Посуда и кухонная утварь русских крестьян
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Посуда и кухонная утварь русских крестьян
Автор: Черных Ольга Петровна
Конспект открытого занятия по теме:«Посуда и кухонная утварь русских крестьян»Разработала педагог дополнительного образования Черных О.П., МАУ ДО «ДДЮТ им. Е.А.Евтушенко» МО г. БратскаОбразовательная программа: «Этнография русских крестьян Среднего Приангарья»Группа, возраст обучающихся: 2 год обучения, старший дошкольныйЦель занятия: Знакомство обучающихся детей с предметами посуды и кухонной утвари русских крестьян прошлых веков.Задачи:Дать детям представление о предметах посуды и кухонной утвари на Руси: кадушке, маслобойке, ковше, туеске, горшке, крынке, чугунке, ухвате, коромысле; о их назначении и материалах, из которых сделаны данные предметы.Расширять кругозор детей, способствовать развитию их умственных способностей: внимания, памяти, воображения, умения соотносить материал сосуда и его назначение.Содействовать воспитанию бережного отношения к предметам старины, уважительного отношения к труду крестьян-умельцев.Педагогическая технология: игровая.Методы: наглядные (использование натуральных предметов, знаково-символических компонентов); словесные (беседа, загадки, стихотворные строки); практические (выполнение игрового задания).Содержание занятияI. Предварительный этап.Деятельность педагога: отбор предметов старины – посуды и кухонной утвари, размещение их на столе; оформление учебной доски с помощью иллюстраций и репродукций картин русских художников.II. Организационный этап.Деятельность педагога:А). Приветствие.Б). Сообщение темы занятия.Деятельность детей:А). Отгадывание загадки.Б). Рассматривание предметов на столе.Содержание организационного этапаРебята, отгадайте загадку:Чашечки, ложечки, банки и блюда – Имя их общее – это… (посуда).Сегодня мы познакомимся с тем, какой посудой и кухонной утварью пользовались русские люди в прошлом, из каких материалов она была сделана, кто её делал – мужчины или женщины. Мы с вами рассмотрим имеющиеся у нас кухонные предметы, бывшие ранее в крестьянской избе, а в конце занятия проведём небольшую игровую программу.III. Практический этап.Деятельность педагога:А). Беседа о предметах утвари с включением вопросов детям.Б). Пояснение ответов детей.В). Демонстрация натуральных предметов посуды и утвари.Г). Рассматривание с детьми иллюстраций с изображением предметов посуды и утвари. Деятельность детей:А). Ответы на вопросы педагога.Б). Отгадывание загадок.В). Рассматривание каждого предмета утвари.Г). Выполнение физкультминутки.Структура практического этапа.Объяснение слова «утварь».Знакомство с предметами посуды и кухонной утвари из дерева (кадушка и бочка, их отличие; ковши, маслобойка и др.; предметы хохломской посуды).Посуда и утварь из берёсты (туесок, корзинки, короб и др.).Демонстрация коромысла и проведение физкультминутки. Ознакомление с посудой и утварью из глины (горшок, крынка, рукомойник и др.).Ознакомление с посудой и утварью из металла.Содержание практического этапаРебята, обратите внимание на этот стол. Что же мы тут видим?Вот корзиночки плетёные, а вот ложки точёные.Из берёсты туесочки и для сына, и для дочки.Досточки расписные, предметы в общем-то простые.Ребята, всё это предметы утвари. Утварь – от слова «творить», делать. Если посуда – это предметы, из которых мы едим и чем мы едим, то утварь – это предметы для хранения и переработки продуктов. Почти все они сделаны руками крестьян-умельцев. А как вы думаете, в крестьянской семье было больше посуды или утвари? Почему?Вещи это всё простые, обычные, крестьяне их делали, конечно, не для выставки. Но мы с вами должны беречь все эти предметы – и красиво оформленные, и самые простые, т.к. они нам напоминают о прошлом нашей родины, о быте русских крестьян.Ребята, а как вы думаете, больше всего предметов в крестьянской семье изготавливалось из какого материала? Правильно, из дерева. А почему вы так думаете? Россия – страна лесная, и дерево было самым доступным, самым освоенным и любимым материалом. Дерево и обрабатывать легче всего, и сам этот материал тёплый и красивый.Ребята, а какую кухонную утварь и посуду делали из дерева? (ложки, короба, лукошки, корзинки, сито, маслобойки, миски, чашки, блюда, солонки, бочки, корытца для рубки мяса, вёдра). Одни предметы были для напитков, другие для твёрдой и горячей пищи.