ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
Автор: Худякова Ольга Ивановна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ Учитель-логопед филиала МБОУ г. Мурманска СОШ №27 Худякова Ольга ИвановнаОдним из новейших направлений в коррекционно – развивающем и здоровьесберегающем обучении является нейропсихологическая коррекция трудностей учения. Опыт отечественных учёных (А. В. Семенович, Е. А. Воробьёва) показывает, что оптимальным является «системный подход коррекции психического развития ребёнка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в комплексе с учётом их взаимнодополняющего влияния». На современном этапе в нейропсихологии разработаны технологии формирования базовых для обучения функций чтения и письма, к ним относятся:1.Готовность к переработке слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно – пространственной информации; 2.Зрелость серийной организации движений и действий; 3.Уровень формирования программирования и контроля произвольных действий; 4.Возможность поддержания рабочего состояния.Наряду с учетом высших компонентов строения функции необходим учет ее «вертикального» иерархического строения. В частности, важно принимать во внимание готовность фоновых уровней построения движений – возможности поддерживать рабочую позу, избегать гипертонуса мышц и т. п. Пропедевтический и начальный периоды обучения письму должны быть нацелены на развитие и высших, и фоновых компонентов формируемых в обучении функций. Школа требует от детей не только достаточно высокого уровня восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, но и хорошего развития тонкой моторики.Тонкая моторика — основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь). Под термином «тонкая моторика» понимаются высокодифференцированные точные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях — это движения пальцев руки и органов артикуляционного аппарата. Тонкую моторику необходимо развивать на основе общей моторики, в системе параллельного формирования всех основных видов моторных способностей.Истоки исследования проблемы развития мелкой моторики лежат в трудах физиологов И.М. Сеченова и И.П. Павлова. И. М. Сеченов, устанавливая эквивалентность по степени насыщенности нервными окончаниями осязающей поверхности ладони, отметил, что ладонная сторона первых фаланг пальцев, наиболее густо усеянная осязательными тельцами, соответствует желтым пятнам сетчатки. Следствием этого является то, что ладонная поверхность руки, подобно сетчатке глаза, дает сознанию форму предметов. И.М. Сеченов писал, что движения руки ребенка наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. Двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью руки, являясь её частью.  Очень большие представительства в коре мозга имеют рука и лицо (как в чувствительной, так и в двигательной областях).Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Проведенные М.М. Кольцовой, Л.Ф. Фоминой исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Дети со сложными нарушениями развития, поступающие в школу, не готовы к длительным статическим нагрузкам, так как у них еще не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев, недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки, имеются парезы одной или двух рук.У таких детей в процессе работы отмечаются:тремор (дрожание) руки, что проявляется на письме в прерывистости линий и нестабильности графических форм;слабость мышечного тонуса, в результате чего замедляется темп работы, ребенок быстро утомляется; при этом для письма характерны тонкие дрожащие линии, недописывание слов, предложений;чрезмерно напряженные, плохо контролируемые движения пальцев рук, из-за чего письмо неряшливое, появляются дополнительные линии, выход за рабочую строку;нарушение обособленности движений правой и левой руки, в результате - искажение почерка, быстрая утомляемость. Этими проблемами занимались М. М. Безруких, Т. Е. Хохловой, И. Макарова, которые делали акцент на укрепление мышц предплечья, отвечающих за работу пальцев рук.Массаж мышц правого (у правшей) и левого (у левшей) предплечья восстанавливает ослабленные мышцы, улучшает координацию движения рабочей руки, помогает снять излишнее напряжение, приводящее к тремору руки, улучшает стимуляцию тактильных ощущений и речевых зон коры головного мозга.Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Проведенные М.М. Кольцовой, Л.Ф. Фоминой исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей.Так как одним из первичных нарушений является дизартрические нарушения речи (Центр Брока-производит речь, управляя речевой мускулатурой, поражается при детском церебральном параличе) наблюдаются у детей с выраженными формами двигательных расстройств, то следует начинать массаж с верхних конечностей, затем переходить к массажу шеи, лица, языка.Задачей логопедического сопровождения при системном недоразвитии речи у детей со сложной структурой дефекта является развитие ощущений артикуляционных поз и движений, преодоление и предупреждение оральной диспраксии.Ранняя логопедическая работа при системном недоразвитии речи у детей со сложными нарушениями развития проводится поэтапно.