"Дерево нашей Родины"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Дерево нашей Родины"
Автор: Полтавская Елена Владимировна

Выполнила: воспитатель 2 группыЛарьякской школы-интернат Полтавская Е.В.Ларьяк 2016г.Классный часТема: «Дерево нашей Родины»Цель: формирование знаний у учащихся о народных символах своей Родины; закрепление знаний о государственных символах России.Задачи:
  • Познакомить учащихся с народными символами страны.
  • Развивать внимание, память, мышление, познавательные интересы.
  • Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к символам страны.
  • Оборудование: презентация, березка, бумажные флаги, листочки с пословицами, смайлики, ленточки, музыкальное сопровождение.Ход урока.
  • Орг. момент.
  • Ведущий: - Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте подарим им свои улыбки. (Учащиеся поворачиваются к гостям и улыбаются).II. Актуализация знаний:Слайд №1.- Тема нашего сегодняшнего занятия «Дерево нашей Родины»- Ребята, как называется страна, в которой мы живем? (Россия)- Верно. Как официально называется наша страна? (Российская Федерация).- Молодцы! - Ребята, как у каждого государства у России есть свои символы. Символы, которые представляют и страну, и её историю, и народы, которые её населяют. Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. - Назовите, пожалуйста, какие государственные символы России вы знаете. (Герб, флаг, гимн)- Конечно же, ребята, это герб, флаг и гимн. Все эти символы, ребята, утверждены президентом России, и они являются государственными символами нашей страны.- А как зовут президента нашей страны? (Владимир Путин) Слайд №2.Коррекционная игра.Слайд №3. ( Слайд с изображением гербов различных стран). - Ребята, посмотрите на слайд. Что вы видите на слайде? (Гербы)- Верно. А под каким номером находится герб нашей страны? (№ 4)- Молодцы. Конечно же, герб нашей страны под номером четыре.- Посмотрите внимательно, может, есть еще какой-нибудь знакомый герб? (Герб ХМАО-Югры)- Верно. Молодцы, внимательные.- Ребята, давайте вспомним, какого цвета наш флаг. Первый цвет - …? (Белый), второй цвет - …? (синий), и третий цвет - …? (красный).- Что означает каждый цвет? (Белый цвет символизирует благородство и откровенность; Синий цвет — верность, честность, безупречность и целомудрие; Красный цвет — мужество, смелость, великодушие и любовь).Слайд №4.- А теперь, посмотрите вокруг себя. Что вы видите? (Флаги)- Флаги. Молодцы! Посчитайте, пожалуйста, сколько флагов нашей страны вы видите в классе? (4) - Верно. Ну что же, вижу герб и флаг нашей страны вы хорошо знаете. Умеете отличить их от других гербов и флагов.- Ребята, как называется главная песня страны? (Гимн)Слайд №5.Скажите, что все люди делают, когда звучит гимн РФ? стают и поют). - Верно, молодцы, ребята. III. Введение в тему.- А сейчас я предлагаю вам отгадать загадки. Рядом разные подружки,Но похожи друг на дружку.Все они сидят друг в дружке,А всего одна игрушка.Ответ: МатрешкаСлайд №6.В руки ты её возьмёшь, То растянешь, то сожмёшь. Звонкая, нарядная, Русская, двухрядная. Ответ: ГармоньСлайд №7. И шипит, и кряхтит Воду быстро кипятит, Он наелся угольков, Вот для нас и чай готов. Кран на брюхе открывает, Кипяточек разливает. (Самовар)Слайд №8.Треугольная доска,А на ней три волоска.Волосок - тонкий,Голосок - звонкий.(Балалайка)Слайд №9.На вид – сапожки тоже, Да только не из кожи. Из шерсти их изготовляют – Не шьют, не вяжут, а валяют. (Валенки) Слайд №10.- Молодцы, ребята, все загадки угадали. Слайд №11. - Скажите, что их объединяет?- Ребята, эти предметы и мн. другие символизируют нашу Родину, и являются народными символами России. Почему народными, спросите вы? Да потому что, эти символы выбрал сам народ. Игра на закрепление символов. (Воспитатель раздает листочки с заданиями).VI. Основная часть.- Отгадайте ещё одну загадку.Загадка:По всем странам славитсяСтройная красавица:Белые одёжки,Золото – серёжки,С расплетённою косойУмывается росой.Ветер пряди шевелит Заплетать их не велит. ( Берёзка)Слайд №12.- Верно, ребята, это березка. Березка тоже является народным символом нашей Родины. - Как вы считаете, за что ее выбрал народ? Почему именно береза является символом Родины, а не другое дерево, например, дуб? (Ответы детей)- Итак, давайте еще раз повторим, за что же выбрал народ березку.Слайд №13. Березовые дрова – лучшее топливо в русской печке.Слайд №14. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, посуду.Слайд №15. Из бересты народные умельцы мастерят туески, лукошки для сбора грибов и ягод, различные кухонные предметы и др. красивые изделия.Слайд №16. Из ветвей делают мётлы и веники. Березовый веник используют в банях в лечебных целях. - Из почек приготавливают лекарства. - Березовый сок придает силу и бодрость. Березовый сок употребляют не только как напиток, но и ещё как лекарственное средство. - Ребята, а вы пробовали березовый сок? Хотите попробовать? А давайте!(Ведущий раздает сок всем присутствующим).- Приятен и полезен берёзовый сок. Его издавна употребляют как напиток для укрепления организма. Его собирают ранней весной, пока не распустились листочки. - Вот об этом замечательном дереве мы и поговорим сегодня. Я предлагаю узнать, за что же русский народ любит и чтит это дерево.