Программа внеурочной деятельности «Загадки русского языка» 6 класс
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа внеурочной деятельности «Загадки русского языка» 6 класс
Автор: Руднева Евгения Паисиевна
Программа внеурочной деятельности«Загадки русского языка»Содержание~ 2 ~ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма курса внеурочной деятельности «Загадки русского языка» составлена для работы с обучающимися 6-х классов (11-12 лет). Направление программы – общеинтелектуальное, оно предназначено помочь учащимся освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность; программа создает условия для творческой самореализации личности ребенка.Актуальность программы обоснована введением ФГОС ООО, а именно ориентирована на выполнение требований к содержанию внеурочной деятельности обучающихся, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ. Программа педагогически целесообразна, ее реализация создает возможность разностороннего раскрытия индивидуальных способностей обучающихся, развития интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной деятельности, умения самостоятельно организовать свое свободное время.Содержание программы позволит учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами по русскому языку, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблемах и истории развития науки. Решение задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему развитию в области русского языка. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, решать творческие задачи, а также совершенствовать умения и навыки в проектной деятельности.На занятиях планируется использовать преимущественно активные формы работы со школьниками: практикумы, экскурсии, работа в группах, учебно-проектная деятельность.Реализация программы позволит в рамках школьного образовательного пространства создать условия, обеспечивающие интеллектуальное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности.Цель программы: создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности обучающегося на основе развития его индивидуальности; создание фундамента для развития личности, формирование механизмов мышления, характерных для изучения гуманитарных дисциплин.Задачи программы:пробуждение и развитие устойчивого интереса обучающихся к русскому языку, расширение кругозора;расширение и углубление знаний по предмету;раскрытие творческих способностей обучающихся;развитие умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно - популярной литературой;воспитание твердости в пути достижения проблемы (или задачи);решение специально подобранных упражнений, направленных на формирование приемов мыслительной деятельности;формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;специальное обучение моделированию как методу решения практических задач по русскому языку, поставленных перед аудиторией ;работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.Вариативность программы обеспечивается выбором предложенных к освоению тем, выбором содержания творческого домашнего задания, выбором тем проектных работ учащихся, выбором форм занятий и консультаций.Ожидаемые результатыЛичностными результатами реализации программы станет формирование представлений о русском языке как о неотъемлемой части культуры любого человека, о значимости русского языка в развитии современного общества. Также формировать и развивать учебные умения самостоятельно определять, высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).Метапредметными результатами реализации программы станет формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для русского языка и являющихся основой познавательной культуры, значимой в различных сферах деятельности, а именно универсальных учебных действий.Регулятивные УУД:Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.Учиться выделять и формулировать учебную проблему.Составлять план решения проблемы .Умение выделять цели урока, исходя из темы.Умение определять задачи урока.Умение анализировать и частично оценивать ответы одноклассников(мотивируя + и -). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.Познавательные УУД:Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи.Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов.Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять более простой план учебно-научного текста.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.Коммуникативные УУД:Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.Читать вслух и про себя тексты научно-популярной литературы и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).Учиться уважительно относиться к позиции другого, учиться договариваться.Предметными результатами реализации программы станет создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности, а именно:познакомиться со способами решения нестандартных задач по математике;познакомиться с нестандартными методами объяснения нового материала; освоить логические приемы, применяемые при объяснении и решении проблемных вопросов;рассуждать при решении логических заданий и заданий на смекалку, на эрудицию и интуициюпознакомиться с историей развития разделов русского языка, биографией известных ученых-лингвистов.расширить свой кругозор, осознать взаимосвязь русского языка с другими учебными дисциплинами и областями жизни;познакомиться с новыми разделами русского языка, их особенностями, некоторыми правилами, а при желании самостоятельно расширить свои знания в этих разделах;познакомиться с алгоритмом исследовательской деятельности и применять для выполнения заданий;приобрести опыт самостоятельной деятельности по решению заданий на смекалку и сооброзительность;приобрести опыт презентации собственного продукта.Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих дидактических принципах:- научности;- наглядности;- индивидуального подхода к учащимся;- последовательности и систематичности в изложении материала;- преемственности и перспективности в усвоении знаний;- связи теории с практикой;- доступности;- занимательности.Возраст учащихся: 13-12 летСрок реализации программы: 1 годКоличество часов – 1 учебный час в неделю (45 минут).За год (34 недели) – 34 занятияФормы организации деятельности учащихся на занятиях:- групповая (работа в больших и малых группах);- индивидуальные;- парныеВиды деятельности:- теоретический (лекция, урок-откровение, устный журнал, учёный совет);- практический (тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир, орфографическая эстафета, видеообсуждение, работа со словарём, составление ребусов, диалогов, редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, аукцион знаний, подготовка сообщений, выполнение проектов);- индивидуальный (работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию проекта и защита его, создание письменных монологических высказываний (текстов) в соответствии с коммуникативной установкой).Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работы:--викторины;- лингвистические игры;- КВН;- орфографическое лото;- эстафеты; -турниры;- исследование;- защита проектов.Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.В каждом занятии прослеживаются три части:- теоретическая;- практическая;- игровая.Ведущими технологиями в учебном процессе являются:- технология проблемно-диалогического обучения- технология развития критического мышления- технологии личностно-ориентированного обученияВыбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьникаФормы и виды контроля.Формы контроля: творческие работы, проекты, пресс-релиз, аукцион знаний, практикум, мониторинг.Виды контроля: вводный, текущий, итоговый.Система контроля: курс завершается аукционом знаний и защитой проекта (возможно, работа в парах).Методические рекомендации:Программа рассчитана на учащихся 6-х классов.Все занятия по программе строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний. Данная программа внеурочной деятельности позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому учащемуся с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.V. Учебно-тематический планКритерии оценки результатов тестов.80 – 100% - высокий уровень освоения программы;60-80% - уровень выше среднего;50-60% - средний уровень;30-50% - уровень ниже среднего;меньше 30% - низкий уровень.VII. Ресурсное обеспечениеИнформационно- методические ресурсы.Для того, чтобы дети шли в ногу со временем и овладели информационно-коммуникационными технологиями, запланированы занятия в библиотеке (выход через в интернет Президентскую библиотеку). Интернет. Книги.Наглядность.В процессе реализации программы будут использоваться картинки, фотографии, презентации, словари. Тематическое планированиеКалендарно-тематическое планированиеVIII. Литература для учителяАржакаева Т. Психологическая азбука для первоклашек. Развивающие уроки./Школьный психолог № 13,2000Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка.- СПБ: «Речь»,2002Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т 1-4 – М: Русский язык,1981Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2000Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. – М, 1987Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. – М: Просвещение,1981Иванова В. А. Занимательно о русском языке. Л: Просвещение,1990Люстрова З. Н. Друзьям русского языка. – Ш: Знание,1982Винокурова Н. К. Подумаем вместе. М.: Рост,1998Ломакин П. И. В мире слов. Ч. 3. М.:Издат-школа,1998Львова С. И. Люби и знай родной язык. М. : Русское слово,2000Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учеба, и отдых: русский язык. Ярославль: Академия развития, 1997Елизарова Е. М. К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку, занятия в группе продленного дня. – Волгоград: Учитель, 2008Каландарова Н. Н. Уроки речевого творчества:. – М.:ВАКО,2009Ладыженская Т. А.Речевые уроки: книга для учителя . – М.:Просвещение,1995