"От зернышка до каравая и до вкусной каши"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "От зернышка до каравая и до вкусной каши"
Автор: Похило Татьяна Леонидовна

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок». п.ГирсовоЮрьянского района Кировской областиИнтегрированнаяНОД с детьми подготовительной группы на тему:«От зёрнышка до каравая и до вкусной каши» Составила:Похило Татьяна Леонидовнавоспитатель высшей квалификационной категории2017 годПрограммные задачи:Образовательные:- закрепить знания детей о хлебе, как об одном из величайших богатств на Земле;- обобщить знания детей о том, как на наших столах появляется хлеб, какой длинный путь он проходит;- закрепить названия профессий людей, производящих хлеб.Развивающие:-упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;-активизация и обогащение словаря: механизатор, комбайнер, агроном, взбороновать, сеялка, молотилка, пекарь, мукамол, хлебокомбинат, элеватор;-развивать связную речь, упражняя в употреблении сложных предложений.Воспитательные: -воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые выращивают и изготавливают хлеб.Предварительная работа:-рассматривание картин;-отгадывание загадок;-чтение пословиц о хлебе, разъяснение их смысла;-чтение художественной литературы;-беседы на темы: «Профессия агронома», «Весенние и осенние работы в поле», " На хлебозаводе» Беседа с детьми сопровождается показом картин, отражающих деятельность хлеборобов на данном этапе работы.«В землю тёплую уйду,К солнцу колоском взойду.В нём тогда таких, как яБудет целая семья.» (зерно)«Мнут, катают,В печи закаляют.А потом за столомНарезают ножом.» (Хлеб.)- Сегодня, ребята, мы с вами проследим, как маленькое зёрнышко превращается в ароматный хлеб и вкусную кашу!- Чтобы положить зерно в землю, землю надо подготовить. Кто первыми появляются в поле?(Первыми в поле появляются трактора. Они пашут землю. К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Земля ложится большими плотными комками.)- Можно ли в такую землю класть зерно?(Землю сначала нужно разрыхлить и взборонить. К трактору прицепляют борону. Трактор тянет за собой борону, она рыхлит землю.)- Теперь земля готова к посеву. Можно сеять в неё семена?(Зерно сеют тоже трактора. К трактору прицепляется прицеп – сеялка. В сеялки насыпают зерно. Трактор едет по полю и равномерно рассеивает зёрнышки в землю.)- Кто управляет тракторами?(Тракторами управляют трактористы.)- Чтобы трактора исправно работали, за ними нужно следить, ухаживать. Кто ремонтирует трактора и другую сельскохозяйственную технику?(Технику ремонтируют механизаторы.)- Послушайте, как о весенних полевых работах пишет Елена Трутнева:По земле сырой, не жёсткой,Там, где тракторы прошли,Неглубокие бороздки В чёрной пашне пролегли.И до вечера, и позже,До полночи с темнотой, Зёрна сыпались, как дождик,Точно дождик золотой.- Как вы думаете, почему в стихотворении говорится, что зёрна сыпались до полночи?(Предположения детей.)- Это значит, что люди работают допоздна. А почему?(Предположения детей.)- Потому что семена надо посеять в определенный срок и если посеять их раньше или позже положенного срока, они могут не вырасти. Вот люди и торопятся посеять зёрна в срок. В народе говорится: «Весной час упустишь, годом не наверстаешь». - Как вы думаете, что нужно для хорошего роста зёрнышек?(Тепло, свет, вода, удобрения.).- Поможем расти зёрнышкам. Позовём для тепла солнышко!«Свети, свети, солнышко,На зелёное полюшко,На белую пшеницу,На синюю водицу»(Слова закличек сопровождаются движениями.) - Теперь надо дождик позвать, а то засохнут все посевы. «Дождик, дождик, поливай:Будет хлеба каравай!Будут булки, будут сушки,Будут вкусные ватрушки!»- Солнышко пригревает, дождик поливает, зёрнышки начинают прорастать и всё поле становится зелёным.