Методическое пособие преподавателям и студентам для организации исследовательской деятельности обучающихся


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическое пособие преподавателям и студентам для организации исследовательской деятельности обучающихся
Автор: Горохова Марина Михайловна

Министерство образования и науки республики Бурятия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Бурятский республиканский информационно-экономический техникум
Методическое пособие
преподавателям и студентам для организации исследовательской деятельности обучающихся
Разработчик: методист, преподаватель
естественных дисциплин
Горохова М.М.
Улан-Удэ
Рассмотрено на заседании ПЦК
Протокол №3
___________________2018 года
Председатель ПЦК_____________
АННОТАЦИЯ
Основной целью данного методического пособия является воспитание подлинно свободной личности, способной самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей, воспитания навыков самостоятельного движения в информационных полях. Предложенные рекомендации способствуют формированию у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – в профессиональной деятельности и для самоопределения в повседневной жизни.
В методическое пособие включены рекомендации по составлению оглавления, введения, описания исследовательской работы, а также заключения и списка литературы.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Состав элементов исследовательской работы
5
2. Оформление титульного листа
5
3. Подготовка содержания
6
4. Основные понятия научно-исследовательской работы
7
5. Основные виды исследовательской деятельности
10
6. Рекомендации по выполнению исследовательской работы
12
6.1.Выбор темы
12
6.2. Общая схема хода научного исследования
12
6.3. Методы исследования
15
6.3.1 Методы эмпирического исследования
16
6.3.2. Методы эмпирического и теоретического исследования
17
6.3.3. Методы теоретического исследования
18
6.4. Этапы исследовательской работы
18
6.5. Выводы
21
7. Требования к оформлению научно-исследовательской работы
23
8. Защита исследовательской работы
25
9. Заключение
27
10. Библиография (список литературы)
28
11. Приложения
29
12. Примечания
30
Приложение А
31
Приложение Б
32
1. Состав элементов исследовательской работы
Любая исследовательская работа должна иметь определенную структуру, в которой можно выделить основные части:
1. Титульный лист;
2. Содержание (оглавление);
3. Краткая аннотация;
4. Введение;
5. Основная часть;
6. Заключение;
7. Библиография (список литературы);
8. Приложение.
Последовательно рассмотрим содержание основных частей исследовательской работы, алгоритмы их создания и оформления, а также типичные ошибки, допускаемые при проведении исследований.
2. Оформление титульного листа
Титульный лист – это первая страница исследовательской работы, на которой содержится информация об учреждении, в котором выполнена работа, называется тема исследования, авторы работы (ФИО, курс, номер группы), руководитель (ФИО, должность, категория), место и год ее выполнения. С этой страницы начинается отсчет общего объема работы, но она не нумеруется.
В верхней части титульного листа посередине указывается учреждение, без сокращений. Посередине страницы пишем название работы без кавычек и без точки в конце предложения. Желательно выделить название темы жирным шрифтом или заглавными буквами.
Ниже по левому краю указываем авторов работы и их руководителя.
В нижней части листа посередине следует указать место выполнения работы (название города, поселка) и год ее выполнения (без слова год) (Приложение А).
.
3. Подготовка содержания
Содержание исследования – это макет, отражающий состав, структуру, логику изложения текста работы и его постраничное расположение. Содержание обычно представлено на странице, которая нумеруется цифрой единообразно со всем остальным текстом. Общая нумерация страниц осуществляется чаще всего по центру, внизу или вверху страницы.
Содержание текста работы делится на крупные и мелкие части. Такое деление, или рубрикация текста, проявляется в наличии структурных подразделов. Членение работы на части должно соответствовать логике изложения компонентов работы. Поэтому не следует вводить в оглавление структурные единицы, содержательно выходящие за рамки работы или связанные с ним лишь косвенно.
План содержания исследовательской работы – это как бы логический скелет изложения, и в этом скелете все должно быть на своем месте. Название каждого из них нужно сформулировать так, чтобы они не оказались шире содержания текста, а были равновелики ему.
Деление раздела на подпункты (рубрики) должно осуществляться на протяжении всего раздела по одному и тому же признаку. Разделы и подразделы имеют заголовки, которые должны точно соответствовать содержанию текста. Разделы можно нумеровать римскими или арабскими цифрами.
