Развитие профессионального самосознания педагога


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие профессионального самосознания педагога
Автор: Кузьмина Анжелика Леонидовна

ГСУВОУ КСОШ им. Э.Г. Фельде
Развитие профессионального самосознания педагога
(психологический тренинг)
Исполнитель:
Кузьмина А.Л.,
социальный педагог
ГСУВОУ КСОШ
им. Э.Г. Фельде
г. Кемерово
Кемерово 2018
Содержание
1. Пояснительная записка ………………………………………………...…….. 3
2. Учебно- тематический план ……………………………………………….… 6
3. Содержание ………………………………………………………………….... 7
4. Список литературы …………………………………………………………. 16
5. Приложение ………………………………………………………………..... 18
Пояснительная записка
Психологический словарь дает определение самосознанию как осознанному отношению человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Самосознание выражается также и в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей, выступающей в качестве основания целесообразных действий и поступков. В его основе лежит способность человека отличать себя от своей собственной жизнедеятельности, возникающая в общении при формировании первичных (фундаментальных) способов человеческой жизнедеятельности [8, с. 19].
Образ Я — непременное условие каждого акта целеполагания. Представление о цели и путях ее достижения есть одновременно и представление о своих будущих действиях, о формирующихся в этих действиях способностях — о себе, уже добившемся своей цели, так или иначе изменившемся. При этом человек может и завышать, и занижать свои возможности; в первом случае он относит себя к тем, кто обладает нужными и престижными способностями, во втором — к тем, у которых этих способностей нет. Иногда о самосознании говорится как о высшей форме развития сознания. Однако и сознание человека (т. е. его сознательное отношение к миру) невозможно без осознания себя в своей жизнедеятельности, без эмоционально-смысловой оценки своих возможностей, без отношения к себе как к субъекту общественно значимой деятельности, в процессе которой каждый человек может сам изменять и развивать свои способности, самого себя. [5, с. 19].
Специфическими трудностями педагога являются проблемы понимания и взаимодействия не просто с другим человеком, а с развивающимся человеком, а также необходимость перестраивания типа педагогического мышления в условиях быстрых социальных изменений. [5, с. 69].
Очень важными являются часто встречающиеся трудности педагога в самоконтроле и самокоррекции своего труда, которые выражаются в следующем: недостаточная полнота и системность психологических знаний, недостаточная рефлексия и низкая критичность по отношению к себе, когда учитель не видит в самом себе причин, мешающих ему понять ученика или влиять на него, не умеет связать пробелы в обучении и воспитании учащихся с недостатками своей собственной работы. [5, с. 69].
Если трудности преодолеваются неконструктивным путем, задействующие только механизм психологической защиты, то в еще большей степени фиксируются ригидные установки и ценностные ориентации относительно своей личности, своей педагогической деятельности и общения. Напротив, конструктивное преодоление трудностей стимулирует гибкое изменение устаревших представлений о себе и своем труде и обеспечивает переход на более высокий уровень профессионального самосознания педагога. [5, с. 70].
Вышесказанное определило цель нашей программы: содействие педагогу в развитии всех подструктур профессионального самосознания.
Задачи:
Формировать стремление к самопознанию, осознанию собственной ценности.
Способствовать освоению приемов самодиагностики и способов самораскрытия.
Развивать рефлексивные и эмпатические навыки.
4. Способствовать развитию навыков коммуникативной компетенции в
области партнерского общения.
Основные методические средства, используемые в тренинге:
информирование;
анкетирование;
тестирование;
ролевая игра;
психологический анализ результатов анкет и тренинговые упражнения;
психогимнастические упражнения;
релаксационные этюды.
Условия реализации программы:
осуществляется одним ведущим с группой численностью 12-15 человек;
помещение изолированное и достаточно просторное, с возможностью свободного перемещения участников;
программа состоит из 7 занятий, продолжительностью до 1,5 ч.
оптимальный режим встреч — 1 раза в месяц.
Каждое отдельное занятие проходит в 3 этапа. Каждый этап — это специфическая по своему мотивационному содержанию психологическая ситуация.
1 этап — подготовительный (установление контакта, усиление мотивов ориентации на предстоящую деятельность).
2 этап — основной (мотивация хода выполнения работы, чередование материала различной трудности, закрепление навыков).
3 этап — заключительный (мотивация завершения, выход из деятельности с положительной установкой на дальнейшую работу).
