РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования художественно-эстетической направленности, «В мире фантазии » подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования художественно-эстетической направленности, «В мире фантазии » подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
Автор: Воробьева Нина Николаевна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТЕНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ № 31 РУЧЕЕК
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
на педагогическом Совете Заведующий МДОУ
МДОУ Детский сад № 31 Ручеек Детский сад № 31 Ручеек
____ августа 2016 г. ____________ Ю.С. Сафонова
протокол № 1 от __ 2016 г. приказ № ___ от ____ августа 2016 г.
Рабочая программа
дополнительного образования
художественно-эстетической направленности,
В мире фантазии
подготовительная к школе группа
(от 6 до 7 лет)
Комарова Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, |К-2010.
Срок реализации программы - 2016-2017 учебный год
Автор программы:
Воробьева Н.Н.
2016г.
с. Александровское
СОДЕРЖАНИЕ
№
Наименование разделов
стр
Целевой раздел
1.
Пояснительная записка
1.1.
Введение
1.2.
Цели и задачи реализации рабочей программы дополнительного образования художественно-эстетической направленности.
1.3.
Принципы и подходы к формированию и реализации рабочей программы дополнительного образования художественно-эстетической направленности , сформулированные в ФГОС ДО.
1.4.
Характеристики особенностей художественно-эстетического развития ребенка дошкольного возраста (6-7 лет).
1.5.
Целевые ориентиры, программы дополнительного образования художественно-эстетической направленности .
Содержательный раздел
2.1.
Организация образовательного процесса.
2.2.
Система управления реализацией программы.
2.3.
Основные образовательные технологии.
2.4
Содержание рабочей программы дополнительного образования
художественно-эстетической направленности
2.5
Направленность рабочей программы дополнительного образования :
2.6
Педагогическая диагностика (мониторинг) художественно-эстетического развития детей
2.7.
Ожидаемые результаты и способы проверки реализации рабочей программы дополнительного образования художественно-эстетической направленности:
2.8
Реализация регионального компонента.
2.9
Взаимодействие с семьями воспитанников.
2.10
Календарно – тематическое планирование НОД
3
Организационный раздел
3.1
Комплекс методического обеспечения образовательного процесса.:
3.2.
Дидактический материал и техническое оснащение занятий:
3.3.
Материалы, инструменты и приспособления необходимые для выполнения работы
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N1155) ;
- Государственная программа Российской Федерации Развитие образования на 2013-2020 г.;
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013№1014 Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года №26 Об утверждении САНПИН 2.4.3049-13);
- Иными законодательными и нормативными правовыми актами РФ и Ставропольского края, муниципальными правовыми актами , международными актами в области защиты прав ребенка, решениями и приказами Учредителя и соответствующего государственного органа, осуществляющего управление в сфере образования.
1.2.Цели и задачи реализации программы дополнительного образования художественно-эстетической направленности
Цель: - эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста на основе формирования художественно - творческих способностей детей через приобщение к изобразительному искусству.
Задачи:
Познавательные, обучающие:
Расширять знания детей о жанровой живописи (портрет, пейзаж, натюрморт), профессии художника (художник-иллюстратор, архитектор, живописец, дизайнер и т.д.)
Способствовать освоению детьми средств художественной выразительности (линия, цвет, фактура) учить взаимодействию этих средств в работе с разными материалами.
Знакомить с различными художественными техниками
Расширять и углублять представления детей о себе, окружающем
мире.
Развивающие:
1.Развивать навыки образного и ассоциативного мышления при работе над композицией рисунка
2.Развивать чувство стиля и эстетические чувства.
3.Развивать мыслительные способности на основе формирования образных представлений о природных явлениях и деятельности людей предметно - конкретного характера.
4.Развивать мелкую моторику руки ребенка при помощи отработки формообразующих движений.
5.Развивать фантазию, воображение ,творческое мышлении, желание творить и доводить начатое до конца
6. Развивать навыки систематизации и классификации.
Мотивационные:
1. Развивать желание творить, используя различные материалы и техники.
2. Создать для каждого ребенка условия развития творческих способностей, фантазии, развития внутренней свободы.
Поднимать через желание творить и достижение результата его самооценку.
