Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Электрон» как средство развития потенциала подростков в области технического творчества


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Электрон» как средство развития потенциала подростков в области технического творчества
Автор: Шишкин Виктор Васильевич

Дополнительная общеразвивающая программа
технической направленности Электрон как средство развития потенциала подростков в области технического творчества
Шишкин В.В.,
педагог дополнительного образования
КОГОБУ ДО Дворец творчества – Мемориал
Развитие современной техники немыслимо без исследований, изобретений, технического поиска и прорыва. Пробудить у ребят интерес к научным знаниям, к исследовательской работе, развить способности творчески мыслить, помочь выбрать будущую профессию - задача педагога технического объединения в учреждении дополнительного образования. Детское творчество – сложный процесс познания окружающего мира растущим человеком, самого себя, способ выражения своего личностного отношения к познаваемому.
Особенностью данной программы является то, что она предлагает от изучения основных принципов радиоэлектроники перейти непосредственно к творчеству - конструированию различных технических устройств на основе собственного знания.
Цели и задачи программы
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности Электрон разработана с целью создания условий для развития и реализации потенциала воспитанников в области технического творчества через включение их в деятельность по радимоделированию, техническому конструированию и участию в презентации своих технических проектов и изобретений.
Образовательная задача (ориентированная на достижение предметных результатов) - формировать знания, умения и навыки обучающихся в области радиоэлектноники на основе практикоориентированного и политехнического подхода.
Развивающая задача (ориентированная на матапредметные результаты) - развивать мотивационную и когнитивную готовность к различным видам технической деятельности, технического творчества и профессиональная ориентация в области профессий технической направленности.
Воспитательная задача (ориентированная на личностные результаты) -
духовно-нравственное воспитание и формирование ценностных ориентаций на основе опыта переживаний трудовых ценностей.
Уровни освоения программы
Обучение по программе Электрон предполагает последовательное овладение обучающимися стартовым, базовым и продвинутым уровнем сложности программы.
На стартовом уровне обучающиеся знакомятся с основами технического моделирования. Основная задача на данном этапе – сформировать мотивацию к занятию техническим творчеством, сформировать устойчивый интерес к радиотехнике и радиоэлектронике. Воспитанники первого года обучения получают основы знаний по электротехнике и радиотехнике, умение пользоваться измерительными приборами первой необходимости, навыки выполнения монтажных, сборочных и наладочных работ при конструировании несложных электронных конструкций.
Содержание первого года обучения включает рассмотрение следующих вопросов: электрическая пайка и основы монтажа, электро- и радиотехнические материалы постоянный электрический ток, основы электромагнетизма, переменный электрический ток, электронные измерительные приборы, усиление и генерирование электрических сигналов, автоматические устройства, питание радиоэлектронных устройств от сети переменного тока.
На базовом уровне предусматривается расширение знаний, усложнение учебного материала, изучение основ цифровой техники, интегральных микросхем, пользование более сложной измерительной аппаратурой. Обучающиеся изготавливают более сложные электронные устройства, внося в них элементы авторского творческого замысла.
На втором году обучения изучаются следующие темы: интегральные микросхемы и их применение, элементы цифровой техники, электронные измерительные приборы, основы радиопередачи и радиоприема, звукозапись и ее воспроизведение, конструирование радиоэлектронных устройств.
Продвинутый уровень предусматривает работу группы конструирования из способных воспитанников, занимающихся в клубе два года. Создание конструкторской группы позволяет наиболее полно раскрыть творческий потенциал ребят и соединить его воедино, готовить будущих специалистов. Программа третьего года обучения (конструкторская группа) рассчитана на более подготовленных, технически одаренных обучающихся и базируется на объеме знаний, полученных за 2 года. Значительное количество часов в программе отведено конструкторской деятельности, ремонту, настройке и регулировке аппаратуры. Главная задача деятельности конструкторской группы – развить навыки осознанного определения цели своей деятельности; умения разрабатывать план ее достижения с учетом прогнозируемых результатов; находить эффективные способы его осуществления.
Содержание третьего года предполагает теоретические и практические вопросы: микропроцессоры и их применение, ремонт и настройку радиоаппаратуры, разработку и конструирование электронных устройств.
Развитие творческих способностей учащихся в рамках программы Электрон включает работу по следующим этапам: 1) конструирование по образцу, 2) от подражания к зачаткам творчества, 3) внесение частичных изменений в схему устройства или технологию его изготовления, 4) перенос принципа изготовления одной электронной поделки на изготовление другой, 5) конструирование по собственному замыслу.
Существенное место в учебно-воспитательном процессе и выборе будущей профессии занимает посещение выставок по техническому творчеству, средств связи, компьютерной техники, робототехники. Экскурсии в учебные лаборатории и научные учреждения, встречи с бывшими воспитанниками используются для развития политехнического кругозора, стимулирование новых идей.
Ожидаемые результаты реализации программы
Образовательные результаты: 1) знания в области электротехники, радиоэлектроники (в соответствии с уровнем программы); 2) основы политехнических знаний в области физики, черчения; 3) умение изготовлять простые и сложные технические (в соответствии с уровнем программы), используя освоенные приёмы и инструменты работы; 4) изготовление конструкций количества и качества, достаточного для уровня программы; 5) результаты участия в конкурсах и выставках технического творчества с презентацией собственных работ.
Метапредметные результаты:
Общетехническая компетентность: готовность использовать в бытовой практике и в различных видах технического творчества слесарные навыки, готовность использовать в бытовой практике и в различных видах технического творчества навыки работы со станками и оборудованием, применять правила техники безопасности, готовность применять электротехническое оборудование в различных видах технического творчества и в бытовых нуждах.
Компетентность в области технического проектирования и конструирования: готовность и опыт создания авторских проектов, моделей, устройств и приспособлений.
Личностная компетентность: мотивация к занятию техническими видами деятельности и ориентация на технические профессии, а так же профессии связанные с электротехникой; профессиональное самоопределение в области технических видов профессиональной деятельности, в том числе в области электротехнических специальностей.
Информационная компетентность: готовность использовать информационные источники, техническую литературу.
Рефлексивная компетентность: способность к самоанализу собственных достижений в области освоения программы, самооценке изделий, способность к критическому анализу неудач и постановка целей саморазвития в области технического моделирования и конструирования
Коммуникативная компетентность: способность к сотрудничеству в рамках совместной деятельности, навыки эффективного общения в команде в процессе решения творческих технических задач, навыки публичного выступления при презентации авторского проекта или изобретения.
Личностные результаты: ценностные ориентации трудолюбие, трудовая ответственность, творчество, изобретение, новаторство.
Способы определения результативности программы
Оценка результатов освоения программы осуществляется дважды на протяжении каждого года обучения (в начале и в конце года) в рамках мониторинга оценки качества в учреждении. Сведения о результатах освоения дополнительной образовательной программы заносятся в форму Диагностическая карта, которая заполняется на каждую группу отдельно.
Результаты
Способ оценки
Форма регистрации
Образовательные результаты:
Знания в области электротехники, радиоэлектроники
(в соответствии с уровнем программы)
Устные опросы, анкетирование, письменные проверочные работы.
Анкета
Основы политехнических знаний в области физики, черчения
Устные опросы.
Анкета
Умение изготовлять простые и сложные технические
(в соответствии с уровнем программы), используя освоенные приёмы и инструменты работы
Педагогическое наблюдение
Критерии оценки модели, изделия
Изготовление конструкций количества и качества, достаточного для уровня программы
Анализ индивидуальных. достижений.
Таблица Индивидуальные достижения
Результаты участия в конкурсах и выставках технического творчества с презентацией собственных работ
Анализ индивидуальных. достижений.
Таблица Индивидуальные достижения
Метапредметные результаты:
Общетехническая компетентность
Экспертная оценка.
Диагностическая карта.
Компетентность в области технического проектирования и конструирования
Личностная компетентность
Информационная компетентность
Рефлексивная компетентность
Коммуникативная компетентность
Личностные результаты:
Ценностные ориентации трудолюбие, трудовая ответственность, творчество, изобретение, новаторство
Психолого-педагогическое тестирование.
Тестовый пакет Мониторинг оценки программы воспитания и социализации учреждения.
Литература
Алгинин Б.Е. Кружок электронной автоматики. М.,1990.
Бессонов В.В. Кружок радиоэлектроники. М, 1993.
Борисов В Г. Кружок радиотехнического конструированиям., 1990.
Борисов В.Г. Практикум начинающего радиолюбителя. М., 1984.
Борисов В.Г. Электронные автоматы. М.,1996.
Головин П.Л. Школьный физико-технический кружок. М.,1991.
Емельянов М.М. Практикум по радиоэлектронике. М.,1974.
Жеребцов И.П. Основы электроники. Л., 1990.
Жеребцов И.П. Электрические магнитные цепи. Л., 1987.
Иванов Б.С. В помощь радиокружку. М.,1982.
Иванов Б.С. Электроника в самоделках. М.,1981.
Иванов Б.С. Энциклопедия начинающего радиолюбителя. М, 1990.
Мамаев Е.И. Основы радиоэлектроники. М.,1990.
Никитин В.А. Книга начинающего радиолюбителя. М., 1991.
Партин А.С., Борисов В.Г. Введение в цифровую технику. М., 1987.
Пономарев Л.Д. Конструкции юных радиолюбителей. М., 1989. .
Сворень Р. Электроника шаг за шагом. М., 1986.
Седов Е.А. Мир электроники. М., 1990.
Токхейм Р. Основы цифровой электроники. М., 1988.
Фромберг Э.М. Конструкции на элементах цифровой техники. М., 1991.