Рабочая программа по математике в 5 классе


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа по математике в 5 классе
Автор: Гайворонская Ирина Васильевна

Миллеровский район, сл._Колодези Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеКолодезянская средняя общеобразовательная школа (полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом) «Утверждаю»Директор МБОУ Колодезянской СОШ Приказ от 27.08.2018 г. 152 ____________Талалаева О.Г. м. п.РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПо математике (предмет, курс)Класс 5Уровень общего образования основное общее (начальное общее, основное общее, среднее общее)Количество часов 6 часов в неделю Учитель Гайворонская Ирина Васильевна Программа разработана на основе ФГОС основного общего образования по математике 5-9 классов. Нормативно-правовое обеспечение рабочей программы:
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (Утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. 373).
  • Рабочая программа разработана на основе:- Основной образовательной программы МБОУ Колодезянской СОШ;- примерной программы основного общего образования. «Математика», - 3-е изд., переработанное - М.: Просвещение, 2011;- концепции развития математического образования в Российской Федерации(утвержденной   Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. № 2506-р);- учебно-методического комплекса: Математика 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.В.Дорофеева, И.Ф.Шарыгина. Москва «Просвещение» 2015;- требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования;Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета, определяет набор практических работ, необходимых для формирования ключевых компетенций учащихся.Учебный предмет «Математика» реализуется за счет часов обязательной части учебного плана (5 часов) и за счет части, формируемой участниками образовательных отношений (1 час), изучается в течение учебного года по 6 часов в неделю (35 учебных недель), 210 часов в год. В связи с тем, что 6 уроков совпали с праздничными выходными днями ( 8 марта и 1,2,3,9,10 мая) и1день сканикулярным(27 декабря) в соответствии с календарным учебным графиком, утвержденным приказом директора МБОУ Колодезянской СОШ от 25.08.2017 г. 150 по согласованию с МУ Управления образования Миллеровского района, фактически на изучение программного материала по математике в 5 классе отведено 203 ч. Уроки, выпавшие на праздничные дни, будут реализованы за счет уплотнения программного материала.
  • Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика» в 5 классе.
  • Изучение математики в 5 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
  • ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
  • первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности;
  • умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
  • Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные:
  • принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
  • планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
  • выполнять действия в устной форме;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
  • в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
  • вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
  • выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
  • принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности;
  • понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;
  • выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
  • воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников;
  • в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
  • на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом.
  • Познавательные:
  • осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;
  • использовать рисуночные и символические варианты математической записи; кодировать информацию в знаково-символической форме;
  • на основе кодирования строить несложные модели математических понятий, задачных ситуаций;
  • строить небольшие математические сообщения в устной форме;
  • проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения;
  • выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;
  • проводить аналогию и на ее основе строить выводы;
  • в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов;
  • строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.
  • под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации;
  • работать с дополнительными текстами и заданиями;
  • соотносить содержание схематических изображений с математической записью;
  • моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;
  • устанавливать аналогии; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;
  • строить рассуждения о математических явлениях;
  • пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач.
  • Коммуникативные:
  • принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;
  • допускать существование различных точек зрения;
  • стремиться к координации различных мнений о математических явлениях в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению;
  • использовать в общении правила вежливости;
  • использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;
  • контролировать свои действия в коллективной работе;
  • понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы;
  • следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности;
  • строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;
  • использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач;
  • корректно формулировать свою точку зрения;
  • проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности;
  • контролировать свои действия в коллективной работе;
  • осуществлять взаимный контроль.
  • Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.Линии.
  • проводить и обозначать прямые, лучи, строить и измерять отрезки;
  • находить длины ломанных;
  • строить окружность заданного радиуса, окружность с заданным центром, проходящую через заданную точку;
  • связывать радиус и диаметр окружности;
  • выражать одни единицы измерения длины через другие.
  • Натуральные числа.