Разделы не могут дублировать друг друга по смыслу, но в своей сумме они должны полностью исчерпывать содержание текста в целом.
4. Основные понятия
научно-исследовательской работы
Приступая кпроведению научно-исследовательской работы, следует прежде всего усвоить язык, накотором ученые общаются между собой. Язык науки весьма специфичен. Отвладения понятийным аппаратом зависит, насколько точно, грамотно ипонятно исследователь может выразить свою мысль, объяснить тот или иной факт.
Основу языка науки составляют следующие термины ипонятия:
Актуальность темы- степень ееважности вданный момент ивданной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса).
Аналогия- рассуждение, вкотором изсходства двух объектов понекоторым признакам делается вывод обихсходстве иподругим признакам.
Аспект- угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования.
Гипотеза- научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.
Дедукция- вид умозаключения отобщего кчастному, когда измассы частных случаев делается обобщенный вывод овсей совокупности таких случаев.
Идея- определяющее положение всистеме взглядов, теорий ит. п.
Индукция- вид умозаключения отчастных фактов, положений кобщим выводам.
Информация:
обзорная - вторичная информация, содержащаяся вобзорах научных документов;
релевантная- информация, заключенная вописании прототипа научной задачи;
реферативная- вторичная информация, содержащаяся впервичных научных документах;
сигнальная- вторичная информация различной степени свертывания, выполняющая функцию предварительного оповещения;
справочная- вторичная информация, представляющая собой систематизированные краткие сведения вкакой-либо области знаний.
Исследование научное- процесс выработки новых научных знаний, один извидов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью иточностью.
Исследовательская специальность(часто именуемая как направление исследования)- устойчиво сформировавшаяся сфера исследований, включающая определенное количество исследовательских проблем изодной научной дисциплины, включая область ееприменения.
Исследовательское задание- элементарно организованный комплекс исследовательских действий, сроки исполнения которых устанавливаются сдостаточной степенью точности. Исследовательское задание имеет значение только вграницах определенной исследовательской темы.
Историография- научная дисциплина, изучающая историю науки.
Категория- форма логического мышления, вкоторой раскрываются внутренние, существенные стороны иотношения исследуемых предметов.
Концепция - система взглядов начто-либо, основная мысль, когда определяются цели изадачи исследования иуказываются пути его ведения.
Конъюнктура- создавшееся положение вкакойлибо области общественной жизни.
Ключевое слово- слово или словосочетание, наиболее полно испецифично характеризующее содержание научного документа или его части.
Метод исследования- способ применения старого знания для получения нового. Является орудием получения научных фактов.
Методология научного познания-учение опринципах, формах испособах научно-исследовательской деятельности.
Наука- сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка итеоретическая систематизация объективных знаний одействительности. Одна изформ общественного сознания.
Научная дисциплина- раздел науки, который наданном уровне ееразвития, вданное время освоен ивнедрен вучебный процесс высшей школы.
Научная тема- задача научного характера, требующая проведения научного исследования. Является основным планово-отчетным показателем научно-исследовательской работы.
Научная теория- система абстрактных понятий иутверждений, которая представляет собой ненепосредственное, аидеализированное отображение действительности.
Научное исследование - целенаправленное познание, результаты которого выступают ввиде системы понятий, законов итеорий.
Научное познание- исследование, которое характеризуется своими особыми целями, аглавное— методами получения ипроверки новых знаний.
Научный доклад - научный документ, содержащий изложение научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы, опубликованный впечати или прочитанный ваудитории.
Научный отчет- научный документ, содержащий подробное описание методики, хода исследования (разработки), результаты, атакже выводы, полученные витоге научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы.
5. Основные виды исследовательской деятельности
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная срешением учащимися творческой, исследовательской задачи сзаранее неизвестным решением (вотличие отпрактикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы). Исследовательская деятельностьпредполагает наличие основных этапов, характерных для исследования внаучной сфере, нормированную исходя изпринятых внауке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования ипрактическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ иобобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, вкакой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой еепроведения.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная надостижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений оконечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей изадач проекта, доступных иоптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ иорганизация деятельности пореализации проекта) иреализации проекта, включая его осмысление ирефлексию результатов деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность попроектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей изадач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.
