием разных видов физической активности (ритмические танцы, гимнастика, танцы – игры (зверобика)), других оздоровительных технологий и методик (дыхательной гимнастики, игровой самомассаж, упражнений и игр для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, релаксирующей гимнастики), использование элементов театральности, с переодеванием в сказочных героев и надеванием различных масок.Комплексы занятий разработаны с учетом возрастных и функциональных возможностей детей и варьируются с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка (упрощение или усложнение). При выборе также учитываются желания самих детей, их инициатива и активность.Использование разнообразных средств, методов и форм проведения практических занятий позволяет добиться реализации творческого потенциала воспитанников. Возраст детей:Дошкольники 3-4 лет, без ограничений по группе здоровья, желающие заниматься в кружке.Продолжительность кружкового занятияв соответствии с СанПин для детей второй младшей группы.Место проведения:групповая комната, музыкальный зал, физкультурный зал.Формыи режим занятий:Основной формой организации занятий являются групповые занятия, которые осуществляются с использованием различного оборудования или без него. Также на занятиях предусмотрены следующие формы работы:- фронтальная;- малых группах, тройках, парах;- индивидуальная.В процессе работы также используются: игровые беседы с элементами движения,подвижные игры, творческие отчеты, фотовыставки, открытые занятия для родителей, участие в показательных выступлениях.Программа рассчитана на один учебный год при двухразовых занятиях в неделю (64часа).Наполняемость группы – 10 - 12 человек. Дни занятий выбираются в зависимости от образовательной нагрузки и в соответствии с расписанием основной непосредственно образовательной деятельности. Ожидаемые результаты и способы их проверки:Ожидаемый результат - программа предусматривает формирование у детей знаний, умений и навыков, ключевых физических компетенций.Дети должны знать и понимать - правила безопасного поведения; визуальные и голосовые команды педагога;правила игр и игровых упражнений.Дети должны уметь - передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции, выразить свои чувства не только в движении, но и в слове, импровизировать под знакомую и незнакомую музыку, уметь анализировать свои действия и действия сверстников, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, повседневной жизни.Способы проверки результатов обучения:- постоянный визуальный контроль (в любом виде деятельности)- тестирование - 2 раза в год (Приложение 2)В целях объективного определения перспективности занимающихся детей и своевременного выявления недостатков в их подготовке тестирование занимающихся проводится:- начальное тестирование – январь; - итоговое тестирование - май;В процессе обследования все дети находятся в равных условиях. На основании полученных результатов проводится сравнительный анализ динамики двигательной подготовленности детей.Формы подведения итогов:Критерии оценки итогов реализации дополнительной программы:- Посещение детьми занятий.- Интерес и активное участие родителей в жизни ДОУ.- Единая группа детей в течение всего периода обучения.- Открытые занятия.- Итоговые зачетные занятия в игровой форме.Методы отслеживания результатов обучения и воспитания:- открытые занятия для родителей;- игры, упражнения, творческие задания;- контрольные вопросы и тесты;- умение самостоятельно использовать выученный материал.III. Содержание дополнительной образовательной программы.Программа дополнительного образования детей «Веселая зверобика» соответствует уровню дошкольного образования физкультурно-оздоровительной направленности, а также учитывает принципы построения содержания:1. Принцип доступности – соответствие учебного материала возрастным и индивидуальным особенностям, физическому состоянию ребенка. Освоение программы по схеме: от простого к сложному.2. Принцип систематичности и последовательности - расположение учебных тем последовательно,  логически обоснованно.3. Принцип научности – включение в содержание программы доступных для детей понятий и терминов.4. Принцип творческой активности – активизировать творческие задатки ребенка на образное мышление, фантазию и их дальнейшее развитие.5. Принцип индивидуального подхода – выявление индивидуальных творческих способностей каждого ребенка с учетом психологических особенностей характера и физиологии.III.Учебно - тематический план дополнительной образовательной программы «Веселая зверобика»Мониторинг реализации программы. Диагностика осуществляется при помощи методики Н.В.