"Золотая волшебница осень"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Золотая волшебница осень"
Автор: Сафонова Марина Николаевна
Клубный час«Золотая волшебница-осень» (для нач. классов) Составила и провела:воспитатель группы продлённого дняОГБОУ «Школы – интерната №89»Города УльяновскаСафонова Марина НиколаевнаЦели:- сформировать экологически-грамотное отношение детей к природе, познакомить детей с правилами поведения в природе;-развивать познавательный интерес, наблюдательность, связную речь;Задачи:-закрепить знания детей о природе;-способствовать творческому применению полученных знаний;-развивать гибкость мышления, сообразительность, обобщать знания учащихся;-способствовать расширению кругозора учащихся через игры и упражнения (использование здоровьесберегающих технологий);-воспитывать любовь к природе, окружающему миру.Предварительная работа:на протяжении нескольких месяцев проводились целевые наблюдения на прогулках; на занятиях знакомила детей с животными, растениями, насекомыми, рассказывала о явлениях природы; знакомила с художественной литературой о природе, проводила развивающие экологические игры; конкурс рисунков, загадок; разучивание стихов.Ход занятия:Воспитатель читает стихотворение «Листопад».ПрезентацияЛес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Веселой, пестрою стенойСтоит над светлою поляной.Березы желтою резьбойБлестят в лазури голубой.Как вышки, елочки темнеют,А между кленами синеют,То там, то здесь в листве сквознойПросветы в небо, что оконца.Лес пахнет дубом и сосной,За лето высох он от солнца,И Осень тихою вдовойВступает в пестрый терем свой.На интерактивной доске появляются слайды осенних пейзажей.- Какому времени года посвятил эти строки замечательный поэт и писатель Иван Алексеевич Бунин?- Почему вы так решили?Много тайн и загадок скрывает от нас природа. Но мы с вами в группе ходили на экскурсии, прогулки, наблюдали за изменениями в природе. Узнавали интересные сведения о жизни растений и животных, птиц и насекомых из книг. Поэтому знаем ответы на многие «почему?», «отчего?», «зачем?», «что?». Мы провели конкурсы загадок, рисунков, поделок. И сегодня у нас с вами заключительное занятие, которое посвящаем окружающей нас природе.Я приглашаю вас на удивительную прогулку по осеннему лесу. Вы согласны?Дети: Да.- А вам хотелось бы сейчас очутиться в таком сказочном, расписанном красками, осеннем лесу?- Тогда не будем долго задерживаться! Скорей поспешим на эту увлекательную прогулку.Воспитатель:А вы достаточны крепки, сильны, чтобы отправиться в путь. Дорога у нас нелегка и трудна.Дети: Мы справимся и сможем дойти.Воспитатель:А сейчас мы это проверим, встали, приготовились.Ритмическая гимнастика.Обуваем ножки в новые сапожкиШапку- на головку и завяжем ловко.На руки перчатки. В добрый путь, ребятки!Шагают наши ножки по ровненькой дорожке.Побежали наши ножки по ровненькой дорожке.А потом прыг-скок, прыг-скок!И попали мы в лесок!(имитация движения согласно словам).Воспитатель:Ребята посмотрите на слайды, и представьте себе, что мы попали в осенний лес. Вдыхайте свежий аромат воздуха, аромат природы, вслушивайтесь в звуки.А скажите какой лес осенью?Дети: Листья пожелтели, а некоторые облетели листья.Воспитатель:А что стало с насекомыми?Дети: Насекомых не видно потому, что спрятались, заснули.Воспитатель:Правильно, а почему они спрятались?Дети: Насекомым холодно стало.Воспитатель:А где прячутся насекомые?Дети: Насекомые прячутся под листочками, под корой деревьев.Воспитатель:Правильно. А скажите, что стало с птицами?Воспитатель:А как мы называем птиц, которые улетают в тёплые края.Дети: Птицы, которые улетают в тёплые края называют –«перелётные».-Ребята, я знаю, что вы любите отгадывать загадки?Птичка, внешне неприметна,Запоёт среди ветвейТак, что ахнем мы:«Ведь этоГолосистый … (соловей)»По всей Европе обитает,На зиму в Африку летает.С ним весело и не до скуки-Легко заучивает звуки.И, суть мелодии схватив,Он повторит любой мотив.Живёт в скворечне тот певецКрасавчик, умница-… (Скворец)«Перелетные» птицы- скворец, грач, соловей, ласточка.Слайд.Дети: Некоторые птицы улетели в тёплые края, а некоторые остались. Отгадайте загадку:Повадкой – вороватая,Крикунья хрипловатаяИзвестная персона.