«Использование игровых форм на уроках технологии.»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование игровых форм на уроках технологии.»
Автор: Урбанович Светлана Васильевна

Название учебного заведения
"АНО ВПО "Европейский университет "Бизнес Треугольник""

РЕФЕРАТ
по программе профессиональной подготовке
Педагогическое образование:учитель технологии

Тема:
Использование игровых форм на уроках технологии.



Реферат подготовил:
Урбанович Светлана Васильевна

Должность:
Учитель технологии

Место работы:
МАОУ Лицей №12



30 мая 2017 г.

г. Красноярск Красноярский край
Российская Федерация
Использование игровых форм на уроках технологии.
План:
I. Введение. Влияние развивающих игр и упражнений на развитие мыслительных процессов у школьников…………………………………….….
II. Теоретическая часть. Использование развивающих игр и упражнений на уроках……………………………………………………………………...……....
1. Исторический аспект изучаемой темы………………………………….…
2. Современное состояние проблемы……………………………………….
3. Влияние игры на развитие подростка…………………………….…………...
4. Игровые моменты
5. Игровые приёмы
6. Игровые формы………………………………………
7. Примеры дидактических игр, которые применяю на уроках.
III. Заключение………………………………………………………..………....
IV. Литература
Введение.
Влияние развивающих игр и упражнений на развитие мыслительных процессов у школьников. В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. В.П. Беспалько в книге Слагаемые педагогической технологии дает определение педагогической технологии, как систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.
Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.
Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Н. К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. …Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое. Ту же мысль высказывает А.М. Горький; Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить.
Н.К. Крупская впервые в педагогике поставила вопрос о связи игры с трудом. Она доказала, что у детей нет резкой грани между этими видами деятельности; в игре, как и в работе, главное – постановка цели и ее выполнение. По мнению Н.К. Крупской, игра готовит детей к труду. Эту мысль развивает А.С. Макаренко. Он утверждает, что хорошая игра похожа на хорошую работу, их объединяет усилие мысли и рабочее усилие, радость творчества, чувство ответственности.
Чем же все-таки отличается игра от работы? …Работа есть участие человека в общественном производстве, в создании материальных, культурных, иначе говоря, социальных ценностей. Игра не преследует таких целей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, но к ним отношение косвенное, она приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы
Многие исследователи пишут, что закономерности формирования умственных действий на материале школьного обучения обнаруживается в игровой деятельности детей. В ней своеобразными путями осуществляется формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции и обобщения произвольного запоминания и т.д. Игровое обучение не может быть единственным в образовательной работе с детьми. Оно формирует способности учиться и развивает познавательную активность школьников.
Педагоги и психологи различных научных школ выделили ряд общих положений:
Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов.
Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.
Игра – первая ступень деятельности ребенка дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся.
Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.
Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.
Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.
Чем старше и более развиты дети, тем требовательнее они к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью. Отсюда естественно возникает стремление самим сделать нужные вещи. Одна из тенденций развития игры- все большая связь ее с обучением. Задача учителя – поддержать это стремление ребенка к самостоятельному стремлению учиться и помочь ему в этом.
Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течении этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состояния, от незрелости к зрелости. В этом смысле подросток – полуребёнок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость ещё не наступила. Переход от детства к взрослости пронизывает все стороны развития подростка: и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие – и все виды его деятельности.
Игра всё ещё имеет большое значение в жизни подростка и очень важно сделать так, чтобы он не потерял интерес к ней. Так как игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива, который очень важен для подростка. В нём развивается чувство долга и ответственности, стремление к взаимопомощи, солидарности, привычка подчинять личные интересы интересам коллектива. Мнение коллектива сверстников, оценка коллективом поступков и поведения подростка для него очень важны. Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на дружное воздействие коллектива товарищей.