Учебно-тематический план
Тема занятий
Кол-во часов
Формы работы
1 Занятие
1.5 часа
Групповое обсуждение,
индивидуально- ориентированные техники
2 Занятие
1.5 часа
Групповое обсуждение,
индивидуально- ориентированные техники
3 Занятие
1.5 часа
Групповое обсуждение,
индивидуально- ориентированные техники
4 Занятие
1.5 часа
Групповое обсуждение,
индивидуально- ориентированные техники
5 Занятие
1.5 часа
Групповое обсуждение,
индивидуально- ориентированные техники
6 Занятие
1.5 часа
Групповое обсуждение,
индивидуально- ориентированные техники
7 Занятие
1.5 часа
Групповое обсуждение,
индивидуально- ориентированные техники
Итого:
10.5 часов
Содержание программы
Занятие 1
Задачи:
- содействовать осознанию необходимости принятие правил и групповых норм;
- способствовать преодолению психологических барьеров, самораскрытие;
- развивать навыки социальной перцепции.
Упражнение Меня зовут… [1, с. 245].
Цель: подготовка группы к предстоящей совместной работе; создание соответствующей остановки и настроя.
2. Упражнение Поздороваться с комплементом. [14, с. 154].
Все участники встают в круг и здороваются, но не просто так, а с комплиментом.
3. Принятие правил и групповых норм:
- доверие, искренность в общении;
- безоценочность высказываний;
- внимание к чувствам;
- конфиденциальность;
- активность, постоянное участие в работе группы;
- принятие на себя ответственности за свое поведение.
4. Упражнение Взаимные презентации. [5, с. 107-108].
Участники разбиваются на пары. В течении десяти минут участники рассказывают друг другу о себе. Презентации будут происходить следующим образом: один из членов пары сидит на стуле, второй встает за его спиной, положив первому руки на плечи. Стоящий будет говорить от лица сидящего, называя себя именем своего партнера. В течение одной минуты, не больше и не меньше! – стоящий говорит, играя роль сидящего; если кто-то закончит раньше, участники молчат, пока не истечет отведенная на выступление минута. После этого любой член группы имеет право задать выступающему любые вопросы, на которые тот должен отвечать также от лица сидящего. Понятно, что вы можете и не знать истинного ответа на заданный вопрос, поэтому вам нужно понять, почувсвовать, как бы ответил бы ваш партнер. Тот, кого презентуют, не может вмешиваться и вынужден будет все время молчать.
Вопросы, которые задают участники группы и ведущий выступающему, начинаются с обращения к нему по имени человека, которого он презентует, и могут касаться самых разных тем, например:
Какие качества вы наиболее цените в людях?
Назовите ваше самое заветное желание.
Что вы цените в самом себе?
Предмет вашей гордости?
Чего бы вы хотели добиться в жизни? И т.п.
Упражнение завершается обсуждением чувств и мыслей участников. Можно использовать следующие вопросы:
Оцените успешность вашей презентации своего партнера.
Удалось ли твоему партнеру верно изложить сведения о вас?
Правильно ли он угадал ответы, которые давал от вашего имени?
Что вы чувствовали, когда ваш партнер не сумел уложиться в
отведенное время (замолчал раньше, чем закончилась минута)?
Получилось ли у вашего партнера стать вашим двойником?
5. Упражнение Портье. [14, с. 124].
Цель: научиться слышать друг друга в процессе общения и понимать аргументы другого человека.
6. Упражнение Создание рисунка по кругу. [14, с. 159].
Все сидят в кругу. У каждого участника чистый лист бумаги и ручки. За одну минуту все что-нибудь рисуют на своих листах. Далее передают свои листы соседу справа. Дорисовывают что-нибудь за одну минуту и опять передают соседу справа. Игра идет, пока лист не вернется к хозяину.
7. Подведение итогов занятия. Рефлексия. Заполнение анкеты.
Занятие 2
Задачи:
Способствовать изучению личностных и индивидуальных особенностей.
Развивать эффективные навыки общения.
Способствовать освоению приемов самодиагностики и способов самораскрытия.
Упражнение Поздороваться без слов. [14, с. 154].
Все участники встают в круг и здороваются, но не с помощью слов, а посредством каких-нибудь оригинальных или необычных приветственных жестов, но без физического контакта.
Упражнение Я люблю себя за то, что [1, с. 145].
Цель: снятие напряжения в группе; создание рабочей атмосферы.