Кто она? (Ворона).Эту птицу каждый знает,В тёплый край не улетаетЭта птица – круглый годВо дворе у нас живётИ чирикает онаГромко с самого утра:-Просыпайтесь поскорей,-Всех торопит …( Воробей).Воспитатель:А тех птиц, которые остаются зимовать, называют…Дети: Птицы, что остаются зимовать, называют « зимующие»Это воробьи , вороны, сороки, синички, голуби.Слайд.Ребята, вы не поверите, но оказывается, есть и такие птицы, которые прилетают к нам с далекого холодного севера.Отгадайте загадку:Красногрудый, чернокрылыйЛюбит зёрнышки клевать.С первым снегом на рябинеОн появится опять. (Снегирь)Наши гости- снегири, клест, свиристели. В их родных краях зимой такие морозы, что им кажется , что у нас тепло! Это « кочующие» птицы.Слайд.Воспитатель:А как вы думаете легко ли приходится птицам.Дети: Птицам, которые остаются, приходится нелегко, тяжело.Воспитатель:А почему им тяжело?Дети: Потому, что им холодно и у них мало еды.Воспитатель:Правильно, насекомые спрятались под кору деревьев и птицам тяжело достать. И птицы прилетают ближе к человеку за помощью. А мы с вами помогаем птицам?Дети: Помогаем, делаем кормушки и кормим птиц зерном, семечками.Воспитатель:Гимнастика для глаз.А теперь ребята сделаем с вами гимнастику для глаз, каждый должен смотреть на свой указательный палец.Летела кукушка мимо сада Вести палец слева направоПоклевала всю рассаду Движение пальца вверх внизИ кричала: «Ку-ку-мак!» Показать кулакРаскрывай один кулак. Раскрыть кулакТы кукушка не кричи, Погрозить пальцемА немножко помолчи. Закрыть глаза ладонями.Молодцы!Присаживайтесь на «лесную поляну» и давайте немного отдохнем.Выходит Хозяйка леса.Хозяйка леса.Здравствуйте, ребята! Я- хозяйка этого леса. Очень рада видеть вас у себя в гостях. Я думаю, что вы знаете, как нужно вести себя в лесу.(сюрпризный момент воспитатель наталкивается на корзину)Ой, посмотрите корзина. Что же в ней? Картинки на правила поведения в лесу.Ребята, я буду показывать вам картинку, а вы говорить это правило. Сначала отвечает одна команда, потом вторая. Только спрашивать буду тех, кто поднимет руку.Дети: Согласны. После ответов слайд «Законы леса» в картинках.Воспитатель:1.Не рвите полевые цветы. Цветы украшают луга и поля.2.Запрещено разжигать костёр в лесу. Это может привести кпожару и гибели леса.3.Нельзя дотрагиваться до птичьих яиц и птенцов. Птица можетбросить гнездо.4.Запрещена громкая музыка- это может распугать птиц и зверей,и они могут бросить свои гнёзда и норы.5.Охраняйте муравейник. Они санитары леса.6. Запрещено забирать животных из леса.7. Нельзя сорить в лесу.Выступление детей::1.Если я сорву цветок,Если ты сорвешь цветок,Если все: и я, и ты –Если мы сорвем цветы,То останутся пустыИ деревья и кусты…И не будет красоты.2. Нельзя костер бросать в лесу.Костер в лесу несёт беду.Пожар в лесу может случитьсяБез дома будут зверь и птица.3. Если в траве увидали яйцо,Или услышали крики птенцов,Не приближайтесь, не лезьте туда.И не тревожьте ни птиц, ни гнезда.4. В лесу летают мотыльки,Ползут козявки и жуки.Природа мать им жизнь дала.У них у всех свои дела5. Не разоряйте муравейники.Муравьи- лесные санитары.Так прозвали их недаром!Чтобы лес красив был и здоровБез личинок вредных и жуков.6. Для ёжиков и белокЛес- это дом родной .Они живут там смелоИ летом и зимой:Находят пропитаньеСвоих детей растятИ уходить из леса нисколько не хотят.7. Не оставляйте мусор в лесуВы в поход пришли, ребята…Отдохнуть, конечно, надо:Поиграть и порезвиться,И наесться и напиться…Но вокруг остались банки ,Целлофан, железки, склянки…Оставлять их здесь нельзя!Не поленимся, друзья:Мусор тут, в лесу, чужой.Заберём его с собой!Воспитатель:Слайд.Ребята, а как красив и печален русский лес осенью.-« Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали, как солнышки,- багряными и золотыми. Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь. ( Н. Сладков «Золотая осень»)Выбегает Баба Яга.Баба Яга. Здравствуйте, ребята! Я слышала о чем вы тут говорили. Я тоже хочу послушать.Хозяйка леса. Я хочу рассказать о листьях.Баба Яга (разочарованно) Ну вот, придумали о чем говорить! Что в листьях может быть интересного? Зачем они вообще нужны?