Коррекционно-развивающая работа по развитию учебно- познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Коррекционно-развивающая работа по развитию учебно- познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Автор: Рыбалко Татьяна Ивановна
Коррекционно-развивающая работа по развитию учебно- познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья.Под коррекционно-развивающей работой понимается система медицинских, педагогических, психологических мероприятий, способствующих полноценному развитию детей, преодолению отклонений в их развитии, испытывающих трудности в обучении и в социальной адаптации.Коррекционно-воспитательная работа представляет систему комплексных мер педагогического воздействия на различные особенности аномального развития личности в целом, поскольку всякий дефект отрицательно влияет не на отдельную функцию, а снижает социальную полноценность учащегося во всех ее проявлениях. Она не сводится к механическим упражнениям элементарных функций или к набору специальных упражнений, развивающих познавательные процессы и отдельные виды деятельности аномальных учащихся, а охватывает весь учебно-воспитательный процесс, всю систему деятельности в современном образовательном учреждении. Специальной задачей коррекционной школы является исправление дефектов развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков. Основное внимание в этой работе должно быть направлено на умственное развитие. Принципы коррекционно-развивающей работы:Коррекционная направленность обучения. Конкретизация путей и средств исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания детей в процессе овладения каждым учебным предметом и трудовыми навыками.Система межпредметных связей, в связи с фрагментарностью усвоения школьниками с ограниченными возможностями здоровья учебного материала: особое внимание уделено на коррекцию специфических нарушений и всей личности в целом. Принцип гуманизма – вера в возможности ребенка, позитивный подход при проведении коррекционно-развивающей работы.Принцип реальности, когда коррекционная работа опирается на комплексное, всестороннее и глубокое изучение личности ребенка.Принцип индивидуально – дифференцированного подхода – коррекционно-развивающие воздействия должны быть направлены на каждого отдельного ребенка и проводиться в соответствии с его индивидуальным развитием.Мотивация к учению. Все задания и упражнения должны быть интересны ребенку, чтобы он хотел их выполнять, так используем включение в урок проблемных и познавательных задач, поощрение.Традиционные принципы: наглядность, научность, доступность.Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.Система коррекционно-развивающего обучения предусматривает индивидуальные и групповые коррекционные занятия общеразвивающей и предметной направленности. Цель занятий общеразвивающей направленности – повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания; коррекция зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики.Применение адекватных программ и методов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, соответствующих возможностям и целям их воспитания – важнейшее и в значительной мере решающее условие для развития всей их познавательной деятельности. Необходимо такое развивающее обучение умственно отсталых детей, при котором у них осуществляется элементарный перенос знаний, возникает возможность применения их для решения новых аналогичных задач. Для достижения такого эффекта, обучение должно быть рассчитано на актуальный уровень развития детей и возможности зоны ближайшего развития, должно основываться на ведущей деятельности данного возрастного периода. Основные направления коррекционной работы.Совершенствование движений и сенсомоторного развития: - развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; - развитие навыков каллиграфии; - развитие артикуляционной моторики.Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие зрительной памяти и внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов; развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени; развитие слухового внимания и памяти; развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.Развитие основных мыслительных операций: навыков соотносительного анализа; навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); умение работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; умение планировать деятельность; развитие комбинаторных способностей.Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).Развитие нарушений в развитии эмоционально личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и так далее).Развитие речи, овладение техникой речи.Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.Построение коррекционно-развивающего педагогического процесса необходимо для преодоления и профилактики негативных проявлений в развитии. Процесс основывается на комплексных подходах, включающих лечебные и лечебно-профилактические мероприятия, укрепление физического здоровья учащегося, общую направленность фронтального учебно-воспитательного процесса (на учебных и внеучебных занятиях, во время самоподготовки), индивидуально-групповую работу в зависимости от специфических недостатков в развитии (логопедию, лечебно-физкультурную коррекцию, зрительно-пространственную координацию и т.