Повышение психологической грамотности родителей психологом на родительском собрании на тему: "Трудности в обучении и воспитании - причины и пути их коррекции"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Повышение психологической грамотности родителей психологом на родительском собрании на тему: "Трудности в обучении и воспитании - причины и пути их коррекции"
Автор: Тихонова Юлия Валерьевна
ПОВЫШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ психологОМ на родительском собрании на тему: «Трудности в обучении и воспитании – причины и пути их коррекции»Тихонова Ю.В. кандидат психологических наук, педагог - психологМуниципальное бюджетная общеобразовательное учреждение школа №98 городского округа город Уфа Республика Башкортостан Профилактическая работа школьного психолога с родителями подразумевает повышение уровня психологической культуры во-первых, в форме лекций построенной в виде беседы на родительских собраниях. Во – вторых на индивидуальных консультациях с родителями со школьником вместе при первой встрече, когда психолог наблюдает за поведением ребёнка. Учитывая ФГОС нового поколения для успешной адаптации школьников, а именно создание благоприятной психологической атмосферы школьному психологу, рекомендуется просвещать родителей о психологических особенностях вызывающих трудностей в учебе и в процессе общения друг с другом сверстников, одноклассников. Для решения вопроса устранения психологических трудностей в общении с ребенком и повышение уровня психологической грамотности, мы предлагаем психологу в методическую копилку материал лекции на тему «Трудности в обучении и воспитании – причины и пути коррекции». Принимая во внимание различные взгляды специалистов, касающиеся воспитания детей в семье в психолого-педагогической литературе отметим, что взаимопонимание и доверие, важные составляющие формирования доброжелательного и высоконравственного человека. Уважаемые родители разрешите, представиться меня зовут Юлия Валерьевна. Сегодня я рада приветствовать Вас на нашем родительском собрании, проводимом в форме лекции. Сегодня с Вами, мы узнаем психологические возрастные особенности вашего школьника причины вызывающие агрессию, тревогу, страх. Порекомендую определенные способы изменения данных форм поведения для успешного личностного развития вашего школьника. Успешное воспитание подрастающего поколения является совместная работа в садике с воспитателем, а в школе с учителем. Подтверждением является точка зрения О.А. Городиской, которая подчёркивает в статье «Взаимодействие семьи и школы» значимость данного сотрудничества и раскрывает цели и задачи работы школы с родителями в решении вопроса повышения психологической культуры родителей.Родители и педагоги – две мощнейшие силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.Каковы же цели и задачи работы школы с родителями? Это1) установление контакта, благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся;2) изучение воспитательных возможностей семей;3) формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи;4) вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого - педагогическими знаниями и умениями, формирование основ педагогической культуры;5) предупреждение наиболее распространённых ошибок родителей в воспитании детей;6) оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования.Семья, как и школа, – своего рода посредник между формирующейся личностью ребёнка и обществом. Значит, родители должны иметь представление о целях, задачах и конечном результате воспитательного процесса, осуществляемого школой. Это поможет им в воспитании собственного ребёнка. Как мотивировать родителей на непосредственное включение в педагогический процесс? В практике отечественной общеобразовательной школы традиционно сложилась и утвердилась такая форма работы школы с родителями, как родительское собрание. Его основное назначение – повысить уровень психологопедагогической культуры родителей, вызвать интерес к научным путям решения проблем семейного воспитания, побудить к анализу и коррекции своих взаимоотношений с детьми с педагогических позиций [7, с.12].Продолжение идеи О.А. Городиской мы находим у В.Я.Острогорской считающей, чтобы ребенок был успешным, «…родители должны знать основные педагогические требования и создать необходимые условия для воспитания ребенка в семье.Что же это за условия?Прежде всего – семейная атмосфера, когда каждый из родителей и членов семьи понимает свою ответственность за воспитание детей;Рационально организованный быт, режим жизни ребенка в семье;Любовь родителей к ребёнку;Авторитет родителей, единство требований к детям всех членов семьи;Уважение к личности ребёнка;Единые, согласованные требования семьи и школы» [15, с.29].Интересным для нас представляется взгляд О.И.Крушельницкой., А.Н.Третьякова которые утверждают, что «жизнь каждого взрослого человека строится на балансе между «хочу» и «надо» (на научном языке – индивидуацией и социализацией). Человек, в большинстве случаев отдающий предпочтение своему «хочу», в значительной мере асоциален. Он не удерживается на работе, поскольку каждая работа предполагает должностные обязанности, нередко не может сохранить свою семью, потому что и семейная жизнь налагает определённые обязательства. Только любящие родители, пока живы, помогают ему держаться на плаву: деньгами, своими связями; потакают его капризам, при этом часто сами являются объектом агрессии с его стороны.