Конспект музыкальной непосредственной образовательной деятельности
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект музыкальной непосредственной образовательной деятельности
Автор: Саблина Галина Алексеевна
Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыке для детей подготовительной группы «В мире музыкальных инструментов»Цель:Закрепление, формирование и развитие музыкальных способностей детей, позволяющих применять полученные знания в игре на различных детских музыкальных инструментах и в творческих начинаниях (необходимых для обучения игре на музыкальных инструментах).Задачи:Образовательная:Закрепить и систематизировать знания по классификации музыкальных инструментов. Обогатить словарный запас музыкальными терминами.Формировать умение определять музыкальные инструменты по звучанию; петь согласованно и выразительно, передавая в пении характер песни.Развивающая:Развивать музыкальные и творческие способности посредством различных видов музыкальной деятельности.Воспитательная:Воспитывать коммуникативные навыки, интерес к музыкальным инструментам и желание играть на них.Интеграция:Физическая культура.Социализация.Чтение художественной литературы.Коммуникация.Предварительная работа:Прочитать детям русскую народную сказку «Репка», а затем вместе с детьми выбирать музыкальные инструменты для «озвучивания» шагов Дедушки, Бабушки, Внучки, Жучки, Кошки, Мышки.Оборудование:Мультимедийная установка для просмотра слайдов.Музыкальные инструменты: барабан, трещотка, ложки, бубен, маракасы, колокольчик; самодельные инструменты (сапоги - скороходы).Наглядное пособие: таблицы – домики для размещения картинок с изображением музыкальных инструментов.ХодДети заходят в музыкальный зал.Звучит Э.Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»,Музыкальный руководитель (приветствие) Здравствуйте, ребята! Дети отвечают на приветствие.Музыкальный руководитель. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычную страну. Такой страны нет ни на одной из географических карт, но она есть там, где любят музыку. Это Страна Музыкальных инструментов. И отправимся в эту страну мы с вами в сапогах – скороходах. Обувайте их скорее.Дети обувают на ноги «сапоги – скороходы», сделанные из киндер – сюрприза.Музыкальный руководитель. Ну что, готовы в путь-дорогу? Отправляемся!Зашагаем дружно в ногу,Бодрый марш поможет нам!Звучит «Марш» муз. Ф. Надененко.(I ч. марш)Дальше узкая дорожкаЗдесь бежим мы на носочках.Звучит «Марш» муз. Ф. Надененко.(II ч. бег)Музыкальный руководитель. Ребята, вот мы с вами и пришли. Посмотрите, как красива наша страна Музыкальных инструментов. Сколько в ней различных музыкальных инструментов (перечисляем). Они все такие разные, но все, же их можно объединить в четыре основные группы. Как называются эти группы?Дети классифицируют музыкальные инструменты по группам: ударные, духовые, струнные, клавишные.Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Музыкальные инструменты готовились к встрече с вами, но так сильно волновались и суетились, что все перепутались. Теперь мы с вами должны им помочь найти свои домики. Поможем?Дети. Да!Педагог демонстрирует детям домики.На земле у каждого есть родимый дом.Хорошо и весело и уютно в нем.У собаки конура, у лисички – нора,У совы – дупло, у малиновки – гнездо.Ну, а в этих домиках живут музыкальные инструменты.-Первым, кому мы поможем, это будут ударные музыкальные инструменты, ведь они первыми появились на Земле, и являются самыми простыми и незатейливыми. Расставить их по местам нам поможет игра «Музыкальная отгадай-ка».Игра «Музыкальная отгадай-ка»Педагог загадывает детям загадки о музыкальных инструментах.Кто в оркестре вам поможет,Сложный ритм стучать он сможет.Ритм любой, из разных стран.Ну, конечно,…………….(Барабан)Ребенок, отгадавший загадку, прикрепляет картинку с изображением барабана в ячейку таблицы-домика.Музыкальный руководитель: Барабан в древности делали из шкур животных, добытых на охоте, и он имел важное значение в жизни людей. Они использовали его, например, как телефон, для того, чтобы передать информацию на дальние расстояния, или предупредить об опасности своих соседей, живших очень далеко.Деревянные крошки,Постучи-ка немножко.Можно щи ими хлебать,А можно «Барыню» сыграть. (Деревянные ложки)Карточку с изображением деревянных ложек дети размещают в ячейке таблицы.Ладошка по нему стучит,Потряхивает вольно.А он звенит, гремит.Ему совсем не больно. (Бубен)Карточку с изображением бубна дети размещают в ячейке таблицы.Ты возьми меня в ладошки.Потряси меня рукой.И услышишь голос мой,Деревянный, озорной. (Трещотка)Карточку с изображением трещотки размещают в ячейке таблицы.Музыкальный руководитель: Трещотка не только подпевала бубну и ложкам на народных праздниках, но еще и охраняла огород от вредителей. Она громко трещала на ветру и отпугивала ворон и грачей.Ты возьми его в ладонь,Слышен будет перезвон.Динь-динь-динь, дон-дон-дон,Чей же это звон? (Колокольчик)Карточку с изображением колокольчика размещают в таблице.