Профессиональные пробы будущих студентов-сварщиков
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Профессиональные пробы будущих студентов-сварщиков
Автор: Потапова Ольга Анатольевна
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯкраевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение«Ужурский многопрофильный техникум»(КГБПОУ «Ужурский многопрофильный техникум»)Профессиональная пробапо специальности «Сварщик» Разработчик: Потапова Ольга Анатольевна, преподавательс.Кулун – 2018 г.Введение. Профессиональная проба как эффективная форма организации профессионализации детей и молодежи. В условиях изменяющейся структуры экономики России и динамично обновляющегося состава профессий особую значимость приобретает система профессионального самоопределения и ранней профессионализации детей и молодежи, направленная на формирование у подрастающего поколения адекватной самооценки возможностей и способностей, а также их соотнесение с общественными запросами и требованиями регионального рынка труда. В условиях непрерывного образования должна произойти смена лейтмотива профориентационной деятельности: от системы профориентации школьников к системе непрерывной поддержки профессионального выбора на протяжении всей жизни (диверсификация образовательных траекторий различных социальных групп населения). Обновленная система профориентации должна строиться на основе использования интерактивных, деятельностных форм работы. Профессиональная проба – это испытание или профессиональная проверка, которая моделирует элементы конкретного вида профессиональной деятельности и способствует сознательному, обоснованному выбору профессии. При прохождении профпробы школьник не только приобретает информацию о востребованности на рынке труда специалистов данного профиля, выполняемых ими функциях, условиях труда и возможностях карьерного роста, но и получает возможность выполнить профессиональное задание под руководством наставника. Профессиональная проба – это «погружение» в профессию. Она выступает своего рода «индикатором» правильности выбора сферы профессиональной деятельности. Профессиональные пробы, проводимые в техникуме, реализуют четыре основных функции: когнитивную (познавательную), развивающую, диагностическую (выявление/не выявление у себя профессионально значимых качеств личности, обоснованный выбор профессии: «моё – не моё»), конструктивно-прогностическую (позволяют сконструировать модель своей профессиональной деятельности и спрогнозировать выбор профессиональной образовательной организации). Каждая профессиональная проба включает четыре часа занятий, которые соответствуют двум этапам: теоретическому и практическому (креативно-созидательному). На первом этапе школьникам сообщаются основные сведения о профессии, они получают информацию об основных видах профессиональной деятельности, о психофизиологических и интеллектуальных качествах, необходимых для овладения той или иной профессией; знакомятся с технологией определенных работ, правилами безопасности труда, санитарии и гигиены; у них формируется представление об актуальности той или иной профессии, её востребованности на российском и региональном рынке труда, уровне оплаты, о возможности профессионального развития и карьерного роста.На практическом (креативно-созидательном) этапе школьники приобретают определенные умения и навыки, связанные с действиями в максимально приближенных к профессиональной деятельности условиях. В зависимости от возрастных особенностей обучающихся и возможностей смоделировать реальную профессиональную ситуацию, степень «погружения» в профессию может быть различной:ознакомление с видами профессиональной деятельности через ролевую игру; формирование у школьников практических умений, связанных с действиями по определенно заданному алгоритму (тренинговый кейс), например, выполнение практической работы в соответствии с инструкцией, плановым заданием и др.; развитие способности к конструированию, например, выбор материала, деталей, изготовление чертежей, эскизов деталей посредством использования профессионального программного или цепочка действий, предусматривающих создание целостного фрагмента конкретного вида профессиональной деятельности. Однако непременное условие проведения профпроб в техникуме – моделирование различных по уровню сложности элементов конкретного вида профессиональной деятельности, создание конкретного продукта. Профпробы проводятся индивидуально и в малых группах под руководством опытных наставников (высококвалифицированных преподавателей техникума и мастеров производственного обучения) с привлечением студентов-волонтёров, готовых передать школьникам эстафету овладения выбранной профессией. После прохождения профессиональной пробы каждый участник в торжественной обстановке получает сертификат о прохождении конкретной профпробы.