Использование развивающих игр и упражнений на уроках способствует развитию познавательных интересов, мыслительных процессов и положительной мотивации к обучению школьников.
Отсюда следует, что использование развивающих игр и упражнений на уроках является неотъемлемой частью учебного процесса.
Теоретическая часть
Использование развивающих игр и упражнений на уроках
1. Исторический аспект изучаемой темы.
Игра - вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Игра сопровождает человечество на протяжении всей его истории, переплетаясь с магией, культовым поведением, спортом, военными и др. тренировками, искусством, в особенности исполнительскими его формами. Игры свойственны и высшим животным. Игра изучается историками культуры, этнографами, искусствоведами, исследователями спорта и военного дела. Происхождение игры связывалось с магико-культовыми потребностями или врождёнными биологическими потребностями организма; выводилось из трудовых процессов (Г. В. Плеханов, Письма без адреса).
Связь игры с тренировкой и отдыхом одновременно обусловлена её способностью моделировать конфликты, решение которых в практической сфере деятельности или затруднено или невозможно. Поэтому игра является не только физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. В качестве абстрактной модели конфликта.
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.
I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.
II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.
Игры типа Счастливый случай, Что? Где? Когда? и т.д. Данные игры – важная составная часть учебной, но, прежде всего, внеучебной работы познавательного характера.
Творческие, сюжетно-ролевые, игры в обучении – не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит то, что по видимости едино, и сближает то, что в учении и в жизни сопротивляется сопоставлению и уравновешиванию. Научное предвидение, угадывание будущего можно объяснить способностью игрового воображения представить в качестве систем целостности, которые, с точки зрения науки или здравого смысла системами не являются.
Например, игры путешествия. Они носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских экспедиций, совершаемых по книгам, картам, документам. Все они совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: геолога, зоолога, экономиста, топографа и т.д. Учащиеся пишут дневники, пишут письма с мест, собирают разнообразный материал познавательного характера. В этих письменных документах деловое изложение материала сопровождается домыслом. Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники.
III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими.
Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.
IV группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.
V группа игр, интеллектуальных игр – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.
Учитель, используя в своей работе все 5 видов игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Обучающие игры занимают важное место среди современных психолого-педагогических технологий обучения. Как метод они получили распространение в 70-е годы 20 века. .
Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра – сфера их социального творчества, полигон его общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна и многое рассказывает самому ребенку о нем. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию. Она уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических, интеллектуальных способностей, как в игре. Игра - это регулятор всех жизненных позиций ребенка. Школа игры такова, что в ней ребенок – и ученик, и учитель одновременно
2. Современное состояние проблемы.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Игра дает свободу, так как она не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.
А что игра даёт детям?
Перерыв в повседневности, с ее утилитаризмом, с ее монотонностью, с ее жесткой детерминацией образа жизни. Игра это неординарность.
Выход в другое состояние души. Подчиняясь лишь правилам игры, человек свободен от всяческих сословных, меркантильных и прочих условностей. Игра снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает подросток в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил.
Порядок: система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество порядок, очень ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире.
Создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. Игра имеет тенденцию становиться прекрасной. Хотя в игре существует элемент неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению.
Увлеченность: игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.
Возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.
Элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.
Понятие о чести. Она противостоит корыстным и узкогрупповым интересам. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство. Игра дает понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только "сыгранный" коллектив добьется успеха и совершенства в игре.
Возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки в создании необходимой игровой атрибутики. Это оружие, доспехи, одежда, различные амулеты, обереги и прочее.
Развитие воображения, поскольку оно необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры.
Стойкий интерес к хорошей литературе, поскольку ролевая игра создается методом литературного моделирования. Чтобы создать свой мир нужно прочитать предварительно о других.
Возможность развить свой ум, поскольку необходимо выстроить интригу и реализовать ее.
Развитие остроумия, поскольку процесс и пространство игры обязательно предполагают возникновение комичных ситуаций, хохм и анекдотов.
Развитие психологической пластичности. Игра далеко не одно только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца.
Радость общения с единомышленниками.
Умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.
Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
Игровое творчество проявляется и в поисках средств для изображения задуманного. Дети реализуют свой замысел с помощью речи, жестов, мимики, употребляя разные предметы, сооружения, постройки.
Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности, необходимые школьнику. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно.
Игры вызывают у школьника живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывает познавательную активность. Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ученику.
3. Игровые моменты
Обязательны игровые моменты не обучающего характера (спеть песню, проскакать на одной ноге и т.д.) для переключения внимания и снятия напряжения. Их эффективней всего применять в начальных классах, но возможно и пятом, так как дети ещё только перешли на более высокую ступень обучения. В связи с этим требования к ним повысились, от чего у них быстро наступает утомление. Поэтому, применение игровых моментов поможет снять напряжение и дети смогут более продуктивно работать дальше. Например, при изучении темы Изготовление фартука, пооперационная обработка в пятом классе напряжение детей очень большое так как они стараются выполнить ровные строчки, но это им ещё плохо удаётся из-за того, что у детей ещё нет навыка работы на швейной машине. В качестве игрового момента можно использовать физминутку
Поднимайте плечики, Прыгайте, кузнечики. Прыг-скок, прыг-скок. Сели, травку покушали, Тишину послушали. Тихо, тихо высоко Прыгай на носках легко.
4. Игровые приёмы
Использование игровых приёмов– забота каждого учителя. Игровые коллизии вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это – творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности. Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учиться, знать.
Их можно использовать как при закреплении пройденного материала, так и при изучении нового. Использование всевозможных ребусов, кроссвордов, головоломок повышает интерес детей к данной теме и предмету в целом.
Кроссворды Дидактические игры, к которым относится и кроссворд, предполагают определенную заранее цель. Эти игры помогают легче усваивать учебный материал, углублять знания по различным вопросам, проверять пройденный материал. Кроссворд расширяет кругозор учащихся, развивает познавательный интерес, заставляет ученика мобилизовать свои знания, способствует формированию интеллекта, развитию памяти и внимания. Для повторения и проверки знаний, учащихся кроссворд одна из самых удобных игровых форм. Его можно использовать на разных этапах урока. С него можно начать урок, чтобы логично перейти к новому материалу.. Кроссворды могут быть разного вида. например: Кроссворд спрятанное слово или головоломка, когда необходимо вписать слова по вертикали или по горизонтали, чтобы получилось ключевое слово.
Например, 6 класс, тема урока Обработка верхнего среза юбки притачным поясом. В результате работы с кроссвордом выявляется ключевое слово урока:
Машинное соединение двух разных по величине деталей. Притачать.
Вид застежки, особенно распространенный и делается из разных материалов? (деревянные, железные, пластмассовые) Пуговица.
Назовите зубастую застежку, используемая в разных видах одежды. Молния
Соединить детали одинаковые по величине, проложив машинную строчку? Стачать
М
О
П
Л
У
Н
Г
И
П
О
Я
С
Р
В
Т
И
И
А
Т
Ц
Ч
А
А
А
Ч
Т
А
Ь
Т
Ь
Кроссворд – подсказка, когда в форму необходимо вставить гласные буквы, чтобы получились термины. Такое задание хорошо для закрепления в конце урока.
п
Б
ж

