"Экологическая пирамида"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Экологическая пирамида"
Автор: ШАМИЛОВА ЗАГРА ШАГАЕВНА

Конспект занятия по экологиив подготовительной группе"Экологическая пирамида"Программное содержание: развивать в детях умение видеть изменения, происходящие в природе весной, учить устанавливать взаимосвязь между весенними изменениями и повышением температуры воздуха. Познакомить детей с экологической пирамидой. Убедить детей в полезности всех видов животных и растений, взаимозависимости их друг от друга. Закрепить умение различать деревья по их листве: развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать. Воспитывать детей, способных понять природу, беречь ее, любить. Развивать в детях умение логически мыслить, правильно формируя выводы. Совершенствовать экологические знания.Материал к занятию: предметные картинки: насекомые, птицы, деревья,  лес. Мяч. Комнатные растения, заранее посаженная рассада.                                                        ХОД ЗАНЯТИЯ:(Дети встают в круг на ковре)ВОСПИТАТЕЛЬ:« Уж тает снег, бегут ручьи,В окно повеяло весною…Засвищут скоро соловьи,И лес оденется листвою!Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало.Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала»- О чем написано, ребята, это прекрасное стихотворение русского поэта Алексея Николаевича Плещеева?ДЕТИ: О весне.ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, о весне. Оно так и называется – «Весна». А до нас весна дошла? Какой сейчас идет месяц?ДЕТИ: Дошла. Апрель.ВОСПИТАТЕЛЬ: Сейчас мы поиграем в игру « У кого мяч, тот отвечает!»Какие признаки весны мы с вами наблюдаем?ДЕТИ: Снег потемнел, тает, стал рыхлым, мокрым. День становится длиннее, а ночь короче. Солнце греет теплее. Небо чаще бывает синее, кучевые облака. На реках начался ледоход. Деревья просыпаются, набухают почки. Можно услышать капель, увидеть проталины и т.д.ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, действительно, все эти явления природы происходят весной. Некоторые из них мы наблюдаем на прогулке. А в группе у нас есть уголок природы, наблюдая и работая в котором мы убеждаемся, что наши растения тоже радуются весне, чувствуют ее приход. Что мы заметили?(Дети подходят к уголку природы)ДЕТИ: Растения лучше растут, расцвела герань, листва ярко зелёного цвета, посажена рассада, птицы на улице стали больше и энергичнее щебетать.ВОСПИТАТЕЛЬ: Действительно,  усилился  рост  растений,  появилось много  новых   ростков,  некоторые   зацвели.  Но  вот  у нас   все  зелено,  а  на улице нет. Почему?ДЕТИ: Не хватает солнца, воды, тепла.ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, самое главное – на улице не хватает сейчас тепла. А как мы ухаживаем за растениями в уголке природы?ДЕТИ: Поливаем, рыхлим, рассаживаем, моем и протираем листву.ВОСПИТАТЕЛЬ: А если мы перестанем это делать? Что произойдет?ДЕТИ: Все завянет и погибнет.(Дети садятся на стульчики)ВОСПИТАТЕЛЬ: Все, что живет в уголке природы, зависит от нас. Растение не может само себя поить. Мы растим их  и обязательно должны  заботиться о  них,   ухаживать  за  ними.   А в природе дождь, солнце ветер сами поят и кормят растения и животных. Сама природа ухаживает за своими «детьми» - животными и растениями и дает им свет, тепло, воду.Послушайте загадку:« Весной веселит, летом – холодит,Осенью питает, зимой согревает» «В шубе летом, а зимой раздетый»« Дом со всех сторон открыт,Он резною крышей крыт.Заходи в зеленый дом,Чудеса увидишь в нем»«Он большой, густой, зелёныйПредставляет целый домВ нём найдут приют и птицыЗайки, волки и лисицы»- Что это?ДЕТИ: Лес.ВОСПИТАТЕЛЬ: А почему вы так решили?ДЕТИ: в лесу весной радостно, летом – прохладно, осенью лес кормит своих жителей семенами и плодами, зимой дровами (лесом) топят печки.ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, молодцы. Мы с вами уже знаем, что леса бывают разными: хвойными, лиственными, смешанными.Игра «С какого дерева листок?» У меня в вазах веточки деревьев из смешанного леса, а на доске вы видите изображения этих деревьев. Сейчас каждый из вас подойдет ко мне и возьмет по одному листочку. И отнесет этот листочек к тому дереву, на котором он растёт.(Воспитатель контролирует, как дети выполняют задание.)У кого были берёзовые листочки? Почему они так называются? (Аналогичная работа с другими листочками)ВОСПИТАТЕЛЬ: (обобщает) Молодцы! Вы хорошо знаете породы деревьев. А теперь давайте заглянем с вами в лес. (Показывает картину с изображением леса) На первый взгляд он кажется пустынным, одни деревья. На самом деле, если хорошенько присмотреться, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов. Они чирикают, щебечут, свистят, пищат, рычат. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело. И мы сейчас представим этот дом в виде высокой пирамиды, построим ее. Ребята, как вы думаете, без чего не может существовать все живое?ДЕТИ: Тепло, свет.ВОСПИТАТЕЛЬ: А что нам дает тепло, свет?ДЕТИ: Солнце.ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, солнце – основа жизни. (Ставит солнце в основание пирамиды). Что еще необходимо для роста и жизни растений, животных?ДЕТИ: Вода, почва (если затрудняются, задать наводящий вопрос – Откуда растут трава, деревья? – из земли.)ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, нужна почва и вода, т.е. почва с влагой (ставит почву). И тогда вырастет растительный мир (ставит деревья). Но растениям трудно размножаться, растения некому опылять и невесело в лесу без…ДЕТИ: Насекомых.ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, заселим лес насекомыми, которые питаются нектаром растений и опыляют их (ставит насекомых). И вдруг в лесу кто-то запел, защелкал, зачирикал. Кто же это?ДЕТИ: Птицы.ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, птицы. Заселим лес птицами (ставит птиц). Вот мы и составили с вами пирамиду жизни, многоэтажный огромный дом, в котором все этажи заселяли по очереди. И нельзя из этого дома никого выселить. Проверим это? Убираем солнце (или почву, деревья, насекомых, птиц) – рушим пирамиду. Катастрофы делать не будем. В природе все взаимосвязано, одно без другого жить не может. А вы подумайте и скажите, что будет, если убрать верхний этаж – птиц?ДЕТИ: Много разведется насекомых, которые съедят растения.ВОСПИТАТЕЛЬ: А если убрать насекомых?ДЕТИ: Некому будет опылять растения.ВОСПИТАТЕЛЬ: А если убрать растения?ДЕТИ: Останется голая земля, которая без растений тоже погибнет.ВОСПИТАТЕЛЬ: Хотим мы этого?ДЕТИ: Нет.ВОСПИТАТЕЛЬ: Оставим пирамиду жизни правильной, такой, какая она сейчас. И никогда ничего не будем разрушать в ней, ведь одно без другого в природе существовать не может. И постараемся всегда защищать и беречь все, что создано природой.Занятие мы закончим прослушиванием стихотворения Я. Аким «Береги свою планету»:« Есть одна планета-сад в этом космосе холодном.Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных.Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве зеленой,И стрекозы только тут в реку смотрят удивленно.Береги свою планету, ведь другой на свете нету»Молодцы, ребята, наше занятие окончено.