Профессиональная проба рассматривается в техникуме не как статическое (застывшее во времени, раз и навсегда определенное) явление, а как динамически развивающийся процесс, что способствует совершенствованию форм организации и содержания профессиональных проб. Так, например, на первоначальном этапе предполагалось, что, помимо возрастных особенностей, при проведении профессиональных проб должен учитываться и гендерный аспект, и все профессиональные пробы были условно разделены на две группы: «для мальчиков» и «для девочек». Однако желание девушек надеть спецодежду сварщика и их решительный настрой войти в сварочную кабину, чтобы зажечь «волшебную» сварочную дугу и сделать первый в своей жизни сварочный шов, внесли коррективы: гендерный подход в организации профессиональных проб был отменен и все профессиональные пробы теперь доступны всем школьникам.Убеждены, что постоянный мониторинг эффективности проведения профессиональных проб, выявление положительных моментов и проблемных зон в их организации позволят совершенствовать технологию их проведения и обеспечат желаемый результат для всех участников проекта. Программа профессиональной пробы профессии «Сварщик». Профессия «Сварщик» востребована на рынке труда. Этоинтересная и высокооплачиваемая профессия. Работа на промышленных,строительных, в строительно-монтажных организациях, предприятиях сферыЖКХ любых форм собственности по строительству, эксплуатации, ремонтужилых, общественных, сельскохозяйственных объектов. Целью программы профессиональных проб является формирование уучащихся интереса к профессии сварщика и содействие профессиональномусамоопределению учащихся посредством погружения в профессию. Задачи программы: сообщение базовых сведений о профессиональной деятельностисварщика; моделирование основных элементов профессиональной деятельностисварщика; выявление интересов обучающихся к данному виду практическойдеятельности; формирование у обучающихся реальных представлений о своихличностных характеристиках, способностях и об их соотношении спрофессионально важными качествами; определение уровня готовности учащихся к выбору профессии. Профессиональная проба рассматривается как средство актуализациипрофессионального самоопределения и активизации творческого потенциалаличности школьников. В рамках профессиональной пробы пройдут практико-ориентированные занятия в сварочной мастерской техникума, гдеучащиеся не только увидят возможности современного сварочногооборудования, но и сами попробуют себя в избранной профессии. В процессепрофессиональных проб учащиеся приобретут начальные навыкипрофессиональной деятельности сварщика, смогут выполнить сварочныешвы в различных пространственных положениях, соблюдая правила охранытруда и техники безопасности. Учащиеся, освоившие программу профессиональных проб, должныовладеть следующими компетенциями: уметь соотносить свои личностные характеристики испособности с требованиями профессии; владеть простейшими операциями по разметке и заготовкеметалла, выполнению сварочных швов; уметь определить уровень своей готовности к выборупрофессии. Профессиональная проба завершается демонстрацией самостоятельновыполненных учащимися сварочных швов с обсуждением того, какиминачальными профессиональными навыками овладели учащиеся и какие онииспытывали сложности при выполнении профессиональной пробы. План реализации пробы по профессии «Сварщик» Содержание профессиональной пробыЗанятие №1. Специфика профессиональной деятельности.Сведения о видах профессиональной деятельности, характеристика исодержание труда сварщика, смежные профессии. Основные требования ккачеству сварных изделий. Требования к помещениям по производствусварных изделий. Техника безопасности. Требования к спецодежде. Средстваиндивидуальной защиты. Ознакомление со сварочным оборудованием,инструментами, материалами.Занятие №2 .Основы технологии выполнения сварочных швов.Исторический экскурс о развитии сварки. Лекция об основахвыполнения сварочных швов.Занятие №3. Разметка и заготовка металла.Инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места.