Верещагиной «Диагностика педагогического процесса. Вторая младшая группа». Предлагаемые параметры оценки для данного возраста общеприняты в психолого-педагогических исследованиях и подвергаются статистической обработке. Заполненные таблицы позволяют сделать качественный и количественный анализ развития конкретного ребенка и определить общегрупповую тенденцию развития детей 3-4 лет (Приложение 2).V. Методическое обеспечение программыПрограмма составлена по принципу последовательного практического изучения тематических занятий. Каждое занятие является учебно-тренировочным и комплексным, носит игровой характер и включает различные упражнения на развитие координации движений, силы и гибкости или упражнения, направленные на коррекцию осанки и состояния позвоночника. Включен также теоретический курс техники безопасности на занятиях, основы общей подготовки, запрещенные упражнения. Занятия проводятся в форме практических уроков, проводимых преподавателем «вживую» под фонограмму в формате занятий с различным оборудованием. Широко используются зеркальный показ, а также показ спиной к занимающимся. Также используется акцентируемый показ отдельных фаз движения. Показ обязательно сопровождается подсчётом и методическими комментариями. Поэтому осуществляется визуальный контроль за детьми, что, кроме правильности обучения, обеспечивает ещё и безопасность на занятиях.Методическое обеспечение обученияОбщепедагогические приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса. В целях четкой организации учебно-воспитательного процесса, травмобезопасности занятий, а также учитывая специфику программы, в занятиях используются:- игровые упражнения;- проведение занятия, в основном, фронтальным методом, поточным способом, сочетая одновременный показ и рассказ, при этом осуществляется выполнение всего занятия педагога вместе с обучающимися;- для объяснения упражнений используются вербальные и визуальные команды;- также используются общепедагогические приемы физической культуры: медленное пошаговое выполнение движения;- метод усложнения - постепенная подача материала от простого к сложному; разнообразие движений обеспечивается путем постепенного добавления к простейшему варианту упражнения все новых и новых деталей;- отдается предпочтение упражнениям динамического характера, которые приучают занимающихся к различному темпу их выполнения, но для предупреждения утомления у детей и для оздоровительного эффекта от выполнения физических упражнений используется метод чередования нагрузки;- при обучении используются звуковые ориентиры (счет);- моторная плотность занятий составляет около 100%.Структура занятийЗанятия строятся в соответствии с традиционной структурой построения комплексов НОД по физической культуре и делятся на три основных части.Подготовительная часть занятия - вводит детей в работу и подготавливает к выполнению более сложных упражнений основной части занятия.Основная часть занятия - нацелена на овладение специальными навыками профилактических, развивающих и укрепляющих движений. В эту часть входят упражнения всех степеней интенсивности.Заключительная часть занятия – задача этой части занятия – завершить работу постепенным снижением нагрузки и привести детей в более спокойное состояние. Работа с родителямиРабота с родителями помогает решать вопросы всестороннего физического развития детей. Вырастить детей здоровыми можно только совместными усилиями родителей и работников дошкольного учреждения. В рамках реализации дополнительной программы для координации воспитательной деятельности, проводимой в семье и детском саду, решаются задачи:- по совершенствованию воспитательно-образовательной работы с детьми;- по внедрению новых форм и методов работы с семьей;- даются рекомендации по процессу физического воспитания ребенка не только в детском саду, но и в семье;- для усиления связи между повседневной воспитательно-образовательной работой с детьми в детском саду и воспитанием ребенка в семье, даются различные поручения и задания, которые дети выполняют вместе с родителями (подготовка материалов о народах и их обычаях, придумывание образных упражнений);- по использованию личного примера взрослых членов семьи в физическом воспитании дошкольников (привлечение родителей к участию в занятиях).Материально-техническое обеспечениеВ зависимости от задач и формы организации образовательного процесса в работе используются: магнитофон.Оборудование:- Индивидуальные коврики для упражнений;- Ребристые дорожки;- Обручи,- Мячи разных размеров, - Аудиозаписи музыки различных жанров.V. Заключение.Представленная программа и система работы по кружку « Веселая зверобика» для детей младшего дошкольного возраста могут быть использованы инструкторами по физической культуре, музыкальными руководителями и педагогами в дошкольных образовательных учреждениях.Список литературы
  • Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста — 2-е изд., испр. и доп.
  • «Са-фи-дансе» Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г.; Оздоровительно-развивающая программа. Танцевально-игровая гимнастика в детском саду. М. 2001.
  • Железнова Е. Музыка с мамой. №1 Весёлая гимнастика для малышей. Подвижные песенки-игры.
  • Коренек Э. Р. Ритмика для малышей. Рекомендации к проведению музыкально-ритмических занятий с детьми младшего дошкольного возраста (интернет-ресурс)
  • Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль 2004 г.
  • Ритмика для малышей. Рекомендации к проведению музыкально-ритмических занятий с детьми младшего дошкольного возраста.
