Групповая работа в организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Групповая работа в организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников
Автор: Егорова Наталья Геннадьевна
Егорова Наталья Геннадьевна МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 112»Групповая работа в организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников"Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу".Японская мудрость Любому обществу нужны одаренные люди, и поэтому главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу. Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Показателем качества в контексте модернизации образования является компетентность, которая определяется не через сумму знаний и умений, а характеризует умение человека мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт. Отсюда вытекает основная задача образования: научить ученика деятельности решения задач, решения проблем в различных сферах жизнедеятельности. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях. Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения. Актуальность методов проектов и исследований связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике. Цель моей работы: развитие личности и раскрытие творческого потенциала ребенка через проектную и исследовательскую деятельность. Задачи:1. Развитие творческой исследовательской активности через формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).2. Стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных обла-стях современной науки, поддержка стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.3. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия.4. Формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения. Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Проектная деятельность – это та среда, где каждый может себя проявить. В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы — нет деятельности. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые нужно добыть для достижения поставленной цели. Учителю, организующему проектную деятельность детей, надо знать, что проектная деятельность требует интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Именно учитель стимулирует самостоятельную активность учащихся, их сообразительность и изобретательность, повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их по пути достижения целей, организует доступ к информационным ресурсам, дает четкий анализ результатов выполненного проекта. Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. В результате исследовательской деятельности учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования, развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключатся в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Результат проекта известен заранее, а результат исследования может быть непредсказуем. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимыми оборудованием, средствами и материалами. Любой учебный проект имеет два аспекта:для ученика – это возможность творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме;для учителя – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания.Классификация проектно-исследовательской деятельности Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год; от мини-проектов для изучения предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных. Существуют и иные классификации проектов, основанные на выделение иного признака. Например, классификация по предметно – содержательной области: монопроекты (в рамках одного ученого предмета), межпредметные, внепредметные; по продолжительности: мини – проекты (один урок или менее), краткосрочные (несколько уроков, обычно от 2 до 4-х), длительные; по месту выполнения проектов учащимися: на уроках в классе, после уроков в школе, домашние, смешанные; по числу участников: индивидуальные, групповые, коллективные.Роль учителя в проектно-исследовательской деятельности В проектной деятельности коренным образом изменяется характер взаимоотношений как между школьниками, так и между учениками и учителем: школьники меньше нуждаются в помощи взрослого, чем в условиях традиционного учебного процесса. Помощь педагога становится необходимой лишь при вхождении детей в совместную работу. Учитель становится организатором учебной деятельности школьника, помощника, координатора и советчика, передает учащемуся свои функции управления учением, тем самым обеспечивая переход от внешнего к внутреннему контролю. Необходимые особенности педагогической позиции учителя:1. Обеспечить формирование предпосылок готовности школьников к успешной проектной деятельности (соответствующих знаний, умений, навыков элементарной исследовательской деятельности).2. Осознать свои новые роли – консультанта, помощника, а не «проводника» готовых знаний для формального их запоминания учениками.3. Создать условия, обеспечивающие возможность доступа учащихся к различным средствам и источникам информации.4. Функции, которые осуществляет учитель в процессе руководства работой над проектом:Координирует процессЯвляется источником информацииПоддерживает и поощряет участниковОбеспечивает непрерывность работы над проектомОсуществляет консультативную помощьПодготавливает необходимое оборудование На первых порах, когда дети только осваивают проектную деятельность, учитель разрабатывает инструкционные карты, т.