Кто наблюдает за ростом росточков? (За ростом росточков наблюдает агроном.)- Агроном – это человек, который знает как растить хлеб, какие болезни и вредители могут помешать ему.Внимательно посмотрит агроном на маленький колосок и видит: напали на хлебное поле жуки-вредители - нужно их уничтожить, иначе погибнет весь урожай. Как агроном может помочь росткам?(Звонит агроном лётчикам и просит их помочь. Пилоты заливают в специальные баки «лекарства» для хлебного поля, которое уничтожает вредителей. Летит самолёт над полем и разбрызгивает сверху это «лекарство».)- Иногда посевам угрожают сорняки. Что тогда делает агроном?(Тогда агроном снова вызывает лётчиков. Они с самолёта посыпают поля порошком, от которого гибнут сорняки, а ростки растут здоровыми и сильными.)- Всё лето созревают зерна в колосках. Поле в это время очень красивое. Его художники изображают на картинах, о нём поэты сочиняют стихи. Посмотрите на картину И.Шишкина «Рожь». С чем можно сравнить это хлебное поле?(Предположения детей.)- Многие сравнивают поле с морем. Как вы думаете, почему? (Предположения детей.)- Как и у моря, у поля не видно другого края, когда дует сильный ветер, по полю как бы проходят волны. Хлебное поле еще называют «нива». «Нива» от слова «низ», то есть поле находится низко-низко. Послушайте, как Ю.Ждановская написала о поле:«Нива моя, нива, нива золотая!Зреешь ты на солнце, колос наливая;По тебе, по ветру, словно в синем море,Волны так и ходят, ходят на просторе…»- Вот вышел агроном в поле, смотрит: высокими стали колосья, а цветом стали золотистым. Зёрнышки в колосьях потяжелели и наклонились к земле. Надо вовремя хлеб убрать с полей, иначе всё зерно высыплется на землю, и растащат его мышки-полёвки да птицы. Чтобы этого не случилось, необходимо вовремя собрать урожай – решает агроном. И на поле выходят другие машины. Как называются эти машины?(Это комбайны.)- Как называется человек, который управляет комбайном?(Человек, который управляет комбайном называется «комбайнёр».)-Какие работы выполняет комбайн?(Комбайн выполняет сразу много видов работ: большими острыми ножами он срезает колосья, косит их. Внутри комбайна есть «молотилка». Она освобождает зёрна от колосьев, то есть «вымолачивает» их из колосков. Эти зерна по специальному длинному рукаву(бункеру) высыпаются в грузовые машины, а солома(колоски без зерна) остается на поле. Потом её упаковывают в брикеты и увозят на корм домашним животным.)«Поле хлебное созрело,Жатва жаркая близка,И комбайн берется смело Всё собрать до колоска.Время он беречь умеет,Хлеб пожнёт, и в тот же мигОбмолотит и провеет,И нагрузит грузовик- Куда отвозят зерно водители?(Водители отвозят зерно в большие зернохранилища, они называются «элеваторами».)- Зачем нужны элеваторы? (В них зерно хранится всю зиму. Его там сушат, проветривают, чтобы оно не заболело от сырости.)«В элеваторе для насХлеб хранится про запас. Здесь ему тепло, удобно.Сможет он, как будто дома,Сколько нужно отдохнутьИ опять собраться в путь..»- Куда с элеватора везут зерно? (Зерно везут на мельницу, то есть на мукомольный завод. Там зёрна растирают, мелют и они превращаются в муку.)- Кто работает на мельнице? (На мельнице работает мельник, или по-другому - мукомол.)«Едет хлеб на мельницу,Мельницу – чудесницу.Здесь пышней, чем облака,И в любом количествеПолучается мука По воле электричества«Станет всё зерно мукою,Потечёт мука рекою.Испекут нам из мукиБулки, плюшки, пирожки- Куда отправляется мука с мукомольного завода?( С мукомольного завода муку повезут на хлебозаводы, в пекарню.)- Кто работает в пекарне? (В пекарне работают пекари.)- Что делают пекари? (Пекари из муки месят тесто и пекут хлеб.)- Из чего пекари готовят тесто? (Из муки, воды, соли, сахара, дрожжей.)