Учебное исследование инаучное исследование. Главным смыслом исследования всфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, анеполучение объективно нового результата, как вбольшой науке. Внауке главной целью является производство новых знаний. Вобразовании цель исследовательской деятельности — приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности кисследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося вобразовательном процессе наоснове приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми иличностно значимыми для конкретного учащегося).
Отличие исследовательской деятельности от проектной иконструктивной.Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий туили иную истину врезультате процедуры исследования ипредставленный встандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины висследовании как его главного продукта. Часто вусловиях конкурсов иконференций можно встретить требования практической значимости, применимости результатов исследования, характеристику социального эффекта исследования (например, природоохранный эффект).
Такая деятельность, хотя часто называется организаторами исследовательской, преследует иные цели (сами посебе неменее значимые)— социализации, наработки социальной практики средствами исследовательской деятельности.
6. Рекомендации по выполнению исследовательской работы
6.1. Выбор темы
Любая исследовательская работа начинается свыбора темы исследования. Выбор темы школьной исследовательской работы— важный иочень ответственный момент. Руководитель, предлагающий тему исследования ребёнку, или автор, самостоятельно решивший избрать некоторую тему, должны хорошо представлять: каковоже направление будущего научного поиска, какую проблему необходимо решить. Тема работы созвучна сцелью работы иеёзадачами, определяемыми доначала выполнения работ. Тема работы подкрепляется рабочей гипотезой. Несомненно, что впроцессе выполнения работы игипотеза, инабор необходимых для решения задач могут изменяться. Однако вкаждый конкретный момент автор работы должен точно представлять, что искакой целью онделает.
Очень часто, после окончания работы, вовремя еёподготовки кпрезентации, автор приходит квыводу онеобходимости выбора яркого икрасочного названия, привлекающего кработе внимание читателя. При этом неучитывается одно изсущественных различий художественной инаучной работы. Если вхудожественной ипублицистической литературе название действительно играет роль некоторого рекламного слогана, товнаучной литературе оно должно чётко отражать суть проделанной работы, характеризовать направление проведённого исследования.
6.2. Общая схема хода научного исследования
Весь ход научного исследования можно представить ввиде следующей логической схемы:
Обоснование актуальности выбранной темы.
Постановка цели иконкретных задач исследования.
Определение объекта ипредмета исследования.
Выбор метода (методики) проведения исследования.
Описание процесса исследования.
Обсуждение результатов исследования.
Формулирование выводов иоценка полученных результатов.
Обоснование актуальности выбранной темы— начальный этап любого исследования. Вприменении кучебно-исследовательской работе понятие актуальность имеет одну особенность: выбор иформулировка темы характеризует научную зрелость икомпетентность исследователя.
Объяснение актуальности должно быть немногословным. Начинать ееописание издалека нет особой необходимости— главное показать суть проблемной ситуации. Формулировка проблемной ситуации— важная часть введения. Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть трудности впроцессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов.
Правильная постановка иясная формулировка новых проблем имеют важное значение. Они если нецеликом, товочень большой степени определяют стратегию исследования вообще инаправление научного поиска вособенности. Неслучайно принято считать, что сформулировать научную проблему— значит показать умение отделить главное отвторостепенного, выяснить то, что уже известно ичто пока неизвестно науке опредмете исследования.
Отдельные исследования ставят целью развитие положений, выдвинутых той или иной научной школой.
Темы таких исследований могут быть очень узкими, что отнюдь неумаляет ихактуальности. Цель подобных работ состоит врешении частных вопросов врамках той или иной уже достаточно апробированной концепции. Актуальность таких научных работ вцелом следует оценивать сточки зрения концептуальной установки, которой придерживается исследователь, или того научного вклада, который онвносит вееразработку.
Начинающие исследователи часто избегают брать узкие темы. Это вкорне неверно. Работы, посвященные широким темам, часто бывают поверхностными имало самостоятельными. Узкаяже тема прорабатывается более глубоко идетально. Вначале, кажется, что иписать неочем. Нопомере ознакомления сматериалом это опасение исчезает, исследователю открываются такие стороны проблемы, окоторых онраньше инеподозревал.
От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти кформулировке целипредпринимаемого исследования, атакжеуказать наконкретные задачи,которые предстоит решать. Это обычно делается вформе перечисления (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу ит. п.).
