ЗНАЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ЗНАЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.
Автор: Алехина Елена Сергеевна
ЗНАЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.Алехина Елена СергеевнаДиректор МУ ДО «Центр детского творчества»Стратегической целью государственной политики в области образования, как отмечено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, задачами конкурентоспособности России в глобальном мире и современными потребностями общества.Исходя из поставленной цели, процесс модернизации системы образования сопровождается переосмыслением отечественной и зарубежной образовательной теории и практики, присвоением образованию гуманистического характера и уточнением механизмов всестороннего, гармонического развития личности. На наш взгляд, актуальным направлением модернизации системы образования является художественное воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности.Художественное воспитание, представляет особую важность в воспитании и образовании детей. Нужно отметить, что значение художественного воспитания детей в дополнительном образовании, представляет собой «целенаправленный процесс воспитания и обучения средствами реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности.Дополнительное образование обладает следующими важными особенностями: - дополнительное образование не является обязательным, добровольность посещения, детьми образовательных учреждений дополнительного образования, основывается на индивидуальных особенностях детьми;- процесс воспитания и образования реализуется на основе способностей, интересов и потребностей каждого ребенка, что способствует их самопознанию, самовыражению и самореализации;- преобладает «диалоговый характер межличностных отношений между воспитанниками и педагогам»; - дополнительное образование имеет практико-ориентированный характер образовательного процесса.- разнообразие учреждений дополнительного образования детей по содержательной деятельности и организационной структуре: однопрофильные (музыкальные и художественные школы, дворцы, клубы и дома детского творчества, студии и т.д.) и многопрофильные учреждения (Дворец творчества юных, центр дополнительного образования и т.д.).Так как художественное направление в системе дополнительного образования является массовым, тоего основная цель заключается не воспитание музыканта, танцора, художника и т.д., а воспитание гармоничной личности в целом, осуществляемое средствами искусства. Педагог дополнительного образования, является профессионалом в определенном виде искусства, включаядетей в сферу деятельности, создаваянаиболее благоприятные условия для обогащения и познания их внутреннего мира, приобщения к ценностям отечественной и мировой художественной культуры, формирования нравственных и духовных качеств каждого ребёнка. Творческие занятия различных направлений художественно-эстетической деятельности проводятся совместно с педагогом. Что является очень эффективным для развития личности ребёнка.Значение художественного воспитания детей в дополнительном образованииво многом возрастает тем, что система школьного образования не в состоянии в полной мере осуществить возможность художественного воспитания детей. В настоящее время художественное воспитание в дополнительном образовании, решает социально значимые вопросы детской занятости и организации их досуга, компенсирует «пробелы» общего образования, создает благоприятные условия для развития творческих и профессиональных интересов обучающихся в самых разнообразных областях искусства. Дополнительное образование даёт детям более обширные, возможности для самоопределения, осмысления жизненных и профессиональных интересов. Дети сами выбирают ту сферу деятельности, которая им по душе. Где они могут проявить свои способности в полной мере. Ведь, обязательные общеобразовательные учебные дисциплины, к сожалению не способны удовлетворить те или иные потребности детей. Когда дополнительное образование не выполняет профессионально-ориентирующей функции в какой-либо области искусства, оно учит детей культуре проведения досуга. Организация свободного времени - один из элементов культурного наследия, который передается из поколения в поколение в образовательной практике. При выборе учащихся своих увлечений напрямую зависит формирование их личностных, гражданских и нравственных качеств. Поэтому, здесь мы согласны с М.Б. Зацепиной в том, что «культурно-досуговая деятельность детей - это специфическая, практически основная сфера социальной жизни: детского сада, начальной школы, семьи и учреждений дополнительного образования, которая создает внешние и внутренние условия для освоения социокультурного опыта человечества и развития личности в процессе изучения и познания духовных, нравственных, эстетических ценностей различных видов культуры».Проникновение культуры в образование предполагает организацию воспитательно-образовательного процесса, которая направлена на создание эмоционального комфорта и удовлетворение культурных потребностей детей, развитие духовного потенциала, сущностных сил и художественно-творческих способностей, что в результате формирует культурные основы каждого ребёнка.Сегодня художественное направление в системе дополнительного образования может и должно функционировать как система учебно-воспитательных центров, каждый из которых формирует свою образовательную среду. Важно знать, что среда в образовании - это не только набор программам и методических рекомендаций по определенным предметам, а сколько своеобразный микросоциум - общность учащихся и педагогов, реализующих в совместной деятельности содержание и традиции выбранного вида искусства. Образовательная среда, в дополнительном образовании, является сообществом единомышленников. Главным фактором является личная заинтересованность педагогов в этической и эстетической ценности своего предмета, а также творческий характер.Художественное воспитание детей может успешно осуществляться, если в его основе заложено художественное обучение, что очень актуально для дополнительного образования. Художественное обучение основывается на общих законах и принципах художественного воспитания в разнообразных видах искусства, традиционных методах практической художественной педагогики. К сожалению, в настоящее время создать наилучшую модель интеграции художественного воспитания и художественного обучения в системе дополнительного образования пока не удаётся. Система дополнительного образования вместе с художественным воспитанием находится под особым вниманием государственной власти: Министерства образования и науки и Министерства культуры.В структуру художественного воспитания детей в дополнительном образовании входят: художественное воспитание, основанном на «формировании любви к искусству и потребности в общении с произведениями искусства» и эстетическое воспитание как «формирование способности к пониманию и переживанию прекрасного вовсех сферах жизнедеятельности».Именно такая структура реализуется через программы дополнительного образования.Таким образом, сущность художественного воспитания в учреждениях дополнительного образования ,рассматривается как социальное явление, как сложный многоуровневый процесс и как целенаправленную организованную деятельность. Направленную на формирование потребности не только к деятельному, осознанному общению, но и к эстетическому преобразованию окружающей действительности посредством художественной деятельности.