р

Н


Л


з

п

К

н


Н

Ш
п

с
с

р

В

н


к

Р

Р

т

ш

н


К
В




Н


Например, термины по теме Тепловая обработка:
Термины: припускание, жарение, запекание, бланширование, пассерование, варка, тушение
5. Игровые формы
Безусловно, одно – воспитательная, образовательная ценность развивающих игр зависит от участия в них педагогов, воспитателей, родителей.
При соответствующих методах педагогического руководства в дидактических целях этот процесс может быть упорядочен. В подростковых классах некоторые виды игр полностью переносятся в умственный план, появляется идеальная игра воображения (творческие, сюжетно-ролевые игры).
Игровое воображение создает у детей план наглядных представлений о действительности, формирует способность ими оперировать.
Организация игровых форм обучения проходит в двух направлениях:
Использование игровых элементов на уроке.
Урок – игра
Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил:
Предварительной подготовки. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.
Обязательные атрибуты игры: оформление, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну, эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.
Обязательна констатация результата игры.
Компетентное жюри.
При использовании игровых форм обучения главное – уважение к личности ученика, не убить интереса к работе, а наоборот стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.
Исходя из этого, можно сказать, что технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты. Игровые формы намного сложнее игровых моментов и приёмов. Они требуют большей подготовки учителя.
Например, их можно применить в седьмом классе при изучении темы Построение чертежа халата на основе ночной сорочки. Урок можно построить так, что каждый ребёнок побывает в роли конструктора-модельера в известном доме моды. Для этого надо внести небольшие изменения в обстановку класса. Урок начинается со стихотворения:
Добрый день, добрый час,
Как я рада видеть Вас!
Друг на друга посмотрели
И тихонько, дружно сели.
Сегодня мы с Вами находимся в известном доме моды Burda, а Вы – все конструкторы-модельеры и пришли не на урок, а на своё рабочее место. Сегодня перед Вами стоит задача – построить чертёж халата на основе ночной сорочки. Опыт в построении чертежей у Вас уже есть и, поэтому Вы будете работать по инструкционным картам, которые лежат перед Вами. Можете приступать к работе. В конце урока, проверив и оценив работу, подводится итог, делается вывод о том, кто лучше всех справился. Лучший конструктор-модельер награждается грамотой.
7. Примеры дидактических игр, которые применяю на уроках. Собери пословицы из частей потерявших друг друга. Для этого к каждому началу пословицы подбери окончание из второго столбца. За двумя зайцами погонишься, 1.не суйся в воду. 2.ни одного не поймаешь. 3.полезай в кузов. Взявши за гуж, 1) как его малюют Как волка не корми, 2)будешь дуть на воду Не говори гоп, 3)а он все в лес глядит Обжегшись на молоке, 4)не говори, что не дюж Не так страшен черт, 5)пока не перепрыгнешь Курочка по зернышку клюет 1)люби и саночки возить Готовь сани летом, 2) конец все равно будетЛюбишь кататься, 3) а телегу зимой Сколько веревочке не виться. 4)да не укусишь Близок локоть, 5)да сыта бывает Игра Отгадай пословицы. Предлагаю командам собрать пословицы. (Пословицы разделаны на части командам предлагается собрать их, какая команда быстрее соберет). Без туда -…………………….. не выловишь рыбку из пруда. Без охоты - ……………………. нет работы. Без ремесла – ………………… как без рук. Без дела жить -………………. только небо коптить. Без топора не плотник -………….. без иглы не портной. Люби дело -………………….. мастером будешь. Дело мастера -……………… боится. Семь раз отмерь -………………. один раз отрежь. Была бы охота -………………….. заладится всякая работа. Пословицы загадки---Конь стальной, хвост льняной. (Игла) .---Маленькая головка на пальце сидит. Сотнями глаз во все стороны глядит. (Наперсток) .---Инструмент бывалый - не большой, не малый. У него полно забот - он и режет и стрижет. (Ножницы). ---Пройдусь слегка горячим я, И гладкой станет простыня. Могу поправить неполадки И навести на брюках складки. (Утюг). ---Древесину ест едок, Сто зубов в один рядок. (Пила). ---И сияет, и блестит, никому оно не льстит. А любому правду скажет - все как есть, ему покажет. (Зеркало). ---Начертить без меня что-нибудь сумей-ка, Угадайте-ка, друзья, кто же я? (Линейка). Игра - головоломка. Прочтите название инструментов. Читать можно по горизонтали и вертикали. И Н А П. С Н О Д Г Л А Е П. Н Ж А О Т С Р. И И Ц. Ы К Б У Л Ц А К Р А К В А К О Ч ЮИгра Собери