А вот этот предмет вам знаком? (кадушка). Для чего она использовалась? В кадушках солили овощи и грибы, хранили собранные ягоды, в них держали воду и другие напитки, приготовленные в домашних условиях, замешивали тесто. (Показ кадушки и бочки, выявить отличие в их форме).А ещё из дерева мастерили ковши – сосуды для питья и разлива кваса и мёда. Они были в форме ладьи (т.е. лодки), а ручки у них были в форме конской головы (их и называли «конюхи», в форме утки, гуся, лебедя. Русскому человеку хотелось, чтобы ручка его ковша отличалась той же прелестью, той же плавностью, что и шея изящной птицы. (Показ ковшей на картинках).Как на ручке у ковша чудо-птица хороша!Кто пройдёт да взглянет, удивляться станет.Были ведёрные ковши для многолюдного застолья и индивидуальные – маленькие. Кстати, в музеях из хранящейся деревянной посуды больше всего именно различных ковшей.Ребята, а как вы думаете, из каких пород деревьев в основном изготавливали посуду – лиственных или хвойных? В основном из лиственных – липы, ольхи, осины, хотя иногда делали и из еловой древесины. Самым излюбленным материалом была липа, именно из неё резали ложки. Изделия из ольхи имеют мягкий красноватый оттенок, а у осины самая белая древесина. А ещё делали посуду из корневищ и наростов на деревьях. Такая посуда особенно ценилась, т.к. была очень прочной и водостойкой.А как вы думаете, всю посуду из дерева кто делал – мужчины или женщины? Делали мужчины, но к росписи посуды привлекались и женщины.Вначале крестьяне делали посуду для себя, а позже и для продажи, и её старались как можно лучше украсить. Село Торговая Хохлома и расположенный неподалёку городок Семёнов стали центром расписной посуды. (Показ хохломской посуды).А теперь отгадайте такую загадку:Разбежались по опушке в белых платьицах подружки. (Берёзы).А кожица белой берёзы, верхний слой берёзовой коры называется берёста. Она очень прочная, лёгкая и долговечная. Берёзовый пень обращается в труху, а берестяной ободок стоит, упруг и целёхонек, - не берёт его гниль.В избе русского крестьянина изделия из берёсты занимали самое почётное место после деревянных. Загадка:Когда за грибами ты в рощу идёшь, Её непременно с собою берёшь. (Корзинка).А этот предмет вам знаком? Это туесок. Туески – это берестяные ведёрки с крышкой и деревянным дном. В них носили в поле питьё – воду, молоко, квас, и в самый жаркий день питьё в туеске оставалось холодным. А как вы думаете, почему? Потому что берестяные стенки не пропускают тепло. В туесках можно было хранить и сухие продукты – муку, крупу, орехи, семечки, соль. Мука в них не плесневела, не слёживалась комками, соль оставалась сухой, а ягода могла храниться целый год и не кисла. Туесок мог быть маленьким, на полстакана, и большим – на 4 ведра воды. В таких туесах солили грибы, овощи, квасили капусту.Каких только полезных и красивых вещей не изготовляли из берёсты! Кроме корзинок и туесков, короба, лукошки, кружки, солонки, и даже детские игрушки, и обувь плели, и шкатулки, и детские зыбки, - всего и не перечислишь. Когда шли в поле, то в берестяной короб – этот своеобразный холодильник – укладывались и хлеб, и блины, и каша, и лук, и огурцы. (Показ короба в сказке «Маша и медведь»).Ребята, а как вы думаете, изделия из берёсты делали мужчины или женщины? (и мужчины, и женщины).А лучшая берёста в каком лесу – полностью берёзовом или смешанном? Там она плотная и слоистая.А на ровном месте или крутых склонах?С берёзы можно снимать до 10 тончайших слоёв, конечно, только с поваленных деревьев.Мягкая, гибкая, берёста издавна привлекала внимание резчиков. На берестяных изделиях можно было сделать прорезной узор, тиснёный – когда несложный узор просто выдавливали тупым концом ножа, а можно было и расписать красками. А краска на бересте хорошо лежала или расплывалась? Берёста жёлтая, блестящая, не пропускает краску, и рисунок на ней так и играет.И сегодня славятся берестяные туески, солонки, шкатулки, украшенные орнаментом. (Показ современных изделий).Как называется этот предмет утвари, на котором носили вёдра с водой? (Показ коромысла).Оттягивать руки нету нам смысла, Для вёдер с водою есть…(коромысло).Проведение физкультминутки.Встанем раннею порой, соберёмся за водой.