Удовлетворять интерес каждого ребенка в самовыражении и личностном росте.
Социально-педагогические:
1. Формировать навыки общения, партнерства, умения слышать друг друга, умения уступать, считаться с мнением других,
2.Создавать атмосферу доброжелательности, заинтересованности, сотрудничества.
Коммуникативные:
1 .Способствовать возникновению у ребенка желания общаться через использование художественных образов.
Актуальность программы дополнительного образования художественно-эстетической направленности ..
Современное общество нуждается в творческих личностях, способных создавать новые интересные идеи, воплощённые в разнообразной продуктивной деятельности. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству, создать эмоционально - благополучную среду развития ребёнка.
1.3. Принципы и подходы к формированию и реализации программы дополнительного образования художественно-эстетической направленности, сформулированные на основе требований ФГОС ДО:
- Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
- Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Учреждения) и детей.
- Уважение личности ребенка.
- Реализация программы дополнительного образования художественно-эстетической направленности, в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Основные принципы рабочей программы дополнительного образования художественно-эстетической направленности:
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
- Сотрудничество ДОУ с семьей.
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
- Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности :
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- - предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564).
Формирование рабочей программы дополнительного образования художественно-эстетической направленности, основано на следующих подходах:
1. Личностно-ориентированный подход:
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребѐнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребѐнка, реализация их природного потенциала, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников;
- целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему развитию;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- психологическая защищѐнность ребѐнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации;
- развитие ребѐнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого воспитанника с учѐтом индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация).
2. Системно-деятельный подход:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребѐнка, при котором сам ребѐнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребѐнка в различных видах деятельности, организация детской деятельности, в процессе которой они самостоятельно делают открытия, узнают новое путѐм решения проблемных задач;
- креативность – выращивание у воспитанников способности переносить полученные знания в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций;
- овладение культурой – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, обеспечить способность ребенка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.
1.4. Характеристики особенностей художественно-эстетического развития ребенка дошкольного возраста (6-7 лет).
В дошкольном детстве складывается потенциал для дальнейшего художественно-эстетического развития ребенка. Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека. Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).
Характеристики особенностей развития художественно-эстетической направленности детей дошкольного возраста (6-7 лет):
В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Это не только изображение отдельных предметов и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет.
В рисовании дети могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы работы гуашью по сырому и сухому), использовать способы различного наложения цветового пятна, а цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного. Становятся доступны приемы декоративного украшения.
В аппликации осваивают приемы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги сложенной пополам, гармошкой. У них проявляется чувство цвета при выборе бумаги разных оттенков. Используя в аппликации природный материал, дошкольники создают фигурки людей, животных, героев литературных произведений.
Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией (фризовой, линейной, центральной) с учетом пространственных отношений, в соответствии с сюжетом и собственным замыслом. Дети могут создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше. Проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им все еще нужна. Мир не только устойчив в восприятии ребенка, но и может выступать как релятивный (все можно всем); складывающийся в предшествующий период развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного воображения; формируются основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности.
К концу периода ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиций других и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия. В отличие от ребенка раннего возраста, который способен лишь к элементарному различению таких сфер действительности, как природный и рукотворный мир, "другие люди" и "Я сам", к концу дошкольного возраста формируются представления о различных сторонах каждой из этих сфер. Зарождается оценка и самооценка. К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования.
1.5.Целевые ориентиры дошкольного образования, сформулированные в ФГОС ДО
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых. Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации, однако каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования. Таким образом, целевые ориентиры программыбазируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к программе.
II. Содержательный раздел:
2.1 Организация образовательного процесса.
Образовательный процесс в программе художественно-эстетической направленности правомерно рассматривается как взаимосвязь двух процессов – обучения и воспитания, - активизирующих личность на деятельность по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными отношениями. Обучающимся предоставляется возможность не просто дополнительного приобретения знаний, но и возможность постоянного самосовершенствования, свободный выбор направлений и форм досуговой деятельности, с отсутствием жестких санкций и норм, что делает этот вид деятельности привлекательным для любого ребенка.
Система организации обучения
Обучение и воспитание ведется на русском языке, на общедоступной и бесплатной основе.