е. алгоритм, последовательность действий, а в дальнейшем не вмешивается в творческую деятельность учеников. Они сами определяют последовательность своей деятельности, работают самостоятельно.Роль ученика в проектной деятельности Для того чтобы возникшие проблемы были разделены между всеми учащимися данного класса, учебная деятельность должна быть коллективной. Начав действовать сообща, учащиеся в дальнейшем сами регулируют взаимоотношения и обсуждают поставленные вопросы, разрешая спорные проблемы в свободной дискуссии. Исчезает страх перед неправильным высказыванием, развивается творческое воображение, выполнения различных заданий. В условиях коллективной совместной деятельности образуется общий "фонд информации", в который каждым учеником приносится своя часть и которым пользуются все вместе. При этом они осваивают те стороны учебной деятельности, которые обычно берет на себя учитель: целеполагание, планирование, контроль и учет работы и т.д. Предполагаемые результаты проектно-исследовательской деятельности Проектно-исследовательская деятельность с точки зрения учащихся – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Участвуя в проектной деятельности, ученики смогут научиться:расширять кругозор в интересующих их областях знаний;находить источник информации;извлекать информацию, относящуюся к теме; планировать работу над проектами;сотрудничать друг с другом;доводить начатое дело до конца;уметь готовить материал для проведения презентации;проводить презентацию. Проекты в начальных классах — это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные и т.п. как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Развитие проектной деятельности в начальной школе уже заложено в новых учебниках УМК «Школа России», переработанных в соответствии с ФГОСами. Работая по данной программе, я, начиная с первого полугодия 1-го класса, вовлекла учащихся в проектно-исследовательскую деятельность. Успех любой деятельности (в том числе и проектно-исследовательской) зависит от правильной её организации. Здесь важно правило «триединства» - сотрудничество учителя, ученика и родителя. Учитель несёт на себе функцию направляющего, корректирующего, консультирующего члена команды, а самое главное — вдохновителя и стратега. Ученик и родитель действуют тандемом, где ребёнок является идейным исполнителем, а родитель помогает найти нужную информацию, а порой и материализовать идеи. Такая организация хороша ещё и тем, что родители активно участвуют в жизни своего ребёнка, их общие творческие интересы выходят за круг привычного домашнего общения. Требования к проектно-исследовательской деятельности:Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) — исследовательской, информационной, практической.Выполнение проекта (исследования) начинается с планирования действий по разрешению проблемы, то есть с проектирования самого проекта (исследования), в частности с определения вида продукта и формы презентации.Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта (исследования), в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.Таким образом, отличительная черта проектной деятельности — поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.Очень важны в образовательном плане при проведении детьми учебных исследований такие методы, как наблюдение и эксперимент. Особенно ценно проведение собственных экспериментов. Результатом работы над проектом является продукт.Итогом исследовательской работы может быть макет, выполненный из са-мых разных материалов, с описанием действия представляемого им объекта;это может быть и научный отчёт о проведённом эксперименте, и многое другое.Подготовленный продукт ( макет, научный отчёт и др.) должен быть представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект (исследование) требует на завершающем этапе презентации своего продукта. Этапы работы над проектом (исследованием) можно представить в виде схемы:Рассмотрим подробно все эти этапы при работе в группах.