Из разрозненных карточек, на которых написаны части слова, собрать слова – термины. Например: детали швейной машины: игла, игловодитель, регулятор, челнок, шпулька.
Заготовки для такой игровой формы могут сделать сами дети в качестве домашнего задания, что еще лучше способствует запоминанию терминов. Анаграммы Решить анаграммы и исключить лишнее слово по теме Элементы материаловедения- 5 класс: Етхнология рпжяа Ктанаь укиланиря Оволнко затьре Лхпоачнтки соонав Лхпоко мкорак Ёлн ктчасевто равтьи туко
(Технология, ткань, волокно, хлопчатник, хлопок, лен, пряжа, уток, основа, кромка, ткачество; лишние – кулинария, резать, варить.) Игра Подбери слово В процессе этой игры необходимо подобрать слова, в которых встречается одинаковое сочетание букв на заданную тему. Например, назвать слова 1.по теме Кулинария, в которых встречается сочетание кар: макароны, карамель, картофель); 2.по теме Ручные работы сочетание мет: сметать, заметать, обметать, наметать, приметать, выметать. 3.по теме Утюжильные работы сочетание утюж: разутюжить, заутюжить, отутюжить, приутюжить. Побеждает тот, кто последним назовет слово, при этом надо быть очень внимательным, повторивший тоже выбывает из игры. Такая игра помогает расширить словарный запас по заданной теме, что в конечном итоге способствует общему интеллектуальному развитию. Выбери слова. Выбери слова относящиеся к теме Изготовление юбки Бретели, пояс, карман, задняя половинка, нагрудник. Исключи лишнее Исключи лишнее, объясни почему. 1. Разутюжить, приутюжить, подшить, заутюжить. 2. Сметать, приметать, наметать, отутюжить. 3. Стачать, пришить, обтачать, притачать. Игра Кто больше?. Подобрать как можно больше слов, по техники безопасности, которые применяли 1. При работе на швейной машине. 2. При работе на утюге. Ученицам надо назвать больше слов, определяющих те операции или действия, которые выполняли при изготовлении изделия (фартука, сорочки, юбки). Такая форма способствует развитию умения формулировать способы изготовления изделия и активизирует мышление. Эту игровую форму можно применить как в начале урока для активизации, так и в подведении итогов урока. Конкурс-эстафета. Участвуют все игроки команды. На столе против каждой команды лежат инструменты и материалы; Шаблон, линейка, ножницы, мел, игла, нитки, наперсток, швейная машина, утюг. Задание. Выполнить командой стачной шов взаутюжу. (Капитанам распределить обязанности между членами команды последующей схеме). 1. Чертежница. (Чертит на ткани с помощью шаблона будущую деталь для выполнения машинного шва). 2. Закройщица. (Раскраивает детали по намеченным линиям). 3. Оператор ручных работ. (Сметывает детали). 4. Оператор машинных работ. (Стачивает детали). 5. Утюжильщица. 6. Контролер ОТК.
В ходе проведения уроков, использование развивающих игр повлияло на развитие мыслительных процессов в целом. Следовательно, применение игр и упражнений на уроках является эффективным способом развития детей.
Так как игра способствует:
Повышению уровня развития мыслительных процессов.
Развитию личности ребёнка.
Сплачиванию школьного коллектива.
Воспитанию положительных личностных качеств.
В связи с этим учителю необходимо:
Установить уровень развития мыслительных процессов у учащихся.
Разработать систему уроков с использованием игровых моментов, приёмов и форм.
Корректировать ход развития мыслительных процессов у школьников.
Заключение.
Игра – это мир практической деятельности ребёнка, но прежде это средство воспитания. Существует большое разнообразие игр направленных на развитие интеллекта детей:
предметные
творческие, сюжетно-ролевые
дидактические
строительные, трудовые, технические, конструкторские
интеллектуальные
Используя различные виды игр учитель имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Каждая из них направлена на развитие интеллекта детей и повышение их способностей.
Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно.
Игра-это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности. Она вызывает у школьника живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывает познавательную активность. Тем самым способствует повышению уровня успеваемости и развития мыслительных процессов школьников.