Человек, который, напротив, всегда делает выбор в пользу «надо», не живёт собственной жизнью. Он является орудием общества или других людей, предметом безжалостной эксплуатации со стороны начальства или жены (мужа), собственных родителей или своих детей.В норме человек должен находить баланс между желаниями и обязательствами, при котором выполнение обязательств является необходимой базой для реализации желаний. Заработал деньги – можешь потратить их так, как считаешь нужным; позаботился о другом – можешь рассчитывать на ответную заботу; добился мастерства в своём деле – пользуешься уважением окружающих и так далее.С поступлением в школу ребёнок попадает в ситуацию, которая вынуждает его почувствовать необходимость баланса между «хочу» и «надо», учит устанавливать и поддерживать этот баланс. Но зачастую без помощи взрослых самому ребёнку не справиться. Именно их поддержка должна дать почувствовать малышу, что появление у него новых обязанностей и достойное их выполнение добавит ему новых прав и возможностей, новое уважение к нему как более взрослому и ответственному человеку.Многие взрослые интуитивно начинают формировать у ребёнка ощущение тесной взаимосвязи между правами и обязанностями задолго до его поступления в школу. Так, одевая малыша в нравящийся ему красивый, но маркий и непрочный костюмчик, мама просит его быть особенно осторожным, чтобы не испачкать или не порвать одежду.Напоминает: «В прошлый раз ты очень быстро его испачкал, и пришлось сразу снять. Помнишь, как ты огорчился?» Грозит: «Если не будешь аккуратен, не буду разрешать тебе надевать этот костюм в садик (на улицу)». Распекает, если малыш всё таки не смог быть аккуратным:«Больше не куплю тебе ничего подобного, если ещё хоть раз…». Хвалит: «Молодец! Тебе уже можно покупать и доверять красивые вещи». Или другой пример: родители просят ребёнка не отвлекать их от важного дела. Наградой ему будет похвала, высокая оценка его выдержки, но также и право на ответное уважительное отношение к его делам со стороны взрослых: например, позволение заканчивать игры: «Еще пять минут». Желательно, чтобы похвала следовала непосредственно за одобряемым поведением (это особенно важно для маленьких детей), а вот расширение прав ребёнка, проявление к нему дополнительного уважения может быть отсрочено. В этом случае одно увязывается с другим комментарием взрослого.Дети, которых воспитывали подобным образом, как правило, легко воспринимают переход к школьной жизни. Для них это не путь от полного своеволия и безответственности к кабале обязанностей, с которыми не связано ничего хорошего, а расширение и изменение круга обязанностей, но одновременно и круга прав [12, с.24].Описанный способ воспитания чувства ответственности у детей как будто бы сам проистекает из логики жизни. Он удобен и приятен и родителям, и детям [12, с.24].В процессе воспитания детей специалисты считают, что определённая неловкость в понимание сути происходящей педагогической ситуации разрешающейся в правильном направлении или нет касающиеся агрессивного или тревожного поведения многие родители встречаются с непониманием услышанного и неуверенностью, что хватит терпения пройти и преодолеть данный рубеж пережитого. Многие специалисты педагоги, психологи отмечают, что сам человек создает душевный комфорт в процессе разрешения и работы над ситуациями, извлекая полезный социальный опыт, который вспоминает и воспринимает положительно. Учитывая сказанное помните о хорошем, что произошло после работы над ситуацией, а не то, что было в начале пути ее разрешения. Данный настрой помогает в жизни понять, осознать и оценить значимость присутствия человека в данном мире. Сказанное все это психологический мир личности и ребенка в том числе, понять и поддержать вот умелый навык общения. Практический навык понимания ребенка существует в понимании его сущности и путях разрешения психологических страхов возникающих на пути его развития.Известно, что самым первым испытанием на его пути становится детский сад, а затем школа. В школе в отличие от детского сада у ребенка отмечается значительное проявление чувства тревоги, страхов, опасений связанных с отсутствием внимания и общения с родителями. Ребенок не понимает почему он как прежде не занимается с воспитателем, а сидит в классе с одноклассниками и слушает учителя. В данной ситуации объяснения высказанные взрослыми воспринимаются отрицательно причинами является его психологические особенности, а также определенные ошибки в воспитании в дошкольном возрасте, а также адаптация в школе. Успешное разрешение причин данного восприятия заключается в их коррекции. Сегодня я познакомлю с психологическими особенностями развития младшего школьника, типами воспитания и расскажу о рекомендациях в адаптации ребенка определённых ситуациях вызывающих страх, тревогу, агрессию.В психологической литературе известный психолог Л.