Он похож на погремушку,Только это не игрушка!.. (Маракас)Карточка с изображением маракаса размещается в ячейке таблицы.Музыкальный руководитель: Ребята, наши ударные инструменты не только веселые музыканты, но и умелые рассказчики. Давайте вместе с ними расскажем нашим гостям русскую народную сказку «Репка».Дети при помощи ударных инструментов озвучивают сказку «Репка».Сказка «Репка».«Сказочник» (педагог или ребенок) рассказывает сказку, а дети инсценируют.Дедушка (идет тяжело, прихрамывает) – барабан, медленный темп, ритмический рисунок с паузами.Бабушка (идет быстро и семенит) – трещотка, ритмический рисунок более спокойный, умеренный темп.Внучка (бежит вприпрыжку) – бубен, ритмический рисунок состоит из восьмых и четвертных, быстрый темп.Жучка (бежит и громко лает) – ложки.Кошка (не торопится и мурлычет) – маракасы, ритмический рисунок с восьмыми длительностями, быстрый темп.Мышка (спешит и озирается вокруг) – колокольчик, ритмический рисунок с восьмыми длительностями.Музыкальный руководитель: Вот такую интересную сказку мы с вами рассказали вместе с инструментами. Ребята, духовые музыкальные инструменты тоже для вас приготовили игру. Игра называется «Отгадай, кто поет?» А для начала, давайте вспомним, с какими духовыми инструментами мы с вами познакомились на предыдущих занятиях?Дети перечисляют духовые инструменты, с которыми они познакомились на предыдущих занятиях: флейта, труба, саксофон, жалейка.Музыкальный руководитель: Духовые инструменты будут для вас по очереди петь, а вы должны узнать, какой инструмент для вас пел?Игра «Отгадай, кто поет?»Педагог дает детям прослушать фонограммы звучания различных духовых инструментов. Дети, узнав этот инструмент, находят карточку с его изображением и закрепляют его в ячейке таблицы – домика. Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите на наши чудесные домики. Два уже заселены. Инструменты уютно разместились в своих окошках. Это говорит о том, что вы очень внимательно слушали на предыдущих занятиях и у вас много друзей – музыкальных инструментов.Звучит отрывок скрипичного концерта Вивальди.Музыкальный руководитель:Движенья плавные смычкаПриводят в трепет струны.Мотив звучит издалека,Поет про вечер лунный.Как ясен звуков перелив.В них радость и улыбка.Звучит мечтательный мотив,Его названье – скрипка!- Пришла пора, ребята, поговорить о струнных инструментах. Струнные инструменты подготовили для нас красочные слайды, рассказывающие о своем многообразии.Слайд 1У каждой скрипки, есть смычок.Он верный, преданный дружок.Когда скрипач смычок ведётИ плачет скрипка, и поёт.Слайд 2«Арфа – волшебный инструмент» -Сказал задумчивый поэт.Лишь только струн коснутся руки –И нежные польются звуки.Слайд 3Гитары звуки у костра.В них столько света и добра.Как самый сокровенный друг,Её напевный, нежный звук.Слайд 4Под гуслей звонкие напевыВлюблялись юноши и девы.На свадьбах гусли запевали,И молодых благословлялиСлайд 5Звонче балалайкиВ целом мире нет.Она исконно русскийНародный инструмент.Пели под неё, плясалиИ грустили, и вздыхали.В праздники под ахи, охиПотешались скоморохи.(Приложение 2)Музыкальный руководитель: Ребята, лишь один домик остался свободным. Какую группу инструментов мы поселим в него?Дети отвечают: Клавишные инструменты.Музыкальный руководитель: Первое почетное место должно занять наше доброе пианино, которое исполняет для нас много музыкальных произведений, и является главным помощником на наших праздниках и занятиях.Карточка с изображением пианино размещается в ячейке таблицы – домика.Музыкальный руководитель: По другому этот инструмент называется фортепиано. Если его название перевести на русский язык, то оно будет звучать как «громко – тихо». Внутри клавишных инструментов живут молоточки, которые ударяют по туго натянутым струнам, и рождают красивые звуки музыки, которая может рассказать и о прекрасном утре, и о холодной зиме, о доброй бабушкиной сказке и злой Бабе Яге, о прекрасных бабочках и чудесных цветах.Музыкальный руководитель: Ребята, а какие клавишные инструменты вы еще знаете?Ответы детей: Рояль, аккордеон, синтезатор.Карточки с изображением этих инструментов занимают свои места в таблице.Музыкальный руководитель: Ребята, вот мы и помогли музыкальным инструментам найти свои домики. Я уверена, что вы никогда не забудете такую прекрасную страну Музыкальных инструментов. Мы обязательно еще вернемся сюда, а пока, перед тем как нам отправится в детский сад, сделаем подарок нашим друзьям – инструментам. Споем для них песенку, а поможет нам наше пианино.Исполняется песня «Мир музыки» слова и музыка Е. В. Машечковой.Музыкальный руководитель: Скажем нашим друзьям – инструментам – до свиданья. Закрываем глаза и считаем до 5 1, 2, 3, 4, 5В детском садике опять.Музыкальный руководитель: Ребята, вам понравилось наше путешествие?Дети рассказывают о том, что делали на занятии, что понравилось.Музыкальный руководитель прощается с детьми, дети выходят из зала.