Первый этап - подготовительный. Основная его цель: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов; воспитание потребности в речевом общении, развитие и уточнение пассивного словаря, коррекции дыхания и голоса.Методы и приемы дифференцируются в зависимости от уровня развития речи, возраста и формы дефекта. При отсутствии речевых средств общения у ребенка стимулируют начальные голосовые реакций и вызывают звукоподражания.Логопедическая работа проводится на фоне медикаментозного лечения, физиолечения, комбинированного массажа, рефлексотерапии, арамотерапии и лечебной физкультуры.Это сочетание способствует более быстрому и стойкому достижению хороших результатов, позволяет сократить сроки коррекции в 3-4 раза.Второй этап формирование первичных коммуникативных произносительных навыков. Основная его цель: развитие речевого общения и звукового анализа. Проводится работа по коррекции артикуляционных нарушений; развитию артикуляционных движений; развитию голоса; коррекции речевого дыхания развитию ощущений артикуляционных движений; развитию тонкой моторики кисти и пальцев рук. Используется расслабляющий массаж мышц лица, губ, языка с повышенным тонусом и тонизирующий, укрепляющий массаж вялых, ослабленных мышц. При проведении артикуляционной гимнастики большое значение имеет тактильно-проприоцептивная стимуляция, развитие статико-дийамических ощущений и артикуляционных кинестезий.Особенностью нарушений звукопроизношения при системном недоразвитии речи у детей со сложной структурой дефекта является то, что при всех видах активных движений в конечностях нарастает мышечный тонус и в артикуляционной мускулатуре усиливаются дизартрические расстройства; выполнение любых движений с усилием вызывает повышение мышечного тонуса в общей и речевой мускулатуре, Основные направления логопедического сопровождения при системном недоразвитии речи у детей со сложными нарушениями развития заключаются в следующем:1. нормализация тонуса в артикуляционном аппарате, мимической мускулатуре и конечностях; 2.развитие и формирование кинестетического контроля:установление с помощью логопеда определенного положения языка и губ ребенка в зависимости от артикуляции звука; массаж артикуляционной мускулатуры;3.формирование слухового контроля за произношением и развитие фонематического анализа; 4.нормализация проприоцептивной дыхательной мускулатуры;5.формирование речевого дыхания вне фонации; 6.формирование синхронности речевого дыхания и голосоподачи; 6.коррекция нарушений звукопроизношения. Важное место в логопедической работе при коррекции системного недоразвития речи у детей со сложными нарушениями развития отводится подавлению насильственных движений, в процессе работы выделяются такие основные этапы, как: 1.подбор позы ребенка, при которой количество и интенсивность непроизвольных движений были бы минимальными; 2.обучение ребенка удерживать мышцы лица в состоянии покоя на основе обучения расслаблению мышц с помощью психотерапевтического разъясняющего воздействия, различных способов массажа, статических и динамических пассивных движений; 3.обучение правильному речевому дыханию при беззвучной артикуляции; 4.выработка правильного речевого дыхания при фонации гласных; 5.постановка звуков; 6.выработка плавного произношения и правильной интонации.Выводы:
  • Система логопедического сопровождения при системном недоразвитии речи у детей со сложными нарушениями развития имеет комплексный характер. Основными направлениями логопедического сопровождения являются: коррекция звукопроизношения в сочетании с формированием звукового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи и связного высказывания.
  • Прогноз и эффективность работы с ребенком во многом зависят от учета его психофизиологических особенностей.
  • Успех работы заключается в усилении логопедического воздействия при сочетании дифференцированного массажа мышц тонкой моторики руки, артикуляционного массажа и гимнастики, рефлексотерапии, арамотерапии, с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением.
  • Модернизация системы образования ориентированной на идеи гуманизации, гуманитаризации, которые провозглашают отказ от единообразия и утверждают обеспечение каждому ребенку индивидуального пути развития с учетом его психофизических особенностей, способностей и склонностей для последующей успешной социализации их в социум позволяет нам внедрять эти нетрадиционные технологии в свою работу.
  • Список использованной литературы:
  • Бадалян Л.О. Невропатология - М., 1992.
  • Бортфельд С.А., Рогачева Е.И. Лечебная физическая культура и массаж при ДЦП - Л., 2006.
  • Детский церебральный паралич / Под ред. П.Я. Фищенко - Л., 2014.
  • Ипполитова М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. Пособие для родителей и воспитателей. - М., 1980.
  • Калижнюк Э.С. Задержка психического развития при ДЦП и принципы лечения: Методические рекомендации. - М., 2012.
  • Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского - М., 2015.
  • Кащенко Г.Ф., Солдатченко С.С. Полная книга ароматерапии.- Симферополь, 2007.
  • Малая медицинская энциклопедия: в 6-ти т. АМН СССР / Под ред. В.И. Покровского. – М., 2011. – Т.2.
  • Мамайчук И.И. О взаимосвязи соматических и психических нарушений // Психогенные (реактивные) заболевания на измененной «почве»: Материалы науч. практ. конф. - Воронеж, 2012.