Возраст обучающихся
Возраст детей: дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет, подготовительная к школе группа.
Срок реализации программы: 1 учебный год.
Формы и режим НОД
Проводятся групповые занятия.. Расписание занятий строится в соответствии с возрастными требованиями, 1 раз в неделю по подгруппам, численностью не более 15 человек.. Количество непосредственно образовательной деятельности (НОД) от 6 до 7 лет — 1 раз в неделю длительностью 30 минут.
Система воспитания.
Целью образования и воспитания является выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование свободной, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в духовном развитии общества. Образовательно-воспитательная деятельность направлена на усиление индивидуальной работы с детьми, на укрепление связей с социумом.
Воспитание духовности – это путь возрождения русской интеллигенции, создание главной внутренней предпосылки для развития творческой индивидуальности. Воспитание такой личности предполагает развитие духовных потребностей в познании и самопознании, рефлексии, красоте, общении, творчестве, автономии своего внутреннего мира, поиск смысла жизни, счастья, идеала.
Целью программы художественно-эстетической направленности является эстетическое развитие личности средствами искусства. Такое воспитание называется художественным воспитанием. Развитие художественного вкуса поощряет обучающихся к эстетической деятельности, которая характеризуется определенными результатами и предполагает, что во время занятий искусством обучающиеся претворяют в жизнь доступные элементы прекрасного.
Воспитание является механизмом взаимодействия между поколениями, обеспечивающим вхождение подрастающего поколения в жизнь общества и становление их в качестве активных субъектов конкретного исторического процесса путем трансляции культуры, воспроизводство производительных сил. Развитие обучающегося совершается в процессе его активного взаимодействия с миром, в процессе сотворчества педагога и ребенка. Часто педагог выступает в роли ведущего, а обучающийся – ведомого. Педагог является ответственным за организованный ход деятельности, умеет предвидеть результат, а ребенок в процессе научается такому прогнозированию и взятию на себя ответственности. Каждый обучающийся оказывается в поле внимания всех сверстников и взрослых, к его мнению прислушиваются, его инициативу поддерживают и развивают. Это помогает ему повысить свою самооценку, развить волю, инициативность, ответственность, обрести чувство собственного достоинства. Таким образом, решается проблема самоорганизации обучающихся.
2.2 Система управления реализацией программы.
Система управления реализацией программы включает в себя: планирование, организацию и контроль образовательного процесса.
Эффективность и качество образовательного процесса реализуется через качество преподавания, уровень профессионализма педагога, выполнение трудовой дисциплины, активизации познавательной деятельности обучающихся, их уровня усвоения знаний, умений и навыков.
Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования. На различных этапах реализации образовательной программы используются различные виды контроля: предварительный, текущий, тематический, итоговый.
Контроль за реализацией образовательной программы осуществляется методистом, психологом, заведующим учреждения.
Система управления реализацией образовательной программы предполагает следующие формы контроля: собеседование с педагогами, родителями, детьми; педагогическое наблюдение; анкетирование; открытое занятие; изучение документов (программы, журналы); диагностика. Итоги контрольных мероприятий оформляются документально, результаты выносятся на обсуждение педагогического совета учреждения, а также обсуждаются с педагогом.
Проводимые контрольные мероприятия направлены на получение информации, анализируя которую руководитель образовательной программы вносит необходимые коррективы в течение учебно-воспитательного процесса. Это может касаться изменения содержания, пересмотра подхода к выбору форм и методов педагогической деятельности или же принципиальной перестройки всей системы реализации программы.2.3 Основные образовательные технологии.
Содержание образовательной программы по художественно-эстетической направленности и реализующие ее педагогические технологии ориентированы на зону ближайшего развития обучающихся и соответствуют их возрастным особенностям.
Технология обучения в программе художественно-эстетической направленности имеет личностно - ориентированный характер (с точки зрения места ребенка в образовательном процессе). Это технология, выделяющая в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных условий ее развития, достойной реализации природного потенциала, содержащих в себе совокупность форм и методов художественно-эстетического воспитания. Центральным моментом является нормативно-сообразная деятельность в сочетании с эмоционально-значимой, престижной для обучающихся познавательной, продуктивной деятельностью.