- Почему хлеб бывает разный: черный и белый?(Потому что хлеб пекут из разной муки. Черный хлеб пекут из ржаной муки. Ржаная мука получается изо ржи. Белый хлеб пекут из пшеничной муки, поэтому и хлеб называется пшеничным.)- Что еще выпекают из пшеничной муки?(Булки, печенье, баранки, пироги, блины, плюшки, батоны, багеты.)- А еще из пшеницы делают крупу. Какую?(Из пшеницы делают манную крупу. Смелют зерна пшеницы не очень мелко, а крупинками, вот и готова манная крупа – можно варить манную кашу.)«Наша каша хорошаДля любого малыша.С маслицем, румяная,Наша каша манная!»Хороводная игра «Раз, два, три – горшочек кашу вари»«Раз, два, три – ты горшочек наш вари.Молоко мы нальем, до кипенья доведём.Раз, два, три – ты горшочек наш вари.Кашу нужно посолить, да и сахар положить.Раз, два, три – ты горшочек наш вари.Мы крупу насыпаем, дружно всё перемешаем.Раз, два, три – ты горшочек наш вари.Каша преет «пых-пых-пых»Для друзей и для родных.Мы все дружно поедим,И гостей всех угостим.Каша вышла-то у нас - Просто класс!»- А что мы с вами забыли положить в кашу?(Масло.)- А что еще можно добавить в кашу, чтобы она стала еще вкуснее?(Фрукты, ягоды, орехи.)- Какие каши вы ещё знаете?«Это гречневая каша.Эту кашу любит Саша.Не бывает в поле тихо,Если там растёт гречиха.Пчелки на неё летят,Взять нектар они хотят»«До чего вкусна она,Эта каша из пшена!Из чего взялось оно -Желтоватое пшено?Проще нет для нас вопроса.Знай: пшено – крупа из проса!»«Утром Катю кормят вкуснойТёплой кашей кукурузной.Росли в поле, не на грядкеКукурузные початкиКукуруза всякий разВырастает выше нас!»«Познакомьтесь с кашей новой,Все зовут её перловой. Если спросят у меня:Каша есть из ячменя?У меня ответ готовый:Да, зовут её перловой!»«Любят ребята овсяную кашу,Вкусная каша – кормилица наша!Любит овёс и гнедая лошадка:Резвою станет, веселой и гладкой.Если овсом я её покормлю,Пышную гриву рукой потреплю!»-Так чем же каша полезна? Почему её надо есть?«Лучше каши нет на свете,Обойди весь белый свет!Любят взрослые и дети,Кушать кашу на обед.В каше много витаминов, Каша нам всегда нужна.В каждом доме, в каждой кухнеКаша быть всегда должна!» - Ребята, я вам предлагаю на зиму заготовить по три мешочка разной крупы, из которой мама приготовит вам вашу любимую кашу! ( У детей на столах листочки с нарисованными открытыми тремя мешочками, по восемь тарелочек с разными крупами, клей ПВА, клеевые кисточки, подставки под кисточки. Дети намазывают клеем верхнюю часть открытого мешочка и на клей насыпают крупу.) - Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб и кашу. Русский народ всегда очень бережно относился к хлебу. Много существует пословиц о хлебе.Какие вы знаете?
  • «Плох обед, когда хлеба нет
  • «Хлеб - всему голова
  • «Без хлеба и мёдом сыт не будешь
  • «Земля – матушка, а хлеб – батюшка
  • «Без соли не вкусно, без хлеба не сытно
  • «Пот на спине, так и хлеб на столе
  • «Не оставляй на завтра дело, а оставляй хлеба
  • «Без хлеба нет обеда
  • «Не шуба греет, а хлеб
  • «Будет хлеб, будет и песня
  • «Хлебушек ржаной – отец наш родной
  • «С хлебом русский человек – богатырь из века в век
  • «Не всякий хлеб пашет, да всякий его ест
  • «Хлеб – мать всех кушаний.
  • «Кто на ниве потеет, тот хлеб имеет
  • - Теперь, ребята, вы знаете какой длинный трудный путь проходит зёрнышко, прежде чем попадёт на наш стол хлебом. Я думаю, вы будете с уважением относиться к хлебу: - его нужно обязательно доедать; старые люди говорят, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье;- хлеб нельзя бросать на землю, на пол; раньше, если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили прощения за это.Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь!Далее: просмотр познавательного видеофильма «Откуда к нам хлеб пришел».