Образовательная среда - настоящее и прошлое основа личностного развития обучающегося
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Образовательная среда - настоящее и прошлое основа личностного развития обучающегося
Автор: Тихонова Юлия Валерьевна
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – НАСТОЯЩЕЕ И ПРОШЛОЕ ОСНОВА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯТихонова Ю.В., канд. психол. наук, педагог-психолог МБОУ СОШ № 98, г.Уфа РБСовременный образовательный процесс технологически оснащен различными новшествами в инновационном ракурсе объяснения, усвоения учебного материала в школе. Однако наличие технологической составляющей в работе учителя в школе неотъемлемым остается психология регулирования эмоционального и поведенческого характера ситуаций возникающих у учителей и учеников в процессе конфликта, вспышек агрессии. В решение вопроса создания безопасности в эмоциональной и поведенческой сфере обучающегося в сложных ситуациях необходимо создание образовательной, доступной среды вызывающей эмоциональный комфорт по средствам регулирования эмоций, учащихся через организацию их обучения в умение расслабляться. Создание здоровьесберегающей программы «Психологическое здоровье младшего школьника» является важным звеном в создании доступной образовательной среды в школе, решая проблему эмоционального комфорта личности в дальнейшем ее профессиональном карьерном росте. В настоящее время основное внимание исследователей образования уделено изучению школы как специальной образовательной единице [2, с.107].Одним из ведущих исследователей в этой области, В.В.Рубцов, считает, что образовательная среда представляет собой более или менее сложившуюся полиструктурную систему прямых и косвенных воспитательно-обучающихся воздействий, реализующих психолого-педагогические установки учителей, характеризующие цели, задачи, методы, средства и формы образовательного процесса в данной школе [7, с.169].Несмотря на то, что у разных авторов нет единого содержательного наполнения понятия «образовательная среда», в целом его трактовка осуществляется в терминах эффективности школы, эмоционального климата, личностного благополучия, качества образовательного процесса. С психологической точки зрения, одним из решений проблемы оценки эффективности образовательной системы школы высту пает анализ характеристик ее образовательной среды и особенностей воздействия на психическое развитие учащихся. Полноценное развитие способностей школьников и формирование у них побуждающих к деятельности мотивов, обеспечивающих инициативное включение в учебную работу и проявление собственной активности, является одним из главных показателей эффективности образовательной среды [6, с.4].В большинстве зарубежных исследований образовательная среда описывается в терминах «эффективности школы» как социальной системы – эмоционального климата, личностного благополучия, особенностей микрокультуры, качества воспитательно-образовательного процесса [6, с.26]. Анализ образовательной среды на уровне социальных взаимодействий предполагает, что не существует заранее заданного сочетания показателей, которые бы количественно определили более или менее «эффективную школу», поскольку каждая школа уникальна и одновременно является «сколком общества».С точки зрения американских исследователей более значимым фактором школьной эффективности выступает организационный, обеспечивающий солидарность представлений учителей о своем профессиональном долге, их умение увязать личные педагогические философии как с коллегами, так и с учащимися, поддержку автономной инициативы учителей администрацией школы [5, с.105].В школах с разными внутренними задачами выявлены качественные различия по всем существенным характеристикам образовательной среды. Это, во-первых, содержательные особенности образования. Они характеризуют, чему учат и насколько глубоко научное и культурное содержание представлено в учебном процессе. Во-вторых, это процессуальные особенности среды, а именно стиль и интенсивность общения между учащимися и педагогами, самими детьми, организация учебной деятельности и т.п. Наконец, школы с разными исходными целевыми установками демонстрируют различия в результирующей характеристике своей деятельности [8, с.48]Формирование эмоционально безопасной образовательной среды необходимо и для высшей, и для средней школы. Понятие «эмоциональная безопасность образовательной среды» сравнительно новое для педагогической науки. Традиционно описывается психологическая безопасность образовательной среды, которая включает в себя три компоненты: поведенческий, когнитивный и эмоциональный. И.