Далее определяются объект ипредмет исследования.Объект— это процесс или явление, избранные для изучения. Предмет— то, что находится вграницах объекта. Объект ипредмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее ичастное.
Вобъекте выделяется тачасть, которая служит предметом исследования. Именно нанего инаправлено основное внимание исследователя.
Важным этапом научного исследования являетсявыбор методов исследования,которые служат инструментом вдобывании фактического материала.
Описание процесса исследования— основная часть работы. Здесьже освещаются методика итехника.
Существенный этап научного исследования—обсуждение его результатов, которое проходит назаседаниях научных групп, ученых советов, где даются предварительная оценка теоретической ипрактической ценности исследовательской работы иколлективный отзыв.
Заключительным этапом научного исследования являются выводы, которые содержат тоновое исущественное, что составляет научные ипрактические результаты проведенной работы.
6.3. Методы исследования
Методы исследования принято делить наобщие испециальные.
Научная деятельность внаше время избавлена отидеологического диктата. Теперь вееметодологическую основу кладутся объективность, соответствие истине иисторической правде, моральные критерии.
Методологическими источниками исследования внаши дни все чаще становятся труды ведущих отечественных изарубежных ученых, свободных отидеологических установок.
Большинство специальных научных проблем идаже отдельные этапы исследования требуют применения специальных методов решения. Разумеется, такие методы имеют весьма специфический характер. Они никогда небывают произвольными, т. к. определяются характером исследуемого объекта.
Помимо специальных методов, характерных для определенных областей научного знания, существуют общие методы научного познания, которые вотличие от специальных используются на всем протяжении исследовательского процесса ивсамых различных попредмету науках.
Общие методы научного познанияобычно делят натри большие группы:
1 — методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);
2— методы, используемые как наэмпирическом, так инатеоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ исинтез, индукция идедукция, моделирование идр.);
3— методы теоретического исследования (восхождение отабстрактного кконкретному идр.).
6.3.1. Методы эмпирического исследования
Наблюдениепредставляет собой активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего, наработу органов чувств человека иего предметную материальную деятельность. Это наиболее простой метод, выступающий, как правило, вкачестве одного изэлементов всоставе других эмпирических методов.
В повседневности ивнауке наблюдения должны приводить крезультатам, которые независят отволи, чувств ижеланий субъектов. Чтобы стать основой последующих теоретических ипрактических действий, эти наблюдения должны информировать нас обобъективных свойствах иотношениях реально существующих предметов иявлений.
Для того чтобы быть плодотворным методом познания, наблюдение должно удовлетворять ряд требований, важнейшими изкоторых являются: 1) планомерность; 2) целенаправленность; 3) активность; 4) систематичность.
Наблюдение как средство познания дает вформе совокупности эмпирических утверждений первичную информацию омире.
Сравнение- один изнаиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что все познается всравнении. Оно позволяет установить сходство иразличие между предметами иявлениями.
Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям. Первое: сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность. Второе: для познания объектов ихсравнение должно осуществляться понаиболее важным, существенным (вплане конкретной познавательной задачи) признакам.
С помощью сравнения информация обобъекте может быть получена двумя различными путями.
6.3.2. Методы эмпирического
и теоретического исследования
Ктаким методам принято относить абстрагирование, анализ исинтез, индукцию идедукцию.
Абстрагированиеимеет универсальный характер, ибо каждый шаг мысли связан сэтим процессом или сиспользованием его результата. Сущность этого метода состоит вмысленном отвлечении отнесущественных свойств, связей, отношений, предметов иводновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.
Различают процесс абстрагирования иабстракцию. Процесс абстрагирования — это совокупность операций, ведущих кполучению результата, т.е. кабстракции. Примерами абстракции могут служить бесчисленные понятия, которыми оперирует человек не только внауке, ноивобыденной жизни: дерево, дом, дорога, жидкость ит. п. Процесс абстрагирования всистеме логического мышления тесно связан сдругими методами исследования ипрежде всего— санализом исинтезом.
Анализ- метод, воснове которого лежит процесс разложения предмета насоставные части.
Синтезпредставляет собой соединение полученных при анализе частей внечто целое.
