Профессиональные пробы будущих студентов-сварщиков


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Профессиональные пробы будущих студентов-сварщиков
Автор: Потапова Ольга Анатольевна

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯкраевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение«Ужурский многопрофильный техникум»(КГБПОУ «Ужурский многопрофильный техникум»)Профессиональная пробапо специальности «Сварщик» Разработчик: Потапова Ольга Анатольевна, преподавательс.Кулун – 2018 г.Введение. Профессиональная проба как эффективная форма организации профессионализации детей и молодежи. В условиях изменяющейся структуры экономики России и динамично обновляющегося состава профессий особую значимость приобретает система профессионального самоопределения и ранней профессионализации детей и молодежи, направленная на формирование у подрастающего поколения адекватной самооценки возможностей и способностей, а также их соотнесение с общественными запросами и требованиями регионального рынка труда. В условиях непрерывного образования должна произойти смена лейтмотива профориентационной деятельности: от системы профориентации школьников к системе непрерывной поддержки профессионального выбора на протяжении всей жизни (диверсификация образовательных траекторий различных социальных групп населения). Обновленная система профориентации должна строиться на основе использования интерактивных, деятельностных форм работы. Профессиональная проба – это испытание или профессиональная проверка, которая моделирует элементы конкретного вида профессиональной деятельности и способствует сознательному, обоснованному выбору профессии. При прохождении профпробы школьник не только приобретает информацию о востребованности на рынке труда специалистов данного профиля, выполняемых ими функциях, условиях труда и возможностях карьерного роста, но и получает возможность выполнить профессиональное задание под руководством наставника. Профессиональная проба – это «погружение» в профессию. Она выступает своего рода «индикатором» правильности выбора сферы профессиональной деятельности. Профессиональные пробы, проводимые в техникуме, реализуют четыре основных функции: когнитивную (познавательную), развивающую, диагностическую (выявление/не выявление у себя профессионально значимых качеств личности, обоснованный выбор профессии: «моё – не моё»), конструктивно-прогностическую (позволяют сконструировать модель своей профессиональной деятельности и спрогнозировать выбор профессиональной образовательной организации). Каждая профессиональная проба включает четыре часа занятий, которые соответствуют двум этапам: теоретическому и практическому (креативно-созидательному). На первом этапе школьникам сообщаются основные сведения о профессии, они получают информацию об основных видах профессиональной деятельности, о психофизиологических и интеллектуальных качествах, необходимых для овладения той или иной профессией; знакомятся с технологией определенных работ, правилами безопасности труда, санитарии и гигиены; у них формируется представление об актуальности той или иной профессии, её востребованности на российском и региональном рынке труда, уровне оплаты, о возможности профессионального развития и карьерного роста.На практическом (креативно-созидательном) этапе школьники приобретают определенные умения и навыки, связанные с действиями в максимально приближенных к профессиональной деятельности условиях. В зависимости от возрастных особенностей обучающихся и возможностей смоделировать реальную профессиональную ситуацию, степень «погружения» в профессию может быть различной:
  • ознакомление с видами профессиональной деятельности через ролевую игру;
  • формирование у школьников практических умений, связанных с действиями по определенно заданному алгоритму (тренинговый кейс), например, выполнение практической работы в соответствии с инструкцией, плановым заданием и др.;
  • развитие способности к конструированию, например, выбор материала, деталей, изготовление чертежей, эскизов деталей посредством использования профессионального программного или цепочка действий, предусматривающих создание целостного фрагмента конкретного вида профессиональной деятельности.