Упражнение Шнуровка. [14, с. 98].
Упражнение Созвучие.
Все члены группы, встав спиной друг к другу, по сигналу руководителя начинают удаляться друг от друга в разные стороны. Они должны одновременно оглянуться, причем без какого-то сигнала, то есть они должны почувствовать тот момент, когда партнер хочет оглянуться, и сделать это. Затем они обмениваются ощущениями.
Методика Сюжет. [15, с. 9-11].
Инструкция: Нарисуйте на одном листе бумаги в общей композиции следующие элементы: дорогу, дом, изгородь, дуб, березу, мешок с яблоками, змею.
Анализ результатов.
Упражнение Составление рассказа. [14, с. 158-159].
Все сидят в кругу. Первый участник говорит одно предложение. Следующий добавляет свое. Игра идет, пока рассказ не придет к логическому концу.
Подведение итогов занятия.
Вербализация чувств. Заполнение анкеты участника тренинга.
Занятие 3
Задачи:
Развивать групповое взаимодействие, сплоченность.
Развивать умение работать в команде, эффективно взаимодействовать.
Развивать рефлексивные и эмпатические навыки.
1. Упражнение Поздороваться без слов – 2. [14, с. 55].
Все участники встают в круг и здороваются, но не просто так, а чтобы был физический контакт.
2. Упражнение Баржа. [14, с. 159].
Игра с мячом. Все встают в круг. Тот участник, у которого в руках находится мяч, начинает игру словами: Плывет к нам баржа и везет…. Нужно назвать предмет на какую-то конкретную букву (например б) и кинуть мяч кому-нибудь из круга. И так каждый по кругу повторяет фразу ,говорит свое слово на букву б и кидает мяч.
3. Упражнение Конференция. [14, с. 100].
Анализ упражнения.
Упражнение Катастрофа в пустыне. [5, с. 141].
Анализ упражнения.
Подведение итогов занятия.
Вербализация чувств. Заполнение анкеты участника тренинга.
Занятие 4
Задачи:
Способствовать повышению самооценки, осознанию собственной ценности.
Развивать социально- перептивные и коммуникативные способности.
Способствовать развитию навыков коммуникативной компетенции в области партнерского общения.
Упражнение Лучше всего я умею.
Упражнение проводится в кругу. Каждый поочередно говорит фразу: Лучше всего я умею.
Упражнение Проранжируйте ценности.
У участников специальные бланки со списками. Задача участников проранжировать жизненные ценности в соответствии с их значимостью. Для этого нужно поставить цифру 1 у самой важной ценности, цифру 2 – у второй по значимости и так далее до последнего, наименее важного для вас. Каждый участник работает самостоятельно с первым списком в течении 5 минут. Затем участникам предлагается проранжировать ценности из второго списка в соответствии с их значимостью для успешного педагога. После завершения индивидуального ранжирования участникам предлагается проранжировать эти ценности в подгруппах в течении 15 минут. Следующий этап упражнения – обсуждение первых 5 пунктов и 2 последних. Заканчивается упражнение подведением итогов.
Примерные вопросы к участникам:
Удовлетворены ли вы лично результатами прошедшего обсуждения? Объясните почему.
Появился ли в команде лидер?
Что именно в поведении лидера позволило ему заставить прислушаться к себе?
Принимали ли вы активное участие в обсуждении, если нет то, что помешало?
3. Упражнение Портье. [14, с.124].
4. Упражнение Ты мне нравишься тем… [1, с. 257].
Участники встают в круг. Каждый поочередно говорит фразу: Мне в тебе нравиться… и называет понравившееся качество (несколько качеств).
5. Подведение итогов занятия.
Вербализация чувств. Заполнение анкеты участника тренинга.
Занятия 5
Задачи:
Формировать стремление к самопознанию.
Совершенствовать навыки рефлексивной деятельности.
Способствовать развитию творческого потенциала.
1. Мы с тобой похожи тем, что…. [1, с. 257].
Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний. Число участников должно совпадать. Участники внешнего круга говорят своим партнерам фразу, начинающуюся со слов: Мы с тобой похожи тем, что…
2. Упражнение Испорченный телефон. [14, с. 103].
3. Методика Четыре персонажа.
Инструкция: Изобразите себя в образах четырех персонажей – растения, животного, неодушевленного предмета и человека. Мы не оцениваем художественные способности и портретное сходство, а хотим понять Вас и Ваши переживания. Рисунок человека не обязательно должен быть Вашим автопортретом – Вы можете изобразить человека любого пола и возраста, в любом историческом времени. Главное, чтобы он наилучшим образом важные для Вас особенности.
