"Речевая готовность к школе"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Речевая готовность к школе"
Автор: Литвинова Оксана Владимировна

«Речевая готовность ребенка к школе»Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Родителям будущих первоклассников в первую очередь следует обратить внимание на:
  • Правильное произношение всех звуков. В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам.
  • Умение различать звуки речи на слух. Приходя в школу, ребенок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении.
  • Владение навыками звукового анализа и синтеза:
  • - умение выделять звук на фоне слова;- слышать и выделять первый и последний звук в слове;- определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);- определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;- называть слова с заданным звуком;- уметь составлять слова из звуков;- дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».Без специального обучения ребёнок этими навыками овладеть не может. Обучение звуковому анализу и синтезу проходит на логопедических занятиях и занятиях по обучению грамоте. Формирование фонематического анализа проходит в 3 этапа: 1 с опорой на вспомогательные средства (картинки, схемы, фишки), 2 – в речевом плане (дети называют слово, определяют количество и последовательность звуков без опоры), 3 – в умственном плане (дети определяют место звуков, их количество, последовательность, не называя слова).
  • Словарный запас : к 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов).В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные), понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов, знать многозначные слова.
  • Сформированность грамматического строя речи : ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).
  • Связную речь: к 7 годам ребёнок должен уметь:- пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки;- составлять рассказ по картинке;- составлять рассказ по серии картин;- отвечать на вопросы по тексту.При пересказе (рассказе) обращается внимание- на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль),- на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ),- на лексику (полнота и точность использования слов),- на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).
  • Речевую коммуникацию:
  • - ребёнок должен быть достаточно активен в общении,- уметь слушать и понимать речь,- строить общение с учетом ситуации,- легко входить в контакт с детьми и взрослыми,- ясно и последовательно выражать свои мысли,- пользоваться формами речевого этикета.
  • Мелкую моторику рук Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, ниткография, использование шариков су-джок и иппликатора Кузнецова, обведение и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение, вырезание ножницами и т.д.).
  • Психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие) Все психические процессы тесно взаимосвязаны. Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к нарушению умственного развития ребёнка в целом.
  • Если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специальной помощи, не стоит надеяться на то, что он «вырастет, и сам научиться говорить». Необходимо обратиться к логопеду.