  • Однако непременное условие проведения профпроб в техникуме – моделирование различных по уровню сложности элементов конкретного вида профессиональной деятельности, создание конкретного продукта. Профпробы проводятся индивидуально и в малых группах под руководством опытных наставников (высококвалифицированных преподавателей техникума и мастеров производственного обучения) с привлечением студентов-волонтёров, готовых передать школьникам эстафету овладения выбранной профессией. После прохождения профессиональной пробы каждый участник в торжественной обстановке получает сертификат о прохождении конкретной профпробы.Профессиональная проба рассматривается в техникуме не как статическое (застывшее во времени, раз и навсегда определенное) явление, а как динамически развивающийся процесс, что способствует совершенствованию форм организации и содержания профессиональных проб. Так, например, на первоначальном этапе предполагалось, что, помимо возрастных особенностей, при проведении профессиональных проб должен учитываться и гендерный аспект, и все профессиональные пробы были условно разделены на две группы: «для мальчиков» и «для девочек». Однако желание девушек надеть спецодежду сварщика и их решительный настрой войти в сварочную кабину, чтобы зажечь «волшебную» сварочную дугу и сделать первый в своей жизни сварочный шов, внесли коррективы: гендерный подход в организации профессиональных проб был отменен и все профессиональные пробы теперь доступны всем школьникам.Убеждены, что постоянный мониторинг эффективности проведения профессиональных проб, выявление положительных моментов и проблемных зон в их организации позволят совершенствовать технологию их проведения и обеспечат желаемый результат для всех участников проекта. Программа профессиональной пробы профессии «Сварщик». Профессия «Сварщик» востребована на рынке труда. Этоинтересная и высокооплачиваемая профессия. Работа на промышленных,строительных, в строительно-монтажных организациях, предприятиях сферыЖКХ любых форм собственности по строительству, эксплуатации, ремонтужилых, общественных, сельскохозяйственных объектов. Целью программы профессиональных проб является формирование уучащихся интереса к профессии сварщика и содействие профессиональномусамоопределению учащихся посредством погружения в профессию. Задачи программы: сообщение базовых сведений о профессиональной деятельностисварщика; моделирование основных элементов профессиональной деятельностисварщика; выявление интересов обучающихся к данному виду практическойдеятельности; формирование у обучающихся реальных представлений о своихличностных характеристиках, способностях и об их соотношении спрофессионально важными качествами; определение уровня готовности учащихся к выбору профессии. Профессиональная проба рассматривается как средство актуализациипрофессионального самоопределения и активизации творческого потенциалаличности школьников. В рамках профессиональной пробы пройдут практико-ориентированные занятия в сварочной мастерской техникума, гдеучащиеся не только увидят возможности современного сварочногооборудования, но и сами попробуют себя в избранной профессии. В процессепрофессиональных проб учащиеся приобретут начальные навыкипрофессиональной деятельности сварщика, смогут выполнить сварочныешвы в различных пространственных положениях, соблюдая правила охранытруда и техники безопасности. Учащиеся, освоившие программу профессиональных проб, должныовладеть следующими компетенциями: уметь соотносить свои личностные характеристики испособности с требованиями профессии; владеть простейшими операциями по разметке и заготовкеметалла, выполнению сварочных швов; уметь определить уровень своей готовности к выборупрофессии. Профессиональная проба завершается демонстрацией самостоятельновыполненных учащимися сварочных швов с обсуждением того, какиминачальными профессиональными навыками овладели учащиеся и какие онииспытывали сложности при выполнении профессиональной пробы. План реализации пробы по профессии «Сварщик»  Содержание профессиональной пробыЗанятие №1. Специфика профессиональной деятельности.Сведения о видах профессиональной деятельности, характеристика исодержание труда сварщика, смежные профессии. Основные требования ккачеству сварных изделий. Требования к помещениям по производствусварных изделий. Техника безопасности. Требования к спецодежде. Средстваиндивидуальной защиты. Ознакомление со сварочным оборудованием,инструментами, материалами.Занятие №2 .Основы технологии выполнения сварочных швов.Исторический экскурс о развитии сварки. Лекция об основахвыполнения сварочных швов.