  • записывать и читать числа в десятичной системе;
  • записывать натуральные числа в виде суммы разрядных слагаемых;
  • сравнивать натуральные числа;
  • отмечать числа точками на координатной прямой и находить координаты отмеченных точек;
  • округлять натуральные числа.
  • Действия с натуральными числами.
  • выполнять сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел;
  • связывать между собой сложение и вычитание, умножение и деление;
  • находить неизвестные компоненты действий;
  • записывать математические выражения;
  • находить квадраты и кубы чисел;
  • определять порядок действий и находить значения выражений, содержащих несколько разных действий;
  • решать задачи на движение;
  • решать задачи в несколько действий.
  • Использование свойств действий при вычислениях.
  • записывать с помощью букв свойства арифметических действий;
  • группировать слагаемые в сумме и множители в произведении;
  • раскрывать скобки в произведении и выносить в сумме общий множитель за скобки;
  • применять способ решения задачи на части;
  • применять способ решения задачи на уравнивание.
  • Углы и многоугольники.
  • измерять величину угла с помощью транспортира и строить угол заданной величины;
  • определять острым, тупым или прямым является угол;
  • проводить биссектрису угла;
  • называть элементы многоугольника;
  • находить периметр многоугольника.
  • Делимость чисел.
  • выяснять является ли одно число делителем или кратным другого;
  • находить делители данного числа;
  • находить общие кратные и наименьшее общее кратное двух чисел;
  • называть простые и составные числа, простые числа в пределах сотни;
  • применять признаки делимости на 2, на 3, на 5, на 9, на 10;
  • раскладывать число на простые множители;
  • свойства делимости суммы и произведения;
  • при делении одного натурального числа на другое находить частное и остаток от деления.
  • Треугольники и четырехугольники.
  • изображать прямоугольный треугольник с заданными сторонами, образующими прямой угол, равнобедренный треугольник с заданными боковыми сторонами и углом между ними;
  • находить периметр треугольника, прямоугольника;
  • строить прямоугольник с заданными сторонами;
  • находить площадь прямоугольника;
  • свойства прямоугольника и свойства квадрата;
  • выражать одни единицы площади через другие;
  • выбирать подходящую единицу измерения.
  • Дроби.
  • читать и записывать дроби, знает, что означает числитель и знаменатель дроби;
  • называть правильные и неправильные дроби;
  • изображать дроби точками координатной прямой, определять координаты точек, отмеченных на координатной прямой;
  • применять основное свойство дроби для нахождения равных дробей;
  • приводить дроби к новому знаменателю, сокращать дроби;
  • сравнивать дроби;
  • применять дроби, чтобы выражать более мелкие единицы измерения величин через более крупные;
  • записывать натуральное число в виде дроби, записывать в виде дроби частное двух натуральных чисел.
  • Действия с дробями.
  • уметь складывать и вычитать дроби;
  • уметь умножать и делить дроби;
  • выделять целую часть из неправильной дроби и представлять смешанную дробь в виде неправильной;
  • вычислять значения выражений, содержащих дробные числа;
  • применять приемы решения задач на нахождение части целого и целого по его части.
  • Многогранники.
  • распознавать многогранники, знает их элементы, описывать многогранники по его модели и по изображению;
  • различать параллелепипед, знает его свойства;
  • изображать на клетчатой бумаге параллелепипед и пирамиду;
  • вычислять объем прямоугольного параллелепипеда, знает единицы объема;
  • выражать одни единицы объема через другие.
  • Таблицы и диаграммы.
  • извлекать информацию из таблицы, отвечать на вопросы по таблице;
  • извлекать информацию из столбчатой диаграммы, отвечать на вопросы по диаграмме.
