"Народ России - гордость для страны"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Народ России - гордость для страны"
Автор: Борисова Ирина Николаевна

Конспект НОД старшая группа № 16
Воспитатель Борисова Ирина Николаевна
МБДОУ № 317
Тема: Россия многонациональная страна
Цель:Формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.
Задачи:
Закреплять и расширять представление о России
Дать детям знания о многообразии народов проживающих на территории России
Воспитывать любовь к своей стране, чувства патриотизма и гордости за Родину
Способствовать формированию у детей интереса к народам России
Познакомить с особенностями разных народных культур.
Познакомить детей с народным фольклором, сказкам, народными играми.
Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.
Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
Предварительная работа:
Беседы: Мой дом – Россия, Страна в которой мы живем. Природа России, Народные промыслы, Народный костюм, Народные праздники.
Чтение сказок народов России (Русские народные сказки, нанайские, чукотские, дагестанские)
Заучивание пословиц и поговорок о дружбе, о России, о дружбе народов.
Разучивание подвижных игр народов России: Вестовые (якутская н.и.); Ручеек, Горелки, Золотые ворота (русские н.и.); Липкие пеньки (башкирская н.и ), Тимербай ( татарская н.и), Платочек ( мордовская н.и.) и др.
Рассматривание предметов народных промыслов России (хохлома, гжель, жостовская роспись, матрешки и др.)
Оборудование и пособия: Видеопрезентация , Карта РФ; элементы народных костюмов, иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; предметы национальных промыслов народов России; книги со сказками народов России, настольный театр по сказке Кудрявая девочка, д/игра Собери национальный костюм
Методы и приемы:
Метод сравнения, элементарного анализа, метод вопросов, метод ТРИЗ, игровые приемы, беседы, сюрпризный момент.
Формы и виды организации детской деятельности:
Двигательная , игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, чтение (восприятие) художественной литературы, театральная.
Содержание непосредственно образовательной деятельности:
1. Беседас видеопрезентацией. Россия многонациональная
1.слайд.
- Воспитатель: Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне.
Читает ребёнок
Стихотворение Т. Бутова Родина
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок и. я.
Воспитатель: Какие символы России вы знаете? ( ответы детей)
Танец с ложками ( с одним из символов России)
Воспитатель :Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.
2слайд.. - Люди, каких национальностей живут в нашей стране?
Ответы детей: (Русские, чуваши, башкиры, чеченцы, татары, чукчи, ненцы и др.)
Сюрпризный момент. К нам пришла посылка
Детям демонстрируются элементы народных костюмов народов России.
Русский н.к. – кокошник.
Татарский н.к. – тюбетейка.
Чеченский н.к. – платок из легких тканей или шарф.
Чукотский н.к. – варежки из меха.
Воспитатель подводит детей к теме занятия, используя наводящие вопросы:
- что вы видите перед собой? (одежда, элементы одежды)
- кому может принадлежать эта одежда?
- кто может носить эту одежду? (кто мог носить такую одежду?)
- как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (О людях, которые живут в нашей стране.)
Словесная игра Я начну, а вы продолжите:
-У русских родной язык… (русский)-У хантов родной язык… (хантыйский)-У башкир родной язык… (башкирский)-Послушайте, как здороваются эти народы по разному на своем языке.
Русские при встрече говорят друг другу… здравствуйте.
Послушайте в аудиозаписи как люди разных народов приветствуют друг друга , как слово Здравствуйте звучит на разных языках.
3.слайд
Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.
Воспитатель:- Посмотрите на мордовский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют.)
Поиграем в мордовскую игру Платочек
- Воспитатель: что особенного в татарском национальном костюме?
Ответы детей:
- На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент. Костюм мужчин состоял из рубахи, штанов и халата. Женщины носили длинные рубахи, почти до щиколоток. Рубахи украшали нагрудными украшениями. Поверх одевали камзол безрукавный ( застегивался на поясе), на голове носили калфак. Татарский костюм украшен вышивкой. На ногах носили сапоги.
4 слайд -А посмотрите, какой красивый чеченский костюм.
- мужской костюм состоял из: башмета - полукафтан с высоким воротником, который почти полностью закрывает шею. Поверх надевали накидку – черкеску, застегивается на талии. На груди по обе стороны черкески были пришиты патронташи, куда вставлялись заряды для оружия. На талию повязывался тонкий пояс, куда вставлялся кинжал. На ногах легкие сапоги. На голове - папаха.
У женщин наряд состоял из платья-туники, верхнего платья, пояса и платка. Особую красоту наряду придавал пояс, который чаще всего делали из серебра на заказ.
5 слайд- Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.)
- Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду? (Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть тёплой и удобной.)
- Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой. Обувь – торбаса, тоже изготовляли из меха и шкур животных.
Воспитатель:- Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России.
Д/ настольная играСобери национальный костюм из серии разрезные картинки .Дети делятся на группы и собирают изображение национальных костюмов.
Воспитатель -У каждого народа свои песни, сказки, национальные игры. Сейчас мы познакомимся со сказкой северного народа
Настольный театр . Чукотская сказка Кудрявая девочка
( показывают дети)
П/ИГРА
Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего — Тимербая Он становится в центре круга. Водящий говорит:
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали,
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.
Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).
делали вот так (показ Тимербаем движения) .
Воспитатель-Какие пословицы и поговорки вы знаете о дружбе народов (Ответы детей).
Народы нашей страны дружбой сильны.
Дружба и братство лучшее богатства.
Пальчиковая игра
Разныхнародов большая семья, -( вертят ладошки, шевеля пальцами)Иэтим гордиться должны мы друзья- ладони в Замок поднимаем пальцы)
Россиейзовется общий наш дом, -( из ладошек делаем крышу дома)
Пусть будет уютно каждому в нем.- ( ладони прижаты друг к другу)Любыемы трудности вместе осилим-( потираем кулачки друг об друга)
И только в единстве силаРоссии.-(поднимаем руки вверх и раскрываем ладони)
Рефлексия
игра Ладошки- Поднимите все ладошкиИ потрите их немножко.Дружно хлопните раз пять: (хлопают в ладоши)1,2,3,4,5.Продолжайте потирать! (потирают руки)Мой сосед такой хороший!Я ему пожму ладоши. (пожимают руки с одной стороны)И другой сосед хороший-И ему пожму ладоши. (пожимают руки с другой стороны)Руки вверх поднять пора. (поднимают руки вверх)Всем народам дружное: Ура! (машут руками)
дети поют песню Россия
По окончании образовательной деятельности, воспитатель предлагает детям выбрать человечков: веселого – если им все понравилось и грустного – если не понравилось. Дети объясняют свой выбор.
-Что нового узнали? - О чем (о ком) еще вы хотели бы узнать?