Также к основным образовательным технологиям по художественно-эстетической направленности относятся: игровые технологии, технологии сотрудничества, технологии модульного обучения, технологии индивидуального обучения, технологии развивающего обучения, технология дифференцированного обучения, традиционные технологии декоративно-прикладных промыслов, технология развития творческих качеств личности, общие музыкальные и специальные технологии обучения игре на музыкальных инструментах, технологии театрального искусства. В связи с развитием компьютерных технологий, массовая компьютеризация, произошедшая в течение последних десятилетий, не могла не затронуть систему образования. Сегодня 33% педагогов художественно-эстетической направленности используют в работе информационно-коммуникационные технологии. Это дает возможность разнообразить образовательный процесс, быстро получать самую свежую информации по любой интересующей теме, иметь доступ к различным базам данных по всему миру и многое другое.
Методы:
Методы проектирования, моделирования, конструирования.
Словесные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с книгой (чтение).
Наглядные методы обучения: метод иллюстраций, метод демонстраций.
Практические методы обучения.
Проблемно-поисковые методы обучения.
Рефлексивный метод.
Эвристические методы: эмпатия, ассоциация, образное видение, прогнозирование, эвристическое наблюдение, гипотезы и т. д.
Графические методы (рисунок, схема).
Методы арттерапии.
Методы тестирования и педагогической диагностики.
2.4. Содержание рабочей программы дополнительного образования художественно-эстетической направленности
Рабочая программа по художественно-эстетическому воспитанию занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является одним из приоритетных направлений. Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Освоение этой области знаний часть формирования эстетической культуры личности. Настоящая программа разработана на основе методического пособия Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий/. М.: ТЦ Сфера, 2005.
2.5 Направленность рабочей программы дополнительного образования :
Программа имеет художественно-эстетическую направленность, позволяет детям старшего дошкольного возраста реализовать и развить возможности в изодеятельности, изображении предметов и явлений, через создание художественных образов выразить свое отношение к миру.
С раннего возраста у ребенка развивается чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. В процессе занятия изобразительной деятельностью совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции.
Такие занятия дарят детям радость познания окружающего мира. Ребенок в своих рисунках, аппликациях, поделках учится рассказывать о том, что узнал, увидел, пережил.
Занятия направлены на развитие у детей творчества. Под творчеством понимается деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.
Реализация программы предполагает осуществление непрерывного педагогического процесса по художественному развитию детей подготовительной к школе группы на общепедагогических и специфических принципах. Соблюдение данных принципов при реализации программы обеспечивает сохранение и поддержку здоровья детей, их эмоциональное благополучие, личностное и интеллектуальное развитие. Интегрированность, разнообразие форм и методов, учет индивидуальных особенностей детей в освоении содержания программы способствует формированию у них любознательности, познавательной активности, коммуникативности. Эти свойства являются основой успешности дальнейшего обучения детей и важным показателем качества воспитательно-образовательного процесса
При организации образовательного процесса все педагогические приёмы, методы работы учитывают тот подход, который облегчает, содействует, способствует, продвигает путь ребёнка к саморазвитию. Педагогу отводится роль человека создающего благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного обучения ребят, активизирующего и стимулирующего любознательность и познавательные мотивы.
Обучение основывается на поэтапном усложнении заданий. Каждый этап предполагает ряд заданий и упражнений, требующих закрепление знаний, умений, навыков.
Этапы деятельности
- непосредственно образовательная деятельность;
- свободное творчество;
- анализ.
Для того, что бы обучение проходило более эффективно необходимо не только самому педагогу ставить конкретные цели занятий, а учить детей самим ставить правильные цели для выполнения того или иного задания, что является одним из важных дидактических условий на современном этапе. Дети обеспечиваются необходимыми материалами и инструментами; каждый ребёнок привлекается к самостоятельному выполнению задания; определяется примерное время для выполнения задания; анализируются результаты труда каждого ребёнка.
Организационные формы:
1) коллективная – подготовка выставочных работ
2) индивидуальная – оказание помощи воспитанникам при возникновении проблем в освоении той или иной техники.
Формы обучения:
Игра;
Выставка;
Практические работы;
Индивидуальная работа;
Контрольно-творческое занятие.
Тематическое планирование образовательной деятельности программы дополнительного образования художественно-эстетической направленности способствует эффективному системному овладению детьми представлениями, умениями и навыками.
Программный материал подобран с учетом нарастания сложности информации и заданий. Основная форма организации образовательной деятельности — игровая, которая обеспечивает устойчивость произвольного внимания и поддержание познавательного интереса на протяжении всей деятельности, дает возможность каждому ребенку участвовать в процессе выполнения заданий.
Взаимосвязь с другими направлениями развития и образования воспитанников осуществляется через интеграцию образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие, Познавательное развитие, Физическое развитие
2.6.Педагогическая диагностика (мониторинг) художественно-эстетического развития детей
Мониторинг детского развития и образовательного процесса проводится два раза в год: сентябрь, май. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы дополнительного образования художественно-эстетической направленности,
С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе дополнительного образования художественно-эстетической направленности
. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в НОД, анализ продуктов детской деятельности. Результаты изобразительной деятельности, конструирования и художественного труда материализуются в форме конкретного продукта (рисунка, коллажа, модели), объективно отражают динамику художественного развития детей, визуализируют сложный, противоречивый, многоаспектный процесс формирования эстетических эмоций, художественного вкуса и общей культуры каждого ребенка.
2.7 Ожидаемые результаты и способы проверки реализации рабочей программы дополнительного образования художественно-эстетической направленности:
Ожидаемые результаты :
К концу реализации программы дети:
Эмоционально воспринимают содержание произведения.
Замечают изобразительно-выразительные средства (ритм, цвет, форму, композицию и др.) .
Оценивают то, что получилось.
Отмечают выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания, симметричность декоративного узора.
Формируются творческие способности, необходимые для последующего обучения изобразительному искусству в школе.
7. Различают жанры живописи (натюрморт, портрет, пейзаж)
Различают художников-живописцев; художников - иллюстраторов. Виды пейзажа (осенний, зимний, весенний, летний, городской, деревенский, морской, горный)
9.Различают холодную и теплую цветовые гаммы
10. Выполняют изображения по представлению и с натуры, передавая форму, строение, характерные особенности предметов
Создают изображения по заданию педагога
Создают изображения по представлению и собственному замыслу.
13.Умеют пользоваться всеми изобразительными материалами и инструментами.
14. Умеют смешивать краски, создавать оттенки.
15.Используют для создания изображения различные приемы
Способы проверки
Уровень подготовки знаний воспитанников ДОУ можно определить, воспользовавшись разработкой доктора педагогических наук профессора Т.С. Комаровой Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества
1. Форма:
3 балла - передана точно, части предмета расположены, верно, пропорции соблюдаются, чётко передано движение;
2 балла - есть незначительные искажения, движения передано неопределённо;
1 балл- искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое.
2. Композиция:
3 балла - расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
2 балла - на полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные искажения;
1 балл - композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно.
3.Цвет:
3 балла - передан реальный цвет предмета, цветовая гамма разнообразна;
2 балла - есть отступления от реальной окраски, преобладание нескольких цветов и оттенков,
1 балл - цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.
4. Ассоциативное восприятие пятна:
3 балла - самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы;
2 балла - справляется при помощи взрослого;
1 балл - не видит образов в пятне и линиях.
Формы подведения итогов реализации рабочей программы дополнительного образования художественно-эстетической направленности :
1. Организация выставок детских работ .
2.Участие в выставках и конкурсах различного уровня в течение года.
3.Творческий отчет воспитателя - руководителя кружка.
4.Размещение детских работ на сайте дошкольного учреждения.
2,8. Реализация регионального компонента.
Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.
Принципы работы:
- Системность и непрерывность.
- Личностно-ориентированный гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых.
- Свобода индивидуального личностного развития.
- Признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на позитивный внутренний потенциал развития ребенка.
- Принцип регионализации (учет специфики региона)
В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, формировать и развивать интерес к народным традициям, промыслам, искусству, культуре родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Поэтому в МДОУ в образовательном процессе используются разнообразные методы и формы организации детской деятельности: народные подвижные игры и забавы, дидактические игры, слушание музыки, наблюдения в природе, чтение детской литературы, знакомство с народно-прикладным искусством и др.