Анализ результатов.
4. Упражнение Атомы. [14, с. 162].
Участники становятся атомами, которые постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число назовет ведущий. После выполнения упражнения ведущий спрашивает: Как вы себя чувствуете? Все ли соединились с теми, с кем хотели?
5. Упражнение Микроскоп.
Каждый член группы по кругу называет одно личностное качество, которое не бросается в глаза, но тем не менее часто мешает в жизни. По желанию названные отрицательные качества переводятся членами группы в положительные. Например, медлительность – основательность.
6. Тест Образ мира.
Инструкция: Нарисуйте картину мира, то есть мир, его образ, как вы его себе представляете.
7. Подведение итогов занятия.
Вербализация чувств. Заполнение анкеты участника тренинга.
Занятие 6
Задачи:
Способствовать освоению приемов самодиагностики и способов самораскрытия.
Развивать навыки оценки внешних и внутренних особенностей человека.
Способствовать определению главнейших мировоззренческих позиций.
Упражнение Скажи приятное.
В упражнении предлагается начать работу группы с приветствия, которое определило бы положительный эмоциональный фон участников на день. Обсуждается, чье приветствие понравилось больше всего, почему.
Упражнение Ураган. [1, с. 250].
Упражнение Мой портрет глазами группы. [5, с. 114].
Анализ упражнения.
Методика Кто я. [5, с. 135].
Упражнение Личный герб и девиз. [5, с. 135].
Упражнение Ты молодец. [1, с. 257].
Все участники встают в круг и прощаются друг с другом, говоря при этом фразу: Ты молодец, потому что…
Подведение итогов занятия. Рефлексия. Заполнение анкеты.
Занятие 7
Задачи:
Способствовать активизации коллективного, интеллектуального потенциала для решения конкретной задачи.
Способствовать расширению диапазона возможностей в области психологии восприятия.
Формировать атмосферу эмпатийного общения.
Упражнение Приветствие. [14, с. 154].
Все участники должны встать и здороваться друг с другом, говоря при этом каждому пожелание. Но для каждого участника нужно придумать свое пожелание.
Упражнение Передача по кругу воображаемого предмета. [14, с. 155].
Упражнение Эмпатия.
Один из членов группы выходит из комнаты. Те, кто остались, характеризуют его, называя черты, свойства, привычки, но только положительные. Кто-то из группы ведет протокол, записывая автора и содержание высказывания. Через некоторое время приглашается участник, который вышел из комнаты и ему зачитывается все сказанное, не называя автора. Главная задача его определить, кто мог бы о нем такое сказать. Потом секретарь зачитывает, все высказывания, но уже с указанием автора.
Упражнение Без маски.
Все участники поочередно берут карточки, которые лежат на столе, и без подготовки продолжают высказывание, которое имеет начало на карточке. Группа прислушивается к интонациям, голосу, оценивает меру искренности. Если признано, что высказывание было искренним, то упражнение продолжает следующий участник. Если же группа признает, что оно было шаблонным, неискренним, участник делает еще одну попытку, но уже после всех.
Содержание незаконченных предложений:
Мне особенно не нравиться, когда…
Мне знакомо острое ощущение одиночества. Помню…
Мне очень хочется забыть, что…
Бывало, что близкие люди вызывали у меня почти ненависть. Однажды,
когда…
Однажды меня напугало то, что…
В незнакомом обществе я ощущаю…
Даже близкие люди иногда не понимают меня Однажды…
Помню случай ,когда мне, стало стыдно…
В особенности меня бесит то, что…
5. Упражнение Решительный разговор.
Все участники по очереди высказываются о том, какие качества в общении с людьми ему помогают, а какие мешают.
6. Упражнение На приеме у психолога.
Все участники делятся на пары (один – клиент, другой – психолог). Клиенты приходят к психологу на прием со своими проблемами, которые мешают нормальному общению дома или на работе, рассказывают ему об этом.
Психолог старается помочь. Потом клиент и психолог меняются местами. Психологом может быть и вся группа, если в паре не была оказана помощь.
Анализ упражнения
7. Упражнение Чемодан. [1, с. 261].