И. Божович по результатам многолетних исследований отметила, что «переход от дошкольного к школьному характеризуется решительным изменением места ребёнка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. При этом следует подчеркнуть, что положение школьника создает особую моральную направленность личности ребенка. Для него учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовится к будущему, оно осознается и переживается ребенком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей [13, с.45].По мнению Л.С. Выготского, быть «…готовым к школьному обучению – значит, прежде всего, обобщать и разделять в соответствующих и категориях предметы и явления окружающего мира» [4, с.171].Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, А.А. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:1. Это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме.2. Это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколь-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем, это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана – делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть и не совсем хочется.3. Формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной причины их стремления к приобретению знаний [9, с.123].Психологи отмечают, что многие трудности в обучении и воспитании детей при адаптации в школе и проявление агрессии связаны с чрезмерной опекой, определенными возрастным индивидуальными особенностями. Недооценка родителями особенностей характера детей может не только способствовать усилению конфликтности семейных отношений, но и приводить к развитию неврозов и формированию акцентуированных черт. Некоторые типы акцентуаций наиболее чувствительно реагируют на определенные типы семейных отношений. Все перечисленное затрудняет процесс адаптации младших школьников. Л.Д. Столяренко, С.И Самыгин выделяют пять видов неправильного воспитания и четыре типичных детских реакций нарушения поведения.Безнадзорность, бесконтрольность встречается, когда родители излишни заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге дети предоставлены самим себе и проводят время в поиске увеселений, попадают под влияние «уличных» компаний.Гиперопека – жизнь ребенка находится под бдительным и неустанном надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты. В результате становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы. Постоянно нарастает обида за, то что другим «дозволено». У подростков все это может вылиться в бунт против родительского засилья: они принципиально нарушают запреты, убегают из дома.Другая разновидность гиперопеки – воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок привык быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе его не понимают. Глубоко переживая это, он обвиняет всех, только не себя, возникает истерия (паника), приносящая человеку множество переживаний во всей дальнейшей жизни.Воспитание по типу Золушки, т.е. в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. Ребёнок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им, хотя посторонним может казаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. «Нет ничего хуже притворства доброты, - писал Л. Толстой, - притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба». Ребёнок переживает особенно сильно, если кого-то другого из членов семьи любят больше. Такая ситуация появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности детей [21, с.135].«Жесткое воспитание» - за малейшую провинность ребёнка сурово наказывают, и он растёт в постоянном страхе. К.Д. Ушинский указал, что страх – самый обильный источник пороков (жестокость, озлобленность, приспособленчество, угодничество возникает на основе страха) [21, с.136].Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности – с малых лет ребёнку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагают недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких. Неправильное воспитание уродует характер ребёнка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими.Родителям следует знать и о типичных детских реакциях нарушения поведения.Реакция отказа (от игр, пищи, от контакта) возникает в ответ на резкое изменение привычного образа жизни, например, когда «домашний ребёнок» начинает посещать детсад, когда семья лишается кого-то из близких, и т.п.Реакция оппозиции проявляется в том, что ребёнок противодействует попыткам заставить его заниматься не любимым делом (убегает из дома, со школьных занятий и т.п.).Реакция непомерного подражания кому-либо (реальному человеку, персонажу кинофильма, книги) проявляется в копировании одежды, манеры, речи, суждений, поступков. И беда, если кумиром оказывается отрицательный субъект.Реакция компенсации проявляется в том, что ребёнок всеми силами пытается затушевать или устранить какие-либо свои слабости. Так, неудачи в учёбе воплощаются достижениями в спорте, а учёба под объективным предлогом «занятости» отодвигается на задний план. Или физически слабый мальчик, стремясь не уступить более крепким сверстникам, с поразительным упорством занимается боксом, чтобы доказать свою храбрость, нырять с высокого моста в реку [21, с.136].