«Развитие интеллектуальных способностей и качеств дошкольников в процессе развивающих игр на трансформацию»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие интеллектуальных способностей и качеств дошкольников в процессе развивающих игр на трансформацию»
Автор: Петрова Галина Анатольевна
«Развитие интеллектуальных способностей и качеств дошкольников в процессе развивающих игр на трансформацию»Игра основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В развивающих играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления. Развивающие игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание постичь новое.Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности.Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Наша задача состоит в том, чтобы помочь ребенку сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка.Наш окружающий мир сегодня переполнен условными знаками и символами. Установлено, что чем более развита символическая функция сознания ребенка, тем богаче для осмысления и познания становится окружающий мир (Л.А. Венгер, М.В. Крулехт, Л.А. Парамонова, О.В. Дыбина и др.). По этому мы считаем, что человеку сегодня, для активного участия в жизни общества, осуществления себя как личности необходимо постоянно проявлять свою творческую активность, обнаруживать и развивать свои индивидуальные способности, непрерывно самосовершенствоваться. И для этого дошкольное воспитание должно строится на личностно-ориентированной модели, основанной на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию. Следовательно, обучение детей должно носить индивидуально – дифференцированный характер. В нашей группе созданы соответствующие условия, оборудован уголок для интеллектуального развития «Всезнайки».Для развитию интеллектуальных способностей и качеств у детей мы используем развивающие игры на трансформацию, популярные игры Вячеслава Воскобовича, головоломки со счетными палочками и игры изготовленные нами из нестандартного оборудования.В настоящее время для игр чаще стали использовать нестандартный дидактический материал.Эти игры способствуют развитию интеллектуальных способностей и качеств:Мыслительные операции;Решение интеллектуальных задач;Пространственное восприятие;Оперативная память;Моделирование;Креативность;Творчество;Уникальность склада ума и т.д.Трансформация это по другому - преобразование, превращение, трансфигурацию.К ним относятся геометрические головоломки на построение, изменение фигур, преобразование одной в другую с сохранением количества предметов (счетных палочек, трубочек и т.д), «Квадрат Воскобовича 2-х и 4-х цветный», «Прозрачный квадрат», «Змейка». Такие игры развивают вариативное мышление, пространственные представления, умения осуществлять целесообразные действия.Такие игры развивают вариативное мышление, пространственные представления, умения осуществлять целесообразные действия.Цели игр с игровыми материалами Воскобовича:• Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.• Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.• Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.• Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях.• Развитие мелкой моторики.В одну и ту же игру могут играть дети от 2-х до 7 лет и старше.Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений. Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями.Игры которые изготовленные нами из нестандартного оборудования:-«Развивающие трубочки» на трансформацию разных 3-D форм. Детям предлагают построить фигуру используя коктейльные трубочки разного размера и цвета соединяя их пластилиновыми шариками, пользуясь пооперационной схемой или собственным замыслом.-«Необыкновенные стаканчики».Детям предлагают построить объемную фигуру используя коктейльные трубочки разного размера и цвета, пластиковые стаканчики с дырочками, пластмассовыми шарами; пользуясь пооперационной схемой или собственным замыслом.Наши дети из этого материалы создают разнообразные конструкции: буквы, геометрические фигуры, животных, транспорт и многое другое и с удовольствием их проигрывают.Играть необходимо по принципу от простого – к сложному. Дети самостоятельно изобретают игровые задания, придумывают и конструируют предметные и объемные формы, составляют к ним схемы. Широко известные всем счетные палочки оказываются не только счетным материалом. С их помощью можно в доступной пониманию ребенка форме познакомить его с началами геометрии, с понятием «симметрия»; развивать пространственное воображение. Головоломки со счетными палочками воспитывают интерес к математике, желание проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме, а так же развивают логику мыслей, рассуждений и действий.Прежде чем дать сложные задания необходимо проводить с ними подготовительные упражнения. Это могут быть задания на выкладывание различных геометрических фигур из счетных палочек. Задачи – головоломки со счетными палочками объединяют в 3 группы:Составление заданной фигуры из определенного количества палочек;Изменение заданной фигуры путем удаления определенного количества палочек;Преобразование заданной фигуры путем перекладывания определенного количества палочек;Обязательно с ребенком нужно проводить анализ построенных фигур по следующему плану: сравните и скажите, чем отличаются и чем похожи фигуры; докажите, что фигура составлена правильно.Для того, чтобы научить детей самостоятельно анализировать задачи, искать пути решения, догадываться, педагог использует различные методические приемы: игровые ситуации, словесные отчеты детей, напоминания, пояснения и др. В процессе выполнения заданий в младшем и среднем возрасте вводится игровая мотивация, в старшем возрасте - соревновательный элемент (кто быстрее составит, найдет, положит). Детям даются инструкция (целостная – для старших, расчлененная – для малышей), пояснения, разъяснения, указания о необходимости поискового подхода к решению задачи. Используется система наводящих вопросов, словесные отчеты детей о выполнении задания. Обязателен контроль над выполнением заданий и оценка, подтверждение правильности или ошибочности хода.Анализируя маленькие математические проблемы, ребенок сравнивает и сопоставляет, устанавливает сходство и различие. Так он открывает мир чисел, фигур и форм, учится ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать собственную позицию и принимать чужую, что способствует в целом развитию творческой познавательной деятельности.Работу с нестандартными дидактическими средствами можно разделить на 2 этапа: образный и операционный, который включает в себя подготовительные упражнения и задания - проблемы.Весь наш процесс обучения детей с помощью нестандартного дидактического материала идет через игру и игровые упражнения, могут непосредственно включаться в образовательную деятельность. Также проходить в свободное время, индивидуально или с небольшой подгруппой детей. Игровые упражнения нами проводится систематически, индивидуальные упражнения чередуются с коллективными.Такие игры эмоционально захватывают детей. Они сами пытаются найти ответ, решить задачу, взрослый лишь дает схему и направление анализа логической задачи.Нами соблюдается требования Федерального государственного образовательного стандарта выдвинутые к организации развивающей предметно-пространственной среде.