-Ребята, а вы знаете?Хозяйка леса. Тогда отгадайте загадку- без чего человек не может жить?Баба Яга. Я думаю, что без хлеба или мухоморов.Хозяйка леса. Нет! Мы не можем жить без листьев.Баба Яга. Обманываете. Так я и поверила.Хозяйка леса. Ну, хорошо. Тогда скажите, можете ли вы не дышать. Ребята тоже могут попробовать.А знаете, чем мы дышим.Баба Яга. - Никогда об этом не думала. Дышится и дышится, ну и ладно.Хозяйка леса. - Так вот знайте. Все мы дышим кислородом. А если сказать точнее, то воздухом, в котором находится кислород.Баба Яга. - А листья тут при чём.Хозяйка леса. - А притом, что листья – это не просто листья. А самая настоящая фабрика кислорода. Листья – фабрика необычная. Без труб и без дыма.Баба Яга. - Выходит, чем больше листьев, тем больше кислорода.Вот почему, ребята, я живу в лесу в избушке на куриных ножках, в экологически чистом районе, по - другому, - в лесу.Воспитатель:А корзине лежит ещё, что-то, ребята для вас задание«Сложи слоги»НЕ ШУ МИ НЕ ГУ БИНЕ СО РИ НЕ РУ БИВоспитатель:Молодцы! А вы хотите поиграть?Дети: Да.Физкультминутка.Зайки скачут скок-скок-скок,На осенний на лужок.Травку щиплют, слушаютНе идёт ли – Волк.Воспитатель:Ребята, а кто живёт в лесу кроме птиц, насекомых.Дети: Звери.Мы с вами много говорили о жизни животных и я думаю вы справитесь с моим следующим заданием. Я начну предложение, а вы продолжайте-Голоден, как… (Волк)-Хитер, как … (Лиса)-Силён, как …(Медведь)-Проворен , как … (Белка)-Труслив, как …(Заяц)-Колюч, как …(Ёж)Упражнение на дыхание.Ах, как зайчики играли Ладони на животе.Ах, как зайчики усталиТо животик поднимается Глубокий вдох.То животик опускается Глубокий выдох.Воспитатель:Ребята, а ведь осенью происходят погодные изменения. Осенью дуют холодные ветры, идёт дождь, понижается температура.Всем хочется …Отгадайте загадку.-Голубой платок, желтый колобокПо платку катается, людям улыбается. (Солнце).Слайд.- А что вы знаете о солнце? Чтобы случилось, если б не было солнца? Правильно, солнечный свет необходим всему живому: человеку, животным, растениям. Если растение поставить в темное место надолго, оно погибнет. Если человека на долгое время поместить в темноту, он ослепнет. Для всего живого на планете нужно солнце.Давайте сделаем для осени подарок из кленовых листочков - солнышко.Осень принесла листочки и нам нужно будет ей помочь-приклеить их в виде солнца.Звучит тихая музыка.Дети выполняют работу. Коллективная творческая деятельность.Воспитатель:А теперь встали в круг друг за другом, протянули руки к спине другого и выполняем движения. Я проговариваю слова , а вы выполняете движения.Самомассаж.Дождик бегает по крыше Пальцами бьют по спине.Бом, бом, бом.По весёлой звонкой крыше Пальцами бьют по спине.Бом, бом, бом.Дома, дома посидите Покалачивают кулачками.Бом, бом, бом.Никуда не выходите Покалачивают кулачками.Бом, бом, бом.Посчитайте, поиграйте Поглаживание спины.Бом, бом, бом.А уйду- тогда гуляйте Поглаживание спины.Бом, бом, бом.Подведение итога занятия.Воспитатель:Ребята, наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествие?Дети: Понравилось.Воспитатель:Пусть погладят себя по голове все те, кто хорошо вел себя!Пусть хлопнут в ладоши те, кто узнал что- то новое?Пусть улыбнутся все те, кто помогал мне в пути!Я рада, что сегодня рядом со мной были умные, смелые, любознательные дети.А какие правила поведения в лесу вы знаете?А вы постараетесь их выполнять?Дети: Постараемся выполнять.Воспитатель:Наша планета ЗемляОчень щедра и богата:Горы, леса и поля-Дом наш родимый, ребята!Давайте будем беречь планету-Другой такой на свете нету.Развеем над нею и тучи и дым.В обиду её никому не дадим.Беречь будем птиц, насекомых, зверейОт этого станем мы только добрей.Украсим всю землю садами, цветами.Такая планета нужна нам с вами.Воспитатель:В знак благодарности осень принесла вам свои дары.-А что она вам принесла? Посмотрите.Это яблоки. Все сегодня получат подарки.Используемая литература:1. Праздники в школе. Сценарии/ ав.-сост. И.С. Скрипник. М.; АСТ;Москва: Сталкер, 2008. -288с.2. Копилка сценариев: [Электронный ресурс].-М.: Мой Мир, 2005.3. Кочурова С.Н. Новые праздники для школьников. /С.Н.Кочурова.-Ярославль.Академия развития, 2008.