Выступление по теме : “Воспитание экологической культуры личности в ДОУ” для воспитателей детских садов на тему: “Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ”


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Выступление по теме : “Воспитание экологической культуры личности в ДОУ” для воспитателей детских садов на тему: “Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ”
Автор: Казакова Елена Владимировна

МДОУ «Детский сад «Журавленок» г. Надыма»Выступление по теме :“Воспитание экологической культуры личности в ДОУдля воспитателей детских садов на тему:“Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ”Подготовила:воспитатель I кв.кат. Казакова Е.В.г. Надым2018г. Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомления детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры. Экологическая культура - это воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которую входят пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным, к самому себе; освоение элементарных природоведческих знаний о растениях и животных; приобщение ребёнка к элементарному труду по созданию благоприятных условиях для жизни живых существ, формирование элементарных представлений о природе, как о величайщей ценности, понимание ее неприкосновенности, воспитание у ребёнка элементарного чувства ответственности за всё живое. Экологическое воспитание дошкольников - это и есть познание живого, которое рядом с ребёнком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним. Осознанно-правильное отношение рассматривается как совокупность знания и активных проявлений ребёнка: интереса к явлениям природы: понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких либо условий; эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту, яркостью красок. Важно при этом, что красота рассматривается с экологических позиций; красота гармонично развивающегося, здорового живого организма, что бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания. Такое отношение вполне может быть сформировано у маленького ребёнка, если систематически его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, вовлекают в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях. К экологическому воспитанию относится и то, что в дошкольный период в ребёнка может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. Понимание этих аспектов связано с конкретными примерами, которые имеются в окружении и в практике жизни каждого ребёнка. Влияние природы на ребёнка огромно. Дети ежедневно в той или иной форме соприкасаются с ее объектами или явлениями:- на прогулках наблюдают за птицами и насекомыми;- наблюдение за падающими снежинками;- слушают стихи, рассказы;- ухаживают за растениями и животными в уголке природы;- дома смотрят телепередачи о животном и растительном мире Земли. Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребёнок познает не только внешние параметры объектов природы ( окрас, строение, запах и пр.) но и их связь со средой. Наблюдение как метод работы с детьми чаще всего используется в повседневной жизни в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом. Наблюдение важно еще тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы ( труд по уходу за растениями и животными, изодеятельность и рассказы детей на основе впечатления, осмотр объектов природы, заполнение календарей и пр.). Формирование у дошкольников начал экологической культуры основано в первую очередь на наблюдении. Важным методом экологическое воспитание является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми. В данной технологии словесный метод связан прежде всего с чтением книги Экология в картинках: само чтение рассказов, вопросы к тексту, пояснения воспитателя, пересказ детей, беседа о прочитанном- все это разные формы речевой деятельности, позволяющие ребёнку понять новую информацию и обнаружить свое понимание чаще всего недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой. Особое внимание следует уделить такой форме работы, как занятия комплексного, обобщающего и углубленно-познавательного типа, на которых у детей формирует обобщенные представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей в природе, закономерных процессов, восприятие произведений искусства. В этом случае наибольшее значение имеет логика построения беседы воспитателя с детьми. Труд в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет детям приобрести умения, узнать о правильных способах практического взаимодействия с природой. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности - это показатель степени их экологической воспитанности и экологической культуры. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все что происходит вокруг. Нужно учить дошкольников правильно вести себя и в природе и в среде людей. Часто из-за незнаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей.