Духовно-нравственное воспитание-залог успешной личности


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Духовно-нравственное воспитание-залог успешной личности
Автор: Диденко Ольга Николаевна

«Свобода во Христе»Если пребудете в слове Моем, то вы истинно ученики Мои, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:31-32)В последние 200-300 лет в понятие свобода привнесены новые смыслы, что породило новое ощущение его значимости. Если рассуждать в рамках европейской истории, то до начала 18 века свобода понималась как свобода во Христе, а после наступления эпохи «Просвещения» начинают понимать как свобода от Христа, от религиозных и нравственных норм даже как свободу против Христа, хотя свобода величайшая ценность человеческой жизни. Никто, наверно, не позволит себе сомневаться в том, что в христианстве - это свобода и любовь. Почему мы ценим свободу? Потому что в настоящее время она повреждается или начинает исчезать. То больше жаждет свободы, тот кто её теряет. А у кого она есть он её не замечает и не ценить. Сегодня большинство молодых людей искренне стремятся к свободе, потому что в глубине души ощущают, что они теряют свободу, чувствуют необходимость в ней, желают обрести её, но не знают, где её найти и в чем её суть.Чтобы понять «свободу во Христе», человеку сначала необходимо разобраться с понятием «рабства греху». Например, если человек привык курить и не в состоянии бросить, то он становится рабом сигареты. Как только у него исчезает возможность получить очередную дозу никотина, он страдает и готов на многое ради этого яда. аналогичная ситуация с употребление наркотиков и алкоголя. Быть рабом любой греховной страсти - это унижение человеческого достоинства, это гораздо унизительнее, чем быть рабом какого-либо человека. Более того, это гораздо опаснее. От рабства земному господину раб избавляется, переступив порог смерти, а от рабства греховной страсти человек будет страдать и после смерти. Одно из святоотеческих толкований вечного огня для грешников - это огонь греховных страстей, которые невозможно будет удовлетворить.Актуальность темы обусловлена тем, что мы живем в постоянно меняющемся мире, изменения происходят очень активно и быстро. Меняются также и люди, в первую очередь молодежь. Именно молодежь является основополагающим началом всех изменений, происходящих в современном мире. это первоиспытатель всех новшеств, двигатель прогресса. Однако конкретные догматы в обществе как свобода, ответственность были есть и будут во все времена.Гипотеза написания данного доклада состоит в том, что Христос пришел освободить от рабства греху, смерти, но к сожалению, никто из людей не способен освободиться самостоятельно, без Божественной благодати, которая дарована нам через Христовые таинства и добрые дела. Все мы хотим, чтобы наши дети были свободными и в то же время ответственными, счастливыми, но увы наши желания не сбываются, выходя во взрослый мир, мы наблюдаем следующую картину. там все по-взрослому Проблема свободы и ответственности, к примеру, проявляется в том, что все мы несём ответственность за свои поступки и решения. Примером проблемы свободы и необходимости может послужить травмирование или убийство насильника в порядке самообороны, или кража матерью для голодных детей продуктов и т.п.Когда мы говорим, что нравственные ценности предполагают личность, то мы подразумеваем, что они предполагают свободное личностное бытие, свобода есть отличительная черта личности. Осознав свободу, как необходимость, нравственность, ответственность и другие её проблемы, человек приходит к выводу, что если мы, к примеру, поймём и осознаем ответственность свободы, то для нас эта проблема, больше не будет являться проблемой, как таковой. «Желать» и «мочь» у совершенного христианина – это одно и то же, к этому приходят через упражнение и очищение. Букет неудовлетворенных желаний рождает ощущение несвободы.Христианство в отличие от других религий, не уничтожает человечески е желания, но позволяет чётко различить их духовное содержание. Те желания, которые не соответствуют богообразному достоинству человека, принесут ему страдания, а богоугодные стремления станут залогом его подлинного счастья. Вспоминается сразу поговорка «Благими намерениями устлана дорога в ад». Христианство ориентирует человека в соответствии с замыслом Божиим и прокладывает дорогу к вечной жизни с Богом, а здесь без самоконтроля и преображения своих желаний не обойтись. Отсечение желаний, у святых отцов называется отсечением своей воли, это путь преображения и уподобления Богу. Из проведенного мною опроса по теме ответственность и свобода, молодёжь (воцерковленная) 80% видят свободу в искуплении своих грехов перед Богом, через добрые дела и поступки, а невоцерковленная молодежь 85% видят свободу в возможности беспрепятственно удовлетворить греховные стремления, и через такое представление пытаются оценить христианскую жизнь. По мнению молодежи, совершеннолетним не запрещено пить, курить, блудить, ругаться матом, для 55% -это свобода. Я ребятам задала вопрос, а как долго вы можете не пить, не курить, не блудить, не ругаться матом. Ответ прозвучал, наверно, несколько дней. Рассуждаем, тогда кто же свободен, тот кто способен управлять своими желаниями, или тот, кто раболепствует перед ними постоянно? Христианство – это свобода, которая выпадает из поля зрения нецерковного человека, из его мировоззренческого восприятия. Я как учитель понимаю, что ответственность за мир и за жизнь мира лежит на нас взрослых, которая непосредственно является