2.9. Взаимодействие с семьями воспитанников.
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. Родителям (законным представителям), воспитателям и педагогам ДОУ необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
- изучение отношения педагогов и родителей (законных представителей) к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
- знакомство педагогов и родителей (законных представителей) с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
- информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
- создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (селе, районе);
- поощрение родителей (законных представителей) за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Формы информационного взаимодействия с родителями (законными представителями) по основным линиям развития ребенка.
1. Использование стендов, стеллажей для демонстрации работ кружка дополнительного образования художественно-эстетической направленности с последующим индивидуальным комментированием результатов детской деятельности.
3. Организация выставок детских работ
4. Организация Интернет - выставок детских работ
2.10 -КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (НОД )
№ п/п
Тема недели в ДОУ
Направление работы:
Тема НОД
1
1
День знаний
Детский сад
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки на бумагу.
Рисование пальчиками
Ветка рябины
2
Село мое родное, Александровское
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Моно
типия пейзажная.
3
Я вырасту здоровым
Рисование восхода солнца (зари алой) акварельными красками. Совершенствование техники рисования по мокрому.
Заря алая разливается
4
Осень
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки листья растений, веточки .
Способ получения изображения: ребенок прижимает веточку, лист к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и лист и веточка.
Печать листьев
Осень на опушке краски разводила
5
Неделя художественно-эстетическо-го искусства
Цель: закреплять знания детей о симметрии и ассиметрии. Совершенствовать умения и навыки в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать воображение, пространственное мышление.
Монотипия
Пейзаж у осеннего озера
6
Знакомство с народной
культурой и традициями
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки, либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными. После этого комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Скатывание бумаги. Ветка мимозы,
7
День народного единства
День националь-ных культур Кавказа.
Самостоятельный поиск оригинальных способов создания кроны дерева (обрывная и накладная аппликация, раздвижение, прорезной декор) и составление многоярусной композиции
составление многоярус-ной композиции
Лес, точно терем расписной
8
ПДД
Профессии. Транспорт
Средство выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь, либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется .Недостающие детали дорисовываются.
Кляксогра-
фия с трубочкой.
9
Моя семья
День матери
Развивать способность чувствовать специфику материала, умение создавать объёмную композицию из цветов. Развивать чувство прекрасного, желание сделать подарок своими руками.
Голубой картон, цветная бумага, гофрированная бумага, принадлежности для аппликации.
Объёмная аппликация “Корзина с цветами в подарок маме”.
10
Зима
Восковые мелки и акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Фотокопия – рисование свечой
Морозный узор
11
Здоровей-ка.
(организация двигательно-го оздоровительного режима)
Цель: Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия и творческой деятельности детей. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: пластилин разных цветов, стеки, картон разной формы и разных размеров.
Способ получения изображения: ребенок отщипывает кусочками пластилин и размазывает на листе картона по уже заготовленному контуру, накладывая мазки один на другой. Можно придать большую выразительность смешивая кусочки пластилина разного цвета.
Пластилино-графия
Новогодняя елочка
12
Новогодний праздник
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижи -мается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Кляксогра-фия
Веселые кляксы
13
Зима
Декупаж- техника украшения различных поверхностей, вырезанными из бумаги картинками. Цель этого модного дизайнерского приема – при помощи бумажной аппликации добиться эффекта рисованного красками изображения.
В
мастерской Деда Мороза
Украшение коробочек вырезанными из бумаги картинками
14
В гостях у сказки
Стилизованные открытки в техникескрапбукинг- разновидность современной художественной открытки. Работа в этой технике способствует развитию умений использовать различные материалы и технологи в создании художественной композиции.
Стилизованные открытки Ожившая сказка
15
День защитника Отечества
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка сред ней толщины.
Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
Ниткогра-фия.
16
Мамин день
Рисование парного портрета в профиль, отражение особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретных людей (себя и мамы).
Портретная галерея
Мамин день
17
Мой край родной
День национальных культур Кавказа
Цель: Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия и творческой деятельности детей. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: пластилин разных цветов, стеки, картон разной формы и разных размеров.
