Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Лунный гость» в старшей группе
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Лунный гость» в старшей группе
Автор: Зыкова Ольга Владимировна
Конспект занятия по развитию речис использованием технологии ТРИЗв старшей группе«Лунный гость» Цель: обогащать круг представлений у детей, расширять словарный запас. Учить детей самостоятельно придумывать загадки. Способствовать развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения у детей.Оборудование: Игрушка Лунтик, модель для придумывания загадок, картинки: самовар, меда, очки, ромашка. Ход занятия:У нас сегодня на занятии присутствует необычный гость, но прежде чем он появится, вы попробуйте отгадать кто это в игре "Да-нет-ка”. А подсказка будет такая: этот гость и он не является человеком. Дети : Это птица?Педагог: Нет, это не птицаДети: Может это насекомое?Педагог: Нет, это не насекомоеДети: Может это какой-то зверек?Педагог: Да, но зверек необычный, а волшебный. ( Педагог загадывает загадку)Он сиреневый такой,Машет весело рукой.Он свалился к нам с луны –Знают, любят малыши. Дети: (Лунтик) Педагог: Ребята, посмотрите, а вот и наш гость. Поздоровайтесь с ним. А как вы думаете, как он у нас появился?Дети: Упал с луны.Педагог: А каким образом еще мог у нас появиться?Дети: прилететь, прибежать, прийти, появиться с помощью волшебной палочки, шапки – невидимки и.т.д.Педагог: а если прилететь, то на чем?Дети: На самолете, ракете, вертолете, птичке, воздушном шаре, на корабле...Педагог: Лунтик говорит, что он пришел попросить у нас помощи. Дело в том, что Дядя Шер решил организовать конкурс загадок. Условия конкурса таковы: выиграет тот, кто придумает больше всех загадок. Лунтик слышал, что дети в детском саду умеют хорошо придумывать загадки. Поможем ему? Лунтик принес с собой картинки с изображенными на них предметами о которых он бы хотел придумать загадку ( самовар, мед, цветок ромашка, очки)Дети: да!Педагог вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку о самоваре. Значение признака в левой части таблицы обозначается словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.МодельДля составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным педагогом признакам. - Какой самовар по цвету? - Желтый.Педагог записывает слово желтый в первой строчке левой части таблицы. - Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы). - Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).Педагог просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).ПР: желтое - солнце, но не простое, а яркое солнце.Табличка может выглядеть следующим образом:После заполнения таблички педагог предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.Итоговая загадка про самовар: "Желтый как яркое солнце; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз". (Педагог «записывает результат для Лунтика»)Педагог: А теперь давайте поиграем в игру «Разбежались»Подвижная игра «Разбежались!»Правила игры:Дети в произвольном порядке стоят на ковре. Педагог стоит перед ними, называет какой-либо признак и показывает руками, в какие стороны должны разбегаться дети. Например: мальчики направо, девочки налево; у кого есть красный цвет в одежде — к двери, у кого нет — к окну и др.Называются признаки, которые четко позволяют детям разделиться на две группы. Например, у кого одежда с карманами — без карманов; длинные рукава — короткие; в сандаликах — не в сандаликах; кто летал на самолете — кто не летал, кого в детский сад привел папа — кого не папа и др.Не рекомендуются называть ситуации, требующие сравнений (высокие — направо, низкие — налево), предполагающие вариативность ответа («Кто любит конфеты, кто нет» — а если шоколадные любит, а леденцы нет?), делящие детей на число групп больше двух («Любит собак — любит кошек» — а если любит других животных?).Игрушка Лунтик тоже принимает участи в игре и выполняет соответствующие команды. Игра проводиться в быстром темпе на выбывание.После игры дети таким же образом составляют загадки на слова мед, ромашка, очки. Дети стараются сами подобрать признаки предмета и сравнения с другими предметами. Все придуманные педагогом с детьми загадки записываются.В конце занятия педагог с детьми прощается с гостем, отдают Лунтику придуманные ими загадки.