Причинами возникновения агрессивного поведения детей младшего школьного возраста могут быть особенности семейного воспитания (отвержение, гиперопека, насилие в семье, демонстрация родителями агрессивного отношения к окружающим), стрессы в социальном окружении, индивидуальные особенности ребёнка (впечатлительность, восприимчивость, ведущие к возникновению страхов и тревожности), фрустрация базовых потребностей ребёнка (в движении, самостоятельности, общении со сверстниками), различные заболевания и т.д. [1, с.36].Изучение психолого - педагогической литературы показало, что частой причиной детской агрессивности является семья. Если детство ребёнка сопровождается агрессивным поведением родителей в обыденных жизненных ситуациях (крики, ругань, хамство, унижения, взаимные упрёки и оскорбления), он живёт в атмосфере его неприятия, нелюбви к нему (безразличие, устранение от общения с ребёнком, нетерпимость и властность, унижение, физическое наказание, враждебность к самому факту существования ребёнка), и в результате у него формируется ощущение опасности и враждебности окружающего мира. Ребёнок всё чаще начинает проявлять агрессивность, так как ежедневно наблюдает её у взрослых, и она становится нормой его жизни, выученным или подражательным поведением. Не приводит ни к чему хорошему и непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения: дети теряются, озлобляются, настраиваются против родителей и окружающих людей [1, с.37].Рекомендуем для устранения агрессии обратимся к советам английского педагога Джении Лешли, который предлагает предупредить агрессию следуя следующим действиям:а) никогда не следует поощрять ребёнка за проявленную агрессивность;б) в необходимых случаях такого ребёнка успокаивает временная изоляция с кратким разъяснением причины;в) если конфликт возникает среди детей, то стоит «агрессора» временно оставить среди них: пусть почувствует, что такое проявить агрессивность без явного повода для неё;г) если ребёнок проявляет агрессивность по отношению к своим сёстрам и братьям, то пусть они придумывают меру наказания и наказывают его;д) если ребёнок готов к нанесению удара (укусу и т.д.), то лучше быстро остановить его и резко предупредить: «Нельзя!».е) изредка смотрит давать ребёнку испытывать подобное действие со стороны близких с последующим разъяснением [18, с.57-58].Родители, которые резко подавляют агрессивное поведение ребёнка, только усиливают проявления агрессии. С другой стороны, если агрессивное поведение «не замечается», ребёнок усваивает его модель как нормальную, поэтому стиль поведения взрослых является решающим. Степень готовности взрослого прощать проступки (снисходительность) и строгость наказания агрессии ребёнка являются факторами, определяющими поведенческие реакции детей. Надо иметь в виду, что если родители и педагоги заранее не дают понять, что не приемлют агрессии, но после совершения ребёнком проступка строго его наказывают, то это приводит к закреплению в личности агрессивности. В то же время снисходительность оборачивается тем, что у детей не возникает желания усваивать социально приемлемые нормы поведения, у них не формируется самоконтроль, и впоследствии такие дети становятся импульсивными, а в сложных ситуациях проявляют агрессию [2, с.4].Многие трудности в адаптации ребенка в школе и его обучение в первую очередь общение со сверстниками возникают в результате проявления неловкости из – за наличие тревоги, что меня не пойму и рассмеются в ответ на мой ответ на уроке, когда упадет линейка или карандаш который задену локтем сидя на парте. «Словарь практического психолога» трактует термин тревожность как «состояние целесообразного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответствующую реакцию на страх» [8, с.113].В «Большом психологическом словаре» приводится следующее определение этого понятия: «Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов» [3, с.553]. Согласно В.К. Вилюнасу: «Тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий» [5, с.68].Согласно Ц.П. Короленко, «тревожность различной степени выраженности, от состояния психологического дискомфорта до невротического уровня тревоги, является основным клиническим проявлением психоэмоционального напряжения» [11, с.115].Р. Кеттелл, а позднее Ч. Спилбергер чётко определяют различие тревожности как состояния и как свойства: «При всём смысловом различении термина «тревожность» исследователи используют его, чаще всего, в двух основных значениях: как состояние и как свойство личности, но относятся они к совершенно разным понятиям» [20, с.88].Так, А.М. Прихожан трактует тревожность как «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности» [17, с.50].Л.А. Китаев-Смык также указывает на тот факт, что «широкое распространение получило в последние годы использование в психологических исследованиях дифференцированного определения двух видов тревожности: «тревожность характера» и ситуационная тревожность, предложенное Спилбергом» [10, с.132].С точки зрения Р.С. Немова, «тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [14, с.395].А.В. Петровский понимает тревожность как «склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности» [16, с.207].Психокоррекция – наука и практика, имеющая целью оказание психологической помощи по преодолению недостатков психического развития [19, с.106].