Игра хранит и передаёт по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений. Традиционные формы игровой деятельности народов, сложившийся в культурах прошлого, практически выродились и иссякли, что повлекло за собой обострение, обнищание социально-психологических процессов общения, отчуждённых людей. Существует большое разнообразие игр и рассчитаны они на конкретный возраст играющих, время года, уровень воспитанности и культуры.
О теориях происхождения игры можно сказать, что прав был Л.Б. Ительсон, говорящий: …здесь пока есть почти столько же теорий, сколько существует теоретиков. Прав оказался и Г.С. Спенсер, считающий, что игра – есть способ изживания у ребёнка излишков энергии; прав К. Гросс, считающий, что игра – это форма подготовки к будущей деятельности; прав Д. Дьюи, доказывающий, что игра – есть реализация ребёнком видов поведения, приобретённых на основе инстинктов подражания. Существует высокая правда Л. Выготского, который считал, что игра выражает из противоречия между социальными потребностями и практическими возможностями ребёнка, и видел в ней ведущее средство развития детского сознания и его функций. Правы все учёные, утверждающие, что игра – это важнейшее средство развития мышления детей.
Игра – это развивающая деятельность и форма жизнедеятельности, сотрудничества, содружества, сотворчества со взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого.
И всё же игра – это работа, считал Януш Корчак, в которой нет слов надо и не надо.
В современной школе одной из важных целей является индивидуальный подход к личности каждого ребёнка, особенно это важно в подростковом возрасте. При этом игра выступает в роли неоценимого помощника.
Следовательно, игра является важным источником информации, и, конечно же, средством развития мыслительных процессов детей.
Проделанная исследовательская работа доказывает, что использование развивающих игр и упражнений повышает развитие мыслительных процессов детей. Результаты исследования наглядно представлены в таблицах. Из которых видно, что в 5 классе относительно 8 класса уровень развития мыслительных процессов повысился несколько больше. Это свидетельствует о том, что дети ещё не могут привыкнуть к повышенным требованиям и нуждаются в привычной форме общения – игре, поэтому они во время игр более активны. Это и объясняет более высокие показатели.
В 8 классе показатели развития мыслительных процессов тоже поднялись. Но во время игр они не внимательны, так как успели отвыкнуть от такой формы обучения.
Таким образом, учителю необходимо использовать на уроках технологии игровые моменты, приёмы и формы. Для более высоких результатов, их использование необходимо начинать как можно раньше. Тем самым обеспечиваются более высокие темпы развития мыслительных процессов у учащихся. Более того, игра для ребёнка – огромный мир, причём, мир собственноличный, суверенный, где ребёнок может делать всё, что захочет, всё, что ему запрещается взрослыми.
К.Э. Цеолковский говорил: Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины никому неизвестные.
Видимо это и есть путь развития интеллекта детей, а именно этому способствует использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе.
В связи с этим учителю необходимо:
Установить уровень развития мыслительных процессов у учащихся.
Разработать систему уроков с использованием игровых моментов, приёмов и форм.
Корректировать ход развития мыслительных процессов у школьников.
Литература
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. // Вопросы психологии: - 1966. - № 6.
Давыдов В. Проблемы развивающегося обучения. – М.: 1986.
Преодолеть пропасть. / Под.ред. Данильченко Н.И., Дроздовский В.П., Спадарщ В.И. – М.: Просвещение, 1989.
Маркова А.П. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990.
Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении. – М.: Просвещение, 1992.
Изучение личности учащихся и ученических коллективов. / Под. ред, Каплуновича И.Я., Пушкина Т.А., Фридмана Л.М. – М.: Просвещение, 1988.
1 Макаренко А.С. Соч. М., 1957 2 Крупская Н.К. Пед. Соч. М., 1959. 3 Макаренко А.С. Игра. Соч. М., 1957. 4 П.И.Пидкасистый, Хайдаров Технология игры в обучении и развитии. М.Педагогика, 1989г., стр. 8-10.
иг
че
л
нок
шпу
ре
тор
гуля
лька
дитель
лово
ла
иг