Методы анализа исинтеза внаучном творчестве органически связаны между собой имогут принимать различные формы взависимости отсвойств изучаемого объекта ицели исследования.
Прямые (эмпирические) анализ исинтез применяются настадии поверхностного ознакомления собъектом. При этом осуществляется выделение отдельных частей объекта, обнаружение его свойств, простейшие измерения, фиксация непосредственно данного, лежащего наповерхности общего.
Возвратные или элементарно-теоретические анализ исинтез широко используются как мощное орудие достижения моментов сущности исследуемого явления. Здесь операции анализа исинтеза осуществляются немеханически. Они базируются нанекоторых теоретических соображениях, вкачестве которых могут выступать предположения опричинно-следственных связях различных явлений.
Наиболее глубоко проникнуть всущность объекта позволяют структурно-генетические анализ исинтез. Этот тип анализа исинтеза требует вычленения всложном явлении таких элементов, которые представляют самое главное вних, ихклеточку, оказывающую решающее влияние навсе остальные стороны сущности объекта.
6.3.3. Методы теоретического исследования
Из методов теоретического исследования рассмотримметод восхождения отабстрактного к конкретному.Восхождение отабстрактного к конкретному представляет собой всеобщую форму движения научного познания, закон отображения действительности вмышлении. Согласно этому методупроцесс познания какбы разбивается надва относительно самостоятельных этапа.
6.4 Этапы исследовательской работы
В исследовательской работе можно выделить два этапа: подготовительный и основной.
Подготовительный этап
На первом этапе происходит переход отчувственно-конкретного кего абстрактным определениям. Единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий исуждений. Онкакбы испаряется, превращаясь всовокупность зафиксированных мышлением абстракций, односторонних определений.
№ п/п
Этапы работы
Примечание
1
Выбор примерной темы (заглавия) работы
Задает направление исследования. Окончательно формулируется при подготовке материалов к презентации.Отражает суть выполненной работы
2
Определение цели работы
Позволяет учащемуся точно представить, что он собирается сделать, чего достичь при выполнении работы.Может видоизменяться во время выполнения работы, но в каждый конкретный момент четко определена. Оформляется письменно.
3
Выбор объекта исследования, формирование опытной и контрольной группы.
Определяется целью работы, реальными возможностями. Обоснован с точки зрения возможности получения достоверных результатов.
4
Формулирование рабочей гипотезы. Определение конкретных задач, решение которых позволит достичь поставленной цели.
Жестко связаны с поставленной целью работы. Определяют этапы выполнения работы. Позволяют учащемуся последовательно, а не хаотично продвигаться к достижению цели.
2. Основной этап
Второй этап процесса познания иесть восхождение отабстрактного кконкретному. Суть его состоит вдвижении мысли отабстрактных определений объекта кконкретному впознании. Наэтом этапе какбы восстанавливается исходная целостность объекта, онвоспроизводится вовсей своей многогранности— ноуже вмышлении.
Оба этапа познания теснейшим образом взаимосвязаны. Восхождение от абстрактного к конкретному невозможно без предварительного анатомирования объекта мыслью, без восхождения отконкретного вдействительности кабстрактным его определениям. Таким образом, можно сказать, что рассматриваемый метод представляет собой процесс познания, согласно которому мышление восходит отконкретного в действительности кабстрактному вмышлении иотнего— кконкретному вмышлении.
Во-первых, она может выступать вкачестве непосредственного результата сравнения.
Во-вторых, очень часто получение первичной информации невыступает вкачестве главной цели сравнения, этой целью является получение вторичной, или производной информации, являющейся результатом обработки первичных данных. Наиболее распространенным иважным способом такой обработки является умозаключение поаналогии.
Измерениевотличие отсравнения является более точным познавательным средством. Измерение есть процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Ценность этой процедуры втом, что она дает точные, количественно определенные сведения обокружающей действительности. Важнейшим показателем качества измерения, его научной ценности является точность, которая зависит отусердия ученого, отприменяемых имметодов, ноглавным образом — отимеющихся измерительных приборов. Вчисле эмпирических методов научного познания измерение занимает примерно такоеже место, как наблюдение исравнение.
Частным случаем наблюдения являетсяэксперимент. Эксперимент предполагает вмешательство вестественные условия существования предметов иявлений или воспроизведение ихопределенных сторон вспециально созданных условиях.
