«Крестьянский быт и орудия труда»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Крестьянский быт и орудия труда»
Автор: Петрова Наталья Николаевна
Музейный урок «Крестьянский быт и орудия труда»Задача: способствовать воспитанию гражданских и патриотическихкачеств подростков.Цели: 1. Сформировать представление школьников о быте крестьян и орудиях их труда. 2. Воспитывать у подростков уважение к людям труда, чувство гордости и любовь к своей малой родине.3. Развивать интерес к старине, желание соприкоснуться с прошлым,расширять знания по истории Присережья.Предметы для изучения – орудия труда: серп, цеп, грабли, лопата, лукошко,рубель, мялица, ткацкий станок, прялка, гребни, холст.План урока:Что такое быт.Крестьянский труд.Отчего «страдал» крестьянин. «Бог в помощь!»1. Что такое быт? Быт, бытовая культура включает в себя повседневную жизнь людей во всех её проявлениях. Жилище, домашняя утварь, одежда, трапеза, семейная жизнь, работа, развлечения – все это имеет отношение к быту. Каждый народ имеет свою бытовую культуру.Крестьяне составляли основную часть населения России. Бытовой уклад их жизни складывался веками и мало подвергался изменениям. Быт крестьян поражает своей простотой и скромностью. В повседневной жизни крестьянин довольствовался самым необходимым и не мог позволить себе никаких излишеств ни в еде, ни в одежде.Жизнь крестьянина была тесно связана с природой. Поле, река, лес кормили, поили, согревали и одевали его. Без них крестьянин не мыслил своего существования. Результаты его труда во многом зависели от природы.В крестьянской среде родился богатый русский фольклор – устное народное творчество: сказки, загадки, песни, пословицы, поговорки. В них отражены различные стороны крестьянской жизни, быта – работа, отдых, развлечения, показан характер и нрав русского человека – его трудолюбие, смекалка, доброта. «На всякое семя – своё время», «Кто пахать не ленится, у того хлеб родится», «Летом не вспотеешь, так и зимой не согреешься», «Доброе зёрнышко колос родит» - все эти поговорки и пословицы возникли в крестьянской среде и посвящены земледельческому труду.2. Крестьянский труд. Главными орудиями труда были соха, борона, серп, коса (показ орудий труда). Весной крестьянин распахивал поле сохой. После пахоты поле боронили – размельчали крупные комья земли. Борона представляла собой решётку из продольных и поперечных планок с набитыми деревянными зубьями. Потом подростки подвозили навоз. Работа эта не очень приятная, но крайне нужная. Крестьянская мудрость гласит: «Клади навоз густо, чтобы не было в амбаре пусто».Вскоре наступала пора ярового, весеннего сева. По множеству примет крестьянин старался точно определить его сроки: берёза начнёт распускаться – сей овёс, зацвели яблони – пора сеять просо, кукушка закуковала – пришло время льна.Что сеял крестьянин? Лишь то, что было проверено вековым опытом: рожь, пшеницу, овёс, ячмень, гречиху. К севу яровых приступали в праздник Бориса и Глеба (2мая), а с середины августа сеяли озимую рожь. Рожь – основная кормилица крестьян, неприхотлива. На неё почти всегда урожай, а значит, и чёрный каравай на крестьянском столе. «Хлебец ржаной – отец наш родной, гречневая каша – матушка наша» - говаривали на селе. Гречиху начали сеять с 1663года. Удобно было иметь с ней дело: посадишь её на худой земле, она же её и удобрит. Сеяли также просо, ячмень, в малых количествах пшеницу. Пшеница самая капризная из злаковых культур. Повезёт – будет добрый урожай. А нет, так весь труд пойдёт насмарку. Сеяли только отборное зерно. В день сева крестьянин с лукошком на груди выходил в поле (показ). Через каждые два шага забирал из лукошка зерно и размеренным движением руки разбрасывал его веером налево и направо. Поэтому для сева всегда выбирали тихий, безветренный день. Затем семена запахивали и забороновывали.Лето – самая напряжённая трудовая пора на селе. Крестьянин вспахивал и удобрял паровое поле, чтобы оно копило силы для будущих урожаев. И тут же принимался за сенокос. Первый покос приходился на конец июня – праздник Ивана Купалы. К этому времени травы поднимались высокие, сочные. Мало траву скосить. Пока она сохнет, надо её несколько раз переворошить граблями, а уж когда совсем высохнет, сметать в стога.3. Отчего «страдал» крестьянин. Тем временем поспевали хлеба. Наступала пора жатвы. На жатву выходили все, кто мог работать: и мужики, и бабы, и стар, и млад. Кто серпом жал (показать), кто снопы вязал. Жатва считалась самой страдной порой на селе. Слово «страда» сродни слову страдания. Их испытывал земледелец от тяжких трудов своих, целый день от зари до заката работая в поле (показ картин Васнецова «Жатва» и «Гумно»). Жатва в наших краях обычно начиналась после Ильина дня (2 августа) и заканчивалась к концу августа. Раньше снимали небольшие урожаи – приблизительно 13,1ц с гектара (сейчас 25-30ц), а в неурожайные - всего 2,4ц с га. Засушливые периоды очень характерны для нашего края, как впрочем град, проливные дожди во время жатвы, зимние оттепели и морозные зимы.