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
  • устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
  • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
  • Содержание учебного предмета «Математика» в 5 классе.Линии - 9 ч.Разнообразный мир линий. Прямая. Части прямой. Ломаная. Длина линии. Окружность.Основная цель - развить представление о линии, продолжить формирование графических навыков и измерительных умений.Натуральные числа - 16 ч.Как записывают и читают натуральные числа. Натуральный ряд. Сравнение натуральных чисел. Числа и точки на прямой. Округление натуральных чисел. Решение комбинаторных задач.Основная цель систематизировать и развить знания учащихся о натуральных числах, научить читать и записывать большие числа, сравнивать и округлять, ознакомить с элементарными приемами прикидки и оценки результатов вычислений, изображать числа точками на координатной прямой, сформировать первоначальные навыки решения комбинаторных задач с помощью перебора возможных вариантов.Действия с натуральными числами - 26 ч.Сложение и вычитание. Умножение и деление. Порядок действий в вычислениях. Степень числа. Задачи на движение.Основная цель закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами, углубить навыки решения текстовых задач арифметическим способом.Использование свойств действий при вычислениях - 15 ч.Свойства сложения и умножения. Распределительное свойство. Задачи на части. Задачи на уравнение.Основная цель расширить представление учащихся о свойствах арифметических действий, продемонстрировать возможность применения свойств для преобразования числовых выражений.Углы и многоугольники9 ч.Как обозначают и сравнивают углы. Измерение углов. Ломаные и многоугольники.Основная цель познакомить учащихся с новой геометрической фигурой углом; вести понятие биссектрисы угла; научить распознавать острые, тупые и прямые углы, строить и измерять на глаз; развить представление о многоугольнике.Делимость чисел - 18 ч.Делители и кратные. Простые и составные числа. Свойства делимости. Признаки делимости. Деление с остатком.Основная цель познакомить учащихся с простейшими понятиями, связанными с понятием делимости числа (делить, простое число, разложение на множители, признаки делимости).Треугольники и четырехугольники - 12 ч.Треугольники и их виды. Прямоугольники. Равенство фигур. Площадь прямоугольника.Основная цель познакомить учащихся с классификацией треугольников по сторонам и углам; развить представление о прямоугольнике; сформировать понятие равных фигур, площади фигуры; научить находить площади прямоугольников и фигур, составленных из прямоугольников; познакомить с единицами измерения площадей.Дроби - 21 ч.Доли. Что такое дробь. Основное свойство дроби. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей. Натуральные числа и дроби.Основная цель сформировать понятие дроби, познакомить учащихся с основным свойством дроби и научить применять его для преобразования дробей, научить применять его для преобразования дробей, научить сравнивать дроби; сформировать на интуитивном уровне начальные вероятностные представления.Действия с дробями - 39 ч.Сложение и вычитание дробей. Смешанные дроби. Сложение и вычитание смешанных дробей. Умножение дробей. Деление дробей. Нахождение части целого и целого по его части. Задачи на совместную работу.Основная цель научить учащихся сложению, вычитанию, умножению и делению обыкновенных и смешанных дробей; сформировать умение решать задачи на нахождение части целого и целого по его части.Многогранники - 10 ч.Геометрические тела и их изображение. Параллелепипед. Объем параллелепипеда. Пирамида.Основная цель познакомить учащихся с такими телами, как цилиндр, конус, шар; сформировать представление о многограннике; познакомить со способами изображения пространственных тел, в том числе научить распознавать многогранники и их элементы по проекционному чертежу; научить изображать пирамиду и параллелепипед; познакомить с понятием объема и правилом вычисления объема прямоугольного параллелепипеда.Таблицы и диаграммы - 8 ч.Чтение и составление таблиц. Диаграммы. Опрос общественного мнения.Основная цель формирование умений извлекать необходимую информацию из несложных таблиц и столбчатых диаграмм.Повторение - 20 ч.3.Календарно- тематическое планирование изучения предмета «Математика» в 5 классе. СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Заместитель директора по УВР методического совета Яковлева И.Н. МБОУ Колодезянской СОШ от 24 августа 2018 года 1 24 .08.2018 года Председатель МС ____Яковлева И.Н.