Важно в любых жизненных ситуация вызывающих тревогу быть чуткими и внимательными к своему ребёнку. Соблюдайте определенные правила при общении с ребенком, испытывающим тревогу, а ваше доверие и авторитет будет вежливым ответом на доброе и понимающее отношение.Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интереса к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного непонятного.Помните для ребёнка чего-то не уметь, чего-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребёнок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком своё над ним превосходство в знаниях.Ребёнок не должен панически бояться ошибаться. Невозможно научиться чему-то не ошибаясь. Старайтесь не вырабатывать у ребёнка страха перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания.Для успешного обучения мы должны превратить свои требовать свои требования в хотения ребенка.Запомните маленькие дети не бывают ленивыми. «Леность» ребенка – сигнал неблагополучия вашей деятельности.Не забывайте: без человеческого общения никакие высшие психические функции (потенциально заложенные в мозгу к моменту рождения) развиться не могут.Старайтесь не преподносить детям истину, а учить и находить её. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка [6, с.49].Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей.Не сравнивайте ребёнка с другими, хвалите за его успехи и достижения.Помните, что при поступлении ребёнка в школу его цели и мотивы отличаются от целей и мотивов взрослого: ребёнок ещё не в состоянии ставить познавательные цели.Учитесь вместе с ребёнком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребёнка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом [6, с.49].В заключение нашего собрания подчеркну, что « младший школьный возраст называют вершиной детства, потому, что он сохраняет много детских черт – легкомыслие, наивность и взгляд на взрослого снизу вверх» [22, с.3].Давайте постараемся соблюдать все высказанные рекомендации и поможем нашему ребёнку, повзрослеть и понять, что взросление важный этап в жизни человека. Его взросление, неповторимость поведения, определенный алгоритм жизни на земле, который нужно передавать следующим поколениям. Спасибо всем за внимание, что пришли и выслушали. Надеюсь, у Вас не возникнет трудностей в дальнейшем обучении и воспитании своего ребёнка. Благодарю всех кто пришел на собрание. До свидания! Литература:Ахмедбекова, Р.Р. Сущность агрессии и причины её проявления у младших школьников/Р.Р. Ахмедбекова//Ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал: «Начальная школа плюс До и После». – 2011. - №9. – С. 35 – 39.Бендер, П.У. Лидерство изнутри /П.У. Бендер, Л. Хеллман. – М., Издательство: Попурри, 2005. – 303с. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672с. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2009. - 398с.Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. – 142с.Гафиатулина, Н.Х. Настольная книга школьного психолога, учителя начальных классов: психологические подсказки. - Ростов н/Д: Издательство: «Феникс»; 2009. – 283с.Городиская, О.А. Взаимодействие семьи и школы/О.А. Городиская// «Начальная школа плюс До и После». – 2010. - №1. – С. 12 - 16.Головин, С.Ю. Словарь практического психолога. – Мн.: Харвест, 1998. – 800с.Елфимова, Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников : Учеб.-метод. пособие / Н. В. Елфимова; МГУ им. М. В. Ломоносова, Фак. психологии. - М. : Изд-во МГУ, 1991. - 108,[1] сКитаев – Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 1983. – 348с.Короленко, Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. – Л.: Медицина, 1978. – 272с.Крушельская, О.И., Третьякова, А.Н. Кто я: ответственный или..? / О.И. Крушельская, А.Н. Третьякова// Ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал: «Начальная школа плюс До и После». – 2010. - №9. – С. 22 - 26. Проблемы учения и умственного развития школьника: избранные психологические труды /. – Москва : Педагогика, 1989. – 224с. Немов, Р.С. Общие основы психологии. – М.: Владос, 2003. – 688с. Острогорская, В.Я. Работа с родителями в начальных классах/В.Я. Острогорская//Ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал: «Начальная школа плюс До и После». – 2009. - №3. – С. 29 - 33.Петровский, А.В. Словарь. Общая психология // Энциклопедический словарь в шести томах. Том 1. / ред. и сост. Л.А. Карпенко. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 251с.Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. – СПб.: Питер, 2007. – 192с. Сафин, В.Ф. Психические отклонения в развитии детей и методы их психокоррекции. – Уфа.: «Мир печати», 2006. – 296с.Словарь для начинающего психолога/Под ред. И.В. Дубровиной. – Спб.: Питер, 2010. – 160с.Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги //Тревога и тревожность: хрестоматия. /сост. В.М. Астапов. – СПб.: Пер Сэ, 2008. – С. 85-99.Столяренко, Л.Д., Самыгин, С.И., Багадирова, С.К. Психология: 100 экзаменационных ответов. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: издательский центр «МарТ»; 2008. – 224с.Тихонова, Ю.В. «Волшебный источник»: Программа психолого-педагогической диагностики и коррекционно-развивающей работы с детьми. – Уфа.: Изд-во БИРО, 2006. – 100с.