Экспериментальное изучение объектов посравнению снаблюдением имеет ряд преимуществ: 1) впроцессе эксперимента становится возможным изучение того или иного явления вчистом виде; 2) эксперимент позволяет исследовать свойства объектов действительности вэкстремальных условиях; 3) важнейшим достоинством эксперимента является его повторяемость.
Любой эксперимент может осуществляться как непосредственно собъектом, так исзаместителем этого объекта— моделью.
Использование моделей позволяет применять экспериментальный метод исследования ктаким объектам, непосредственное оперирование скоторыми затруднительно или даже невозможно. Поэтому моделирование является особым методом ишироко распространено внауке.
№ п/п
Этапы работы
Примечание
1
Поиск и изучение литературы по теме исследования.
Позволяет понять, что уже известно в рамках выбранной научной тематики, уяснить основные термины, понятия, сравнить взгляды разных авторов на проблему.
2
Формирование главы: "Обзор литературы"
Строго структурирована, логична. Содержит только сведения, непосредственно относящиеся к теме работы. Тесно связана с целью работы. Содержит ссылки на использованные литературные источники.
3
Выбор методов исследования.
Определяется целью работы, имеющейся материально-технической базой. Количество экспериментов обосновано с точки зрения получения достоверных результатов.
4
Выполнение собственных исследований.
Проведение эксперимента или др. элементов анализа. Построение графиков, таблиц и т.д.
6.5. Выводы
Любая научная работа заканчивается главой Выводы. Выводы - корректно сформулированные положения, следующие изрезультатов проделанной работы. Выводы отвечают навопрос, поставленный вцели работы. Выводы являются результатом анализа полученных автором данных. Неследует помещать враздел Выводы результаты, полученные другими авторами, призывы илозунги. Неследует искажать собственные результаты, для того чтобы придать работе значимость или практический выход. Полученные вработе результаты важны иинтересны сами посебе. Они— плод размышлений итруда юного исследователя. Ненадо стесняться, если работа невелика пообъёму.
Выводы являются заключительным аккордом всего исследования. Это таистина, ради поиска которой и задумывалась вся работа. Поэтому кформулировке выводов надо подходить очень внимательно иосмысленно.
7. Требования к оформлению научно-исследовательской работы (общие требования)
• Принимается только машинописный вариант текста – компьютерный набор. Текст печатают 12 или 14 размером шрифта, с интервалом 1 – 1,5. Отступ от левого края 3 см; правый, верхний и нижний – 2 см. Текст работы печатается на одной стороне стандартной белой бумаги формата А 4 (размер – 210 х 297). Объем работы – 10-25 стандартных страниц формата А4, без учета страниц приложения.
• Титульный лист содержит следующие атрибуты: название общественной организации; название учебного заведения; название работы, населенного пункта; год выполнения работы; сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс) и научных руководителях (фамилия, имя, отчество, ученая степень, должность, место работы). Титульный лист не нумеруется, но учитывается в общей нумерации.
• Содержание/Оглавление – это вторая страница работы. Здесь последовательно приводят все заголовки разделов текста и указывают страницы, с которых эти разделы начинаются. В содержании/оглавлении все названия глав и параграфов должны быть приведены в той же последовательности и в той же форме, что и в тексте работы. Заголовки глав и параграфов печатаются строчными буквами; после каждого заголовка (введение, название главы, параграф, список литературы, приложения) указывается страница, с которой начинается изложение содержания этого текста в работе без слова стр/страница. Главы нумеруются римскими цифрами, параграфы – арабскими. • Страницы работы должны быть пронумерованы, включая и приложения; их последовательность должна соответствовать плану работы. Страницы отчета следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту отчета. Нумерация начинается с 3 страницы. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в правом углу верхнего или нижнего поля страницы. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц отчета. Номер страницы на титульном листе не проставляют. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц отчета. Иллюстрации и таблицы на листе формата АЗ учитывают как одну страницу.
• Каждый новый раздел работы (план, введение, раздел/глава, заключение, литература, приложения) должны начинаться с новой страницы. Параграфы продолжают текст после 2 строк пробела.
