"Использование мнемотехники в развитии речи детей"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Использование мнемотехники в развитии речи детей"
Автор: Башмакова Татьяна Викторовна
Использование мнемотехники в развитии речи детей.На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.Бедность речи. Недостаточный словарный запас.Употребление нелитературных слов и выражений.Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.Плохая дикция.Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным. Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь, мелкую моторику рук.Суть мнемосхем заключается в том, что на каждое слово (короткую фразу) придумывается картинка, изображающая предмет, действие, признак и т.п.; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. При произнесении текста с опорой на изображение предмета, ребёнок непроизвольно запоминает информацию, так как текст и предметные картинки соединяются в один сюжет. Поэтому мнемосхемы, служат дидактическим материалом в работе по развитию речи детей.Использование опорных рисунков превращает занятие в игру, в результате которой у детей значительно возрастает познавательная активность, увеличивается запас знаний об окружающем мире; появляется уверенность и желание пересказывать тексты, составлять интересные рассказы, то есть связная речь ребёнка выходит на более высокий уровень. Кроме того, овладение приемами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения и одновременно решает коррекционные задачи, направленные на развитие основных психических процессов: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение. Как любая работа, применение мнемотехники строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.1. Работу нужно начинать с простейших мнемоквадратов. Таким образом проводится работа над словом (ознакомление с существительными, прилагательными, глаголами).Например: Даётся слово – “девочка” и его символическое обозначение: Когда ребенок уловит, что значит, зашифровать слово. Предлагают упражнение на самостоятельное кодирование слов и воспроизведение слов по своим условным обозначениям.2. Освоив игру со словом, переходим к поэтапному кодированию сочетания слов (словосочетания) (большая машинка). 3. Запоминание и воспроизведение предложений. Например, “Маленькая девочка идет” 4. Когда выше перечисленные этапы работы детьми освоены, можно переходить к мнемодорожкам и работать уже над четверостишьем, стихотворением, несложной загадкой:В лесу темно, Все спят давно. Одна сова не спит, На суку сидит И на нас глядит.5. И после переходить к мнемотаблицам. Мнемотаблица – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.Работа по мнемотаблице состоит из пяти этапов:Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. Пересказ сказки с опорой на символы. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младшем возрасте рассказы составляются с помощью педагога, в старшем – самостоятельно.Например: мнемотаблица к сказке “Три медведя”Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:- строение рассказа,- последовательность рассказа,- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их можно использовать для:обогащения словарного запаса,при обучении составлению рассказов,при пересказах художественной литературы,при отгадывании и загадывании загадок,при заучивании стихов.для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях в природеМнемотехника многофункциональна. На основе мнемотаблиц можно создать разнообразные дидактические игры.Использование мнемотаблиц для составления рассказов о временах годаНаступила зима. Небо закрыто серыми темными тучами. Часто идет холодный снег. Девочки и мальчики идут гулять на улицу. Они лепят из снега снежки и снежную бабу. Зимой ребята катаются на санках и коньках.Наступило лето. Солнце светит ярко и греет. Мальчики и девочки купаются в речке. Играют в мяч и бадминтон. Из песка строят башни, замки. Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные овощи.Наступила осень. Солнце светит мало и не греет. Оно скрыто за серыми тучами. Часто идет дождь. Мы идем в детский сад под зонтом. Дует сильный ветер. И с деревьев слетает листва. Листья покрывают все вокруг красивым, красочным ковром.Наступила весна. Солнце пригревает сильнее и становится тепло. На улице тает снег, и бегут ручьи. Девочки и мальчики пускают кораблики по воде. На деревьях распускаются первые почки и появляются первые цветы. Из жарких стран прилетают птицы.Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удаётся достичь следующих результатов:-у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;-появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;-появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;-словарный запас выходит на более высокий уровень;-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.