Постановка проблемы В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы – нет деятельности. Проблема проекта обуславливает мотив деятельности, направленный на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях. С проблемы учитель создает условия для самостоятельной, исследовательской, творческой деятельности. Необходима актуальная проблема, чтобы ее решение носило практическую значимость. Из проблемы вытекает цель, задачи проектной деятельности учащихся. Проблема может идти от ребёнка, а может направляться мною, то есть я создаю такую ситуацию, которая покажет заинтересованность или незаинтересованность детей данной проблемой. В случае принятия ситуации, проблема становится личной и уже исходит от самого ребёнка.Выбор темы При разработке проекта (исследования) сначала должна возникнуть проблема, потом определяется тема. Выбор тематики проектов и исследований в разных ситуациях может быть различным. В одних - инициатором может являться учитель, тему проекта подсказывает учебная ситуация по предмету. Учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта, очерчивает проблемное поле, расставляя акценты значимости, предлагая тот или иной ракурс рассмотрения темы. Целью таких проектов является углубление и систематизация знаний учащихся по учеб-ной теме. В других случаях - тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. Темы проектов и исследований должны относиться к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету. При выборе темы необходимо учесть несколько важных, на мой взгляд, правил:тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его;тема должна быть выполнима, решение её должно быть полезно участникам исследования;тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро;тема должна быть доступной;сочетание желаний и возможностей (выбирая проблему, нужно учесть наличие необходимых средств и материалов, так как отсутствие необходимой исследовательской базы, невозможность собрать нужные данные обычно приводят к поверхностному решению). С целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках, соответствия материала возрастным особенностям детей, использую:Загадки, ребусы, шарады, задачи – шутки, логические задания и задания на развитие творческих способностей;Игровые моменты, связанные с введением в ход урока сказочных героев Почемучки и Поисковичка (помоги задать вопрос, изучить, рассмотреть, исследовать, описать и т.п.);Связь материала с наглядно – образным игровым материалом;Игры – исследования, фантастические исследования;Ролевые игры, дающие возможность провести исследование возможностей каждой профессии: если бы я был врачом (поваром, учителем и т.п.);Игры – путешествия, например во времени, для знакомства с великими открытиями и изобретениями, в новые страны – пути Великих географических открытий; фантастические путешествия на другие планеты.Постановка целей и задач Целью проекта является нахождение способа решения проблемы. Ее конкретная формулировка возникает из проблемы проекта. Задачи проекта формулируются для того, чтобы ответить на вопрос, как достичь обозначенной цели. Задачи проекта должны лежать в зоне ближайшего развития учащихся. Ведь интерес и посильность во многом определяет успех проекта. Сформулировать цель и задачи проекта можно исходя из формулировки проблемы проекта, с учетом конкретных условий ее решения. Одну и ту же проблему можно решать по-разному в зависимости от совокупности условий, в которых она рассматривается.Выдвижение гипотезы Гипотезу выдвигают исходя из цели. Проведя исследования, можно подтвердить или опровергнуть эту гипотезу.Планирование проектной деятельности Для быстрой и эффективной работы желательно учащихся разбить на группы. Можно составлять группы переменного состава. Учащиеся могут сами разбиться на группы по желанию (по симпатиям друг к другу) или группы комплектую сама, учитывая индивидуальные способности школьников. Затем каждый в группе должен получить роль (журналист, исследователь, редактор, художник, докладчик и т.д.). В результате каждый ученик почувствует свою значимость для других, не останется в стороне. При выборе роли учитель должен помочь каждому соизмерить свои желания с возможностями. Именно работая в группе, младшие школьники учатся высказывать свое мнение, слушать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, учатся поиску согласия, выработке общего мнения о том, что и как надо делать. Для каждой группы можно подготовить инструкционную карту, в которой четко прослеживается вся последовательность проектной деятельность, иными словами алгоритм работы. Именно здесь дети выдвигают свои гипотезы, анализируют, синтезируют свои идеи, выполняют исследовательскую работу. Одним словом происходит «Мозговой штурм». В основе этого метода лежит высказывание самых разных идей, которые могут способствовать разрешению проблемы. Особенность «Мозгового штурма» - никаких критических высказываний. Принимаются все идеи – и здравые, обдуманные, фантастические и даже абсурдные. Учащиеся выбирают наиболее оптимальные варианты решения проблемы.Примерный план:1. Определение источников информации.2. Планирование способов сбора и анализа информации.3. Планирование итогового продукта (формы представления результата).Продукт:– отчет (устный, письменный, с демонстраци ей материалов);– фильм, макет, сборник и др.;– конференция, праздник и т.п.4. Выработка критериев оценки результатов работы.5. Распределение обязанностей среди членов команды. Познакомить детей с методами исследования, которыми они будут пользоваться при работе над проектом:- посмотреть книги;- спросить у взрослых;- обратиться к компьютеру;- понаблюдать;- проконсультироваться со специалистом;- провести эксперимент и другие. План действия — это практическая реализация задач через методы.Организация исследования В организацию исследования входят следующие действия обучающихся:- подумать самостоятельно о том, что об этом известно, какие суждения можно высказать по этому поводу, какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования;- посмотреть книги по теме и записать важную информацию;- спросить у взрослых и записать интересную информацию;- посмотреть телематериалы и записать то, что ты узнал из фильмов;- используя Интернет, записать сведения, полученные с помощью компьютера;- понаблюдать и записать необычные факты и парадоксы, полученные с помощью наблюдений;- провести эксперимент и записать план и результаты. На данном этапе учитель вообще может «потеряться», т.е. стать эдаким «малюсеньким наблюдателем». Ребята все делают сами. Учитель постоянно наблюдает за ходом деятельности ребят, за уровнем их самостоятельности. Работа, проводимая учениками на этапе выполнения задания:- дети беседуют с родителями, родными, соседями, знакомыми, учителями;- делают вырезки и группируют их по тематическим блокам;- посещают местные предприятия;- совершают учебные экскурсии по родному краю;- посещают музеи и другие учреждения культуры;- проводят экологический мониторинг;- занимаются краеведческой работой и др.Реализация проекта Логическим итогом любого проекта должно быть представление продукта проекта – некой материальной (хотя и не всегда) субстанции, которая обязательно должна быть значимой и полезной.На основе полученной информации переходят к оформлению проекта:составляют списки, отчеты;выпускают разовые или периодические бюллетени;выступают перед учениками своего класса или школы;пишут рефераты;пишут заметки в местные газеты;фотографируют. Это может быть книга, в которой собрана важная и полезная информация по теме проекта; альбом, где представлен алгоритм выполнения какой-то определённой операции; диск с записью или демонстрацией важного этапа проекта; сценарий разработанного мероприятия; каталог; фильм и т. д. Продукт проекта – это материализованный итог всей работы, который подтверждает значимость проекта в современной жизни.Оценка и самооценка Перед защитой проекта учащиеся подводят итоги своей деятельности: смогли ли добиться поставленной цели или нет, подтвердилась ли гипотеза, каков результат, довольны ли вы своей работой. Проходит оценивание работы каждого члена группы по следующим критериям:активность;выдвижение гипотез;помощь товарищам;анализ, синтез, проделанной работы. Можно озвучить планы на будущее.Презентация (защита проекта) Презентация – это так называемая «рефлексия деятельности». Цель данного этапа – раскрытие содержания и результатов проекта, которые осуществляются в форме доклада и презентации. Презентация это не только демонстрация продукта, но и рассказ о своей деятельности, о том, какие были трудности в ходе работы над проектом, какие возникали проблемы, как они обсуждались, какие идеи были отвергнуты, какие приняты и почему, как преодолевались трудности т.е. получает представление что и как было сделано во время проектной деятельности. В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность. При этом демонстрируется и наглядный материал, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. Этапы защиты проекта полностью совпадают с этапами разработки, отличаясь лишь сжатостью, точностью и лаконичностью. Я считаю, что на этом этапе роль учителя велика, поскольку младшим школьникам бывает не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме. Форма презентации может быть разнообразной:Мультимедийная презентацияКонцертВыставка рисунков и поделок Творческий отчет Деловая игра.Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.Игра с залом.Инсценировка реального или вымышленного исторического события.Научная конференция.Отчет исследовательской экспедиции.Путешествие.Реклама.Ролевая игра.Соревнования.Спектакль.Спортивная игра.Телепередача.Экскурсия. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у школьников ощущение гордости за полученный результат. Вот какую работу я проводила при работе над проектом по математике «Узоры и орнаменты на посуде».1. Целеполагание. На урок я принесла разные виды посуды с орнаментами на них. Провела беседу с учащимися:- С древних времён люди пытались украсить свой дом. Они делали красивую посуду, расписывали её, выполняли разные орнаменты.- Кто помнит, что такое орнамент?- Часто использовали орнаменты из геометрических фигур. Почему, как вы думаете? Несмотря на то что его легче рисовать, орнамент часто выходил небывалой красоты и был украшением не только посуды, но и мебели, стен, окон (демонстрация фотографий и рисунков).- Для чего может использоваться посуда? И т.д. В ходе беседы выяснили, что посуда нужна для того, чтобы есть или пить из неё, а также есть декоративная посуда. В этой беседе психологически тонко нацелила детей на выбор той проблемы, которая в данный момент актуальна. Проблема выбрана. Теперь выбираем тему проекта. Определяем цель и задачи.- Определим, о чём и в какой форме будем рассказывать. Решили сделать журнал с фотографиями и рисунками наиболее красивых орнаментов.- Посмотрим, какая информация есть у нас, где можно найти недостающие сведения. Дети предложили взять информацию из Интернета; сфотографировать посуду дома, у друзей, в магазине; создать свой орнамент.2. Планирование деятельности. Класс разделился на группы. С моей помощью вспомнили правила работы в группах. Дети распределили, кто и за что будет отвечать (журналисты — собирают информацию; редактор — составляет содержание издания, отбирает материал; художники — создают свои орнаменты; оформитель — собирает воедино и оформляет журнал, докладчик — выступающий, который рассказывает о результатах работы его группы). Я помогла составить план работы каждого члена группы. Дети назначили срок, к которому каждый должен будет выполнить свою часть работы. На подготовку всего проекта отвели десять дней.3. Деятельность, то есть создание проекта по этапам плана. На данном этапе я была наблюдателем. Ребята все делали сами. Однако некоторым группам или отдельным её представителям давала советы, рекомендации, оказывала консультативную помощь. Следила за непрерывностью работы над проектом, за выполнением работы каждого члена группы в назначенный срок.4. Представление результата (презентация). Свой журнал представили четыре группы. У каждой группы получился интересный журнал с фотографиями, рисунками и текстами.5. Оценка результатов деятельности. Затем каждый участник группы рассказал о том вкладе, который он внёс в процессе работы. Важно не забывать похвалить докладчиков за работу, особенно отметить, что у них хорошо получилось. Обсуждение процесса работы. Что было трудно? Какие проявления в поведении участников группы способствовали работе, а какие мешали? Что нужно было изменить, для того чтобы обсуждение проходило более эффективно? Обсуждение позволило вывести участников на рефлексию способов групповой работы и тем самым, естественно, развить умение работать в группе. Таким образом, групповая работа, являясь неотъемлемой частью проектной деятельности учащихся, сопровождает работу над проектом на каждом из его этапов, развивая творчество, мышление, изобретательские, рационализаторские способности учеников. Групповую работу в организации проектной деятельности я использую на различных этапах работы над проектом. В заключение хочется отметить, что современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников. В решении данной задачи важная роль отводится новым инновационным технологиям. Таким образом, проектно-исследовательская деятельность младших школьников способствует:- разностороннему развитию, обучению и воспитанию обучающихся;- развитию у школьника чувства ответственности, обязательности, серьёзного отношения к учёбе;- развитию творческих способностей и активности учащихся;- развитию познавательной активности и самостоятельности;- формированию партнёрских отношений, желания сотрудничать;- формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества. У детей возникает потребность в эмоциональных контактах, потребность договориться; характер отношений сводится к сотрудничеству, к общению. Детям нравится самим «открывать» новое. Для ученика результат и знания, получаемые в ходе проектной деятельности, становятся важнее отметки. Ученик получает знания самостоятельно и учится самоконтролю, самооценке, самоанализу. Отношения «учитель-ученик» в проектной деятельности строятся на принципиально разных ценностях и позициях в сравнении с традиционной школой. Таким образом, проектная методика, осуществляемая через организацию групповой деятельности учащихся, дает положительные результаты в обучении и воспитании младших школьников. Считаю, что поставленные цель и задачи на данном этапе работы выполнены и соответствуют результатам.