Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС
Автор: Пакулина Ирина Петровна
Современный урок в условиях реализации ФГОС ОООВ условиях современного мира, а также с введением стандарта нового поколения (ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт), понимание урока как такового претерпевает кардинальные изменения. Другими словами, учитель становится направляющим вектором от ученика к знаниям, умениям и навыкам, так называемыми компетенциями. Меняется и задача, стоящая перед учителем. Задача учителя подготовить ученика к самостоятельной жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире, научить ребенка самостоятельно формулировать цель (пусть пока даже урока), мотивировать себя к ее достижению, выстраивать алгоритм достижения поставленной цели и осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднения).Современный урок как раз является тем уроком, где развивается потенциал самих учащихся, побуждая их к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Аспекты современного урока1. Мотивационно – целеполагающийЦель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель можно отождествить с результатом урока. Результатом урока является не успеваемость, не объём изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.). Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.К новым образовательным целям урока относятся цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.ДеятельностныйНовым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приёмов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность. Важно, чтобы учитель не искажал технологию, используя из неё только отдельные приёмы.Хочется ещё раз напомнить, какие существуют универсальные учебные действия (УУД) и дать им краткую характеристику:ЛИЧНОСТНЫЕ УУД- действия самоопределения (личностное, (профессиональное), жизненное самоопределение);- действия смыслообразования (установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом);- действия нравственно-этического оценивания (в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор)Умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выборРЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД- Целеполагание- Планирование- Прогнозирование- Контроль- Коррекция- Оценка- Волевая саморегуляцияУмения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельностьПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД - Общеучебные, включая специально-предметные действия - Универсальные логические действия- Постановка и решение проблемыУмения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном миреКОММУНИКАТИВНЫЕ УУД - Планирование учебного сотрудничества- Постановка вопросов- Построение речевых высказыванийУмения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми.Проектируя любой урок, в том числе и комбинированного типа, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Если учебник прошел экспертизу на соответствие требованиям ФГОС ООО. А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться,на формирование какихУУД они направлены.Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учениковГлавная методическая цель достигается следующими путями:1.Ход познания – «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности. Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.Типы уроков по ФГОСУроки «открытия» новых знанийУроки рефлексииУроки общеметодологической направленностиУроки развивающего контроляСтруктура уроков «открытия» новых знаний1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия;3) этап выявления места и причины затруднения; 4) этап построения проекта выхода из затруднения; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап включения в систему знаний и повторения; 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.Для реализации этой цели необходимо:создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»)установить тематические рамки учебной деятельности («могу»)2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.Цель этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.Для этого необходимо, чтобы учащиеся:воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действийактивизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.)актуализировали норму пробного учебного действия («надо» – «хочу» – «могу»)попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном урокезафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании3. Этап выявления места и причины затруднения.Основная цель этапа – организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.Для этого необходимо, чтобы учащиеся:проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делализафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения)соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения)4. Этап построения проекта выхода из затруднения.Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.Для этого необходимо, чтобы учащиеся:сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться)предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнитьвыбрали способ построения нового знания (как?) – метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий)выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?) – изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.5. Этап реализации построенного проекта.Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.Для реализации этой цели учащиеся должны:на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднениезафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действияпри этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д.7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.Для этого необходимо:организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действияорганизовать самопроверку учащимися своих решений по эталонусоздать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенкадля учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления9. Этап рефлексии учебной деятельности на урокеОсновной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.Для реализации этой цели:организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на урокеСтруктура урока рефлексииэтап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности; этап актуализации и пробного учебного действия; этап локализации индивидульных затруднений; этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;этап реализации построенного проекта; этап обобщения затруднений во внешней речи;этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;этап включения в систему знаний и повторения; этап рефлексии учебной деятельности на уроке.Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.Уроки общеметодологической направленностиЭти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.Их цель: формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему; о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизацииУроки развивающего контроляпредполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:написание учащимися варианта контрольной работы;сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.