Способ получения изображения: ребенок отщипывает кусочками пластилин и размазывает на листе картона по уже заготовленному контуру, накладывая мазки один на другой. Можно придать большую выразительность смешивая кусочки пластилина разного цвета.
Пластилино-графия Цвети село мое родное
18
День волшебства
Тестопластика- лепка декоративных изделий из соленого теста, состоящего из натуральных компонентов. Работа в этой технике способствует развитию мелкой моторики рук, глазомера, чувства ритма и такта, художественного вкуса, а также вызывает интерес к народному творчеству, национальным художественным промыслам.
Изготовле-ние коллективно-го панно из соленого теста к Дню театра
19
День театра
20
Весна
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть или тычок, сделанный при помощи карандаша и поролона, гуашь, бумага, на которой нарисован контур предмета или животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь тычок или кисть, и ударяет по бумаге, держа вертикально. Таким образом, заполняется весь контур или шаблон.
Рисование методом тычка
Черемуха
21
День космонавти-ки
Моя планета
Знакомство с декоративными оформительскими техниками (мозаикой) для создания многоцветной гармоничной композиции. Создание картины (панорамы), включающей разные космические объекты (солнце, планеты, звёзды, созвездия, кометы). Формирование навыков сотрудничества и сотворчества.
Панорама Звездный коллаж
22
Водный мир
Материалы:бумага для акварели, акварельные краски, кисти, акварельные карандаши или мелки, влажная чистая ткань.
Способ получения изображения: хорошо смочить лист водой, по мокрому листу нанести тон акварельной краски, промокнуть лист чуть влажной ткань, рассмотреть с ребенком изображения различных цветов, обговорить форму, цвет. Хорошо смочить кисть, набрать достаточное количество краски. По мокрой бумаге, слегка касаясь листа кистью, наносим изображение выбранного предмета (например, цветка), как бы капаем краской на бумагу, придерживаясь формы и цвета, дорисовываем нужные элементы.
Рисование по мокрому листу Волшебная страна – подводное царство
23
День победы
Учить детей делать объёмный цветок, вырезая детали (лепестки, лист) по шаблону. Совершенствовать навык работы с шаблонами, ножницами. Учить закруглять кончики листьев с помощью ножниц, украшать серединку цветка пшеном.
Картон зелёного цвета, белая бумага, алые салфетки, шаблоны, простой карандаш, пшено, принадлежности для аппликации.
Объёмная аппликация “Красная гвоздика ”.
24
До свиданья детский сад!
Здравствуй школа!
Набрызг
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика.
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
Трафарет
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки-трафарет .
Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и трафарет.
Прекрасные цветы
(разная техника рисования : ваза и цветы – с помощью трафарета и набрызга, а стебли и листочки цветов – кистью)
III Организационный раздел.
3.1 Комплекс методического обеспечения образовательного процесса.:
Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий/. М.: ТЦ Сфера, 2005
Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество: метод. Пособие для воспитателей.- М.: Просвещение, 2006:
Галанов А.С. Корнилова С.Н. Куликова С.Л Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству.- М.: ТЦ Сфера, 2000
Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий.- М.: Издательство Скрипторий 2013, 2013
Комарова Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, |К-2010.
3.2 Дидактический материал и техническое оснащение занятий:1. Необходимо просторное помещение2. Столы и стулья должны соответствовать возрастным особенностям.3. Чистота и порядок в помещении, правильно организованное рабочее место.4. Необходимый наглядный и дидактический материал:
фотоматериалы,
готовые изделия
иллюстрации,
плакаты,
произведения художественной литературы.
3.3 Для выполнения работы необходимы определенные материалы, инструменты и приспособления:
- различные наборы цветной бумаги и картона;
- ножницы; - листы белой бумаги в формате А3 и А4; - альбомы;
- ручки, карандаши, фломастеры; краски :акварель, гуашь ,тушь; свечи, восковые мелки;
- клей (ПВА, карандаш, клейстер);
- природный материал
- коробка для принадлежностей;
- наборы пластилина; нитки, тесто, трафареты, поролон, трубочки.
Пронумеровано:
19(девятнадцать) страниц,
прошнуровано,
скреплено печатью
заведующий МДОУ Детский сад № 31 Ручеек
Ю.С.Сафонова
1