д.). При выборе оптимальных педагогических условий для учащихся важно учитывать как индивидуально типологические особенности, так и возрастные этапы развития. В связи с этим необходимо предусмотреть коррекцию и компенсацию недостатков развития на основе ведущего вида деятельности (игровая, учебно-познавательная, трудовая деятельность и т.д.). Возникает необходимость создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для учащихся с трудностями в обучении, в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья в системе коррекционного обучения современного образовательного учреждения.Для детей с ограниченными возможностями здоровья особенно вредны обучение на завышенном материале, методом многократного повторения плохо осмысленного материала. Обилие словесного обучения в расчете на механическое запоминание; чтение текстов и вопросно-ответный метод без опоры на наглядность, на реальные адекватные представления по прочитанному и наглядно-действенное мышление учащихся; оперирование заученными штампами и бессмысленное манипулирование цифрами при обучении счету.Все обучение должно проводиться методом предметно-практической деятельности учащихся с речевым сопровождением и должно быть направленно на выработку осмысленных, правильных представлений по пройденному материалу и практических умений.Основным методом обучения должна стать организация постоянной активной предметно – практической деятельности глубоко умственно отсталых детей на всех уроках. В предметно – практической деятельности дети коррекционной школы могут овладевать знаниями и умениями в такой степени, чтобы были осуществлены принципы сознательности и доступности обучения. При подготовке и проведении уроков необходимо также помнить и об особенностях восприятия детьми учебного материала и специфике мотивации их деятельности. Эффективное использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, заданий, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка.На уроках математики при закреплении любой темы с целью выработки вычислительных навыков, арифметических действий можно использовать следующие дидактические игры: «Арифметическое лото», «Веселый счет», «Живые цифры», «Молчанка», «Круговые примеры». Задания могут размещаться либо на доске, либо на индивидуальных карточках.Также можно использовать логопедическую зарядку для артикуляционного аппарата. Дети с удовольствием повторяют несложные упражнения для губ, щек, языка. Для развития фонематического восприятия, совершенствования речевого дыхания применять можно скороговорки, чистоговорки и др.Физкультминутки в специальных (коррекционных) школах являются обязательной частью урока. После физкультминутки снимается перегрузка, активизируется восприятие, создаются условия для оптимальной работы всех анализаторов и др. На своих уроках я использую упражнения для развития личностных качеств (творчество, навыки самосознания и т.д), игровые упражнения на релаксацию (мышечное расслабление) с проговариванием слов.Учащимся нравится учиться. Они охотно выполняют все задания, радуются успехам, и стараются помочь тем, у кого еще не все получается.При выборе оптимальных педагогических условий для учащихся важно учитывать как индивидуально типологические особенности, так и возрастные этапы развития. В связи с этим необходимо предусмотреть коррекцию и компенсацию недостатков развития на основе ведущего вида деятельности (игровая, учебно-познавательная, трудовая деятельность и т.д.). Возникает необходимость создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для учащихся с трудностями в обучении, в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья в системе коррекционного обучения современного образовательного учреждения.Ребенок – целостная личность, и прежде всего надо, чтобы педагогический процесс увлекал его полностью, со всеми его жизненными стремлениями и потребностями. В этом процессе ребенок должен испытывать чувство постоянного обогащения жизни, удовлетворения своих растущих и все более разнообразных познавательных и духовных потребностей. Учение станет смыслом жизни для ребенка, если оно управляется с его же позиции, реализуя внутреннюю готовность к развитию, самостоятельности, самоутверждению, нравственному становлениюЛитература.Журналы "Дефектология"Журналы "Коррекционная педагогика"Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии"Учебный процесс во вспомогательной школе./ Екатеринбург, 1993.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида подготовительный, 1-4 классы. / Под ред. В.В.Воронковой. – М, Просвещение, 2004;Пузанова Б.П. Коррекционная педагогика. – М., 2008. – 186 с.Водоватов Ф.Ф. Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений. – М., 2005. – 126 с.