«Гендерное воспитание в игровой деятельности»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Гендерное воспитание в игровой деятельности»
Автор: Филиппова Зинаида Николаевна

Доклад на тему: «Гендерное воспитаниев игровой деятельности»Для того чтобы в дошкольном образовательном учреждении воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей, у педагогов и специалистов должна быть сформирована гендерная компетентность, которая предполагает овладение педагогами организационными, психолого- педагогическими и дидактическими аспектами руководства детской деятельностью с акцентом на гендерную идентичность.Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей. Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода. Образовательную среду в детском саду необходимо создавать с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструировать её таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие.Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно- развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п), но и является основой для самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.В дошкольном возрасте основной вид деятельности - игра. В сюжетно- ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с припятой ролью. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей считаем преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки - женские. для реализации своих тендерных особенностей (мальчикам и девочкам) помогают игровые ситуации в разных областях образовательной деятельности. Решением задач гендерного воспитания: должны заниматься не только воспитатели, но и другие специалисты: музыкальный руководитель, учитель- логопед, физкультурный работник. для достижения этой цели можно и нужно использовать игры разной направленности: игры-сказки, физкультурные игры, игры музыкальной направленности ,игры с использованием пословиц, поговорок, а так же привлекать родителей.Сказки - сильное средство воспитания любви к ближнему. В них отражены не только требования народной морали, но ещё даны образцы нравственного поведения. Доступны и близки детям старшего возраста русские народные сказки: «Крошечка - Хаврошечка», «Морозко», , «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван - царевич», «Царевна - лягушка».Мальчиков и девочек сказки учат послушанию, любви к земле родной, народу, почитать родителей, быть добрым, справедливым.Пословицы и поговорки - это своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. Например: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Сын мой, а ум у него свой», «Хорошему хозяину и день мал», «Коса - девичья краса», «Без смелости, не возьмёшъ крепости», «На смелого собака лает, а трусливого кусает.Одним из приоритетных является физическое развитие воспитанников. Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, осуществляем дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими. на таких занятиях можно использовать следующие методические приёмы для учёта половых особенностей дошкольников:
  • Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (мальчики работают на канате или отжимаются, а девочки с лентами, обручем)
  • Различия в дозировке (мальчики отжимаются 10 раз, а девочки -5)
  • Различия в обучении сложным двигательным движениям (метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке девочкам).
  • Распределение ролей в подвижных играх (мальчики - медведи, а девочки-пчёлки)
  • Акцентировать особое внимание детей на мужские и женские виды спорта.
  • Должна проводиться работа по оснащению спортивных уголков в группах в соответствии с потребностями мальчиков и девочек, стараться максимально учесть их интересы.Музыка - одно из средств формирования гендерных особенностей поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию должна прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль) мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. В ритмических движениях используется разный подход: мальчики разучивают движения, требующиемужской силы, ловкости, а у девочек преобладает плавность, мягкость движений. Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле. Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учётом их гендерных особенностей оказывает народный фольклор (потешки, частушки, поговорки, народные игры).Овладению традиционными свойствами личности: мужественности - у мальчиков и женственности у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы) и элементы мужских и женских костюмов. Наиболее полно всё это используем при театрализации.При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, нужно учитывать следующее:~ привлекательностъ игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;~ достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины - матери;~ наличие атрибутики игрового пространства для игр, в которых мальчики могут проиграть мужскую модель поведения.Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно, но ограничиваться этим нельзя. Надо помочь ребенку реализовать эти представления. для этого, прежде всего, используются естественные и создаются проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей. Немалую роль играет и личный пример поведения взрослого, который воспитывает ребенка. Роль взрослого заключается в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов с учетом гендерных особенностей. Особым условием формирования положительной гендернойидентичности является сюжетно-ролевая игра. Именно в игре закрепляются позитивные стереотипы мужественных и женственных качеств и поведения, закладываются основы эмоционально положительного отношения к будущей роли ребенка в обществе как мужчины или женщины, как папы или мамы.Задачи педагога, реализующего гендерное воспитание:~ Понимать специфические задачи ролевой игры;~ Видеть развивающие возможности сюжетно-ролевой игры в формировании у детей представлений о социальных половых ролях в обществе и закреплении в поведении позитивных стереотипов мужественности и женственности;~ Иметь представления о том, какой должна быть сюжетно-ролевая игра для каждой возрастной группы~ Быть в игре с детьми партнером, а не учителем. ~ В игре учитывать интересы все детей.