Требования, предъявляемые к заготовкам.Практическая работа:Правила разметки металла. Выполнение разметки, резки металла,разделки кромок согласно технологической карте.Занятие №4. Выбор режимов сварки, розжиг сварочной дуги.Выбор режимов сварки, согласно толщине металла. Определениесвойств материалов (физических, химических, механических). Соответствиевыбранных материалов проектируемому изделию.Практическая работа:Настройка сварочной аппаратуры согласно выбранным режимам сварки.Тренировка в розжиге сварочной дуги.Занятие №5. Наплавка валиков в нижнем положении.Организация рабочего места и правила безопасного ведениянаплавочных работ. Оборудование. Технологические этапы. Наплавкаотдельных валиков на пластины.Практическая работа:Наплавка валиков в нижнем пространственном положении.Занятие №6. Прихватка заготовок в нижнем положении.Инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места.Оборудование. Технологические этапы. Прихватка заготовок.Практическая работа:Прихватка заготовок согласно технологической карте.Занятие №7. Выполнение стыкового соединения в нижнемпространственном положении.Инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места.Оборудование. Технологические этапы. Требования, предъявляемые ксварочным швам. Стыковые соединения.Практическая работа:Выполнение стыкового шва в нижнем пространственном положении.Занятие №8. Итоговое задание. Презентация выполненных швов.Анализ выполнения заданий. Рекомендации по выбору сферыдеятельности. Информация о возможности получения профессии «Сварщик»на базе КГБПОУ «Ужурский многопрофильный техникум» и возможномтрудоустройстве. Методические рекомендации. Заключение. Реализация программы предполагает постепенное усложнениевыполнения практических заданий профессиональной пробы в соответствиис уровнем подготовленности учащихся, внесение в содержание пробыэлементов творчества и самостоятельности. При этом учитываются интересы,склонности, способности, личности учащихся, а также возрастныепсихолого-педагогические особенности развития подростков.Каждый этап практического задания предполагает выполнениеучащимися заданий, требующих овладения начальными профессиональнымиумениями и навыками, результатом чего является получение самостоятельноизготовленного изделия.Показатели качества выполнения практических заданий пробы: самостоятельность, соответствие конечного результата целям задания, обоснованность принятого решения, аккуратность, активность и целеустремленность в достижении качественногорезультата, стремление выполнять условия и требования практического задания, проявление общих и специальных профессионально важных качеств, рефлексия результатов собственной деятельности. В процессе реализации программы профессиональной пробы должноевнимание уделяется обеспечению безопасности здоровья и жизни учащихся.Профессиональная проба завершается демонстрацией презентациейсамостоятельно изготовленных изделий. Подведение итогов проводится собсуждением того, какими начальными навыками овладели учащиеся икакие сложности они испытывали при выполнении профессиональной пробы.ЛитератураЧистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Лернер П.С., Рабинович А.В. Профессиональные пробы: технология и методика проведения. – М.: «Академия, ОАО «Московские учебники», 2011.Манешкина Н.В., Роут О.А. Профессиональная проба как способ формирования самоопределения обучающихся. [Электронный ресурс]. URL: Алешин Н.П. Сварка. Резка. Контроль. Справочник (комплект из 2книг). - Москва, 2014 г.- 1104 с. Корякин-Черняк С. Л. Краткий справочник сварщика: Наука и техника,2011 г.- 288 с. Овчинников В. В. Электросварщик ручной сварки (дуговая сварка взащитных газах). - Москва, Академия, 2009 г.- 64 с. Федотов А.А. Газоэлектросварщик. Новый строительный справочник,— Москва, Феникс, 2001 г.- 256 с. Фоминых В.П., Яковлев А.П.. Электросварка. –М. Высшая школа –г. Черный О.М. Электродуговая сварка. Практика и теория: Москва, Феникс, 2013 г.- 320 с.Чернышев Г.Г., Мордынский В.Б. Справочник молодого электросварщика по ручной сварке – М. Машиностроение – 2011Интернет-ресурсы: .Федеральный образовательный портал. Нормативные документы пообразованию, учебные материалы, учебно-методические материалы,справочные материалы, иллюстративные и демонстрационные материалы,дополнительные информационные материалы, электронные библиотеки,образовательные сайты, программные продукты . Научно-технический сайт по сварке