"Метод проектов на занятиях музыки"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Метод проектов на занятиях музыки"
Автор: Гнездилов Сергей Иванович
МБУ ДО Центр дополнительного образования детей Ленинского района г. СтаврополяМетодическая разработка«МЕТОД ПРОЕКТОВ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИ» Составитель: Гнездилов С.И. педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории г. Ставрополь, 2018г.МЕТОД ПРОЕКТОВ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКИдети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации не приводит и к системности знаний. Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать ее. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.Современные дети — это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Это нельзя не учитывать. Педагог уже не является для наших детей единственным источником информации, всезнающим оракулом.Возникает новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. Чего обучающиеся ждут от педагога? — Знаний для жизни. Необходимо так организовать обучение, чтобы выявлять имеющиеся у ребенка знания, актуализировать их, а потом добавлять то, чего не хватает, обобщать и структурировать учебный материал. Мы должны учить не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике. Для этого, предлагать задания на практическое использование знаний. Какой метод позволяет это сделать?Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859-1952).Условиями успешности обучения по Дьюи являются:— проблематизация учебного материала;— активность ребенка;— связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.Методические приемы создания проблемных ситуаций:— педагог подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти решение;— сталкивает противоречия в практической деятельности;— излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;— предлагает рассмотреть явление с различных позиций;— побуждает делать сравнения, обобщения, выводы;— ставит конкретные вопросы;— ставит проблемные задачи.Задача состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, т.е. научить учиться.Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание».Позиция педагога к обучающимся не с ответом, а с вопросом. Позиция ребенка за познание мира в специально организованных условиях.В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:1-й — погружение в проект; 2-й — организация деятельности; 3-й — осуществление деятельности; 4-й — презентация результатов.Виды проектов в музыке:1. Ролевые проекты, например, инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов биографии композиторов и.т.д.2. Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение биографии композитора», «Как создавалась опера», «Путешествие в мир музыкальных инструментов» 3. Сценарные проекты - сценарий внеклассного музыкального мероприятия. 4. Творческие проекты – музыкальные спектакли, театрализованные концерты, фестивали и.т.д.5. Информационные проекты – музыкальные стенгазеты, материалы для стендов, публичное выступление с сообщением по какой-либо теме и.т.д.6. Практико-ориентированные проекты, например, дидактический материал по какой-либо теме, создание музыкальной игры и её описание и т.д.Проект «Музыкальные инструменты симфонического оркестра». Цель: знакомство с музыкальными инструментами симфонического оркестра. Детей разделили на 4 группы: струнно-смычковые, деревянные духовые, медные духовые, ударные. Каждая группа получила задание найти информацию о музыкальных инструментах. Конечный продукт-создание презентации для игры «Угадай, какой инструмент?»Проект «Танцы народов мира». Цель: знакомство с танцами народов мира. Надо было каждой группе найти информацию о происхождении, Родине, описание того или иного танца. Были распределены такие танцы: гопак, менуэт, мазурка, полонез, вальс, полька, камаринская, лезгинка, марш, танго, тарантелла. Каждая группа создала по 1 слайду о своем танце. Конечный продукт – создание презентации «Танцы народов мира».Проект «Песни в солдатской шинели». Ученики 5-8 классов выбрали песни военных лет. Обучающиеся находили информацию об истории создании песни, чьи слова, кто композитор. Каждая группа разучила свою песню. Защитой проекта стал конкурс «Песни в солдатской шинели».Проект «Классическая музыка на телефонах». Цель: изучить применение классической музыки в мобильном телефоне, популяризировать классическую музыку среди подростков через разнообразие рингтонов мобильного телефона. Конечным продуктом стала музыкальная коллекция популярной классической музыки для рингтонов мобильного телефона.Проект «Н.А.Римский-Корсаков- сказочник –композитор». После того, как дети отгадали три чуда из сказки «Сказка о царе Салтане», послушали фрагмент из оперы «Три чуда», был проведен конкурс рисунков по группам. Проект: «Музыка в театре, в кино, на телевидении»Цель: создание попурри из песен известных детских фильмов и мультфильмов с общей тематикой.Готовясь к проектному уроку, дети готовят ответы на учебные вопросы по группам:Что роднит музыку с литературой?Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?Что она потеряла бы, если не было ни поэзии, ни прозы?На этом этапе дети учатся работать с различными источниками и выделять самое главное из огромного потока информации.К концу занятия обучающиеся каждой группы представляют свой музыкальный проект: Попурри из песен известных детских фильмов и мультфильмов:1 группа-о друзьях, 2 - о дружбе, 3-0 детях. Защита проекта - «Музыкальная карусель». Каждая группа поет свои песни.Проект «Музыкальные головоломки». Дети получили задание составить, придумать, найти загадки о музыке (названия произведений, музыкальные термины, биографии композиторов, музыкальные инструменты, танцы народов мира, музыкальные жанры). Затем они эти загадки оформили в виде головоломок: ребусов, кроссвордов, анаграмм, сканвордов, шарадов. Каждая группа на альбомном листе оформили черновой вариант. Затем на ватман А2 приклеили свои работы. Так каждая группа подготовила свою стенгазету на конкурс.Также можно создавать проекты по музыке: «Мир музыкальной сказки», «Средства музыкальной выразительности», «Музыкальные жанры», «В музыкальном театре» и т. д.Литература:1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. — М., 2000.2. Петрова В. Метод проектов. — М., 1929.3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — 2-е изд., испр. и доп.— М.: АРКТИ, 2005. — 80 с.4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с.