(Стихотворение)Слайд №17.Чтец 1: Береза – символ России, Сокровище русской земли. Веками ей песни дарили, Признанья стихами в любви. Береза – символ России, Царица русских полей. Она средь невест всех красивей, Величественней и белей.Чтец 2: Шелестом листьев берёзы, Шепчет Россия нам. Весной святой родины слёзы, Бегут у берёз по стволам. Берёза – символ России, Печаль в ней и радость земли. Веками ей песни дарили, С поклоном к берёзе все шли.- Березка – радостное, нарядное дерево. Наши далекие предки ласково называли ее «веселкой». От этой белоствольной красавицы и в самом деле исходит радость жизни, веселее становится на душе. - В далекие времена, когда люди верили в лесных, водяных и небесных духов, существовала у них богиня – Берегиня, была она матерью всех духов и всех богатств на земле и поклонялись ей в образе священного белого дерева – береза. Береза воспринималась как существо живое, могущественное, способное исполнять желания.Слайд №18. (Слайд с картинкой Берегиней).- Древние славяне считали, что береза обладает особенной жизненной силой. И если подойти к березке, прислониться, обнять, все печали уйдут, и станет на душе светло.- Из-за любви русского народа к этому дереву, береза является символом нашей Родины. О ней поется в народной поэзии и прозе, в музыке и живописи. Поэты и писатели посвятили ей много прекрасных строк.Слайд №19. (Презентация в сопровождении песни С.Безрукова «Березы»)Коррекционное упражнение.- Ребята, у вас на столе лежат конверты. В них «листочки» из пословиц, которые надо сложить в одно целое и объяснить их смысл.
  • Береза не угроза: где стоит, там и шумит.
  • Березой обогреешься, а не оденешься.
  • И у берёзки слёзки текут, когда с неё кору дерут.
  • Березка уму учит.
  • Бела береста – да деготь черен.
  • - Молодцы, ребята. Справились с заданием. Физминутка. Под релаксацию войти в образ березки.- Ребята, давайте на миг представим, что мы белоствольные красавицы березки. А теперь представьте, что подул очень сильный ветер: он гудит, он летит, он свистит. Что будет с нашими деревьями. Покажите. Как они будут двигаться на ветру?- А сейчас не только ветер дует, но ещё и дождь хлещет как из ведра. Что с вашими листиками, кроной, как вы себя чувствуете под дождем? Может быть вам лучше встать всем вместе и пусть у вас будет небольшая рощица?- А теперь вышло солнышко, ветер утих, капли дождя высохли и на ваших ветках разместились птички.V. Работа по теме.- Белоствольная красавица щедро поила людей своим соком, лечила от недугов, хранила девичьи тайны, собирала в праздники на веселье молодежь. Береза делила с народом радость и грусть в мирное время, разделила она и тяготы войны.- Ребята, скажите, 9 мая какой великий праздник отмечала вся страна? (День Победы)- Верно. А что это за праздник? (Победа русского народа над фашистской Германией).- Во время Великой Отечественной войны береза поднимала в душе великую любовь к отчему краю, вселяла веру в победу. Береза не только наша краса и гордость, но еще и частичка России, ради которой люди в грозные годы войны шли на смерть. Сколько бы рассказали нам эти белоствольные красавицы о тех, кто отдал свои жизни за Родину! Именно они склонялись над умирающими, как матери над своими сыновьями, заслоняя собой палящее солнце и согревая в лютую стужу.(Стихотворение)Чтец 1: Ты ее увидишь – и забьется сердце…Сколько о березе сложено стихов!Может быть, довольно? Но куда же деться,Если песня в сердце созревает вновь?Потому что помню: в новенькой шинелиЯ почти мальчишкой уходил на фронт, И березы тихо мне вослед глядели,Русский посылая до земли поклон.Чтец 2: Потому что помню небо в грозных грозах.И, когда упал я, ранен, чуть живой,Надо мной склонилась белая березаДоброй милосердия сестрой.И во мне воскресли молодые силы,Солнце засияло, засветлела высь!Красота России, чистота РоссииВ ней, в березе белой, на века сплелись.(И. Светличный)Заключение.- Березка. Нет дерева милее и роднее. И не только потому, что она встречается в нашей стране повсюду. Скорее всего, потому, что чувства, которые она вызывает, созвучны щедро отзывчивой и доброй душе русского человека. Березка стала символом России. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы.Коррекционная игра «Найди лишнее» (Воспитатель раздает листочки с заданиями).Подведение итогов.- Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?- Береза – это государственный или народный символ нашей страны?- А почему она является народным символом?- Верно. Молодцы, ребята.- Наше занятие подходит к концу. Сегодня хорошо работал …….Рассказали стихи, молодцы!- А вам понравилось занятие? Если да – похлопайте в ладоши, если нет – потопайте ногами. Спасибо!Рефлексия.Слайд №20. - А сейчас я предлагаю подойти к нашей березке, загадать желание и завязать ленточку, как это делали в старину. Так как, береза воспринималась как существо живое, могущественное, способное исполнять желания.(Учащиеся под музыкальное сопровождение подходят к березке, загадывают желание и завязывают свои ленточки).- Вот такая нарядная получилась наша березка. Надеюсь, все ваши загаданные желания сбудутся.- До свидания, ребята! Спасибо за внимание!