"Скорость. Единицы времени
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Скорость. Единицы времени
Автор: Гришнева Татьяна Владимировна
Конспект урока математики в 4 классе УМК «Школа России» по теме«Скорость. Единицы скорости»Цель: способствовать ознакомлению со скоростью равномерного движения и решением простых задач на нахождение скорости по известным расстоянию и времени движения, способствовать установлению связи между скоростью, временем и расстоянием, способствовать развитию умений решать уравненияТип урока: урок открытия новых знаний и способов действий.Планируемые образовательные результаты: предметные – познакомятся со скоростью равномерного движения и решением простых задач на нахождение скорости по известным расстоянию и времени движения, установят взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием, скорректируют навыки решения уравнений;метапредметные - овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке, умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником;личностные – понимают значимость математических знаний в жизни человека.Методы и формы обучения: формы – фронтальная, индивидуальная; методы – наглядный, словесный, практический.Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор.Основные понятия и термины: скорость, единицы скорости.Ход урока1 Организационный момент- Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку? Садитесь.-Сегодня мы с вами отправимся дальше в путешествие по стране математике за новыми знаниями..- Какие слова с таким же смыслом мы можем подобрать к слову путешествие? (путь, дорога)2. Мотивация к учебной деятельности Эпиграфом к нашему путешествию будут слова известного американского писателя Рея Бредбери « Победа там, где есть движение вперёд».- Как вы понимаете эти слова?Мы будем тоже двигаться вперёд, узнавать новое и тогда нас ждёт успех, а может быть даже победа.3. Актуализация опорных знаний-Чтобы двигаться вперёд к новым знаниям, нам сначала необходимо повторить, что мы уже знаем, и эти знания нам обязательно пригодятся.- Математическая разминка – это движение мысли.-Над каким разделом мы работали? (величины)Какие величины вы знаете? (Длина, время, масса, площадь)1) фронтальная работаА) 3человека работают на карточках.Переведите:7см4мм=74мм 3ч= 180 мин 1т30кг=1030кг 16км60м=16600м 5мин=300с 5дм4см=540см 6см2=600мм2Б) Весь класс:25кг=25000г 2км=2000м 48ч=2сут 5м2=500дм2 2ч30мин=150мин 5т=50ц 10см=100ммВ) Работа в парах1.Распределите величины на группы (карточки на партах)( км, ч, мин, см, дм, с, кг, т, мин, сут, мм, км/ч)-На какие группы распределили?1. Назвать величины в порядке возрастания (ед длины, ед. времени)2.Какая величина лишняя? ( на доску)Что это за единица измерения? (скорость движения)Куда же их отнесем? ( В отдельную группу.)Учитель: Какой возникает вопрос? Какова же будет тема урока?Ученик: Скорость.Учитель: Да, мы сегодня познакомимся с новой величиной, которая называется «скорость»,4. Постановка темы и задач урока-Кто догадался, какова тема нашего урока? Определение темы (СКОРОСТЬ)-А для чего нам нужно знать о скорости движения? Важная ли эта тема для изучения? Как вам это может пригодиться в жизни? (движение машин, столкновение поездов, чтоб не опоздать, скорость важна для спортсменов)-Вы замечали, что в окружающем мире всё постоянно что-то движется. И мы с вами не сидим на месте, куда-то ходим. Иногда спешим, пользуемся транспортом, чтобы быстрее добраться до места. Или прогуливаемся, идём не спеша, рассматриваем всё вокруг. Что- то двигается быстро, как ракета или очень медленно, как улитка. Почему?Исходя из темы, поставим учебные задачи.1. Узнать, что такое скорость?2.Чем она измеряется? -единицы скорости.3.Научиться находить скорость5.Актуализация знаний, постановка проблемы: Где и при каких обстоятельствах вы слышали слово «скорость»? Приступим к решению наших задач. Но сначала оцените + или - свои знания.- А теперь представьте, что вам надо куда-либо доехать быстро. Что вы выберите: велосипед или автомобиль?( автомобиль)- Почему?(т.к. движется быстрее, с большей скоростью)Но в математике этого недостаточно. Математика –наука точная. Значит, нам гадать нельзя, когда мы приедем. Когда можно точно рассчитать.- Значит , что мы будем сравнивать при выборе транспорта?(скорость движения)- А определить скорость можно?( в машинах есть спидометр)-Давайте решим задачи. Возьмите карточки на вашем столе и прочитайте первую задачу.1).Диме до школы идти 640 метров , а Ивану 580 метров.Кто ближе живёт?Кто быстрее дойдёт до школы?(Ближе живёт Иван)- А можно ответить на 2-ой вопрос? ( нет).- Почему?(т.к. не знаем сколько времени тратят на дорогу мальчики, а знаем только расстояние).2). Марина идёт 10 минут до школы, а Света идёт 12 мин.Кто тратит больше времени на дорогу?Кто быстрее идёт?(Света тратит больше времени на дорогу).- Можно ответить на 2-ой вопрос? (нет так как не знаем какое расстояние они проходят до школы)- Какая величина характеризует быстроту движения? ( скорость )- Так что же такое скорость?-Откройте учебники на с.39 и прочтите правило. (Скорость – это расстояние, пройденное в единицу времени)Скорость Расстояние Время (таблички вывешиваю).– Если скорость величина, значит, есть единицы измерения скорости. Можем их записать? В каких единицах измеряется скорость на спидометре? Нам поможет опять учебник. (Читаем )Открываем тетради. Подписываем № 135, запишем скорости.-Так , что такое скорость? -Единицы скорости теперь можете назвать?Если скорость можно измерить, можно ли сравнить?«Скорость гусеницы измеряется в км/ч?»Соотнесите различные объекты с единицами измерения скорости.РакетаМашинам/сЧерепахам/чГусеницакм/чВетеркм/минЧеловек Итак, в начале нашего путешествия вы выбрали автомобиль. Сейчас мы узнаем во сколько раз машина движется быстрее велосипедиста.Самостоятельная работа. Решение задач.1. Велосипедист проехал 36км за 3 часа. С какой скоростью ехал велосипедист? 2. От города до поселка 140 км, машина проезжает этот путь за 2 часа. С какой скоростью едет автомобиль?Физминутка математическая:Учитель: Если я назову единиц времени – дети вытягивают руки вперед, если назову единиц длины – поднимают руки вверх, если единицы скорости – приседают:м, ч, дюйм, м/с, дм, мин, км/ч, с, км, мм, сажень, сутки, см, год, век, м/мин.Игра « ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ»Встаёте, если верите.6. Закрепление изученного. Работаем в парахКак вы думаете, кто из животных самый быстрый?Математика не любит недоказанных предположений, поэтому я предлагаю провести нам с вами небольшую исследовательскую работу и выяснить это наверняка. Теперь мы с точностью можем сказать, кто из животных быстрее.Кто же был прав?7. Самостоятельная работаА теперь попробуйте самостоятельно решить задачу №140.8. Итог урока.– Подведём итог нашей работе. Вспомним задачи урока и дадим на них грамотные ответы.- Что такое скорость?- Как найти скорость?-Какие единицы измерения запомнили?-Решили мы наши задачи?- Где пригодятся вам знания, полученные на уроке?- Что бы вы хотели еще узнать по данной теме?9.Рефлексия- Вернемся к оценочным листам, ответим на вопросы и оценим свою работу на уроке.Нарисуйте смайлик10. Постановка домашнего задания .Измерьте скорость своего движения при ходьбе от школы до дома.А как это сделать? (количество шагов, среднюю длину шага, затраченное время).Или Творческое задание: придумать интересную задачу на нахождение скорости