  • Стрельникова А.Н. «Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста» М.2000
  • Приложение 1Календарный план работы кружка «Зверобика для малышей» для детей 3-4 летПриложение 2
  • Выявление уровня подготовленности: Педагогический анализ (диагностика) проводится 2 раза в год (вводный – в январе, итоговый – в мае).
  • Цель: выявление уровня физического развития детей (начального уровня и динамики развития), эффективности педагогического воздействия.Метод: наблюдение за детьми в процессе выполнения специально подобранных заданий. Эмоциональность — выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что-то приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения невыразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям (Э-1, Э-5).Творческие проявления — умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные "па". Оценка конкретизируется в зависимости от возраста и обученности ребенка. Творческая одаренность проявляется в особой выразительности движений, нестандартности пластических средств и увлеченности ребенка самим процессом движения под музыку. Творчески одаренные дети способны выразить свое восприятие и понимание музыки не только в пластике, но также и в рисунке, в слове. Степень выразительности, оригинальности также оценивается педагогом в процессе наблюдения.Координация, ловкость движений— точность, ловкость движений, координация рук и ног при выполнении упражнений (в ходьбе, общеразвивающих и танцевальных движениях); правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе (а также и в других общеразвивающих видах движений). Можно использовать равновесие в позе Ромберга.Гибкость, пластичность— мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные акробатические упражнения («рыбка», «полушпагат» и др. — от 1 до 5 баллов). Можно измерить линейкой, встав на скамейку (высота 25 см).В результате наблюдений и диагностики педагог может подсчитать средний суммарный балл для общего сравнения динамики в развитии ребенка на протяжении определенного периода времени, выстроить диаграмму или график показателей развития.Приложение 3СамомассажРельсы-рельсыРельсы-рельсы (ребром ладони провести по телу)Шпалы-шпалы (ребром ладони постучать по телу)Едет поезд запоздалый (указательным пальцем сделать несколько круговых движений по телу со средним нажимом)Вдруг с последнего окошка, кто-то высыпал горошка (постучать всеми пальчиками по телу)Пришли куры – поклевали (поперебирать по телу пальчиками рук)Пришли гуси – пощипаль (пощипать по телу)Пришёл слон – потоптал (кулачками постучать по телу)Пришёл дворник – всё убрал (погладить ладонями по телу)КапустаМы капусту рубим рубим (ребром ладоней постучать по телу)Мы капусту режем режем (ребром ладони потереть по телу)Мы капусту мнём мнём (пощипать себя пальчиками)Мы морковку трём трём (растереть тело кулачками)Посолили (пробежаться пальчиками по телу)Ам, всё съели (погладить ладонями по телу в направлении к себе)Своё тело я люблю Под расслабляющую спокойную мелодию, стоя ноги врозь, погладить ладонями щёки, шею, грудь, живот, ножки, вернуться в и.п. – погладить по затылку, плечам, спине, ногам, вернуться в и.п. – погладить руки сверху-снизу, прогладить бока.Пальчики-выручалочкиПод расслабляющую спокойную мелодию, сидя в удобном положении. Указательным, средним и большим пальцами рук, круговым поглаживанием помассировать мочки ушей, каждый пальчик на руках и ногах, поперебирать кожу на своём теле (если не получается, можно просто пощипать).Поглаживание, постукивание, пощипывание и другое можно делать только с какой-либо одной частью тела, например, лицо.Кто прекрасней всех на свете…Под расслабляющую спокойную мелодию, сидя на коврике в удобном положении (самомассаж лица указательными пальцами рук)«Рисуем дорожки». Движение пальцев от середины лба к вискам.«Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам. «Рисуем елочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали.«Пальцевый душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.«Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем. «Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.«Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки, удержать в течение 3-5с«Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.«Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.«Грустный клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.«Клювик». Движение указательным и средним пальцами от углов верх ней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.«Погладим подбородок». Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.«Расческа». Поглаживание губ зубами.«Молоточек». Постукивание губ зубами.Всасывание верхней и нижней губы попеременно.Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы.«Пальцевый душ». Набрать воздух под верхнюю губу и легко постукивать по ней кончиками пальцев, проделать то же самое движение, набрав воздух под нижнюю губу.«Нарисуем три дорожки». Движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.«Нарисуем кружочки». Круговые движения кончиками пальцев по щекам.«Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.«Паровозики». Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Можно сопровождать круговые движения ритмичным произнесением: «Чух, чух, чух».«Испечем блинчики». Похлопать ладошками по щекам.«Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.