наставником молодёжи. Сейчас наблюдается грубое насилие, шум, суета, сплошная реклама. Изобилие разной информации овладело молодежью, в 60 % семьях молодые родители не воцерковляют детей, а значит, путь будет тернист без Бога. Дети пророчествуют о Христе, но взрослые Христа распинают. Не надо Богу приписывать то, что мы сделали сами. Это как человек напьется, переколотит все в доме, а потом скажет: «Ну как же Бог допустил?» Бог создал человека как единый род. Мы все родственники в Адаме. Господь создал нас, чтобы мы плодились, размножались, наполняли землю, ее украшали, жили в любви. Но мы одичали, потеряли райское блаженство общения с Богом и жизнь в любви друг с другом, воздвигли между собой разные перегородки, преодолеть которые можно только во Христе. Я наблюдала такую картину: в нашем городе Губкинском проживает 57 национальностей. И мы все живем вместе, в любви, в терпении, в снисхождении друг к другу. Есть один замечательный храм святителя Николая Чудотворца Мирликийских. Как постоянной прихожанке данного храма видно, что по мере того как человек воцерковляется, он приобретает русские черты, хотя говорит с акцентом. Я поняла, что это христианские черты. Ведь наш народ был когда-то христианским. Большая часть народа — восемьдесят процентов - были крестьяне. Занимались землепашеством, ходили в храм. Храм был для них и школой, и центром культуры. А самый грамотный человек на селе был священник - умел читать, писать, учил детей грамоте, даже знал азы медицины, агрономии. Потом люди потеряли Бога, забыли Его. Семьи были многодетные пять-семь детей, наша земля от Аляски до Польши. А сегодня мы вымираем не потому, что на нас кто-то нападает, мы сами убиваем собственных детей. Господь и попустит, конечно, что в итоге на нашу землю придут другие народы. А мы исчезнем или станем племенем без государства, как цыгане. Есть такие народы, которые не имеют собственной государственности, например курды или ассирийцы. Во многих странах живут ассирийцы, но собственной государственности у них нет. А ведь Ассирия когда-то была мощной империей с богатейшей культурой, которой мы до сих пор восхищаемся. И Россия когда-нибудь исчезнет с лица земли, не потому, что кто-то завоевал, а потому, что ослаблена. В Писании сказано: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет». Не враги убивают русских, а мамы с согласия пап убивают русских, по несколько миллионов в год. Если другие народы нас теснят, это не потому, что они плохие, а потому, что у нас пустые пространства. Проедешь по России -непаханые земли. Нашим деревням по пятьсот-восемьсот лет, а сейчас там народу нет, все обезлюдело. Это Бог виноват? Надо понимать, что существует и происходит по воле Божией, а что из-за наших грехов. Для того, чтобы человек стал свободным есть посты и постные дни (среда, пятница), которые учат и знакомят со святыми, например пост перед праздником Петра и Павла?. Петр был простой рыбак, Павел - ученейший муж, один из самых образованных людей, живших в Палестине. Петр был простой мужик, Павел - гражданин Рима. Петр был в годах и женат, Павел, наоборот, юный и девственник. И вот Церковь показывает нам: чтобы быть провозвестником слова Божия, ты, человек, можешь быть любым, начиная от Петра, простого рыбака, и вплоть до величайшего ума, великого Павла, знающего несколько языков, умеющего писать по-латыни и по-гречески. Христианство для всех. Пост - время духовных упражнений, которое нас подготовит к размышлениям. Для того чтобы мы своим духовным взором оценили эти фигуры, которые стоят в основании Церкви Христовой. Для молодых людей жизнь прекрасна, но по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь (Мф. 24, 12). Гордость, эгоизм и другие страсти, становятся естественной средой такого социума. И, как результат, появляется желание одних людей использовать других в своих эгоистических корыстных целях, не считаясь с их интересами и нуждами. Такое построение отношений является негативным и разрушительным как для одного, так и для другого человека, хотя и не всегда это сразу становится явным. Большой объем информации разрушает отношение человека с Богом лишает его личностной свободы и, в конечном итоге, спасения и вечной жизни. Теряются позитивные жизненных ориентиры, расслабляются воля, разжигаются страстные желания, направляя их на всевозможные виды потребления, которые провоцируют различные заболевания. Для улучшения ситуации с молодёжью применяю в своей практике 10 заповедей и алгоритм формирования свободной и ответственной личности, это помогает выработать свой иммунитет, на мой взгляд, дает положительные результаты. Формирование ответственности каждый начинает с себя. Мы с ребятами составили свой алгоритм действий 1.Никогда не играть роль иждивенца. 2. Уметь что-либо делать качественно, вкладывая свою душу. 3.Проявлять интерес в своей деятельности на работе, учебе, в семье. 4. Знать житие своего святого имя, которого ты носишь. Какими качествами он обладал, помни о них, в трудные минуты обращайся к нему за помощью.5.Жить всегда по евангельским нормам жизни и поведения. 6. Нельзя разбрасываться обещаниями, но если уж пообещал – сделай7. Постоянство и верность нужны человеку во всяком деле.8.Помни - долг выше выгоды, выгода делает тебя рабом греха.9. От вопросов Бога, совести и окружающих людей не закрывайте свои уши и не отворачивайте лица.
  • Мороз А., Бересекева Т.А. «Путь жизни - православный» Сатись, Санкт-Петербург 2011, с.202.
  • Дмитрий Смирнов . 9 том Беседы. Москва 2010 , с.278.
  • А. Ткачёв «Наше время» с.62-65,139,194