• После названия темы, подраздела, главы, параграфа (и таблицы, рисунка тоже) точка не ставится. В тексте заголовки печатаются прописными, параграфы – строчными буквами. Размер абзацного отступа (красная строка) должен быть равен пяти знакам (или 1-1,5 см). В заголовках не допускается разрыв слова. После каждого заголовка должна быть пропущено две строки (через пробел).
• Текст форматируется по ширине.
• Все цифровые данные и прямые цитаты должны быть подтверждены сносками об источниках, включая страницу. Это требование распространяется и на оформление таблиц, диаграмм, карт, графиков, рисунков. При авторском выполнении делается ссылка на источник цифровых данных (Составлено по …).
• Количество источников литературы не менее пяти. Отдельным (нумеруемым) источником считается как статья в журнале, сборнике, так и книга.
После слова Приложение следует буква, обозначающая его последовательность. Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и O.
В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами.
Если в документе одно приложение, оно обозначается Приложение А. В тексте работы должна быть ссылка на каждое приложение.
8. Защита исследовательской работы
Итогом любой конференции является представление устных докладов на секционных заседаниях. В устном докладе учащемуся необходимо не только знать свой материал, но суметь его донести до коллег. Огромную роль в этом играют некоторые артистические (декламационные) навыки учащегося и хорошая подготовка доклада.
Важно понимать, что устный доклад сильно отличается от письменной работы.
Текст устного доклада должен готовиться отдельно и не должен быть перегружен сухими перечислениями и цифровой информацией. Вся цифровая информация может быть представлена в виде таблиц, графиков и диаграмм, которые на сей раз, должны легко читаться из аудиторных рядов. Большое подспорье в этом играет кодаскоп с прозрачными пленками, на которых можно отдельно распечатать те материалы, которые должны быть представлены в докладе. Очень важно, чтобы докладчик по ходу работы обращал внимание аудитории на упоминающиеся по тексту значимые показатели.
Экспертам (да и аудитории) нравится, когда докладчик излагает свой материал громко, четко, доступно и в достаточном объеме. Доклад должен быть заранее отрепетирован, в том числе и с точки зрения соблюдения регламента. Лучше иметь небольшой запас времени (1-2 минуты), который потратится на волнение и т.д., чем не успеть изложить принципиально важную часть своего материала и быть остановленным по регламентным соображениям. В докладе можно частично сократить описание методики и района проведения исследований, а основное время потратить на обоснование выводов и собственно выводы.
На секционных заседаниях экспертам и аудитории не нравится ряд вещей:
- когда докладчик читает доклад, уткнувшись носом в страницу, – доклад надо докладывать, а не читать. Это не значит, что нельзя иметь под рукой шпаргалку в первую очередь для того, чтобы безошибочно оперировать цифрами, но при этом важно уметь ею пользоваться, так же недопустимо, когда докладчик говорит: Сейчас, минуточку подождите. Где же это?!;
- недопустимо изложение материала по одной работе двумя и более докладчиками. Во-первых, всегда один из авторов будет лучшим декламатором, чем другие; во-вторых, это расхолаживает и отвлекает публику; в-третьих, это начинает выглядеть не как доклад молодых или будущих ученых, а как пионерская речевка (в лучшем случае). Если у работы несколько авторов, что отнюдь никем не возбраняется, то пусть один из них докладывает материал, а другой (другие) показывают иллюстративные материалы. Отвечать на вопросы по докладу можно всем вместе;
-не менее, а скорее более важное значение на секционной части конференции приобретают вопросы, поэтому так же важно соблюдать вежливость и корректность по отношению к коллегам. Особенно неприятно выглядит, когда учащийся, которому задавались вопросы из аудитории, после своего доклада пытается в агрессивной форме так же спрашивать у остальных участников сессии. Это замечание отнюдь не означает того, что вопросов от рядовых участников сессии не должно быть вообще. Нет, мы видим идеальным вариантом прохождения секции, когда эксперты вообще обходятся без вопросов со своей стороны, просто важно помнить о культурных взаимоотношениях с коллегами.
На конференцию научная работа должна быть представлена в форме 10-минутного доклада, который на заседании секции заслушивает комиссия.
9. Заключение
Основная задача заключения – показать, что поставленная перед работой цель достигнута, т.е. основной результат действительно получен. Основной результат должен быть соотнесен с заявленной во введении целью работы. Основной результат работы должен быть четко сформулирован. В заключении также приводятся интересные следствия из результатов работы, указываются области их применения и другие важные выводы.