Занятие №3. Разметка и заготовка металла.Инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места.Требования, предъявляемые к заготовкам.Практическая работа:Правила разметки металла. Выполнение разметки, резки металла,разделки кромок согласно технологической карте.Занятие №4. Выбор режимов сварки, розжиг сварочной дуги.Выбор режимов сварки, согласно толщине металла. Определениесвойств материалов (физических, химических, механических). Соответствиевыбранных материалов проектируемому изделию.Практическая работа:Настройка сварочной аппаратуры согласно выбранным режимам сварки.Тренировка в розжиге сварочной дуги.Занятие №5. Наплавка валиков в нижнем положении.Организация рабочего места и правила безопасного ведениянаплавочных работ. Оборудование. Технологические этапы. Наплавкаотдельных валиков на пластины.Практическая работа:Наплавка валиков в нижнем пространственном положении.Занятие №6. Прихватка заготовок в нижнем положении.Инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места.Оборудование. Технологические этапы. Прихватка заготовок.Практическая работа:Прихватка заготовок согласно технологической карте.Занятие №7. Выполнение стыкового соединения в нижнемпространственном положении.Инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места.Оборудование. Технологические этапы. Требования, предъявляемые ксварочным швам. Стыковые соединения.Практическая работа:Выполнение стыкового шва в нижнем пространственном положении.Занятие №8. Итоговое задание. Презентация выполненных швов.Анализ выполнения заданий. Рекомендации по выбору сферыдеятельности. Информация о возможности получения профессии «Сварщик»на базе КГБПОУ «Ужурский многопрофильный техникум» и возможномтрудоустройстве.    Методические рекомендации. Заключение. Реализация программы предполагает постепенное усложнениевыполнения практических заданий профессиональной пробы в соответствиис уровнем подготовленности учащихся, внесение в содержание пробыэлементов творчества и самостоятельности. При этом учитываются интересы,склонности, способности, личности учащихся, а также возрастныепсихолого-педагогические особенности развития подростков.Каждый этап практического задания предполагает выполнениеучащимися заданий, требующих овладения начальными профессиональнымиумениями и навыками, результатом чего является получение самостоятельноизготовленного изделия.Показатели качества выполнения практических заданий пробы: самостоятельность, соответствие конечного результата целям задания, обоснованность принятого решения, аккуратность, активность и целеустремленность в достижении качественногорезультата, стремление выполнять условия и требования практического задания, проявление общих и специальных профессионально важных качеств, рефлексия результатов собственной деятельности. В процессе реализации программы профессиональной пробы должноевнимание уделяется обеспечению безопасности здоровья и жизни учащихся.Профессиональная проба завершается демонстрацией презентациейсамостоятельно изготовленных изделий. Подведение итогов проводится собсуждением того, какими начальными навыками овладели учащиеся икакие сложности они испытывали при выполнении профессиональной пробы.Литература
  • Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Лернер П.С., Рабинович А.В. Профессиональные пробы: технология и методика проведения. – М.: «Академия, ОАО «Московские учебники», 2011.
  • Манешкина Н.В., Роут О.А. Профессиональная проба как способ формирования самоопределения обучающихся. [Электронный ресурс]. URL:
  • Алешин Н.П. Сварка. Резка. Контроль. Справочник (комплект из 2
  • книг). - Москва, 2014 г.- 1104 с.
  • Корякин-Черняк С. Л. Краткий справочник сварщика: Наука и техника,
  • 2011 г.- 288 с.
  • Овчинников В. В. Электросварщик ручной сварки (дуговая сварка в
  • защитных газах). - Москва, Академия, 2009 г.- 64 с.
  • Федотов А.А. Газоэлектросварщик. Новый строительный справочник,— Москва, Феникс, 2001 г.- 256 с.
  • Фоминых В.П., Яковлев А.П.. Электросварка. –М. Высшая школа –
  • г.
  • Черный О.М. Электродуговая сварка. Практика и теория: Москва, Феникс, 2013 г.- 320 с.
  • Чернышев Г.Г., Мордынский В.Б. Справочник молодого электросварщика по ручной сварке – М. Машиностроение – 2011
  • Интернет-ресурсы:
  • .Федеральный образовательный портал. Нормативные документы по
  • образованию, учебные материалы, учебно-методические материалы,справочные материалы, иллюстративные и демонстрационные материалы,дополнительные информационные материалы, электронные библиотеки,образовательные сайты, программные продукты
  • . Научно-технический сайт по сварке