Связанные снопы свозили на гумно – сарай для обработки зерна. Если хлеб оказывался влажным, его сушили в овинах – специальных сушильнях. В земле рыли глубокую яму, над ней устанавливали бревенчатый сруб с решётчатым настилом. На настил укладывали снопы, а в яме разжигали огонь. Подсушенные колосья обмолачивали на току – утрамбованной земляной площадке под открытым небом. Нехитрым орудием – цепом (показать) представлявшим собой тяжёлую палку с округлым утолщённым концом, подвешенную на ремне к длинной деревянной рукояти, выбивали зерна из колосьев. Орудий крестьянского труда было немного: соха, борона, коса, серп, вилы, грабли, цеп; зато сколько загадок сложил о них народ (приложение).Зерно после обмолота сгребали в кучу. Однако в нём оставалось много мусора – частицы соломы, колосьев, пыли. Для очистки зерно веяли: подбрасывали лопатой на ветру и мусор сдувало прочь. Веяние позволяло отделить (догадайтесь как) крупное, посевное, зерно от мелкого. Уважением на Руси пользовался труд земледельца. В христианские времена появился у него свой покровитель: святой Георгий, чьё имя в переводе с греческого означает «земледелец».Не только работой на земле жил крестьянин. Большого труда требовала забота о скотине. Корова в крестьянском хозяйстве была главной кормилицей, а лошадь – работницей. Имелись в хозяйстве также козы, свиньи, овцы. «По горам, по долам ходят шуба да кафтан», - кто не знает этой загадки! Из шерсти овцы вязали носки и варежки (показать)Крестьяне носили овчинные тулупы, шапки, рукавицы. Забота о скотине лежала в основном на плечах женщины. Летом она вставала чуть свет и выгоняла животных на пастбище. Вечером загоняла скотину обратно, кормила, поила, доила. Первый весенний выпас скота начинался в апреле (Егорий Вешний – 23апреля- по старому стилю), а зимой скот содержали в хлевах под одной крышей с жильём.Занимались крестьяне ещё и огородничеством, выращивали капусту, огурцы, репу, лук, чеснок, морковь. В садах росли яблоня, вишня, груша, смородина, крыжовник. Забота о саде и огороде лежала на плечах женщины: вскопать, посадить, полить, прополоть, собрать урожай.Жизнь заставляла крестьянина овладеть множеством ремёсел. Мужчины строили дома, мастерили мебель, вырезали деревянную посуду. Женщины пряли, ткали, шили, вязали. Ремесленничали в основном зимой, когда не было полевых работ. Хозяин дома по вечерам устраивался на лавке и плёл лапти, корзины, лукошки для ягод, короба для хранения продуктов и вещей. Жена тем временем пряла. Перед пряжей овечью шерсть разбирали руками. Затем пряха пристраивала к лопастям прялки пушистый пучок шерсти (кудель). Левой рукой вытягивала из нее прядево, ногой нажимала на педаль, которая вращала колесо прялки. (всё показать)Для получения тканей использовали лён и коноплю, но последняя преобладала. После сбора растения мяли (показать мялицу), трепали, а коноплю ещё и замачивали. После трепки пропускали через гребни разной частоты (гребни показать). К масленице крестьянки заканчивали прядение и принимались ткать холсты – пасконь (показать). Из сарая в избу переносили ткацкий станок (показать). Длинные полосы изготовленного сероватого льняного полотна вымачивали в воде и расстилали на лугу, отбеливая на солнце. Из готовой ткани шили рубахи, портки, юбки.«Учи дитя тогда, когда оно поперёк лавки лежит» - учит народная пословица, то есть детей в старину рано приучали к труду. К 14-15 годам девочки и мальчики работали наравне со взрослыми.4. «Бог в помощь!» В крестьянской среде была сильно развита взаимопомощь. В единоборстве с природой иначе просто не выжить. Не потому ли в России так долго сохранялась община – коллектив людей, готовых в трудную минуту прийти на помощь друг другу? Обычай приглашать односельчан справиться с трудной работой назывался хорошим русским словом «помочь».Тяжёлым трудом жил крестьянин. Работа составляла главный смысл жизни. В народной среде укоренилось представление о том, что труд благословлен Богом. Недаром к работающему обращались со словами: «Бог в помощь!»В конце урока предлагается отгадать старинные загадки, связанные с трудовой деятельностью крестьян и орудиями крестьянского труда:1. «Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет да растёт».(дождь, земля, хлеб)2. «Не море, а волнуется». (нива)3. «Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник». (конь)4. «Щука – вертуха хвостом вернула: все леса пали, горами стали».(косьба)5. «Летят гуськи, дубовые носки, говорят: то-то-ты, то-то-ты».(молотьба)6. «Конь стальной, хвост льняной». (игла с ниткой)7. «Били меня, били, колотили, колотили, клочьями рвали, по полюваляли, под ключ запирали, на стол сажали».(лён, пряжа, холст, скатерть)8. «Баба-яга вилами нога: весь мир кормит, сама голодна». (соха)9. «Сито вито о четыре угла, пять пятков, пятьдесят прутков,двадцать пять стрел». (борона)10. «Согнута в дугу, все лето на лугу, зимой на крючку». (коса)11. «Зубасты, а не кусаются». (грабли)12. Деревянное приспособление для глажки белья? (рубель)13. Им волну чесали, потом нить пряли. (гребень)14. Что-либо взвесит без проблем . Для этих целей есть. (безмен).Список литературы:1.Болотова, С.И. Рукотворная краса земли Белгородской /С.И.Болотова, Т.А. Приставкина, А.В. Рябчиков.- Белгород: 2000. 2. А.П. Никулов. Оскольский край . – Старый Оскол, 20063. Рябцев, Ю.С., Козленко, С.И. История русской культуры. – М.: Владос, 2001