«Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровых технологий»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровых технологий»
Автор: Бегишева Галина Арсентьевна воспитатель
Бегишева Галина Арсентьевна воспитатель Республиканский детский туберкулезный санаторий им.Т.П.Дмитриевой г.Якутск Республика Саха Якутия Проект Тема: «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровых технологий» «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»В.А.Сухомлинский Актуальность:Согласно ФГОС ДО решение задач развития детей дошкольного возраста предполагает выделение пяти образовательных областей: социально – личностной, познавательной, речевой, художественно – эстетической, физической. Организация коммуникативной деятельности должна способствовать конструктивному общению и взаимодействию с взрослыми и сверстниками, овладению устной речью как основным средством общения. Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду. Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. Общительность является одной из составляющих социально-коммуникативного развития, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Так же на развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. И конечно же на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру. Именно в игре ребенок может проявить себя субъектом деятельности. Утверждение, что игра — ведущий вид деятельности дошкольника, давно стало аксиомой. Эта важная сфера жизни ребенка досконально изучена специалистами в области педагогики, психологии, возрастной физиологии. Принимая во внимание особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, необходимо подобрать такие формы, методы и средства, при которых формирование коммуникативных умений проходило бы наиболее успешно. Основным инструментом педагогического воздействия на дошкольника, на наш взгляд, должна стать игра. Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Игровое общение очень важно для ребенка, посредством игрового общения дети легче обучаются, игра раскрепощает ребенка, раскрывает его как самостоятельную личность. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.Поэтому актуальным является изучение особенностей и уровня сформированности коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста, с целью создания условий для ее развития.Педагогический проектТема : «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровых технологий»Участники проекта: педагоги, родители, дети. Вид проекта: педагогический. Тип проекта: долгосрочный. Сроки реализации проекта Цель: создание условий для развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровых технологий»Задачи:Изучить теоретические аспекты социально – коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.Изучить особенности социально – коммуникативных способностей детей дошкольного возрастаРазвить социально – коммуникативные способности детей дошкольного возраста посредством игровых технологий.Создать предметно-развивающую среду для успешного развития сюжетно-ролевой игры и социально – коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.Ожидаемые результаты:Проведено наблюдение и выявлены особенности формирования социально – коммуникативных способностей детей дошкольного возрастаПредполагается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами игровой деятельности, дети проявят интерес и желание участвовать в игре;В ходе реализации проекта дети будут активнее общаться друг с другом и с взрослыми, реже будут возникать конфликтные ситуации среди детей, дети станут проявлять больший интерес к сюжетно-ролевым играм, расширятся сведения об окружающем, обогатиться и активизируется словарь детей, улучшатся взаимоотношения между детьми в группеСоздана картотека сюжетно – ролевых игр.Повысился уровень развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.Удастся достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители, при условии, что родители примут активное участие в реализации проектаЭтапы реализации проектаI. Подготовительный этап. (2015г- 2016г.)Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.II. Основной этап реализации проекта.(2016г -2017г)Работа с детьми. Взаимодействие с родителямиСоздать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной , театрализованнойОрганизация и обогащение развивающей среды в группе (пошив формы и халатов для игр ,изготовление атрибутов )III . Заключительный этап.(2017г -2018 г)Обобщение итогов работы по проекту. Анализ эффективности системы работы по созданию условий для самостоятельной игровой деятельности для развития социально-коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста. Творческая самопрезентация на педсовете по успешности реализации проекта Выставка атрибутов для сюжетно-ролевых игр и формы для игр Ведущая педагогическая идеяВедущей психолого-педагогической идеей опыта является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических и психических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе (социализация), обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника через сюжетно- ролевую игру. Новизна опытаНовизна опыта работы прослеживается в удачной комбинации известных методов и приемов организации и проведения сюжетно-ролевых игр и методов развития социализации личности ребенка - дошкольника. Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию фантазии, воображения, приобщают их к миру прекрасного, успешней развивают творческие способности, эстетические чувства. Дети становятся добрее, учатся жить. И задача взрослых показать детям социальный мир “изнутри” и помочь ребенку понять свое место в этом мире как его члена, участника событий, преобразователя. Но социальная действительность становится средством воспитания и обучения только в том случае, если факты и события, с которыми встречается ребенок, понятны и доступны. А собственное познание социальной действительности будет происходить через действия с предметами, через общение. Поэтому важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру. Игры влияют на: - эмоциональное развитие:Ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольников часто присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку» и «по правде». Но, несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Когда ребенок подражает космонавтам, он передаёт свое восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено. - развитие интеллекта;Изо дня в день идёт постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря продолжительному пребыванию ребёнка в одной роли мышление и воображение детей становятся целенаправленными, он глубже вникает в смысл того, что изображает. - развитие воображения и творчества: Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях — все это помогает образованию общих представлений, облегчает ребенку понимание связи между разными явлениями жизни. Дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. - развитие речи:Ребенок словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются с помощью слова. Особенно заметна роль слова в так называемых режиссерских играх, где ребенок не берет на себя роли, как в обычной игре, а передвигает кукол и другие игрушки, говорит за них. Элемент режиссуры содержится в каждой игре с куклами. «Мама» говорит и действует и за себя, и за свою дочку-куклу. Список использованной литературы :1. Выготский, Л.С. Психология: Мир психологии. - М.: ЭКСПО-Пресс, 2002. – 1008 с.2. Деркунская, В. А., Харчевникова, А.Н. Педагогическое сопровождение сюжетно – ролевых игр детей 4-5 лет.3.Запорожец, А. В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 1978-3214.Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т. А. Марковой. – М., 1982-1455.Михайленко, Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000.6.Новоселова, С.Л. Игра: определение, происхождение, история, современность/ С.Л.Новоселова//Детский сад: от А до Я, 2003.- №6