Это главное упражнение занятия, последнее для группы. Каждому участнику группа собирает чемодан. В этот чемодан собирают то, что по мнению группы, очень нужно человеку в общении с другими людьми. Обязательно учитывая те качества и характеристики, которые были выявлены в предыдущих упражнениях.
8. Подведение итогов занятия и всего тренинга.
Вербализация чувств. Заполнение анкеты участника тренинга.
Список литературы
1. Арбузова, Е. Н. Практикум по психологии общения [Текст] – СПб. : Речь, 2008. – 272 с.
2. Берн, Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотнощений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы [Текст] / Пер. с англ. – М.,1988. – С. 9-15.
3. Большаков, В. Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения [Текст] – СПб., 1994. – 360 с.
4. Вачков, И. В. Введение в тренинговые технологии. Психологическое сопровождения выбора профессии [Текст] / Под ред. Л. М. Митиной. - М. : Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. – С. 10-15.
5. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники [Текст]: учебное пособие. И. В. Вачков. – М. : Издательство Ось 89. 2000 –175 с.
6. Вачков, И. В. Психологический тренинг: методология и методика проведения [Текст] / 2 – е изд., перераб. – М. : 2010. – 560 с.
7. Завьялова, Ж. В. Путь тренера [Текст] – СПб. : Речь, 2002. С. 15-25.
8. Иванников, В. А. Основы психологии [Текст] – СПб. : Питер, 2010. С. 19-21.
9. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность [Текст] – М. : Смысл: Издательский центр Академия, 2006. – С. 15-30.
10. Личко, А. Е., Иванов, Н. Я. Диагностика характера подростка [Текст] – СПб. : ФАРМиндекс, 2001. – 223 с.
11. Лойшен Ш. Психологический тренинг умений [Текст] – СПб. : Питер, 2001. С. 30-45.
12. Парфилова, А.П. Тренинг педагогического общения [Текст]: учебное пособие для вузов / А. П. Панфилова. – М. : Академия, 2011. – 336 с.
13. Психогимнастика в тренинге [Текст] / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб. : Речь, 2000. С. 12-33.
14. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга [Текст] – СПб. : Изд-во Речь, 2007. – 224 с.
15. Рисуночные методики в исследовании личности [Текст]: Методические рекомендации – 2-е изд. / сост. А. П. Соловьева. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2004. – С. 9-11.
16. Сидоренко, Е. В. Терапия и тренинг по А. Адлеру [Текст] – СПб.: Речь, 2000. С. 20-35.
17. Сидоренко, Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию [Текст] – СПб. : Речь, 2011. – С. 45-51.
18. Сидоренко, Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности [Текст] – СПб. : Речь, 2002. – С. 12-17.
Приложение 1
Жизненные ценности
Список А
Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)
Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным, опытом)
Здоровье (физическое и психическое)
Интересная работа
Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материал затруднений)
Наличие хороших и верных друзей
Общественное признание (уважение товарищей по работе)
Познание (возможность расширения своего кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)
Познание (возможность расширения своего кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)
Продуктивная жизнь (максимально грамотное использование своих возможностей, сил и способностей)
Развитие (работа над собой, поэтапное физическое и духовное совершенствование)
Развлечения (приятное, необремененное времяпровождение, отсутствие обязанностей)
Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
Счастливая семейная жизнь
Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)
Творчество (возможность творческой деятельности)
Уверенность в себе (внутренняя, гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)
Ценности успешного педагога
Список Б
Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах)
Воспитанность (хорошие манеры)
Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)
Жизнерадостность (чувство юмора)
Исполнительность (дисциплинированность)
Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)
Непримиримость к недостаткам в себе и других
Образованность (широта знаний, высокая общая культура)
Ответственность (чувство долга, умение держать слово)
Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)
Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов
Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)
Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение предать другим их ошибки)
Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи и привычки)
Честность (правдивость, искренность)
Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)
Чуткость (заботливость)
Приложение 2
Анкета
участника тренинга
Дата занятия ___ _________ 201__ г.
1. Самое большое влияние на ход занятия, на мой взгляд, оказали: (называются какие-либо упражнения, другие моменты работы)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Я чувствовал (а) себя:
свободно 5 4 3 2 1 скованно
4. Рекомендации
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анкета
участника тренинга
Дата занятия ___ _________ 201__ г.
1. Самое большое влияние на ход занятия, на мой взгляд, оказали: (называются какие-либо упражнения, другие моменты работы)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Я чувствовал (а) себя:
свободно 5 4 3 2 1 скованно
4. Рекомендации
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2