Объем заключения – 1-2 страницы.
10. Библиография (список литературы)
Список литературы завершает работу. Он отражает только ту литературу, которую изучил и использовал автор непосредственно в процессе проведения учебно-исследовательской работы. Важно наличие работ последних лет издания и статей из научных журналов.
Цитируемая в работе литература приводится под заголовком СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ или БИБЛИОГРАФИЯ. Наиболее удобен в исследовательской работе учащихся алфавитный (по алфавиту фамилий авторов или заглавий) способ группировки литературных источников. При ее оформлении придерживаются следующих правил составления библиографического описания:
1. Автор (фамилия, инициалы); точка. Если произведение написано двумя или тремя авторами, они перечисляются через запятую. Если произведение написано четырьмя авторами и более, то указывают лишь первого, а вместо фамилий остальных авторов ставят и др.;
2. Название произведения - без сокращений и без кавычек, двоеточие. Подзаглавие - также без кавычек, точка;
3. Выходные данные (место издания, издательство, год издания):
- место издания — с прописной буквы. Москва и Санкт-Петербург сокращенно (М., С.-Пб.), точка, двоеточие, а
другие города полностью (Казань, Самара), двоеточие;
- наименование издательства без кавычек с прописной буквы, запятая;
- том, часть - пишут с прописной буквы сокращенно (Т. 4), точка, после цифры тома или части - точка, тире.
Выпуск с прописной буквы, сокращенно (Вып.), точка, тире. Арабские цифры пишут без наращения;
11. Приложения
В работе могут иметь место приложения – это материалы прикладного характера, которые были использованы автором в процессе разработки темы. Приложение - это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы. Оно размещается после основного текста. К ним относятся следующие материалы:
- различные положения, инструкции, копии документов;
- схемы, графики, диаграммы, таблицы, которые нецелесообразно размещать в тексте, так как они носят прикладной или иллюстративный характер (или превышают объем 0,5 страницы);
- бланки опросов, тестов и систематизированный материал по ним;
- иллюстративный материал, в том числе и примеры, на которые имеется ссылка в тексте и пр.
Основные требования при оформлении приложений:
- размещаются после библиографического списка;
- в оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики, со сквозной нумерацией страниц всего текста;
- каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок в правом верхнем углу (без знака №) и должны иметь тематические заголовки.
- каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова Приложение, его обозначения и степени. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.
- приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, И, О, Ч, Ь, Ы, Ъ.
12. Примечания
Еще одна особая часть основного текста - это примечания. Примечания содержат разъяснения, уточнения, дополнения, размещаемые внутри текста различным образом:
- в круглых скобках;
- подстрочно (оформляются как сноски);
- после параграфов или глав.
Что может быть примечанием?:
- определение терминов или устаревших слов;
- справочная информация о лицах, событиях, произведениях;
- перевод иностранных слов и предложений;
- пояснения основного текста;
- примечания помещаются в основной текст в виде сноски.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ГБПОУ БРИЭТ
СОЗДАНИЕ ВОДОРОДНОЙ БОМБЫ КАК ФАКТОР ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В МИРЕ
Выполнил: студент II курса 23 группы
Ерёмин Владимир Александрович
Научный руководитель:
Горохова Марина Михайловна,
преподаватель высшей категории
Улан-Удэ
2018
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Книга одного и боле авторов:
1. Госс В.С., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Категории современной науки, Становление и развитие. – М.: Мысль, 1984. – 268 с.
2. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Интеллектцентр, 2001. – 296 с.
Сборник с коллективным автором:
3. Теоретические проблемы и технологии инновационного менеджмента в образовании: Сб. научных статей / Сост. О.С. Орлов. – Великий Новгород: РИС, 200. - 180 с.
Статья из газеты и журнала:
4. Михайлов Г.С. Психология принятия решений // Журнал прикладной психологии. – 2001. - №5. – с. 2-19.
Статья из энциклопедии и словаря:
5. Бирюков Б.В., Гастев Ю.А., Геллер Е.С. Моделирование // БСЭ. – 3-е изд. – М., 1974. – Т.16. – с. 393-395.
HYPER13PAGE HYPER15
3