Использование современных технологий при изучении литературы
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование современных технологий при изучении литературы
Автор: Старцова Ольга Алексеевна
Преподаватель русского языка и литературы, магистр филологии Старцова О.А.КГБПОУ «Алтайский транспортный техникум», РоссияИспользование современных технологий при изучении литературыУчитывая то, что основной образовательной целью с точки зрения ФГОС является результативность, деятельность современного педагога должна быть направлена на улучшение используемых технологий. При этом говоря о технологиях, мы подразумеваем системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия.Современные технологии изучения литературы в СПО, о которых мы сегодня будем говорить, представляют собой синтез традиционных герменевтических методов анализа текста и мнемотехники.В основе герменевтического анализа лежит феноменология восприятия, для которой характерна, прежде всего, постановка познавательных вопросов, ибо герменевтический опыт имеет своей целью не истолкование данного конкретного предмета, а скорее истолкование возможностей понимания вообще, раскрытие самых общих характеристик, изначально присущих человеческому восприятию. Именно на этом этапе можно органично интегрировать герменевтический анализ и мнемотехнику. Мнемотехника – совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих нужной информации и увеличивающих объём путём образования (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие , аудиальное или представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в различных типов для упрощения запоминания.Рассмотрим, предложенную нами технологию на стихотворении А.А.Ахматовой. Он любил три вещи на свете:За вечерней пенье, белых павлиновИ стертые карты Америки.Не любил, когда плачут дети,Не любил чая с малинойИ женской истерики....А я была его женой. Данное лирическое произведение, несмотря на свой незначительный объем, является крайне сложным для восприятия текстом. После обычного прочтения глубинный смысл произведения разглядеть трудно. Учитывая то, что эффективность учебно-познавательной деятельности обучающихся значительно возрастает с использованием наглядных материалов, каждый рассматриваемый нами элемент должен сопровождаться соответствующим слайдом презентации.В начале анализа необходимо воссоздать так называемую среду обитания персонажей. Для этого нам необходимо вспомнить некоторые элементы русского быта начала 20-го века, которые впоследствии помогут смоделировать нужное нам пространство. Получается следующее: русская печка, сундук, стол, самовар, деревянная посуда, лучина. Далее соединяем все перечисленное.Таким образом, мы визуализализировали пространство, далее воздействуем на сенсорное, аудиальное и кинестетическое восприятие. Для этого необходимо прочувствовать все то, что окружает лирического героя:Сейчас 7-8 вечера. Ноябрь. За окном первые морозы, уже давно стемнело. В печке потрескивают дрова, языки пламени тусклым светом освещают помещение. В центре комнаты расположен большой шершавый деревянный стол, на столе стоит самовар и корзина с еще горячей выпечкой, от которой исходит приятный сладкий сдобный аромат. Теперь в это пространство мы начинаем поочередно помещать то, что любит или не любит лирический герой.Итак, что же он любил? Церковное пение, белых павлинов и старинные («стертые») карты Америки. Ни один из этих «предметов любви» не может органично вписаться в окружающую лирического героя действительность. На первый взгляд, казалось бы, ничего не объединяет вещи, которые любит лирический герой. И все же, если присмотреться внимательнее, мы увидим в них некоторую общность, а именно, оторванность от обыденности, экзотика. Церковное пение уносит человеческую душу к Богу, а «стертые карты Америки» напоминают о других маршрутах – маршрутах первооткрывателей, победителей, готовых рисковать и сражаться. Белые павлины несут в себе ноту царственной экзотики. Таким образом, можно сделать вывод, что все, что любит лирический герой – ирреально.А что же являют собой объекты его «нелюбви»? Это детский плач, чай с малиной и «женская истерика». Попробуем связать между собой эти детали. Вероятно, легче всего они объединяются в категории «семья», «дом», но не в высоком, одухотворенном смысле, а в смысле рутинном, обыденном. Детские болезни, неизбежный чай с малиной, женские переживания, слезы, упреки в черствости и равнодушии, которые тот, к кому они обращены, холодно и презрительно именует «истерикой». Все это реально и органично вписывается в смоделированное нами пространство.Но созданием психологического портрета необыкновенного человека стихотворение не исчерпывается. В нем есть последняя, седьмая строчка, которая звучит страшно в этой обнаженной простоте: «…А я была его женой». Женой человека, для которого дом – тюрьма, которого влечет постоянно действующая могучая центробежная сила его души.Произведенный герменевтический анализ с использованием элементов мнемотехники можно закрепить графическим изображением сюжета и композиции лирического произведения, что в свою очередь позволит улучшить полученное знание и усилить эмоциональный фон понимания проблемы. При изучении литературы описанная нами техника обеспечивает очень глубокое понимание материала, поскольку методы запоминания предписывают создавать в воображении яркие образные иллюстрации для понятий и определений, что значительно увеличивает эффективность восприятия информации и, следовательно, повышает качество знаний обучающихся.Литература:Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики: Пер. с нем./Общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова.– М.: Прогресс, 1988.-704 с.