Крепим правое ведро, крепим левое ведро,И на плечи коромысло надеваем быстро-быстро.Вот пришли мы за водой, коромысло с плеч долой.Ставим правое ведро, ставим левое ведро.Потянулись во весь рост – и не страшен нам мороз. Ребята, кроме деревянной и берестяной утвари, в крестьянской избе была и глиняная посуда. Изделия из глины живут рядом с человеком и служат ему уже многие тысячи лет. Самые ранние изделия из глины были хрупкими, боялись влаги, и в них можно было хранить лишь сухие продукты. С течением времени человек научился для прочности обжигать глиняные изделия.Есть старинная загадка:«Огня не страшусь, воды не боюсь». (Глиняный горшок). Не такой уж он обычный, этот горшок. Его толстые стенки нагреваются медленно и равномерно. Пища в нём не варится и не тушится – она томится, сохраняя все витамины, и никогда не подгорит и не убежит.А что можно было приготовить в глиняном горшке? В горшке готовилась самая разная пища: и щи, и мясо, и рыба, и бобы с фасолью и, конечно же, каша. Горшок считали символом достатка в доме. Если случалось, что он трескался, выбрасывать его, по поверью, было нельзя, поскольку из дома как бы изгонялось благополучие. Его оплетали берестяными лентами и использовали для хранения сухих продуктов.Показ крынки. Как вы думаете, для какого напитка служила крынка? Загадка: «От рогатого берут, малым деткам дают».Кроме горшков и крынок, из глины делали и банки, и кувшины, и бочонки, и квасники, и миски, и кружки, и рукомойники – всё, что было необходимо и привычно в крестьянском хозяйстве. Посуду чаще всего покрывали глазурью. Такая посуда не принимает влагу и меньше загрязняется, более прочная. А кто делал посуду из глины? Глиняную посуду для дома делали женщины, а мужчины занимались её изготовлением, если только она шла на продажу, используя при этом ручной или ножной гончарный круг.Конечно, была в крестьянской семье посуда и кухонная утварь из металла: чугунная, медная, оловянная – сковороды, медные ковшики, котлы, самовары. А этот предмет вам знаком?Показ чугунка, показ ухвата и способа его действия.Ухват состоит из длинной деревянной ручки и из железной рогатки на его конце.IV. Диагностика.Деятельность педагога:А). Мотивация детей на выполнение заданий закрепляющего характера.Б). Уточнение границ усвоения материала.Деятельность детей:А). Выполнение задания закрепляющего характера «Закончи стихотворные строки».Б). Выполнение игрового задания закрепляющего характера «Были ли эти предметы в избе крестьян?»Содержание этапа диагностикиРебята, вы познакомились с различной посудой и утварью, бытовавшими раньше в крестьянской избе, и я хочу посмотреть, как вы запомнили эти предметы. Предлагаю вам закончить стихотворные строчки об этих предметах.Деревянная толстушка, а зовут её…(кадушка).С длинной ручкой в виде птицы, до чего же он хорош!Предлагает нам напиться из кадушки чудо…(ковш).Масло в ней взбивают бойко, а зовётся…(маслобойка).Воду дед носил с утра, каждый раз по два ведра.На плечах дугой повисло, держит вёдра…(коромысло).В этом маленьком ведёрке сохранится квас и сок.Из берёсты он плетётся, а зовётся…(туесок).Кашу в нём варили в доме, да помногу, не чуток.И любим он был в народе, это – глиняный…(горшок).Молоко хозяйки в них хранили, ребятишек малых им поили.Продавали их на ярмарке, на рынке.Раскупали люди глиняные…(крынки).В нём варили щи, похлёбки, кипятили воду впрок.Он тяжёлый, прокопчённый, а зовётся) …(чугунок).Всем горшкам и чугункам он как друг, и брат, и сват.Ставит в печку их…(ухват).Игровое задание «Были ли эти предметы в избе крестьян?» Детям показывают ряд мелких предметов (ваза, предметы из пластмассы, стекла, глиняный горшочек, корзинка, бочонок, толкушка и др.)V. Заключительный этап.1). Рефлексия.Деятельность педагога: выявление наиболее интересных детям моментов занятия.Деятельность детей: озвучивание наиболее интересных моментов занятия.2). Подведение общего итога занятия. Материально - техническое оснащение:Натуральные предметы посуды и утвари: кадушка, бочонок, маслобойка, короб, толкушка, коромысло, ухват, туески, корзинки, горшок, чугунок; предметы хохломской посуды.Ряд мелких предметов посуды и утвари для выполнения диагностического задания.Знаково – символические компоненты: карточки с изображением деревьев, иллюстрации предметов утвари, репродукции картин русских художников.