А Баева под поведенческим понимала волевой компонент, т.е., способность и возможность субъекта образовательной среды (учителя, ученика, родителя) управлять своим поведением. Под когнитивным она рассматривала рациональный компонент, то есть наличие у учеников, родителей и педагогов знаний об образовательной среде и ее роли в обществе, и приложение этих знаний к своему собственному жизненному пути. Эмоциональный компонент ею определялся через эмоции субъектов по отношению к школе, другим участникам образовательной среды, к учебному процессу и др. В соответствии с методикой диагностики психологической безопасности образовательной среды, эмоциональный компонент оценивался через общее отношение субъекта к школе (нравится/не нравится), а также по наличию у него положительных эмоций в отношении школы, учебного процесса, образовательной среды.Следует отметить, что эти три компонента: эмоциональный, когнитивный и поведенческий традиционно выделяются у многих психологических и педагогических явлений, например, для социальной установки, близкие компоненты выделяется в аспекте семейных отношений, в образовательной сфере в методологических аспектах междисциплинарных подходов, по отношению к психическому образу. Эмоциональный компонент психологической безопасности явно или неявно выделяется почти всеми авторами, занимающимися проблемой безопасности образовательной среды. Г.В. Грачев рассматривал психологическую безопасность личности как ее защищенность от негативных воздействий, которые мешают адекватному функционированию субъекта в современном обществе, и которые не дают сформировать разумную систему его отношений к Миру в целом, к другим людям и самому себе. Это определение было дано в аспекте триады С.Л.Рубинштейна (личность как субъект трех видов отношений: к миру, к людям, а также к самому себе).Ранее мы определи эмоциональную безопасность образовательной среды как такое ее состояние, которое предполагает возникновение у ее субъектов подлинных положительных (радость, удовольствие, интерес) или нейтральных эмоций (в зависимости от ситуации) и отсутствие при этом подлинных негативных эмоций (гнева, страха или отвращения) [1, с.3].Профессионально-педагогическое общение есть система (принципы, правила и приемы) органичного социально - психологического взаимодействия учителя и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств [4, с.24]. Здесь учитель выступает как фиксатор этого процесса, организуя его и управляя им.Ребенка воспитывает жизнь, но он подвержен также специально организованным воздействиям со стороны взрослых. Иными словами, воспитание осуществляется как стихийно, так и сознательно. Основная задача сознательного воспитания детей состоит не только в том, чтобы правильно организовать воздействие на них, но и в том, чтобы взять под контроль стихийные влияния [3, с.7]. Список литературы:Березина Т.Н. Формирование эмоциональной безопасности образовательной среды (психолого-педагогические аспекты) // Современное образование. — 2015. - № 1. - С.53-68. DOI: 10.7256/2409-8736.2015.1.13912. URL: .К.Ю.Калинина. Значение традиции для диагностики образовательной среды школы. Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология 2006. Вып.3. С.107 – 122.Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению: Речевые жанры: Книга для учителя. Москва:Ювента: Баласс, 2005. – 176с.Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе: Учебное пособие. М.: Моск. городское пед. общество, 1998. – 223с.Пилиповский В.Я. Эффективная школа: слагаемые успеха в зеркале.... //Педагогика. – 1997.– № 1. – С. 104-111.Образовательная среда школы как фактор психического развития учащихся / под ред. В.В. Рубцова, Н.И. Поливановой. – Москва – Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2007. – 288с.Рубцов В.В. О проблеме соотношения развивающих образовательных сред и формирования знаний (к определению предмета экологической психологии). Вторая Российская конференция по экологической психологии: Тезисы (Москва, 12 – 14 апреля. 2000г.). М.; 2000. С.169 – 172.Технология оценки образовательной среды школы: Учебно-методическое пособие для школьных психологов / под ред. В.В. Рубцова, И.М. Улановской. – М.; Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2010. – 256с.